Противотанковые САУ Ferdinand. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд Вклад в культуру и историю

Здравствуйте, дорогие гости и постоянные читатели нашего сайта. Сегодня вашему вниманию представляется обзор тяжелого истребителя танков ПТ-САУ Ferdinand. Как правило мы узнаем краткую историю создания и применения боевой машины в годы войны, оценим её достоинства и недостатки, разберем тактику ведения боевых действий на полях сражений World of Tanks.

Историческая справка.

История создания данной ПТ-САУ заносит нас в 1942 год. Именно в этом году немецкое руководство поставило задачу создать тяжелый танк прорыва оборонительных сооружений. За проект взялись два известных конструкторских бюро. Это Хеншель и Порше. Весной 1942 года были продемонстрированы образцы танков, а уже летом было принято решение о серийном выпуске танков компании Хеншель. К тому времени Порше уже успел изготовить несколько десятков корпусов с шасси. Чтобы готовые изделия не пропадали даром, осенью того же года Гитлер отдал приказ на базе этих шасси изготовить тяжелые штурмовые орудия вооруженные мощным 88-мм орудием с длинной ствола в 71 калибр. Для ускорения работ по переделке к проекту присоединилась фирма «Алкетт», которая имела опыт постройки штурмовых орудий. Зимой 1942 года проект был готов и представлен к рассмотрению. В результате переделок пришлось отказаться от двигателей воздушного охлаждения, заменив их уже проверенными Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. В связи со смещением рубки в заднюю часть машины, двигатели разместили посередине, что «отрезало» механика-водителя и радиста от остальных членов экипажа. Масса машины достигала порядка 65 тонн. Поступило указание на выпуск 90 машин и формирования из них двух батальонов. Первые 29 изготовленных Ferdinandов поступили в распоряжение войск в апреле 1943 года, 56 - в мае, а остальные 5 передали в июне того же года. В это время войска полным ходом уже направлялись к линии фронта. Боевое крещение Ferdinand получил на Курской дуге. Однако проявить все свои качества так и не смог из-за некачественной разведки, минных полей и жестокого огня артиллерии, в связи с чем было потеряно большое количество машин. 11 штурмовых орудий было направлено в Италию в 1944 году для освобождения плацдарма от союзных войск, однако на мягком грунте эти огромные машины попросту увязали и вытащить их не было возможности из-за сильнейшего огня артиллерии. На Восточном фронте Ferdinand применялся преимущественно в 44-45 гг в операциях на территории Украины, Польши, Франции. Оставшиеся отремонтированные боевые машины принимали участие в защите Берлина и 1 мая 1945 года были захвачены советскими солдатами на площади Карла-Августа.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand - штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Предложения по тактике на Ferdinand.

Правильная и успешная игра на данной ПТ зависит от ключевых факторов. Это выбор правильного направления для продавливания обороны противника и максимально удобной позиции, которая позволит нам эффективно использовать сильные стороны: урон, бронепробиваемость и лобовую броню. Попадая в топ, мы грозная сила для команды противника. В середине и внизу списка Фердинанд поддерживает ТТ в наступлении. Эффективно проявляет себя орудие при стрельбе на средние и дальние дистанции. Имея отличную бронепробиваемость, мы способны поражать цели с минимальным для нас риском. Очень важно не подпустить к себе ЛТ или СТ. Закружить нас очень просто и в случае, если рядом не окажется союзника, 99% вероятность, что мы отправимся в ангар. В целом можно сказать, что игра на Феде имеет жесткий оборонительно-наступательный характер.

Перейдем к достоинствам данной ПТ-САУ. Здесь можно выделить крепкое лобовое бронирование, мощное 128-мм орудие с прекрасным уроном, пробитием и прочностью и достаточно хороший обзор. Небольшим плюсом можно считать попадание Феди в топ, хотя это происходит и не так часто.

Недостатки не так сладки. Приходится смириться с отсутствием всякого рода маскировки. Замечают нас дальше, ввиду больших габаритов, попадают чаще. Федя достаточно медлителен, из-за чего противник может вести огонь по нам с больших дистанций преимущественно с пробитием. Ну и извечная проблема большинства ПТ это слабо защищенные борта и корма.

При достижении экипажем 100% умений основной специальностью, первым перком для всех предпочтительно выбрать Ремонт. Второй перк индивидуален для каждого: командир - наставник; наводчик - плавный поворот башни; мехвод - король бездорожья; радист - радиоперехват; заряжающий - отчаянный. Далее на своё усмотрение. Можно выучить всем членам экипажа Боевое братство и далее усиливать конкретный параметр ПТ.

В качестве дополнительных модулей можно использовать: просветленную оптику, вентилятор и досылатель.

Набор расходников стандартен: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Расположение модулей.

В передней части ПТ комфортно расположились мехвод и радист. Их защищает плита в 200 мм. Уязвимое место НЛД. В задней части (в рубке) находятся заряжающие, наводчик и командир. Рубка так же хорошо защищена во лбу. По бокам боевого отделения расположили боеукладку.

Двигатель и топливные баки находятся внутри самоходки и разделяют членов экипажа.

Выводы.

Итак подведем итог всего выше сказанного. Докачавшись до Фердинанда, мы получили превосходную сбалансированную боевую единицу, которая в некоторых случаях в умелых руках способна тащить бой и изменять его ход в пользу союзников. Имея достаточно хорошее бронирование лба, мощное орудие с отличной точностью и пробитием, мы способны поражать самые бронированные цели. Причем делать это со средних дистанций с минимальным для себя риском. Позван все прелести этой ПТ-САУ, вы никогда не захотите продать её. Правильная игра и обдуманные действия приносят море удовольствия и позитива. Удачных боев!

Ferdinand - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» - слон. САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Конструктора Фердинанда Порше .

Ну а в игре Ferdinand или же «Федя» долгое время являлся Грозной Противотанковой-Сау VIII-ого уровня, но с появлением новых Пт-сау и появление альтернативы в развитии JPanter ll-утратил былое величие, а так же с появлением голдовых снарядов за серебро, Броня Фердинанда утратила былую мощь и зависит от жадности противника.

Характеристики танка Ferdinand

Начнем с ТТХ

Пушка у нас от Maus, но более точная и на целый выстрел в минуту скорострельней на 8-ом то уровне-это вам не «Хухры-мухры».

Итак, у нас есть Хороший Урон в минуту с отличной точностью, Разовый урон и неплохое бронирование.

НЛД, как и у всех танков, совершенно никчёмная, 20 мм пробивает и МС-1, корпус у нас от Tigr(p) и имеет 200 мм во лбу и по 80мм в щеках, что не очень. Хорошо и портит всю «Малину». Броня в рубке же просто Отличная-300мм, что пробьет не каждый и 10-ый Уровень на Базовых снарядах, Углов же в рубке никаких нет, поэтому всякая ГОЛДА залетает за раз не оставляя ни малейшего шанса на рикошет.

Но Фердинанд на то и есть, что Немецкий танк, чтобы использовать немецкий ромб, имея должную сноровку, можно доворачивать противником чуть Бортом, так сказать, Маня противника на выстрел в Борт рубки, что для нас и на руку, а потому что Углы в Бортах рубки, чуть ли не достигают 40°, и в ромбе они дают 100%-ый рикошет, а если у вас нету этой «Сноровки», то «Федя» обязательно вас научит, ибо никак.

Поэтому, нужно искать такие складки местности, которые будут прятать ваш Корпус и вытарчивала одна Рубка.
На открытых же картах Отличная точность даст вам пострелять из Инвиза(за пределами Круга обзора противника).
Направление же стоит выбирать обдуманно, танк у нас обделен скоростными качествами и сменить фланг будет очень проблематично.

Оборудование и экипаж на Фердинанд

Нужно обязательно ставить Досылатель, что прибавит ДПМ к танку с 2620 до 2920 Урона в Минуту.

Экипажу же стоит выкачать первым делом Лампочку и ремонт, а вторым Боевое Братство, что увеличит все характеристики танка, а именно точность и ДПМ(до 3050хр)

Если же вы захотите Полностью разогнать этот танк Доп. Пойком, то этого, категорически, не советую этого делать, потому что Двигатель у «Феди» спереди и работает, как и все немецкие танки, на Бензине, у которых повышена шанс возгорания, а именно 15%.

Итого, Танк да, устарел на фоне новых танков и Гонки вооружений, но некоторые ПТ-сау до сих пор могут позавидовать его орудию, напомню, От Мауса, и на просторах интернета до сих пор показывает заоблачные результаты, ПОЭТОМУ, Да, он старый, но совсем не бесполезный.

Толстая лобовая броня и пушка от тяжелого танка Maus делают эту ПТ-САУ важной фигурой на поле боя и позволяют возглавлять атаки на врага. Но расплачиваться за это приходится большим силуэтом, чрезвычайно низкой подвижностью и большой уязвимостью к атакам с бортов и с кормы.

Предшественник немецкой противотанковой САУ Jagdtiger

Модули

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(HP)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
Вес
(кг)
Цена
(|)
VIII 8,8 cm PaK 43 L/71 203/237/44 240/240/295 9.91 0.32 2.29 2562 112180
VIII 10,5 cm K 18 L/52 200/244/60 320/320/420 7.29 0.34 1.71 3000 116490
X 12,8 cm PaK 44 L/55 246/311/65 490/490/630 5 0.35 2.29 3480 310000

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Ferdinand в игре

Исследование и прокачка

Дерево модулей

Начальное состояние дерева при полной прокачке Jagdpanther

Исследуется на Jagdpanther за 72 630.

Перед пересадкой на Фердинанда желательно изучить все доступные модули, которые будут использоваться на нём — орудие 10,5 см K 18 L/52 и радиостанция FuG 12 . Это позволит новой машине стать намного эффективнее в начале игры.

Боевая эффективность

«Фердинанд» — очень опасная и серьёзная машина, которую уважают и боятся все без исключения. Сама по себе эта самоходка непроста в управлении, требует серьезного подхода к процессу и некоторых навыков в обращении с ПТ-САУ. Не прощает ошибок командира самоходки и оплошности врагов. Несмотря на свою неповоротливость, это важная фигура на поле боя, от которой ждут грамотных действий. В начале боя, когда идет отсчет времени, необходимо определиться с дальнейшим маршрутом. Следует выбирать узкие улочки и труднодоступные для маневров места, а также стараться выбирать непростреливаемые артиллерией противника укрытия. Важно занимать «узкие места» (тесные проходы, длинные городские улицы, ущелья), это позволит принимать снаряды противника на труднопробиваемую лобовую броню, а за время необходимое для сокращения дистанции с самоходкой и захода в борт, вы сможете его ощутимо «покусать» или уничтожить. Полезно будет найти себе напарника, который в случае чего не даст какому-нибудь назойливому СТ добраться до уязвимых бортов и кормы Фердинанда.

  • Лобовое бронирование корпуса и рубки из бронеплит толщиной 2*100 мм, хотя и имеющее несколько уязвимых мест.
  • Неплохой запас прочности.
  • Точное и эффективное топовое орудие.
  • Низкая маневренность и динамика.
  • Недостаточный обзор.
  • Слабая маскировка ввиду больших габаритов.
  • Нерациональный угол наклона бронеплит, близкий к 90°. -> Редкие рикошеты.
  • Слабое бронирование высоких бортов, вдоль которых расположены бензобаки и боеукладка.

Оборудование и снаряжение

Оборудование:

Вариант 1: Тяжелое штурмовое орудие, наступательная тактика

Применяемая тактика:

  • В случае появления в середине или конце списка - поддержка атаки группы ТТ. Следование во «втором эшелоне», на некотором удалении от первого тяжелого танка. Ведение огня по «засветке» впереди идущих танков.
  • В случае появления в верхней части списка - следование во главе атакующей группы в качестве тяжелого танка, использование естественных укрытий от огня АРТ САУ на маршруте движения, ведение огня с коротких остановок.

При применении данной тактики, в первую очередь необходимы комплексное (пусть и незначительное) повышение динамических характеристик, точности огня, скорострельности (за счёт улучшенной вентиляции), скорости ремонта (в маневренном бою время ремонта сбитой гусеницы может сыграть решающую роль), а также дальности обзора в движении.

Вариант 2: Тяжелая противотанковая САУ, оборонительная тактика

Применяемая тактика:

  • В случае появления в середине или конце списка - в начале боя отстрел «светляков» — разведчиков, преимущественно СТ. В середине и ближе к концу боя — засады на флангах, в укрытиях от огня АРТ САУ, помощь в ликвидации прорывов групп ТТ.
  • В случае появления в верхней части списка - т.н. «продавливание обороны» — следование во главе атакующей группы в качестве тяжелого танка, от рубежа к рубежу, с периодическими длительными остановками (необходимы для «включения» стереотрубы, и обозревания местности впереди на наличие обороны/контратаки противника).

При применении данной тактики, в первую очередь необходимы повышение скорострельности, дальности обзора (до максимальных значений — 500м) и защиты от ОФ снарядов.
Снаряжение :

Стандартный набор немецкого танка:

Боекомплект

При использовании любой пушки рекомендуется брать не менее 10 ОФ снарядов. Для 88 и 105 мм пушек они будут подспорьем в борьбе против танков 9-10 уровня, и для 128 мм — гарантией стопроцентного уничтожения любой артиллерийской САУ с одного выстрела. Также, ОФ снаряды необходимы в ситуациях, когда нужно во чтобы то ни стало «сбить» захват своей базы — ББ может не пробить или отрикошетить, а времени для повторного выстрела может уже не быть.

  • 8,8 см PaK 43 L/71 .

Развернуть

Снаряд Тип Калибр
(мм)
Бронепробиваемость
(мм)
Урон
(HP)
Радиус разлёта осколков
(м)
Цена
(|)
Pzgr 39 ББ 88 99-254 165-275 252
Pzgr 40 БП 88 128-296 165-275 10
Sprgr 18 ОФ 88 33-55 203-338 1,40 252
  • 10,5 см K 18 L/52 .

Развернуть

Снаряд Тип Калибр
(мм)
Бронепробиваемость
(мм)
Урон
(HP)
Радиус разлёта осколков
(м)
Цена
(|)
Pzgr 39 L ББ 105 150-281 240-400 1030
Pzgr 40 БП 105 183-358 240-400 10
Sprgr L ОФ 105 45-75 315-525 1,99 650
473-788 2,95 935

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. Настоящее название орудия 8,8 см PaK 43 L/71 - 8,8 см PaK 43/2 L/71 .
  2. Двигатели воздушного охлаждения Porsche Typ 100/1 , Porsche Typ 100/3 , Porsche Deutz Typ 180/2 никогда не устанавливались на ПТ-САУ Фердинанд. Двигатель Porsche Typ 101 применялся на VK4501(P), прародителе «Фердинанда». От них пришлось отказаться, так как они были крайне ненадёжны и не были крупносерийными. Вместо них установили надёжные и проверенные двигатели Maybach HL 120TRM , стандартный двигатель StuG III, PzKpfw IV.
  3. В реальности при установке в «Фердинанд» орудия 12,8 cm PaK 44 L/55 со лба рубки снимали дополнительный лист бронирования (толщина 100 мм) из-за перегрузки ходовой части.

Галерея скриншотов

Оценка Ferdinand

  • - Эта ПТ-САУ способна решать исход битвы в умелых руках.
  • - Отличное лобовое бронирование корпуса и рубки.
  • - Высокоточные немецкие орудия позволяют регулярно получать эту медаль.
  • Коса cмерти - За высокий урон орудия 12,8 см PaK 44 L/55.
  • - Высокая бронепробиваемость орудия позволяет пробивать технику практически любого уровня.

Уже во время ведения боевых действий на Восточном фронте немецкая армия столкнулась с превосходными советскими танками КВ и Т-34. Они заметно превосходили имеющиеся на то время немецкие аналоги. Поскольку уступать немцы не собирались, в конструкторские бюро многих немецких компаний поступили заказы на создание нового типа техники - тяжелого истребителя танков. Этот заказ впоследствии и стал началом сотворения такой машины, как "Фердинанд", или "Элефант".

История создания машины

Опыт боев на Восточном фронте показал, что многие немецкие танки из серии Pz уступают по своим характеристикам советским боевым машинам. Поэтому Гитлер приказал немецким конструкторам начать разработку новых тяжелых танков, которые должны были сравниться или даже превзойти танки Красной Армии. Этим занялись две большие фирмы - "Хеншель" и "Порше". Прототипы машин от обеих компаний были созданы в кратчайшие сроки и 20 апреля 1942 года представлены фюреру. Ему так понравились оба прототипа, что он распорядился серийно выпускать обе версии. Но в силу ряда причин это было невозможно, поэтому решили выпускать только модель фирмы "Хеншель" - VK4501 (H), которая впоследствии стала известна как Pz.Kpfw VI Tiger. Версию конструктора Фердинанда Порше - VK 4501 (P) - решили оставить как запасной вариант. Гитлер приказал построить всего 90 машин.

Но выпустив лишь 5 танков, "Порше" прекратил их производство по приказу фюрера. Два из них впоследствии переделали в ремонтные машины Bergerpanzer, а три получили стандартное вооружение - пушку калибра 88 мм. KwK 36 L/56 и два пулемета MG-34 (один спаренный с орудием, а второй - курсовой).

Примерно в это же время появилась еще одна необходимость - в истребителе танков. При этом требовалось, чтобы машина имела лобовую броню в 200 мм толщиной и пушку, способную бороться с советскими танками. Имеющиеся на то время немецкие противотанковые средства немцев были либо неэффективными, либо откровенно сымпровизированными. При этом ограничение по весу будущей САУ составляло 65 тонн. Поскольку прототип Порше проиграл, конструктор решил использовать свой шанс. Он попросил фюрера достроить запланированные 90 шасси как раз для использования их как базы будущей установки. И Гитлер дал добро. Именно эта работа конструктора и стала машиной, которая стала известна как танк "Фердинанд".

Процесс создания и его особенности

Итак, 22 сентября 1942 года министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер приказал начать создание необходимой армии боевой машины, которая первоначально носила название 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (Р) SdKfz 184. В процессе работы название меняли несколько раз, пока наконец-то танк не получил официальное имя.

Машину проектировали фирма "Порше" совместно с заводом "Алкетт", расположенным в Берлине. Требования командования были таковыми, что САУ должна была использовать противотанковую пушку Pak 43 калибра 88 мм. Она обладала большой длиной, поэтому Порше составил компоновку таким образом, что боевое отделение располагалось в задней части танка, а двигатель - в средней. Корпус был модернизирован - в него добавили новые станины для двигателя и установили переборку, призванную остановить пожар внутри машины, если будет такая необходимость. Переборка разделяла боевое и силовое отделения. Шасси, как уже говорилось, было взято из прототипа тяжелого танка VK 4501 (P), ведущим колесом являлось заднее.

В 1943 году танк был готов, и Гитлер распорядился начать его выпуск, а также присвоил машине имя "Фердинанд". Танк, очевидно, получил это имя как знак уважения конструкторскому гению Порше. Решили производить машину на заводе "Нибелунгенверке".

Начало серийного производства

Изначально планировалось выпустить 15 машин в феврале 1943 года, еще 35 - в марте - и 40 в апреле, то есть проводилась стратегия наращивания производства. Изначально все танки должен был выпускать "Алкетт", но затем это дело перепоручили "Нибелунгенверке". Это решение было вызвано рядом причин. Во-первых, для перевозки корпусов САУ были необходимы больше железнодорожные платформы, а все они на тот момент были заняты доставкой танка "Тигр" на фронт. Во-вторых, корпуса VK 4501 (P) переделывались медленнее, чем требовалось. В-третьих, "Алкетту" пришлось бы переналадить производственный процесс, так как в тот момент на заводе велась сборка противотанковых машин StuG III. Но "Алкетт" все же поучаствовал в сборке машины, отправив в Эссен, где находился поставщик рубок - завод Krupp - группу слесарей, имевших опыт сварки башен для тяжелых танков.

Сборка первой машины началась 16 февраля 1943 года, а уже к 8 мая были готовы все запланированные танки. 12 апреля одна машина была направлена на прохождение испытаний в Куммерсдорф. Впоследствии состоялся смотр техники в Рюгенвальде, где и был показан первый "Фердинанд". Обзор танка вышел удачным, и машина понравилась Гитлеру.

Как заключительный этап производства была проведена комиссия Heeres Waffenamt, и вся техника ее успешно прошла. Ее обязаны были пройти все немецкие танки Второй мировой войны, "Фердинанд" в том числе.

Самоходка в бою

Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк "Фердинанд" применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта - в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.

В целом можно сказать, что "Фердинанд" прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк "Фердинанд", фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.

В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.

Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но "Фердинанд", танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.

Из более значительных изменений - провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.

Успехи машин и результаты сражения

Как уже было упомянуто, на Курской дуге сражались два дивизиона, которые были созданы специально для того, чтобы использовать танк "Фердинанд". Описание боевых действий в отчетах гласит, что оба дивизиона, воевавшие в составе 656 танкового полка, за время боев на Курской дуге уничтожили 502 танка противника всех типов, 100 орудий и 20 противотанковых пушек. Таким образом можно увидеть, что Красная Армия понесла в этих боях серьезные потери, хоть и проверить эту информацию не представляется возможным.

Дальнейшая судьба машин

Всего уцелело 42 "Фердинанда" из 90. Поскольку конструктивные недостатки требовали исправления, их отправили на модернизацию в Сан-Пельтен. Туда же вскоре пришли и 5 поврежденных самоходок. Всего реконструировали 47 машин.

Работы велись на все том же "Нибелунгенверке". До 15 марта 1944 года было готово 43 "Элефанта" - так теперь называли эти машины. Чем же они отличались от своих предшественников?

В первую очередь - удовлетворили просьбу танкистов. В переднюю часть рубки установили курсовой пулемет - танковый MG-34 на шаровидной установке. В том месте, где располагался командир самоходки, установили башенку, которая прикрывалась одностворчатым люком. Башенка обладала семью фиксированными перископами. Усилили дно в передней части корпуса - туда поставили бронеплиту толщиной 30 мм для защиты экипажа от противотанковых мин. Несовершенная бронемаска орудия получила защиту от осколков. Изменилась конструкция воздухозаборников, на них появились бронекожухи. Перископы водителя оснастили солнцезащитными козырьками. Усилили буксирные зацепы в передней части корпуса, на борта поставили крепления для инструментов, которые можно было использовать для маскировочной сетки.

Изменения коснулись и ходовой: она получила новые гусеницы с параметрами 64/640/130. Изменили систему внутренней связи, добавили крепления для дополнительных пяти снарядов внутри рубки, поставили в задней части и на бортах боевой рубки крепления для запасных траков. Также весь корпус и его нижняя часть были покрыты циммеритом.

В таком виде самоходки широко использовались в Италии, отражая наступление союзных войск, а в конце 1944 были переброшены обратно на Восточный фронт. Там они сражались на Западной Украине, в Польше. О том, как сложилась судьба дивизионов в последние дни войны, единого мнения нет. Тогда они были прикомандированы к 4-й танковой армии. Предполагают, что они воевали в районе Цоссена, другие утверждают, что в горных областях Австрии.

В наше время осталось всего два "Элефанта", один из которых находится в танковом музее в Кубинке, а другой - в США, на полигоне Абердина.

Танк "Фердинанд": характеристики и описание

В целом конструкция этой самоходной артиллерийской установки была удачной, отличаясь лишь незначительными недостатками. Стоит внимательнее рассмотреть каждую из составных частей, чтобы оценить боевые возможности и эксплуатационные качества трезво.

Корпус, вооружение и оборудование

Боевая рубка представляла собой четырехгранную пирамиду, усеченную сверху. Она производилась из цементированной морской брони. По техническим требованиям лобовая броня рубки достигала значения 200 мм. В боевое отделение устанавливалась противотанковая 88 мм пушка Pak 43. Ее боекомплект составлял 50-55 выстрелов. Длина пушки достигала 6300 мм, а вес - 2200 кг. Орудие стреляло различными типами бронебойных, фугасных и кумулятивных снарядов, которые успешно пробивали почти любой советский танк. "Фердинанд", "Тигр", поздние версии StuG оснащались именно этим орудием или же его модификациями. Горизонтальный сектор, который мог обстреливать "Фердинанд" без поворота шасси, - 30 градусов, а угол возвышения и склонения орудия был 18 и 8 градусов соответственно.

Корпус истребителя танков был сварным, состоящим из двух отделений - боевого и силового. Для его изготовления использовались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Лобовая броня корпуса изначально составляла 100 мм, позже ее усилили дополнительными бронепластинами. В силовом отделении корпуса находился двигатель и электрогенераторы. В кормовой части корпуса расположили электродвигатель. Чтобы комфортно управлять машиной, место механика-водителя оборудовали всем необходимым: приборами контроля двигателя, спидометром, часами и перископами для осмотра. Для дополнительной ориентации в левой части корпуса имелась смотровая щель. Слева от механика-водителя находился стрелок-радист, который обслуживал радиостанцию и вел огонь из пулемета. На САУ этого типа ставились рации моделей FuG 5 и FuG Spr f.

Задняя часть корпуса и боевое отделение вмещали остальной экипаж - командира, наводчика орудия и двух заряжающих. Крыша рубки имела два люка - командирский и и наводчика - которые были двустворчатыми, а также два небольших одностворчатых люка для заряжающих. Еще один большой люк круглой формы был сделан сзади рубки, он предназначался для загрузки боекомплекта и входа в боевое отделение. В люке была небольшая бойница для защиты самоходки сзади от противника. Следует сказать, что немецкий танк "Фердинанд", фото которого сейчас можно легко найти, очень узнаваемая машина.

Двигатель и ходовая часть

В качестве силовой установки использовались два карбюраторных двигателя с жидкостным охлаждением Maybach HL 120 TRM, двенадцатицилиндровые верхнеклапанные установки мощностью 265 л. с. и рабочим объемом 11867 куб. см.

Шасси состояло из троих тележек двухколесного строения, а также направляющего и ведущего колеса (один борт). У каждого опорного катка была независимая подвеска. опорные катки имели диаметр 794 мм, а ведущее колесо - 920 мм. Гусеницы были одногребневыми и одношкворневыми, сухого типа (то есть траки не смазывались). Длина опорной области гусеницы - 4175 мм, колея - 2310 мм. В одной гусенице было 109 траков. Для улучшения проходимости можно было установить дополнительные антипробуксовочные зубцы. Выполнялись гусеницы из сплава марганца.

Покраска машин зависела от местности, в которой велись боевые действия, а также от времени года. По стандарту их окрашивали оливковой краской, на которую иногда накладывали дополнительный камуфляж - темно-зеленые и коричневые пятна. Иногда использовали трехцветный танковый камуфляж. Зимой применялась обыкновенная смываемая белая краска. Такой тип окраски не регламентировался, и каждый экипаж красил машину по своему усмотрению.

Итоги

Можно сказать, что конструкторам удалось создать мощное и эффективное средство борьбы со средними и тяжелыми танками. Немецкий танк "Фердинанд" не был лишен недостатков, но его преимущества перекрывали их, поэтому неудивительно, что самоходки очень берегли, использовали только в значимых операциях, избегая их эксплуатации там, где без этого можно было обойтись.

Немецкая пт-сау Фердинанд. История создания истребителя танков Ferdinand. Гайд по танку Ferdinand.

Сегодня мы публикуем в Танкопедии новый видео гайд о немецкой технике восьмого уровня - ПТ-САУ Фердинанд.

«Фердинанд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» (нем. Elefant - слон), 8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является самым известным представителем класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» , видео-гайд которой мы посмотрим ниже, была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. В Красной армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

Смотреть Гайд - Ferdinand

Статьи по теме: