История создания. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание Немецкий средний танк PzKpfw IV Ausf. B на полигоне во время учений

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса.

«Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые, чудовищные машины ярко-жёлтой тигровой окраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.

Я таких ещё не видал, - говорит Никитин.

Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперёд. Его контур что-то напоминает мне. Но что?

- „Рейнметалл“! - выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжёлого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: - Тяжёлый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок…»

Так в своей книге «Записки советского офицера» вспоминает первую встречу с немецким танком Panzer IV в июньские дни 1941 года танкист Г. Пенежко.

Впрочем, под таким названием эта боевая машина была почти не известна бойцам и командирам Красной Армии. Да и теперь, спустя полвека после окончания Великой Отечественной войны, сочетание немецких слов «панцер фир» у многих читателей «Бронеколлекции» вызывает недоумение. Как тогда, так и сейчас этот танк более известен под «русифицированным» названием T-IV, нигде за пределами нашей страны не применяющимся.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надёжная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если лёгкие машины (Pz.I и Pz.II) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжёлые «собратья» - Pz.III и Pz.IV - как полноценные боевые танки. При этом Pz.III должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV - танка поддержки.

Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsf?hrerwagen - BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW - будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определённый резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулемётами. Компоновка закладывалась классическая - однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объём обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е. Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип - VK 2001 (Rh) - был оснащён ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжёлого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934–1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Gesch?tz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) - «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» - в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращённо Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое - Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

Прототип VK 2001 (Rh), 1935 год.

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в её боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемёта MG 34 калибра 7,92 мм (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырёх поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьёзных конструктивных изменений.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.A.

Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемёт в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.

До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Pz.IV Ausf.A, 1-я танковая дивизия, Польша, сентябрь 1939 года.

Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемёт (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него - бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.

Pz.IV Ausf.B, Восточный фронт, лето 1941 года.

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С - 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер - 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL 120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемёта. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.

Pz.IV Ausf.C

С октября 1939 по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемёт с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемёта. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940–1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Tp. - tropen - тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики.

Характерные особенности танка Pz.IV Ausf.D.

В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942–1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооружённые 105-мм гаубицами К18.

Pz.IV Ausf.D с 20-мм дополнительной бронёй корпуса в музее Абердинского полигона в США. Ведущее и направляющее колёса, заимствованные у более поздних модификаций (устанавливались, начиная с Ausf.F), по-видимому, появились при ремонте.

Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведён до 30 мм, а маска - до 35…37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50…95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемёта Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощённые ведущее и направляющее колёса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.

Кормовые части башен.

Pz.IV Ausf.E во дворе завода. Обращают на себя внимание 30-мм накладная броня корпуса и отбойник для отгибания антенны под стволом орудия.

Pz.IV Ausf.E

Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни - до 50 мм, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемёт при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48 %, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни.

Pz.IV Ausf.F1 на НИИБТПолигоне в Кубинке, 1947 год. Характерная деталь этой модификации - прямая лобовая плита с шаровой установкой курсового пулёмета.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.F1.

Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской «Матильды», так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.IV Ausf.F2, ещё 25 машин переоборудовали из F1.

Характерные особенности танка Pz.IV Ausf.F2.

Pz.IV Ausf.F2, захваченные Красной Армией, Северный Кавказ, декабрь 1942 года. Судя по внешнему виду машин, они, видимо, были брошены экипажами.

Вариант Pz.IV Ausf.G (изготовлено 1687 единиц), выпуск которого начался в мае 1942 и продолжался до апреля 1943 года, принципиальных отличий от машин модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкамерный дульный тормоз пушки. Кроме того, на большей части выпущенных машин отсутствовали приборы наблюдения в лобовом листе башни справа от пушки и в правом борту башни. Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих машинах варианта F2. Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-кг «восточными гусеницами» - Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой бронёй (её получили около 700 танков) и бортовыми экранами, что делало их почти не отличимыми от следующей модификации - Ausf.H. Один из серийных танков был переоборудован в прототип самоходного орудия Hummel.

Pz.IV Ausf.G

Pz.IV Ausf.G на НИИБТПолигоне в Кубинке. 1947 год. Эта машина (№ 83122) экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники по сей день.

Танки модификации Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колёс. Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На Ausf.H устанавливалась коробка передач Zahnradfabrik ZF SSG77, аналогичная применяемой в танке Pz.III. На командирской башенке была смонтирована зенитная установка пулемёта MG 34 - Fliegerbesch?tzger?t 41 или 42. На машинах последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30° к вертикали). До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Наконец, все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом. Эта версия Pz.IV стала самой массовой: с апреля 1943 по май 1944 года заводские цеха трёх фирм-производителей - Krupp-Gruson AG в Магдебурге, Vogtl?ndische Maschinenfabrik AG (VOMAG) в Плауэне и Nibelungenwerke в С.-Валентине - покинули 3960 боевых машин. При этом 121 танк был переоборудован в самоходные и штурмовые орудия.

По другим данным, изготовили 3935 шасси, 3774 из которых были использованы для сборки танков. На базе 30 шасси выпустили 30 штурмовых орудий StuG IV и 130 САУ Brummb?r.

Командирские башенки.

Pz.IV Ausf.G поздних выпусков. Об этом можно судить по приваренной дополнительной лобовой броне, противокумулятивным экранам и способу крепления запасных траков. Машина, однако, имеет двустворчатую крышку командирского люка. Бортовые экраны отсутствуют по причине установки «восточных гусениц» с насадками-уширителями. Крепление запасных катков на лобовой броне - нештатное. Танк из состава моторизованной дивизии «Фельдхернхалле (Feldherrnhalle), Восточный фронт, зима 1943/1944 года.

Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. В целом подобные предыдущему варианту танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод! Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трёх, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной ёмкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть танков имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке «Пантера».

Pz.IV Ausf.H (бортовые экраны не установлены).

За период с 1937 по 1945 год неоднократно предпринимались попытки глубокой технической модернизации Pz.IV. Так, один из танков Ausf.G в июле 1944 года оборудовали гидравлической трансмиссией. С апреля 1945 года собирались оснащать Pz.IV 12-цилиндровыми дизельными двигателями Tatra 103.

Самыми же обширными были планы пере- и довооружения. В 1943–1944 годах на танки модификации Н планировалось установить башню «Пантеры» с 75-мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров или же так называемую «тесную башню» (Schmalturm) с 75-мм орудием KwK 44/1. Построили и деревянную модель танка с этой пушкой, размещённой в стандартной башне танка Pz.IV Ausf.H. Фирма Krupp разработала новую башню с 75/55-мм пушкой KwK 41 с коническим стволом длиной 58 калибров.

Предпринимались попытки оснащения Pz.IV ракетным вооружением. Был построен прототип танка с пусковой установкой 280-мм реактивных снарядов вместо башни. Из стадии деревянной модели не вышла боевая машина, оснащённая двумя безоткатными 75-мм пушками R?cklauflos Kanone 43, размещёнными по бокам башни, и 30-мм МК 103 на месте штатной KwK 40.

С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf.H были переоборудованы в командирские - Panzerbefehlswagen IV (Sd.Kfz.267). Эти машины получили дополнительную радиостанцию FuG 7, которую обслуживал заряжающий.

Pz.IV Ausf.J, захваченный в г. Тата. Венгрия, март 1945 года. На машине установлены сетчатые бортовые экраны «типа Тома». (Thoma Sch?rzen).

Для частей самоходной артиллерии с июля 1944 по март 1945 года в цехах завода Nibelungenwerke 90 танков Ausf.J переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей - Panzerbeobachtungswagen IV. Основное вооружение на них сохранилось. Дополнительно же эти машины оснащались радиостанцией FuG 7, антенну которой легко узнать по характерной «метёлке» на конце, и дальномером TSF 1. Вместо штатной танки получили командирскую башенку от штурмового орудия StuG 40.

В 1940 году 20 танков модификаций С и D были переоборудованы в мостоукладчики Br?ckenleger IV. Работы велись в цехах заводов Friedrich Krupp AG в Эссене и Magirus в Ульме, при этом машины обеих фирм несколько отличались друг от друга по конструкции. По четыре мостоукладчика вошли в состав сапёрных рот 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий.

В феврале 1940 года два танка Ausf.C фирма Magirus переоборудовала в штурмовые мосты (Infanterie Sturmsteg), предназначенные для преодоления пехотой различных фортификационных препятствий. На месте башни был смонтирован раздвижной мост, конструктивно подобный пожарной штурмовой лестнице.

Pz.IV Ausf.J ранних выпусков. Почти полное внешнее соответствие модификации Н (единственное отличие - отсутствие бортового прибора наблюдения механика-водителя). Восточный фронт, 1944 год.

В рамках подготовки вторжения на Британские острова (операция «Морской лев») 42 танка Ausf.D оснастили оборудованием для подводного хода. Затем эти машины поступили в 3-ю и 18-ю танковые дивизии вермахта. Поскольку переправа через Ла-Манш не состоялась, боевое крещение они получили на Восточном фронте.

В 1939 году в ходе испытаний 600-мм мортиры Karl возникла потребность в подвозчике боеприпасов. В октябре того же года в опытном порядке для этой цели был переоборудован один танк Pz.IV Ausf.D. В специальном ящике, смонтированном на крыше моторного отделения, перевозились четыре 600-мм снаряда, для погрузки и выгрузки которых служил кран, размещённый на крыше передней части корпуса. В 1941 году в перевозчики боеприпасов (Munitionsschlepper) переоборудовали 13 машин Ausf.F1.

В октябре - декабре 1944 года 36 танков Pz.IV были переделаны в БРЭМ.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге «Бронетанковая техника третьего рейха» приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

Из книги Техника и вооружение 2001 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания Разработка боевой машины пехоты началась в СССР в 1960 г. К тому времени в достаточной степени были отработаны не только гусеничные, но и колесные варианты вездеходного шасси. Кроме того, в пользу колесного варианта говорила высокая оперативная

Из книги Бомбардировщик B-25 «Митчелл» автора Котельников Владимир Ростиславович

История создания В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитие БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы

Из книги Р-51 «Мустанг» автора Иванов С. В.

История создания В марте 1938 г. Авиационный корпус армии США разослал различным самолетостроительным компаниям техническое задание 38-385 на двухмоторный штурмовик-бомбардировщик. Был объявлен конкурс на лучшую конструкцию, обещавшую большие заказы. Фирма «Норт

Из книги Авиация и космонавтика 2013 05 автора

История создания «Одним из «чудес» войны было появление в небе Германии дальнего истребителя сопровождения («Мустанг») в тот самый момент, когда в нем возникла наибольшая потребность» - генерал «Хэп» Арнольд, главнокомандующий ВВС США. «По моему мнению. P-51 сыграл

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 автора Иванов С. В.

Су-27 история создания Рассказывая о ходе работ по проектированию будущего истребителя Су-27 нельзя не упомянуть о некоторых «промежуточных» вариантах, оказавших огромное влияние на компоновочную схему и окончательный вид самолета.Напомним читателям, что в 1971 году в КБ

Из книги Средний танк Т-28 автора Мощанский Илья Борисович

История создания К началу 1939 года в Советском Союзе остро встал вопрос создания современного истребителя. Потенциальные противники обзавелись новыми машинами Bf 109 и А6М Zero, в то время как советские ВВС продолжали летать на «ишаках» и «чайках».Все больше и больше

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1940 года.В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трёх странах - в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом,

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До наших дней сохранились только четыре экземпляра легкого танка LT vz.35 - в Сербии, Болгарии, Румынии и США. В наихудшем состоянии находится машина из военного музея в Софии - у нее полностью отсутствует вооружение, в наилучшем - танк в Военном музее на

Из книги Авиация и космонавтика 2013 11 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института

Из книги Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7 автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания ПрочностьПри проектировании самолета Су-27 ОКБ П.О. Сухого впервые столкнулось с интегральной компоновкой самолета, в которой несущими свойствами обладало не только крыло, но и фюзеляж. Это наложило определенные условия на конструктивносиловую

Из книги Бронеколлекция 1999 № 01 (22) Средний танк «Шерман» автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания Фото и СтадникаБоевая живучестьЕще в период создания боевых самолетов Су-2 и Су-6 в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны ОКБ П.О. Сухого накопило значительный опыт работ по обеспечению боевой живучести (БЖ) самолетов от огня

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

История создания В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников-БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем

Из книги Тяжелый танк ИС-2 автора Барятинский Михаил

История создания Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2. Эта ничем не выдающаяся боевая машина, тем не менее, стала этапной для американского танкостроения. В отличие от всех предшествовавших образцов, главным

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и

Из книги автора

История создания Заживо сгоревшим в танках посвящается... Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк

Из книги автора

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): "Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..

Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".

Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа.
Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась, составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская". Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".

Согласно положениям Версальского договора, Германии запрещалось строить танки и создавать бронетанковые войска. Однако немцы отнюдь не стремились досконально выполнять пункты соглашения, которое считали для себя унизительным. Поэтому ещё задолго до прихода к власти нацистов германские военные стали активно разрабатывать доктрину применения танковых частей в современной войне. Сложнее было реализовать теоретические наработки на практике, однако немцам удалось и это: широко известно, что на учениях и манёврах в качестве танков использовались макеты, построенные на базе автомобилей или даже велосипедов. А сами танки разрабатывались под видом сельскохозяйственных тракторов и испытывались за рубежом.

После того как власть перешла к нацистам, последовал отказ Германии от соблюдения условий Версальского договора. К этому времени бронетанковая доктрина страны оформилась уже довольно чётко, и дело было, образно говоря, за воплощением панцерваффе в металле.

Первые немецкие серийные танки: Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II — представляли собой машины, которые даже сами немцы воспринимали скорее как переходные к «настоящим» танкам. Pz.Kpfw I вообще считался учебным, хоть ему и довелось принимать участие в боевых действиях на территории Испании, Польши, Франции, Северной Африки и СССР.

В 1936 году в войска поступили первые экземпляры среднего танка Pz.Kpfw. III, вооружённого 37-мм противотанковым орудием и защищённого в лобовой и бортовой проекциях бронёй толщиной 15 мм. Эта боевая машина была уже вполне полноценным танком, соответствовавшим требованиям времени. Вместе с тем из-за небольшого калибра орудия она не могла бороться с укреплёнными огневыми точками и инженерными сооружениями противника.

В 1934 году армия выдала промышленности задание на разработку танка огневой поддержки, который должен был вооружаться 75-мм пушкой, имеющей в боекомплекте фугасные снаряды. Первоначально этот танк разрабатывался в качестве машины командира батальона, откуда и пошло его первое обозначение — BW (Batallionführerwagen). Работы над танком вели три конкурирующие фирмы: Rheinmetall-Borsig, MAN и Krupp AG. Лучшим был признан проект VK 20.01 фирмы «Крупп», однако к серийному производству он не был допущен из-за того, что в конструкции танка использовалась ходовая часть на рессорной подвеске. Военные требовали применения торсионной подвески, которая обеспечивала более плавное движение и лучшую проходимость боевой машины. Инженерам компании «Крупп» удалось достичь компромисса с Управлением вооружений, предложив использовать версию рессорной подвески с восемью сдвоенными опорными катками, практически полностью заимствованную у опытного многобашенного танка Nb.Fz.

Заказ на изготовление нового танка, получившего обозначение Vs.Kfz. 618, компания «Крупп» получила в 1935 году. В апреле 1936 года машину переименовали в Pz.Kpfw IV. Первые образцы «нулевой» серии выпускались на заводах Круппа в Эссене, а осенью 1937 года производство было перенесено в Магдебург, где начался выпуск модификации Ausf. A.

Pz.Kpfw. IV представлял собой машину классической компоновки с двигательным отсеком в задней части корпуса. Трансмиссия располагалась спереди, между рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Из-за особенностей компоновки поворотного механизма башня танка была смещена немного влево относительно продольной оси. Ходовая часть с каждого борта состояла из четырёх подрессоренных тележек с четырьмя катками на каждой из них. Ведущее колесо находилось спереди. Отметим, что на протяжении всей истории существования Pz.Kpfw IV в конструкцию ходовой части не вносилось существенных изменений.

Первая модификация машины, Pz.Kpfw. IV Ausf.A, оснащалась карбюраторным двигателем Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., расположенным ближе к правой части корпуса.

Бронирование корпуса модификации «А» составляло 20 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортовой и кормовой проекциях. Толщина брони башни составляла 30 мм в лобовой части, 20 мм в бортовой и 10 мм в кормовой части. Командирская башенка характерной цилиндрической формы находилась в корме башни посередине. Для наблюдения она была оснащена шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронированным стеклом.

Pz.Kpfw. IV Ausf.A вооружался 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L|24 и двумя пулемётами MG34 калибра 7,92 мм: спаренным с пушкой и курсовым, расположенным в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Сам бронелист имел изломанную форму. Наличие этого пулемёта, наряду с цилиндрической командирской башенкой, — отличительная черта первой модификации Pz.Kpfw. IV. Всего до июня 1938 года было выпущено 35 машин серии «А».

Pz.Kpfw. IV было суждено стать основной машиной немецких бронетанковых войск. Его последняя модификация производилась с июня 1944 по март 1945 года. Объём статьи не позволяет остановиться подробно на каждом изменении конструкции данного танка, поэтому вкратце рассмотрим основные модернизации и доработки, которые проводились немецкими инженерами на протяжении долгого пути «четвёрки».

В мае 1938 года начался выпуск версии Pz.Kpfw. IV Ausf.B. Главное её отличие от предыдущей версии заключалось в применении прямой бронеплиты в лобовой части корпуса и устранении курсового пулемёта. Вместо него в корпусе появилась дополнительная смотровая щель радиста и амбразура, через которую он мог вести огонь из личного оружия. Смотровые щели командирской башенки получили бронированные заслонки. Вместо 5-скоростной коробки передач стала применяться 6-скоростная. Поменялся и двигатель: теперь на Pz.Kpfw. IV начали устанавливать мотор Maybach HL120TR мощностью 300 л. с. Было усилено бронирование корпуса, и теперь в лобовой проекции корпуса и башни «четвёрка» была защищена 30 миллиметрами стали. Лобовая броня башни была несколько тоньше, её толщина составляла 25 мм. До октября 1938 года успели построить 42 машины данной модификации.

Серия Pz.Kpfw. IV Ausf.C получила новый двигатель Maybach HL120TRM. Этот двигатель, как и предыдущий, имел мощность 300 л. с. и устанавливался на все последующие модификации Pz IV. Модификация «С» выпускалась с апреля 1938 по август 1939 года. Следом за ней на конвейеры вышла серия «D», на которой снова начали использовать лобовую бронеплиту ломаной формы с курсовым пулемётом. С 1940 года лобовая броня Ausf.D усиливалась дополнительным 30-мм листом. В 1941 году на некоторые машины этой серии устанавливалась 50-мм пушка. Pz.Kpfw. IV Ausf.D строился в том числе в тропической модификации.

В танках серии «Е», производившихся с апреля 1940 года до апреля 1941-го, конструкторы продолжали наращивать броню. 30-мм лобовую броню корпуса дополнительно усилили плитой такой же толщины. Курсовой пулемёт теперь монтировался в шаровой установке. Незначительные изменения претерпела и форма башни.

Последней модификацией «четвёрки» с короткоствольной 75-мм пушкой стала версия «F». Теперь лобовая броня машины достигала 50 мм на корпусе и 30 мм на башне. С 1942 года танки серии Ausf.F начали оснащаться длинноствольной пушкой KwK 40 L/43 калибра 75 мм. В такой версии машина получила обозначение Pz.Kpfw. IV Ausf.F2.

С марта 1942 года начался выпуск модификации Pz.Kpfw. IV Ausf.G. Она не имела больших отличий от предыдущей версии танка. В поздних машинах этой серии применялись более широкие «восточные» гусеницы, дополнительная лобовая броня и бортовые экраны. Около 400 последних «четвёрок» серии «G» были вооружены 75-мм пушкой KwK 40 L/43, а с февраля 1943 года их стали оснащать пушкой 75 мм KwK 40 L/48. На базе Pz.Kpfw. IV Ausf.G был разработан прототип самоходного орудия Hummel.

С июня 1942 года начались работы над Pz.Kpfw. IV Ausf.H. Лобовая броня этого танка достигала 80 мм. По бортам устанавливались бронированные экраны толщиной 5 мм. На командирской башенке размещалась зенитная турель для 7,92-мм пулемёта. На танк наносилось покрытие из циммерита — материала, который затруднял закрепление на корпусе магнитных мин. В качестве основного вооружения на Pz.Kpfw. IV Ausf.H использовалась 75-мм пушка KwK 40 L/48.

С февраля 1944 года начался выпуск последней модификации «четвёрки» — Pz.Kpfw. IV Ausf.J. В этом танке отсутствовал мотор вращения башни, а поворотный механизм приводился в действие вручную. Была упрощена конструкция поддерживающих и опорных катков. Из-за установки экранов были убраны бортовые смотровые щели, ставшие бесполезными. Машины разных серий имели незначительные различия во внутреннем оборудовании.

В целом исследователи заслуженно считают Pz.Kpfw. IV наиболее универсальным немецким танком Второй мировой войны. Конструкторы заложили в него потенциал модернизации, достаточный для того, чтобы танк смог оставаться полноценной боевой единицей на протяжении всего периода своего существования. Об этом свидетельствует, помимо всего прочего, и то, что на вооружении ряда стран этот танк состоял вплоть до 60-х годов ХХ века.

Статьи по теме: