Прибрам языки мозга. Альтернативная наука. Предисловие редактора русского издания

Т.Л. Осборн

Лучшее в жизни

Аннотация

Т.Л. Осборн

В мире, полном разнообразных психологических идей, жизнь и книги доктора Т.Л. Осборна выразили то, что не смогло выразить ни одно человеческое философское или психологическое учение. Данная книга, в которой вы найдете потрясающее по силе и глубине, и в то же время простое послание, явилась результатом служения миллионам людей в развивающихся и развитых странах мира на протяжении более сорока лет. В течение четырех с лишним десятилетий его аудитория более чем в 70 странах насчитывала от 20 до 250 тысяч человек, а порой и более.

Т.Д. Осборн и его жена Дейзи проповедовали Евангелие, обращаясь к людям практически всех основных религий и культур свободного мира.

Доктор Осборн не претендует на то, чтобы быть ученым-философом или психологом. То, что он проповедует, является результатом многолетней практики его общения с людьми.

Он говорит: «Идеи только тогда полезны, когда они приносят благо людям и служат на пользу человеческим потребностям. Они должны подсказывать решения и работать в реальных жизненных ситуациях».

Опыт и знания Т.Д. Осборна, делясь которыми, он открывает людям секреты счастья и успеха, получили международное признание. Он проповедует как через переводчиков, так и непосредственно обращаясь к людям на французском, испанском или английском языках. Его проповеди наполняют жизнь многих скептиков новым смыслом и вносят свежую струю в духовную жизнь тех, кто уже является верующим.

Соприкасаясь с многообразием человеческих культур, делясь принципами жизни с различными, зачастую настороженными и даже враждебно настроенными аудиториями с большой дипломатичностью, доктор Осборн выработал в себе необычайную способность понимать людей. Он обладает необыкновенным талантом убеждать людей стремиться к лучшему в жизни.

Его репутация человека, поднимающего людей, представляется еще более впечатляющей, если учесть его приверженность здравому смыслу и практичности.

Высокая чувствительность и тонкое восприятие человеческих эмоций и потребностей, свойственные доктору Осборну, находят свое отражение в его книгах, а также аудио- и видеоматериалах, и выделяют его среди философов и проповедников.

Принципы, которые он провозглашает, не были заимствованы из книг. Они подтверждены огромным жизненным опытом.

Доктор Осборн является одновременно и учеником, и учителем. Он - верующий человек, жизнь которого представляет собой постоянно раскрывающееся чудо, волнующее воображение приключение. В этом заключается секрет его энтузиазма и неизменно положительного отношения к жизни.

Когда я читал рукопись книги доктора Осборна, я ощущал огромную важность истин, изложенных в ней. Эта книга призывает обрести новое понимание мира и новую радость и показывает пути их достижения. Его книга открывает нам процесс психологического и духовного перехода от нашей «естественной» природы к «божественной».

Миллионы людей слышали этого человека. По всему миру множество людей свидетельствуют о том, что эти принципы действенны.

Нет сомнений в том, что семь великих принципов, изложенных в этой книге, могут чудесным образом изменить и вашу жизнь.

Карл Р. Петерсон, доктор медицины,

Магистр философии

Раздел 1

Господь Сделал вас Необыкновенными

Секрет длительностью в 60 секунд. День первый

Часть 1

Вы прекрасны в глазах: Господа

Первый секрет, которым я поделюсь с вами, легко постичь. Вместе с тем он настолько важен, что благодаря ему в вашей жизни начнут происходить чудеса, которых вы ожидаете, прямо во время чтения этой книги.

Вы посмотрите на то, что казалось до сих пор невозможным, и скажете: «Теперь я знаю, что нужно делать. Я знаю, что нужно говорить. Я знаю, как решить свои проблемы и стать победителем!»

Вы на пороге судьбоносных перемен.

Почему именно ВЫ были избраны, чтобы принять эту истину, возвысившую десятки тысяч людей по всему миру?

Вот что мог бы сказать Господь:

«Я люблю тебя. Я создал самое лучшее, когда Я создал тебя. Я дорого заплатил за тебя, и ты стоишь ровно столько, сколько я заплатил за тебя! Я предназначил самое лучшее для тебя!»

Когда я буду открывать вам первый секрет, я призываю вас стать похожим на Томаса Эдисона. Кто-то однажды спросил у него, как ему удалось подарить миру так много изобретений. На это Эдисон ответил: «Дело в том, что я мыслю не словами, а образами».

Итак, позвольте вашему воображению свободно парить.

Секрет номер один

Вы созданы по образу Божьему, чтобы быть подобными ему, представлять его на земле. Вы созданы для жизни и любви, для силы и процветания, для успеха и

достоинства.

Господь не сотворил ничего второсортного. Все Его творения совершенны. Он создал вас уникальными. Вы исключительны, вы единственны и неповторимы.

Прежде чем вы родились, вы уже существовали в Божьем замысле. Он знал, что вы понадобитесь миру именно в это время. Вы пришли на землю с особой целью, которую никто, кроме вас, не может исполнить. Никто на земле не может сделать то, для чего вы находитесь здесь.

Часть 2

Каждый человек значителен

На одно из наших собраний, проходивших за рубежом, привели психически больного человека. В тот день пятьдесят тысяч человек собрались, чтобы послушать наше учение.

Об этом человеке было известно, что он был буйно помешанным. Его волосы и борода были лохматыми, длинными и полны вшей. Его тело было грязным, а лохмотья одежды едва прикрывали наготу.

Господь никогда не создавал людей для того, чтобы они были бы лишены способности думать и действовать нормально, пребывая в стыде и унижении.

Когда я сеял в умы людей идеи-семена о человеческой ценности, я еще не знал, что среди присутствующих находился сумасшедший.

Чудесная сила сокрыта в истине. Я верю, что слова - это семена Они делают реальным то, что они означают. Они заряжают энергией.

Я обратился к аудитории и сказал:

«Каждый из вас создан по Божьему образу, прекрасным и чудесным. Каждый из вас обладает неповторимой индивидуальностью. Вы не должны влачить жалкое существование. Каждый из вас уникален. Бог, создавший вас по Своему подобию, дал каждому цель, настолько особую, что никто на земле, кроме вас, не может выполнить вашей работы».

Слова-семена обладают огромной силой.

В Библии есть замечательный отрывок, свидетельствующий о силе слов Иисуса.

«Когда Он учил, сила Господня являлась в исцелении больных» (Луки 5:17)

Именно это произошло и с психически больным, которого привели на наше собрание в тот день.

Я призывал всех собравшихся принять тот факт, что каждый из них является особым Божьим творением. Я убеждал их поверить, что в сотрудничестве с Господом каждый может обрести лучшее в жизни.

Чудесным образом эти семена истины нашли путь к сердцу того больного. Его ум исцелился, и вся его жизнь совершенно преобразилась.

К концу наших собраний этот человек стал совершенно здоров. Он уже был чисто вымыт, аккуратно подстрижен и носил костюм. Он посещал каждое собрание, слушал проповеди, познавал истину и стал удивительно уравновешенным человеком.

Сила истин, которыми я поделюсь с вами в этой книге, преобразила его - из напуганного, безумного и полуобнаженного человека он превратился в ухоженного и аккуратно одетого. Он нашел хорошую работу и стал положительно влиять на окружающих. Этот человек - живой пример того, как человек способен подняться из пустоты к жизни, наполненной смыслом.

Ни один человек не создан, чтобы сносить унижения. Господь никогда не хотел, чтобы кто-то был больным, несчастным и одиноким, чтобы шел по гибельному пути.

Господь создал нас по своему образу, чтобы мы жили Его жизнью, общались с Ним, чтобы мы думали, планировали и действовали вместе с Ним.

Часть 3

Все, на что вы способны

Созданные по образу божьему, вы являетесь Его творением!

Примите свою ценность. Смотрите на себя как на Божий шедевр не зависимо от того, как обстоят ваши дела в данный момент.

Однажды внимание художника привлек нищий, сидящий у дороги. Размышляя о Божьем труде в каждом человеке, восприимчивый художник нарисовал его, изобразив таким, каким он мог бы стать. Затем он подозвал нищего посмотреть на его портрет.

* Это я? - спросил нищий.

* Это ты такой, каким я тебя вижу! - ответил художник.

* Если таким ты меня видишь, - сказал нищий, и его глаза при этом наполнились блеском, - то я стану таким человеком!

* Семена величия заложены в вас. Принимая первый принцип, вы помогаете его зернам пускать корни в вас прямо сейчас, во время чтения этой книги.

* Ценность, дарованная вам Господом, не зависит от генов, доставшихся вам по наследству от родителей. Ваша ценность пред Богом не измеряется вашим материальным положением, цветом вашей кожи, уровнем вашего интеллекта, или же полученным вами образованием.

* Вы созданы Богом, и выявляетесь частью Бога.

* Это правильно - уважать то, что уважает Господь, и ценить то, что ценит Господь.

* Потрясающие чудеса начнут происходить с вами, когда вы узнаете о своей ценности и своем потенциале.

* В Библии сказано: «Ибо мы - Его творение» (Ефесянам 2:10)

* «Немного ты умалил его пред Богом*: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук твоих; все положил под ноги его» (Псалом 8:6,7)

* Хотя в Синодальном переводе написано «пред Ангелами», в Еврейском оригинале использовано слово Элохим, означающее «Бог - (Всесильные)» (Примечание переводчика).

Для того чтобы обрести неизменное, позитивное чувство самоуважения, вам необходимо сказать:

«Я принимаю ту ценность, которую даровал мне Господь».

Сделав это, вы начнете сотрудничать с Богом, раскрывая все, на что способны в этом мире.

Осознание собственной ценности избавит вас от зависти, потому что вы больше никогда не захотите быть кем-либо еще.

Осознание собственной ценности изгладит всякое чувство незначительности, потому что вы принадлежите к Божьему классу. Он, живущий в вас, больше любого человека и любой силы вне вас (1 Иоанна 4:4)

Осознание собственной ценности победит страх поражений и неудач, потому что ничто не может повредить вам, когда вы работаете вместе с Богом.

Осознание собственной ценности вдохновит вас, потому что вы поймете, что, когда Бог действует в вас, вы становитесь непобедимыми.

Осознание собственной ценности поможет вам высоко поднять голову и расправить плечи, взирать на будущее с уверенностью, стремительно двигаясь вперед и поднимаясь на тот уровень значимости, для которого вас создал Господь.

Часть 4

Семя величия в вас

В книге Бытия 1:27 сказано:

«И сотворил Бог человека по образу Своему (затем эта мысль повторяется), по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Отрывок из книги Бытия 5:1 добавляет, что вы были созданы по подобию Бога.

Господь создал людей подобными Себе настолько, насколько ребенок может походить на своих родителей.

Те же слова, которые используются для того, чтобы показать сходство Сифа с Адамом, его отцом, используются для описания вашего сходства с Богом, вашим Отцом.

В Книге Бытия 5:3 говорится, что Адам родил сына по подобию своему и по образу своему.

Итак, мы видим, что все, что может быть сказано о родителях, может быть сказано об их детях.

Господь запланировал, чтобы все, что может быть сказано о Нем, можно было бы сказать и о вас.

В Библии говорится о той жизни и том плане, который Бог приготовил для вас и для меня.

Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всем живым» (Бытие 1:28).

В 29-30 стихах перечисляется все, что Бог даровал человечеству во владение на земле.

Господь никогда не хотел, чтобы вы или я жили в бедности, унижении, болезнях, подавленности, нужде или страхе.

Бог никогда не создавал людей неполноценными - ни вас, и никого другого.

С того момента, когда этот важнейший принцип укоренится в вас, вы начнете видеть себя и относиться к себе, как к члену Божьей царственной семьи.

Божья семья должна представлять Его и жить Его жизнью на земле.

Вы можете спросить: «Что мне сделать для этого?»

Семь секретов, которыми я поделюсь в этой книге, укажут вам верный путь.

Первое, что необходимо вам - это признать свою ценность. Когда вы сделаете это, семена величия начнут прорастать в вас.

Орошайте эти семена, думая об этих истинах и исповедуя свою ценность до тех пор, пока ваше отношение к жизни и поведение не преобразятся.

Семена будут расти. Их действие в вас будет подобно чуду.

Вы начнете думать, чувствовать и говорить как человек, наделенный ценностью и достоинством.

Когда вы будете уважать себя, это заставит других уважать вас.

Другие относятся к вам так же, как вы относитесь к себе.

Они видят вас такими, каким вы видите себя.

Вы заслуживаете, доверия других, если вы доверяете сами себе.

Ваши мысли, слова и поступки показывают, насколько вы цените жизнь.

Никогда не засоряйте разум такими мыслями, которые унижали бы вас. Никогда не говорите и не поступайте, как человек второго сорта.

Часть 5

Часть 6

Познайте свои корни

Божья жизнь в вас, а значит, сила Бога пребывает в вас. Его безграничная, чудотворная, созидающая сила изливается на других через вас.

Вам больше не нужно чувствовать себя покинутым или одиноким, виноватым или осужденным.

Вам больше не нужно чувствовать себя униженным или совершенно никчемным, пребывающим в разладе с самим собой. Вам больше не нужно жить без цели, в страхе или в тревоге.

Когда вы познаете свои корни в Боге и увидите, что Он стремится жить в вас; когда вы поймете, как легко переживать Бога в себе, вы переродитесь и обретете повое чувство самоуважения.

Вся ваша жизнь станет чудом Божьей жизни, которую Господь вдохнул в вас.

Люди начнут уважать вас и черпать в вас силу и вдохновение. Это произойдет потому, что вы обрели самоуважение, чувство собственного достоинства и осознали свою ценность. Все эти качества являются основой для положительного, оптимистичного мировоззрения.

Вы начнете полагаться на Бога в себе, потому что вы позволите Ему жить в вас.

Вы начнете думать и говорить подобно тем людям, которые в библейские дни уповали на Бога.

Я перефразировал для вас некоторые удивительные по силе отрывки из Псалма 90:

Бог есть прибежище ваше и защита. Он избавит нас от сети ловца, от гибельной язвы.

Он укрывает вас. Его истина - ваше оружие. Вы не убоитесь ни днем, ни ночью. Хотя трагедии происходят повсюду вокруг вас, ваша безопасность коренится в Боге. Ничто не может повредить Ему, а Он живет в вас.

Ничего плохого не произойдет с вами. Язва не приблизится к вашему жилищу, потому что там Бог. Его Ангелы будут охранять вас, куда бы вы ни пошли. Они смогут понести вас на руках, избавив от всякой опасности на вашем пути.

Вы сможете пройти по головам врагов, которые замышляют причинить вам зло или погубить вас.

Все это произойдет, потому что Бог возлюбил нас, а вы возлюбили Его. Он знает вас по имени и возводит вас на высоты.

Когда вы взываете к Нему, Он отвечает вам. Он с вами в скорби. Он избавляет вас и прославляет вас. Он насыщает вас долготой дней и являет вам Свое спасение.

Человек - единственное существо на земле, которое стремится обрести самоуважение, чувство собственного достоинства и собственной ценности.

Люди не могут мириться с жизнью, лишенной достоинства. Они будут прятаться в комнатах, и отгораживаться от мира. Они превратятся в отшельников или же будут валяться в канавах и под забором, постепенно умирая - жертвы одиночества, бесцельного существования и заброшенности.

Я пишу эту книгу для вас потому, что хочу показать вам верный путь и убедить вас стремиться получить лучшее в жизни!

Проклятие ухода от жизни, раковая опухоль пустоты и заброшенности поражает только тех людей, которым не удается осознать собственную ценность, достоинство и раскрыть свой потенциал для счастливой и благополучной жизни.

Часть 7

На протяжении тысячелетий Библия ясно показывала, как найти путь к тому, чтобы получить от Бога лучшее в жизни. Но люди не всегда принимают эти прекрасные истины из-за своих религиозных предрассудков.

Часто людей отталкивают от Бога споры между представителями противоборствующих религиозных течений.

На протяжении столетий гуманизм пытался обращаться к людям, опираясь на логику и здравый смысл. Стремясь умиротворить совесть людей, гуманисты провозглашают: «Человечество хорошее!»

Религиозные ораторы, выступающие с традиционных позиций, говорят: «НЕТ! Мы должны подчеркнуть важнейший факт - человечество испорчено!»

Оба эти довода упускают наиболее важное, потому что они рассматривают человека самого по себе.

Вместо того чтобы спорить, хорошими или плохими являются люди, можно согласиться с положительным утверждением, неизменно более весомым, чем все человеческие оценки. Мы можем начать с того, что «Бог хорош».

Если Бог хорош, вы можете быть хорошими. Так как Он создал вас по Своему образу и подобию, ВЫ можете обрести чувство достоинства и самоуважения.

Невозможно возвеличить Бога, унижая Его детей.

Меня критиковали за то, что я, стоя перед аудиторией, не обличаю, не атакую и не осуждаю грехи людей.

Человек, не нашедший пути к Богу, уже знаком с чувством вины и осуждения.

Я предпочитаю направлять вас к Богу, Который хорош. Не зависимо от того, в каком положении вы находитесь, Он любит вас. Он любит вас так сильно, что заплатил высочайшую цену, отдав Своего Сына Иисуса, чтобы искупить вас от всего греха. Христос взял ваше наказание за грех вместо вас. Он сделал это еще до того, как вы осознали свою нужду в этом.

Поскольку Он возлюбил вас так сильно, даже тогда, когда вы не знали о Его доброте, у вас есть причина верить, что вы имеете божественную ценность и достоинство.

Не имеет значения, хороши ли вы по своей сути (как говорят гуманисты и психологи) или испорчены (как говорят священники или проповедники). Без Бога вы не будете полноценными. Вы не живете так, как способны жить. Вы не раскрываете весь свой потенциал.

Ответьте на дружеское слово Евангелия, свидетельствующее, что Бог создал вас в точности подобным Ему; что ваша цель - быть подобным Ему в действии; что Он так высоко ценит вас, что заплатил неизмеримо высокую цену за ваше искупление от униженности, гибели и греха.

Как только вы поймете и примете эту истину, Бог сможет даровать вам Свою жизнь и начнет действовать через вас.

Вы можете быть потрясены этой информацией. Может быть, вы все время считали, что вы никто.

Но Божий дружеский голос вдохновляет вас обращать внимание не на свою человеческую природу, а на Божий план любви. Вы увидите, что все-то время, пока вы жили в стыде, Бог продолжал любить вас. Он создал вас для того, чтобы Он мог жить в вас.

Возможно, никто никогда не говорил вам, что вы подобны Богу.

Ваша совесть осуждает вас. Проповедники угрожают вам и запугивают вас. Ваши дурные привычки и образ жизни разрушают вашу жизнь. Возможно, вы одиноки, испуганы и несете на себе груз вины.

Поднимитесь над своими человеческими качествами и вы увидите Бога. Начните ощущать свою ценность и достоинство. Позвольте вашему сердцу забиться с новой надеждой. Скажите:

«Я хочу впустить Бога в свое сердце. Я создан для величия. Я отвечаю на Его дружеский, неоюный голос, который несет мне благую весть. Вот для чего я сотворен. Вот путь, идя по которому, я обрету лучшее в жизни».

«Я не представляю собой ничтожество. Бог считает, что я дорого стою. Он заплатил высочайшую цену, чтобы искупить меня. Он дает мне достоинство и самоуважение, потому что Он создал меня!»

«Теперь я понимаю свою ценность. Мне известно, кем я в действительности являюсь, для чего я в действительности живу».

«Я благодарен Богу. Я важен. Теперь я понимаю, почему мне было так необходимо открыть принцип собственной ценности».

СЕКРЕТ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ В 60 СЕКУНД ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Я ценен, потому что я создан по образу и подобию Бога.

Я необходим, потому что я вхожу в Божий план.

Мое наследие - получить все лучшее от Бога, наслаждаться Его дружбой и использовать Его богатство и силу для себя и на благо других.

Я создан для жизни, любви, силы, процветания, успеха и достоинства.

Семена величия заложены во мне. Господь создал меня действительно важным, и я не должен быть ничтожеством.

Я признаю свою ценность, понимая, что Бог предназначил для меня Свою жизнь. Я знаю, что Он запланировал лучшее в жизни для меня, потому что я - Его дитя.

Я больше не буду дискредитировать, унижать или разрушать то, что Бог сотворил по Своему образу и что Он так ценит.

Я отвечаю на Божий дружеский голос. Господь напоминает мне о моем божественном происхождении, о моей великой цели и о Своем плане любви, который помогает мне принять все лучшее в жизни, и насладиться им.

Раздел 2

ПРИНЦИП ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

Ваш ключ к лучшему в жизни

Часть 1

Ваша связь с Господом

Теперь вы осознали собственную ценность.

Сам Господь доказал, насколько вы дороги для Него, заплатив за вас высокую цену. Он отдал за нас жизнь Своего Сына. Этот акт любви кладет конец всем сомнениям в вашей ценности.

Осознав это, вы приготовили себя для самого потрясающего по силе и глубине переживания, которое только может испытать человек.

Сейчас вы можете отождествить себя с Господом, лично встретившись с Ним.

Второй принцип, который я называю отождествлением, является наиболее важным во всей этой книге, потому что именно он открывает доступ к Божьим богатствам, здоровью, успеху и благословениям. Вот почему я называю его «вашим ключом к лучшему в жизни».

Секрет номер два

Поймите, кем является Иисус Христос, почему Он пришел, почему Он был распят, почему Он Воскрес из мертвых и как Он жив сегодня. Затем отождествите себя с ним при личной встрече, потому что Он - ваша связь с Богом и Божьим Успехом.

Чтобы понять, почему Иисус Христос пришел и как отождествить себя с Ним, Вам необходимо прежде всего понять проблему, которая существовала с самого начала истории человечества.

Замысел Бога в отношении людей описан в книге Бытия. Господь хотел воспроизвести Себя в Адаме и Еве и жить в дружбе с ними.

От Адама и Евы не требовалось, чтобы они уважали Бога больше, чем это требуется от вас.

Господь поместил их в Эдемский сад и дал им «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Бытие 2:9)

Господь дал одну единственную заповедь, чтобы испытать, насколько люди верят и доверяют Его мечте о них. Бог сказал:

«От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16,17)

Бог ожидал, что люди будут доверять тому, что Он сказал, и это все, чего Он ожидает от вас и от меня.

Если бы Адам и Ева не сомневались в нерушимости сказанного Богом, то они бы жили и процветали с Ним всегда. Но если бы люди проявили недоверие, не положившись на Его Слово, в них начался бы процесс старения, который привел бы их к смерти.

Неверие людей в нерушимость сказанного Богом было позднее названо «грехом».

Простое правило, установленное Господом, гласило: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииля 18:4,20)

В другом месте Писания эта мысль повторяется по-другому: «Ибо возмездие за грех - смерть» (Римлянам 6:23)

Часть 2

Обоюдная дружба

Бот хотел, чтобы люди, которых Он создал, в полной мере имели счастье, божественную цель и жизнь, полную изобилия.

Но их дружба должна была быть обоюдной. Господь должен был быть уверен, что Адам и Ева нуждаются в Нем, так же как и Он нуждается в них.

То, что произошло с ними, показывает нам, чем в действительности является грех.

Дьявол, враг Бога, узнал о Его мечте и замыслил склонить Адама и Еву к предательскому недоверию Господу.

Дьявол прокрался в Эдемский сад и заговорил с Евой, убеждая ее попробовать плоды запретного дерева. Он говорил противоположное тому, что сказал Бог, утверждая себя как верховную власть. Он сказал:

Если ты отведаешь от этого дерева, то «НЕ умрешь».

Женщину удалось убедить. «Она взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6).

Каков же был результат?

Господь пришел в сад и, побеседовав с Адамом и Г, пой, объяснил людям последствия их поступка.

Они разрушили этим основание, необходимое для общения с Богом. Адам и Ева, проявив свою волю, показали этим неуважение к Господу и неверие и то, что Он сказал. Хорошая жизнь закончилась.

Божья справедливость требовала, чтобы Его закон был соблюден в полной мере, иначе Его Слову нельзя было бы доверять.

Адам и Ева больше не могли оставаться в саду вместе с Богом. Отделенные от Его изобилия, оказавшиеся вне Его защиты, они теперь стали подданными своего нового «господина».

Это явилось началом страданий, болезней, боли, ненависти, похоти, зависти, убийств, ревности, одиночества, чувства вины, бедности, голода, гибели и смерти.

Войдя в человеческий род, грех должен был передаваться из поколения в поколение.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Изначальный грех, который разрушил взаимоотношения Бога с людьми, не был грехом убийства, прелюбодеяния, лжи, воровства, ненависти или насилия.

Это была идея, или философия, или же мнение, согласно которому Господь не имел в виду то, что он сказал.

Когда человек избирает подобную позицию, старение и увядание поражает его подобно раковому заболеванию и приводит к гибели.

Если вы не доверяете Богу, вы не доверяете самому себе и окружающим вас людям.

Когда вы начинаете думать, что Богу не свойственна честность, вы сами начинаете вести себя нечестно. Совесть становится нечувствительной. Достоинство теряется. Человек дряхлеет и умирает. Свет меркнет. Остается только тьма.

Не в этом ли состоит проблема общества в наши дни?

Лишившись веры в нерушимость Божьего Слова, люди утопают в отчаянии и позоре, немощах и болезнях, гибели и забвении.

Часть 3

План любви

Господь никогда не отказывался от своей мечты о вас.

Бог есть любовь, а любовь никогда не кончается.

Его любовь начала действовать с того дня, когда Адам и Ева согрешили. Бог нашел справедливый и законный путь для того, чтобы восстановить тесную дружескую связь человечества с Собой.

Его план любви должен был положить конец владычеству смерти и вернуть людей к жизни.

В чем заключался Его план любви? Как это могло примирить вас с Богом, и на законном основании избавить вас от наказания за грехи - смерти?

Справедливым ответом было «замещение». Если некто неповинный в грехе добровольно займет место того, кто виновен, и понесет полное наказание за его грехи, тогда виновный будет свободен. В этом случае дружба с Богом может быть восстановлена, так, как если бы никакого греха никогда не было.

В этом и заключался Божий план любви.

Теперь вы можете понять, почему Иисус Христос пришел и умер за вас.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Для того чтобы даровать вам безгрешного заместителя, способного понести ваши грехи, Господь пожертвовал Своим Единородным Сыном.

Иисус был рожден в результате чудесного зачатия. Божий Дух снизошел на деву, и семя божественной жизни зародилось в ее чреве. Таким образом, Иисус не был рожден от человеческого семени, пораженного грехом.

Не только Его зачатие, но и Его жизнь среди людей была безгрешной, для того чтобы Он мог стать вашим заместителем.

Божьему Сыну необходимо было подвергнуться тем же искушениям греха, что и любому другому человеку. Он должен был быть в точности подобен вам, но при этом отвергнуть все то, чему люди не оказывали сопротивления. Он должен был доказать, что первоначальный план Бога мог осуществиться, что люди могли принять решение поверить Божьему Слову и никогда не подвергать сомнению Его честность.

Иисус должен был подвергнуться дьявольскому искушению, так же как Адам и Ева. Вот почему, как только Иисус достиг зрелости, Он был уведен в пустыню, где сатана искушал Его, точно так же, как он искушал Адама и Еву в Эдемском саду.

Каждый раз, когда сатана пытался поставить под сомнение Божье Слово, Иисус отвергал все его предложения и решительно провозглашал то, что сказал Бог (Матфея 4:1-11)

Даже в самых тяжелых испытаниях Иисус верил Божьему Слову.

И Библии сказано, что в течение всей Своей к м пой жизни, Христос «подобно нам, был искушен во всем, но не согрешил» (Евреям 4:15)

Иисус Христос был совершенен. Семя греха не затронуло Его.

Это объясняет то, почему Он смог стать вашим спасителем. Так как Он не имел греха в Себе и не совершил греха, Он смог принять ваши грехи и отдать Свою жизнь как выкуп за нас.

Поскольку Он взял на Себя ваше наказание, то ИМ должны быть освобождены от наказания на ш кон пан основании.

Поскольку ни один долг не может быть выплачен дважды и пи одно преступление не может быть наказано дважды, ваши отношения с Богом восстановлены, как если бы вы никогда не грешили.

Поскольку Иисус Христос понес наказание, которое заслужили вы, то вы более невиновны перед Богом. Вы никогда не будите судимы за любые грехи, когда-либо совершенные вами.

Приговор, который вы заслужили, был вынесен не вам, а Иисусу, занявшему ваше место, и этот приговор никогда нельзя будет вновь вынесен вам.

Такова кульминация Божьего плана любви, о котором говорится в Библии и который называется спасением.

Часть 4

Часть 5

Прекрасные перемены

Когда вы приглашаете Иисуса Христа войти в свою жизнь через веру, вас ожидают чудесные последствия.

Такие результаты могут быть у вас уже сегодня - теперь. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Коринфянам 6:2) Сегодня - день спасения для вас.

Во-первых, вы рождаетесь свыше, воссоздаетесь заново, возвращаетесь к Богу, становитесь новым человеком. Вы становитесь Божьим дитем.

В Евангелии от Иоанна 1:12 говорится, что когда вы принимаете Иисуса Христа, Господь наделяет вас чудесной силой быть детьми Божьими.

Во-вторых, вы обретаете новую духовную жизнь, чудесную Божью жизнь через Иисуса Христа, пребывающего в вас.

«Если вы во Христе, то вы - новое творение.

Все стало новым» (2 Коринфянам 5:17).

Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь С избытком» (Иоанна 10:10).

В-третьих, вы обретаете совершенный мир. Тревоги, внутреннее напряжение, страх, чувство вины и осуждения навсегда оставляют вас.

Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоанна 14:27).

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1)

В-четвертых, восстанавливается дружба, общение и жизнь с Богом - то, для чего вы были созданы.

«Наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Иоанна 1:3)

В-пятых, влияние обретенного вами внутреннего мира с Богом настолько сильно, что в вашем теле исчезают болезни, и вы обретаете новое физическое и психическое здоровье.

«Служите Господу, Богу вашему, и отвращу от вас болезни» (Исход 23:25)

«Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Псалом 102:3).

Часть 6

Путь к лучшему в жизни

Прежде чем я помогу вам сделать шаг веры, чтобы обрести Божью жизнь, приняв Иисуса Христа, я хочу показать вам путь возвращения к Богу.

Во-первых, верьте, что вы, будучи Божьим творением, обладаете ценностью.

«Ибо вы - Его творение» (Ефесянам 2:10).

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Божьему» (Бытие 1:27; 5:1-2).

«.Немного Ты умалил его пред ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его»

(Псалом 8:6,7)

Во-вторых, знайте, что недоверие Божьему Слову является изначальной и основной проблемой.


К.ПРИБРАМ ЯЗЫКИ МОЗГА Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии

А. Р. Лурия

Перевод с английского Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской

Под редакцией и с предисловием

действительного члена АПН СССР

А. Р. Лурия

Издательство «Прогресс» Москва 1975

Редакция литературы по философии

Перевод на русский язык с изменениями. "Прогресс"

KARL H.PRIBRAM Stanford university LANGUAGES OF THE BRAIN Experimental paradoxes and principles in neuropsychology Prentice-hall, inc. Englewood cliffs, new jersey.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ

Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу одного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии – профессору Стэнфордского университета К. Прибраму.

Автор этой книги начал свою деятельность нейрохирургом и затем перешел к изучению функций мозга животных. Вместе со своими многочисленными сотрудниками он провел большое число исследований, в которых он пытался выяснить, какую роль в поведении животного играют отдельные структуры головного мозга и как изменяется поведение животного после их разрушения. Работы автора, посвященные функции лобных долей и выработке и удержании программ, направляющих поведение животного, и роли задних (височно-затылочных) отделов мозга в переработке поступающей информации, хорошо известны психологам и физиологам; именно эти работы и выдвинули К. Прибрама на место одного из ведущих авторитетов нейропсихологической науки.

К. Прибрам известен советскому читателю и по ряду его выступлений, получивших широкий отклик. Написанная им совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером книга «Планы и структура поведения» была издана в Советском Союзе (изд-во «Прогресс», М., 1965). В ней был выдвинут новый подход к анализу поведения животных, исходящий из учета той роли, которую играют в поведении «Образы», создаваемые при переработке получаемой информации, и «Планы», лежащие в основе активной деятельности животных и человека. Концепции, предложенные авторами этой книги, близкие к современной кибернетике и учению о саморегулирующихся функциональных системах, развитому в нашей стране П. К. Анохиным, получили большое распространение и были положительно оценены советской научной общественностью. Признание работ К. Прибрама привело к тому, что ему было поручено наряду с виднейшими учеными-психологами выступить с обобщением итогов всех психофизиологических докладов, которые были представлены на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве.

Книга К. Прибрама «Языки мозга» носит совсем особый характер.

С одной стороны, она отличается очень большой широтой и новизной подходов к проблемам мозговой организации психических процессов. Автор привлекает к разрабатываемой им концепции мозговой деятельности новейшие данные физики (голографии), молекулярной биологии, морфофизиологии нейронных структур, учение о саморегулирующихся системах и кибернетику. В этом отношении книга лишена всякой традиционности и не столько резюмирует уже накопленные в науке данные, сколько пытается проложить новые пути, которые, по всей вероятности, будут с достаточной полнотой разработаны лишь будущими поколениями исследователей; однако уже сейчас тот интересный новый материал, который предлагает автор, и уникальные по своей выразительности иллюстрации, которые читатель найдет с первых страниц книги, придают ей большую свежесть и дают важнейшую информацию о последних достижениях в этой области науки.

Пусть многие из высказываемых автором гипотез отличаются чрезмерной смелостью и иногда являются спорными; книга толкает на новые поиски, заставляет пересмотреть многие уже устоявшиеся концепции, и в этом – будящем мысль воздействии – несомненно, одно из основных достоинств книги.

С другой стороны, эта книга, как и другие публикации автора, представляет бесспорный интерес в том отношении, что она отражает попытки выйти из того глубокого кризиса, в котором оказалась американская научная мысль, в течение десятилетий испытывавшая тормозящее влияние упрощенных и механистических схем бихевиоризма.

Как и в прошлой книге, написанной совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером, автор решительно отходит от бихевиористского понимания поведения как цепи стимулов и реакций; он столь же решительно отбрасывает самую мысль о возможности игнорировать проблемы сознания, с одной стороны, и анализ физиологических механизмов, лежащих в основе сознательной деятельности, – с другой.


Кайл Сёрчи

Я недавно слушал проповедь Артура Бурке (Arthur Burke) «Сокровища афро-американцев». В ней он утверждает, что Бог поместил в расы определённые особенности, способные благословить всё человечество.

Эти особенности мы должны принять и искупить, чтобы реализовать Божье намерение в них. Я был просто очарован тем, как он излагал уникальную способность афро-американцев понимать и принимать Святой Дух. Его теория в том, что Бог избрал Уильяма Сеймура быть катализатором пятидесятнического обновления, не вопреки факту, что он был чёрный, но благодаря тому, что он был чёрный.

Буке говорит:

«Никогда не было пробуждения подобно этому. Послушайте меня: 1 миллиард людей на планете Земля сегодня имеют понимание Святого Духа, потому что Бог предназначил чёрных людей знать Святой Дух и передавать Святой Дух. И Бог дал вам момент в судьбе и позволил этому потоку начаться на Азуза Стрит через одноглазого чёрного мужчину и распространиться этому по всему миру. Это было Его предназначение, а не законы Джима Кроу , не дискриминация и ничто, что человек может сделать, не удалит вас от того, что Бог дал вам и предназначил для вас».

В этом месяце, в котором мы вспоминаем Историю Чёрных, я хочу почтить Уильяма Сеймура, но не просто историческим напоминанием, я хочу вдохновить вас принять то, что было смыслом его жизни. Я убеждён, что сила Пятидесятницы была дана не только для 20 столетия или в Деяния 2. Мы нуждаемся в ней и сейчас, даже больше, чем ранее.

Я вдохновляю каждого из вас взгревать дар, находящийся внутри и культивировать крепкие отношения со Святым Духом. Здесь я даю несколько причин, по которым, как я верю, каждый верующим должен быть наполнен Святым Духом и иметь молитвенный язык:

1. Ключ к духовной силе . Деяния 1:8 говорит: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый».

Мы уже имеем Святого Духа в нас, если мы рождены свыше, но это никогда не даст дровам быть охваченными огнём. Апостолы в Деяниях были наполнены больше чем один раз (Деяния 2:1-4, 4:-24-32). Чем больше Святого Духа мы имеем, тем больше мы можем сделать для Бога.

2. Общение с Богом от Духа к духу . 1 Коринфянам 14:2 говорит: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом».

Писание утверждает, что говорение на языках является общением от Духа к духу. Святой Дух, живущий в нашем человеческом духе, общается с Богом через нас. Это мощно. Интересно, что канал «Nightline» провёл изучение и нашел, что когда христиане молятся на языках, речевые центры в мозгу не активны. Здесь видео (на английском) на Ютубе .

3. Созидание в вере . Иуда 1:20 говорит: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым».

1 Коринфянам 14:4 говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя…».

Хотите поднять веру? Языки созиждут вас и наставят вас. Начните практиковать это!

4. Духовное освежение . Иоанна 7:37-39: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».

Я обожаю слова Иисуса здесь: «реки воды живой». Жаждущая душа может быть напоена в любой момент через Святого Духа. Святой Дух не только даёт внешнюю силу, но также внутреннее исцеление. Мы должны хотеть большего.

5. Здоровье . 1 Коринфянам 14:4: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя…».

Блог, который ведёт христианин психиатр, заявляет, что доктор Карл Петерсон (Carl Peterson), специалист по изучению мозга, провёл исследование говорения на языках в Университете Орала Робертса. Он обнаружил, что «когда мы говорим на небесном языке, мозг высвобождает две химические секреции, которые направлены на нашу иммунную систему и это даёт от 35 до 40% укрепления иммунной системы. Всё это исцеляет наши тела. Удивительно то, что эта секреция запускается в мозгу не при какой другой активности в людях, кроме как исполненной Духа молитве и поклонении».

Эта статья, на английском языке, .

Почтим же человека, который высвободил величайшее пробуждение наших времён, не только с исторического аспекта, но и от всего сердца. Подобно Уильяму Сеймуру, давайте пробудимся к реальности, которую Бог так сильно хочет для нас. Всё, что Бог хочет для вас, не может навредить вам.

Название: Языки мозга

Аннотация: Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу юдного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии - профессору Стэнфордского университета К. При-браму.
Автор этой книги начал свою деятельность нейрохирургом и затем перешел к изучению функций мозга животных. Вместе со своими многочисленными сотрудниками он провел большое число исследований, в которых он пытался выяснить, какую роль в поведении животного играют отдельные структуры головного мозга и как изменяется поведение животного после их разрушения. Работы автора, посвященные функции лобных долей и выработке и удержании программ, направляющих поведение животного, и роли задних (височно-затылочных) отделов мозга в переработке поступающей информации, хорошо известны психологам и физиологам; именно эти работы и выдвинули К. Прибрама на место одного из ведущих авторитетов нейропсихологической науки.
К. Прибрам известен советскому читателю и по ряду его выступлений, получивших широкий отклик. Написанная им совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером книга «Планы и структура поведения» была издана в Советском Союзе (изд-во «Прогресс», М., 1965).

Схожие записи: Название: Заповеди русских богов. Автор: Аюр Кирусс. Аннотация: В стародавние времена, когда Небесные Боги приходили на помощь к людям Мидгард-Земли,

Название: Путь человека по хасидскому учению Автор: Мартин Бубер Аннотация: Внешне она похожа на те рассказы из Талмуда, где римлянин или другой язычник просит

Название: Автор: Аннотация: П. В. Симонов. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. В монографии обобщены с единых теоретических позиций нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты изучения эмоций. Основой

Название: Ядерный магнетизм Автор: Абрагам А. Аннотация: Предлагаемая вниманию советского читателя книга известного французского физика-теоретика Абрагама представляет собой фундаментальную монографию, специально посвященную изложению основ

Название: ХИЩНОЕ ТВОРЧЕСТВО Автор: ДИДЕНКО БОРИС Аннотация: «Человечеству предстоят великие подвиги междисциплинарных открытий, закрытие бесчисленных белых пятен, предстоит подвиг создания совершенно нового мировоззрения, объединяющего

Не было ни секты, ни избиений, ни насилия или принуждения. А были народные гуляния, где принято играть в скоморошьи игры и тузить

Название: Записки о ритуальных убийствах

Stanford university

LANGUAGES OF THE BRAIN

Experimental paradoxes

in neuropsychology

Prentice-hall, inc. Englewood cliffs, new jersey.

К.ПРИБРАМ

ЯЗЫКИ МОЗГА

Экспериментальные

парадоксы и принципы

нейропсихологии

Перевод с английского Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской

Под редакцией и с предисловием

действительного члена АПН СССР

А. Р. Лурия

Издательство «Прогресс» Москва 1975

Редакция литературы по философии

Перевод на русский язык с изменениями. «Прогре

И 10508 " 796 9-74 006(01)75

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ

Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу одного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии - профессору Стэнфордского университета К. Прибраму.

Автор этой книги начал свою деятельность нейрохирургом и затем перешел к изучению функций мозга животных. Вместе со своими многочисленными сотрудниками он провел большое число исследований, в которых он пытался выяснить, какую роль в поведении животного играют отдельные структуры головного мозга и как изменяется поведение животного после их разрушения. Работы автора, посвященные функции лобных долей и выработке и удержании программ, направляющих поведение животного, и роли задних (височно-затылочных) отделов мозга в переработке поступающей информации, хорошо известны психологам и физиологам; именно эти работы и выдвинули К. Прибрама на место одного из ведущих авторитетов нейропсихологической науки.

К. Прибрам известен советскому читателю и по ряду его выступлений, получивших широкий отклик. Написанная им совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером книга «Планы и структура поведения» была издана в Советском Союзе (изд-во «Прогресс», М., 1965). В ней был выдвинут новый подход к анализу поведения животных, исходящий из учета той роли, которую играют в поведении «Образы», создаваемые при переработке получаемой информации, и «Планы», лежащие в основе активной деятельности животных и человека. Концепции, предложенные авторами этой книги, близкие к современной кибернетике и учению о саморегулирующихся функциональных системах, развитому в нашей стране П. К. Анохиным, получили большое распространение и были положительно оценены советской научной общественностью. Признание работ К. Прибрама привело к тому, что ему было поручено

наряду с виднейшими учеными-психологами выступить с обобщением итогов всех психофизиологических докладов, которые были представлены на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве.

Книга К. Прибрама «Языки мозга» носит совсем особый характер.

С одной стороны, она отличается очень большой широтой и новизной подходов к проблемам мозговой организации психических процессов. Автор привлекает к разрабатываемой им концепции мозговой деятельности новейшие данные физики (голографии), молекулярной биологии, морфофизиологии нейронных структур, учение о саморегулирующихся системах и кибернетику. В этом отношении книга лишена всякой традиционности и не столько резюмирует уже накопленные в науке данные, сколько пытается проложить новые пути, которые, по всей вероятности, будут с достаточной полнотой разработаны лишь будущими поколениями исследователей; однако уже сейчас тот интересный новый материал, который предлагает автор, и уникальные по своей выразительности иллюстрации, которые читатель найдет с первых страниц книги, придают ей большую свежесть и дают важнейшую информацию о последних достижениях в этой области науки.

Пусть многие из высказываемых автором гипотез отличаются чрезмерной смелостью и иногда являются спорными; книга толкает на новые поиски, заставляет пересмотреть многие уже устоявшиеся концепции, и в этом - будящем мысль воздействии - несомненно, одно из основных достоинств книги.

С другой стороны, эта книга, как и другие публикации автора, представляет бесспорный интерес в том отношении, что она отражает попытки выйти из того глубокого кризиса, в котором оказалась американская научная мысль, в течение десятилетий испытывавшая тормозящее влияние упрощенных и механистических схем бихевиоризма.

Как и в прошлой книге, написанной совместно с Дж. Миллером и Ю. Галантером, автор решительно отходит от бихевиористского понимания поведения как цепи стимулов и реакций; он столь же решительно отбрасывает самую мысль о возможности игнорировать проблемы сознания, с одной стороны, и анализ физиологических механизмов, лежащих в основе сознательной деятельности, - с другой.

Пусть самая возможность понять сознательную деятельность как продукт сложнейшего общественно-исторического развития еще чужда автору (который в большой мере остается биологом и пытается биологически и нейрофизиологически трактовать механизмы, лежащие в основе психической деятельности). Пусть он иногда определяет свою позицию как позицию «субъективного бихевиоризма» (иначе говоря, изучение поведения, не исключающее, а предполагающее анализ субъективного мира и ищущее.

«го нейрофизиологических объяснений); пусть он высказывает ряд положений, которые, очевидно, вызовут острые дискуссии. Однако его решительный отход от упрощенных, механистических схем бихевиоризма, попытки проложить новые пути в нейропсихологии представляют несомненный интерес, и именно эти попытки дают читателю возможность увидеть контуры будущей психофизиологии.

Остается пожалеть, что автор недостаточно знаком с успехами советской физиологии (в частности - с работами П. К. Анохина, ряд положений которого почти полностью совпадает с его взглядами) и с теорией деятельности, развиваемой в советской психологической науке. Более близкое знакомство с данными обеих дисциплин существенно помогло бы ему уточнить ряд высказываемых им идей.

Можно не сомневаться в том, что книга К. Прибрама, в которой автор пытается разобраться в том, на каких «языках» говорит мозг и в каких параметрах выражается его деятельность, будет с пользой прочитана советскими исследователями и послужит для них толчком к новым продуктивным размышлениям.

А. Р. Лурия

Появление книги «Языки мозга» вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, существует профессиональная потребность сформулировать для самого себя и своих коллег научные взгляды, которые сложились во время моей работы и сейчас направляют ее. Таким образом, являясь прежде всего теоретическим исследованием, книга содержит анализ тех парадоксов и загадок, которые неожиданно возникали в ходе экспериментов. В то время, когда проводилось исследование, ряд фактов не поддавался объяснению в рамках теории, разделяемой большинством исследователей. Поскольку попытки найти объяснение таким парадоксам придавали своеобразие научным достижениям лаборатории, изучающей отношение между мозгом и поведением, я постарался сохранить его в этой книге.

Но не одни лишь профессиональные интересы побудили меня написать эту книгу в ее настоящем виде. Обилие новых данных и важность разработки проблем взаимоотношения мозга, поведения и сознания вызвали в последние годы интерес к этим проблемам со стороны широкого круга людей. К ним относятся не только специалисты по психологии или неврологии, но и молодые, начинающие исследователи, студенты, инженеры и физики, биологи и биохимики, социологи и психиатры, философы и др. Такая аудитория требует чего-то большего, чем «самые последние данные о базолатеральном ядре амигдалы» или «различии между задачами на активное и пассивное избегание». Интуитивно она догадывается, что открытия в области изучения мозга м поведения важны не только «для науки», но и для самих читателей. Эта книга и является попыткой разрешить многие «опросы, возникающие перед теми, кто, как и я, старается дать объяснение тем парадоксальным результатам, которые были получены при изучении мозга и поведения.

Поэтому я попытался найти в этой книге такую манеру изложения, которая сочетала бы в себе описание деталей»

интересующих профессионалов, с тем, что представляет всеобщий" интерес. Основное направление моих лабораторных исследований создает идеальные условия для выполнения этой задачи: цель моих экспериментов состоит в сущности в определении посредством поведенческого анализа функций различных систем нейронных структур, составляющих мозг. 9ia «системная» нейропсихология является связующим звеном между нейрофизиологией - электрическим и химическим изучением функций нервных клеток (и их частей)-и экспериментальной психологией - поведенческим анализом функций организма как целого. За последние годы появилась и третья линия исследований, связанная с использованием компьютеров при изучении многих интересующих нас проблем. Компьютеры помогают контролировать эксперименты, анализировать полученные данные и указывают новый путь для будущих исследований. Можно существенно сэкономить усилия исследователей, если дать какому-либо научному подходу «зеленую улицу», чтобы проверить пригодность тех или иных методов и подробно описать последствия их применения, которые далеко не очевидны, хотя и подразумеваются. Закон, выведенный с помощью компьютера, имеет для биолога, изучающего поведение, такое же значение, как эксперимент in vitro (в стеклянной пробирке) для биохимика. В обоих случаях такое моделирование способствует разработке системы научных понятий, с помощью которых можно адекватно анализировать процессы, протекающие в живых организмах.

Поэтому такой «системный» подход к проблемам нейропсихологии волей-неволей предполагает знакомство исследователя с достижениями других дисциплин, имеющих свой собственный круг проблем и разработавших соответствующие понятия и свой подход к решению этих проблем. Короче говоря, нейропсихолог, стоящий на такой позиции, должен пользоваться разными «языками».

Результаты моих собственных исследований подтвердили необходимость прибегать к множеству различных «языков». Очевидно, мозг организует перцептивные, моторные и мнестические процессы путем многократного перекодирования получаемой информации и многократной перестройки своей собственной активности. Сенсорные возбуждения трансформируются в динамические структуры нервной активности, которые позволяют сохранять информацию без ее чрезмерной потери. Дальнейшее преобразование в другие нервные структуры, в другие нервные «коды» происходит при последующей «переработке информации» и формировании сложных форм поведения. Поэтому многое в моей работе связано с анализом набора тех мозговых кодов, тех «языков» мозга, которые используются на той или иной фазе психологической переработки. Какие мозговые коды делают возможным опознание зрительного образа? Какие мозговые коды

координируют постройку гнезда или искусное исполнение фортепьянной сонаты? Какие мозговые коды создают ощущение голода, сонливость, апатию или заинтересованность? Каковы те операции мозгового кодирования, которые позволяют мозгу одного человека общаться с мозгом другого? Что же представляют собой «языки мозга»?

В этой книге предпринята попытка определить общие принципы мозговых кодирующих механизмов и преобразований, используемых при перекодировании. В ходе работы мы столкнулись с целым рядом парадоксов: экспериментальные результаты порой настолько отличались от того, что мы ожидали, что мы неизбежно должны были усомниться в правильности наших прежних представлений о работе мозга. Естественно, что это заставляло нас разрабатывать новые теории и предлагать новые гипотезы.

Книга «Языки мозга» использует биологический язык химии, физиологии, неврологии, язык психологов, изучающих поведение, и язык инженеров, имеющих дело с компьютерами. Но поскольку эти языки нужно было сделать понятными для широкой аудитории, которая включает в себя как представителей различных дисциплин, так и людей, не являющихся специалистами, мы сохраняем в этой книге лишь основные понятия и слова всех этих языков.

Книга состоит из четырех частей, каждая из которых относительно независима от других и может служить введением к последующей, - учет специфических интересов отдельных групп читателей мог бы продиктовать другую структуру книги.

Итак, в книге «Языки мозга» излагаются принципы мозгового кодирования. В каждой из ее четырех частей исследуются различные проблемы. Первая часть посвящена основной функции мозга и «логике» построения нейронных структур, которые позволяют мозгу формировать применяемые им коды. Во второй части показана роль мозга в организации психических процессов. В ней анализируется процесс кодирования, участвующий в восприятии, мотивации и эмоции. В третьей части рассматриваются проблемы нейронного контроля и пластичности поведения. И, наконец, последняя часть посвящена структуре коммуникативных процессов в терминах знаков, символов и внутренней речи, которые регулируют действия человека.

Таким образом, в книге показана необходимость мозга формировать различные коды, что приводит к появлению разных языков и превращает интеллектуальное сообщество в довременную Вавилонскую башню; вместе с тем она предоставляет и средства, позволяющие преодолеть это затруднение. В дискуссиях о тех качествах, которые делают человека человеком, исследователи часто пользуются дихотомиями: сознание - тело, сознание - машина, сознание - мозг, сознание - поведение. На страницах этой книги

я попытался подойти к анализу таких дихотомий, исходя из того, что они являются выражением различных «языков мозга»_

Я благодарен прежде всего тем авторам, которые за последнее время написали ряд работ по физиологической психологии. Их успех помог мне найти свою собственную манеру изложения «Языков мозга». Это сделало книгу дополнением к общепринятому пониманию отношений между мозгом и поведением.

В создании этой книги принимали участие многие исследователи. В ней цитируются работы тех, кто в течение ряда лег вместе со мной создавал лабораторию. Многие другие помогли» мне уточнить мои концепции в дискуссиях, подробные ссылки на их работы будут даны в следующей книге, за которую я теперь принимаюсь; там же будут освещены более специальные вопросы, разрабатываемые в моей лаборатории.

«Известно, что когда Клерк Максвелл был: ребенком, у него была мания требовать, чтобы ему все объясняли; и, когда люди отделывались от него с помощью туманных словесных объяснений, он нетерпеливо прерывал их, говоря: «Да, но я хочу, чтобы вы мне сказали, что же из этого следует!» Поскольку его интересовала истина, то только прагматик мог бы сказать ему, что именно следует из сказанного... Истина возникает из фактов, но она и опережает факты, и кое-что к ним прибавляет, а эти факты вновь создают или открывают истину... и так до бесконечности. Между тем сами по себе «факты» не составляют истины. Они просто существуют. Истина состоит в той уверенности, которая начинается с фактов и кончается ими».

Уильям Джеме

ЧАСТ1, ПЕРВАЯ

ФУНКЦИИ МОЗГА: МЕХАНИЗМ ДВУХ ПРОЦЕССОВ

«Язык, с помощью которого передается информация [в мозге] ... не соответствует и не должен соответствовать тому языку, которым люди пользуются в общении друг с другом».

Питтс и Мак-Наллок

Статьи по теме: