Самые популярные оперные певицы. Оперные певицы, красота спасет мир. Исполнители с мировой известностью

Фотография: Legion-Media.ru Аида Гарифуллина

Когда заходит разговор об опере, воображение сразу рисует картину старого театра с тяжелым занавесом, а в памяти всплывают самые «хитовые» отрывки из классических опер. Между тем опера – искусство вполне модное и стремительно развивающееся. И люди в ней заняты молодые и яркие. Собираясь на премьеру новой оперы 35-летнего Ильи Демуцкого «Для Черного квадрата», которая пройдет 27 ноября в Новой Третьяковке, сайт составил свой список самых востребованных и перспективных оперных талантов страны.

Аида Гарифуллина

Оперная дива из Казани прославилась на весь мир, победив в международном конкурсе оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия» в 2013 году и выступив на одной сцене с прославленным тенором. Вскоре после этого Андреа Бочелли пригласил восходящую звезду вместе с ним принять участие в благотворительном концерте в Канаде.Уже через год Аида блистала в Кремле на концерте «Дмитрий Хворостовский и друзья», после чего уже не покидала эфиры российских телеканалов. Диапазон певицы и виртуозное мастерство исполнения позволяют ей выступать с широчайшим репертуаром на самых разных площадках, включая церемонии открытия и закрытия Чемпионата Мира по футболу 2018 года.

Ближайшие выступления:

11 декабря: Концерт с Симфоническим оркестром республики Татарстан, Большой зал консерватории

Илья Мелещенко

Выходец из Кубанского казачьего хора и участник российской культурной программы на ХХI Олимпийских играх в Ванкувере, сегодня обладатель неповторимого баса-профундо Илья Мелещенко - студент вокального отделения Московской Государственной Консерватории им. Чайковского. За время обучения он не раз становился лауреатом международных и всероссийских вокальных конкурсов, а теперь получил шанс вырваться на мировую оперную арену.

Ближайшие выступления:

Артем Крутько

Благодаря особому тембру и широчайшему голосовому диапазону контратенор Артем Крутько может исполнять партии альта и сопрано. Его репертуар - в основном музыка барокко, но входят туда и сочинения современных композиторов. Артем Крутько - участник международных музыкальных фестивалей, солист театра «Новая Опера» и ученик знаменитого французского тенора Жана-Поля Фушекура, он сотрудничал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Кристиан Кабиц и Фабио Мастранджело, а также исполнял ведущие партии в операх «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Руслан и Людмила» Глинки и многих других знаменитых постановках.

Ближайшие выступления:

Артем Сафронов

Приглашенный солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, обладатель Гран-при на конкурсе вокалистов «Русская культура» в Латвии (2004), лауреат молодёжного фестиваля камерной вокальной музыки им. Надежды Юреневой. Помимо театральной, артист ведет концертную деятельность и участвует в различных проектах. Исполнял сольную партию на мировой премьере «Кадиша» для тенора, хора и оркестра Алексея Курбатова (2014) и партию Возлюбленного в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» на закрытии IV Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори» (2017). Сотрудничает с московским камерным оркестром Musica Viva, вокальным ансамблем Intrada и Государственным академическим русским хором им. Свешникова.

Ближайшие выступления:

Екатерина Семенова

Лирико-драматическое сопрано Екатерина Семенова обладает сильным голосом красивого тембра, отличным музыкальным слухом и сценической внешностью. В свои 26 лет прошла стажировку в оперном театре Флоренции и заканчивает вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, имеет дипломы всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В ее репертуаре - роли Иоланты и Татьяны в операх Чайковского «Иоланта» и «Евгений Онегин», Мими в «Богеме» и Чески в «Джанни Скикки» Пуччини.

Ближайшие выступления:

Юлия Мазурова

Меццо-сопрано Юлии Мазуровой еще нет тридцати, но в ее списке достижений уже имеется престижная номинация на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая женская роль» за партию Керубино в постановке Большого театра «Свадьба Фигаро». Окончив вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, певица участвовала в авторских концертах Сергея Слонимского, солировала в спектаклях Большого театра и выступала на сценах Большого и Малого залов Санкт-Петербургской государственной филармонии.

Ближайшие выступления:

Дарья Телятникова

Ярким сценическим дебютом Дарьи стала партия Николетты в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Мариинском театре. С тех пор певица не раз выступала в Международной оперной студии в Цюрихе, Большом театре, Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И.Чайковского, а также на сцене Театра Комунале Феррары, Берлинской филармонии, Парижского Citede la Musique, Большого зала Московской консерватории и многих других площадок с мировым именем. Сотрудничала с известными дирижерами, среди которых Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Александр Рудин, Марко Замбелли и Петер Нойман.

Ближайшие выступления:

Алексей Татаринцев

За свою десятилетнюю карьеру блистательный тенор выступал в проектах Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Джона Нельсона и других прославленных дирижеров, неоднократно принимал участие в международных фестивалях в Европе и Азии. Сейчас Алексей Татаринцев - солист театра «Новая опера» и приглашенный солист Большого театра, лауреат премии «Золотая маска» за «Лучшую мужскую роль» и Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены».

Ближайшие выступления:

Никита Воронченко

Выпускник государственного музыкального училища им.Гнесиных и студент Российского института театрального искусства, баритон Никита Воронченко поет в «Новой Опере». Лауреат специальной премии фонда Елены Образцовой V Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, участник международного фестиваля «Музыкальный Олимп» (2015).

Ближайшие выступления:

Дмитрий Синьковский

Вокалист с уникальным голосом, скрипач-виртуоз и дирижер: контратенор Дмитрий Синьковский - живой пример пословицы «талантливый человек талантлив во всем». Еще будучи студентом Московской консерватории, Дмитрий принял решение посвятить свою карьеру эпохе барокко. Как певцу ему подвластен весь основной репертуар, написанный для контратенора - в него входят произведения Генделя, Баха и Глюка, которые подчеркивают многогранный тембр и виртуозность голоса Синьковского.

Ближайшие выступления:

6 выбрали

Сегодня свой день рождения мог бы отметить Лучано Паваротти . К несчастью, гениальный солист ушел от нас девять лет назад. Но его лирический тенор сохранился в записях и продолжает радовать любителей академического вокала. Давайте сегодня вспомним о нем и о других легендарных оперных исполнителях XX века, а заодно послушаем их голоса.

Федор Шаляпин

Федор Шаляпин – самый знаменитый российский оперный певец. Он родился в крестьянской семье и готовился стать сапожником. Но благодаря незаурядному таланту его жизнь сложилась иначе. В детстве он был церковным певчим, а в 16 лет поступил хористом в труппу Серебрякова. В солиста молодой Шаляпин переквалифицировался случайно, когда ему предложили заменить заболевшего артиста. В этот период ему сильно помог знаменитый русский певец и педагог Дмитрий Усатов, которому так понравился голос Шаляпина, что он стал давать молодому неимущему певцу бесплатные уроки.

Спустя несколько лет Шаляпин работал в оперном театре Саввы Мамонтова, Мариинском и Большом театрах. Тогда к нему пришла всероссийская, а за ней и мировая слава. Зрителей восхищали не только вокальные данные артиста, но и мастерство перевоплощения, пронзительный взгляд и природный магнетизм. Все это делало его героев (например, Мефистофеля, Дон Кихота и Бориса Годунова) такими выразительными.

Получив мировую известность, Шаляпин не забывал о своих корнях и старался помогать нуждающимся. В революцию 1905 года он жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. А в 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин передал детям эмигрантов. Ведь дело тут было не в политике, а в сострадании.

Лучано Паваротти

Лучано Паваротти был настоящей суперзвездой оперной сцены. Его называли "королем верхнего до" – так легко и непринужденно он брал эту, недоступную для большинства певцов-мужчин ноту. Своей работой он популяризировал оперное искусство, делая его доступным широкой публике. Он организовывал благотворительные концерты "Паваротти и друзья", на которых выходил на сцену с поп- и рок-музыкантами. Некоторые критики возмущались таким подходом к серьезной музыке. Но публика Паваротти обожала. Его выступления в Центральном парке Нью-Йорка собрали полмиллиона зрителей – такой аудитории не было ни у одного из популярных исполнителей. А на выступлении в зале "Метрополитен Опера" занавес по просьбе зрителей пришлось поднимать 165 раз. Этот случай попал в "Книгу рекордов Гиннеса".

А ведь в детстве Лучано Паваротти мечтал о карьере футболиста, но родители уговорили его стать учителем. После двух лет преподавательской деятельности он понял, что его призвание – музыка. Отец неохотно согласился обеспечивать начинающего певца до 30 лет, пока он будет карабкаться на музыкальный Олимп.

Судьба долго не позволяла сбыться мечтам Лучано Паваротти. После шести лет обучения на его связках образовалась складка, и певец уже решил завязать с пением. Но, к счастью, не сделал этого. А впоследствии именно это утолщение на связках сделало его голос таким, как он добивался.

Хосе Карерас

А этот певец в своем призвании никогда не сомневался. Поет он едва ли не с рождения, первый раз его выступление прозвучало на радио, когда ему было всего восемь лет. Несмотря на столь ранние успехи, родители Хосе не верили, что он сможет сделать музыкальную карьеру. Поэтому в институте молодой Хосе Карерас изучал химию, впрочем, не бросал и занятия вокалом.

Его верность делу быстро принесла плоды. Он выступал в "Метрополитен Опера", миланском "Ла Скала", Венском оперном театре. Он был музыкальным директором церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр. Его диски не раз становились "золотыми" и "платиновыми".

Но в 1987 году случилась беда: всемирно известный певец узнал, что болен лейкемией. Шансы на выздоровление были очень малы, но Хосе Карерас справился с болезнью и уже через год вернулся на мировую сцену. После этого он создал фонд по борьбе с лейкемией, в который перечислял доходы приблизительно от 60 концертов в год. Для привлечения внимания к своему фонду он провел серию концертов "Три тенора", в котором вместе с ним выступили Пласидо Доминго и Лучано Паваротти .

Пласидо Доминго

Пласидо Доминго – третий из знаменитой троицы теноров. Критики называют его голос невероятно теплым, а манеру исполнения страстной и экспрессивной. Его родители были актерами сарсуэлы – испанского музыкально-театрального жанра. В юности Пласидо Доминго дебютировал в их труппе, потом брался за любую музыкальную работу: пел в мюзиклах, играл на фортепиано в барах, сочинял фоновую музыку для спектаклей, вел музыкальную передачу на радио. Всемирно известным певцом он стал в 26 лет, после выступления в Нью-Йоркском государственном театре.

Пласидо Доминго разрывался между Европой и США, выступая на сцене "Метрополитен Опера", "Ла Скала", "Ковент Гарден" и на других музыкальных площадках. Он поставил рекорд, исполнив 140 ведущих оперных партий – таким количеством не может похвастаться ни один известный тенор.

А еще Пласидо Доминго – настоящий романтик. Влюбившись в оперную певицу Марту Орнелас , он исполнял серенады под ее окнами. Устоять перед таким голосом девушка не смогла и скоро стала его женой.

Андреа Бочелли

В детстве у певца были проблемы со зрением, а в 12 лет он окончательно ослеп. Эта беда не помешала ему хорошо учиться, заниматься музыкой и побеждать на вокальных конкурсах. После школы он получил диплом юриста, но работать по профессии не стал, посвятив себя музыке. Днем он учился оперному вокалу, а по ночам подрабатывал певцом и пианистом в ресторанах.

Демозапись Андреа Бочелли как-то попала к Лучано Паваротти. Тот был поражен голосом молодого исполнителя и лично пригласил его выступить на своем концерте. Спустя пару лет бывший ресторанный певец уже выступал перед Папой Римским, а его концерты собирали сотни тысяч зрителей.

Дмитрий Хворостовский

Музыкой и пением Дмитрий Хворостовский занимался с детства. В юности он увлекался хард-роком и даже солировал в молодежной группе. Но вскоре вернулся к классическому вокалу и начал упорно работать в этом направлении. Уже в студенческом возрасте его пригласили в качестве солиста в Красноярский театр оперы и балета, затем были победы на Всероссийских и мировых конкурсах. В 90-х певец уехал на запад и с тех пор выступает на самых знаменитых музыкальных площадках мира: "Ковент-Гарден", "Ла Скала", Венская государственная опера, "Метрополитен Опера" и многих других.

Дмитрий Хворостовский – настоящий боец. В прошлом году стало известно, что певец борется с опухолью мозга. После месячного курса лечения он вернулся на сцену. На сегодняшний день лечение продолжается, и, тем не менее, Дмитрий Хворостовский не планирует отменять концерты. В ноябре ожидаются его выступления в Москве. Давайте пожелаем певцу, чтобы эта сложная история закончилась его безоговорочной победой.

Каждая исполнительница, вышедшая на мировые оперные сцены, уже достигла вершин славы…Но и среди лучших есть своя «табель о рангах»… Представляем Вам самых великих оперных певиц - наших современниц .

Самая знаменитая оперная певица - Анна Нетребко (Anna Netrebko)...

Русское сопрано Анна Нетребко безраздельно господствует в оперном мире, недосягаемая для других певиц. Сказать, что она звезда современной оперы - это ни сказать ничего, она не просто звезда - она оперная певица от Бога, самая лучшая оперная певица .

Всё, что должно быть в самой известной оперной певице - необычайная красота, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, изумительно чистый и точный голос, который легко узнаваем - всё это гармонично слилось в этом "эталоне" оперной сцены.

На втором месте самых великих оперных певиц - Анджела Георгиу (Angela Gheorghiu)...

Румынская сопрано, мега-звезда оперной сцены Анджела Георгиу, на сегодняшний день является самой известной и самой неоднозначной оперной певицей в мире.Некоторые критики утверждают, что славу ей сделала рекламная машина, мол у некоторых певиц голос сильнее, чем у Анджелы, у других техника лучше, у третьих диапазон больше, четвёртые красивее, пятые более артистичны, шестые утончённее… Но Анджела великолепнее их всех…

На третьем месте самых известных оперных певиц - Мария Гулегина (Maria Guleghina)...

Мария Гулегина - русское драматическое сопрано, "вокальное чудо с Верди, текущем в её крови" - вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики. На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей "силового" драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини.

Отметив недавно четвертьвековой юбилей своей творческой деятельности, она продолжает радовать настоящих любителей оперы во всем мире своим огненным темпераментом и безупречно отшлифованным мастерством.

На четвёртом месте самых популярных оперных певиц - Тарья Турунен (Tarja Turunen)...

"Голос Финляндии" не совсем классическая оперная певица , а точнее совсем не классическая, тем не менее её мощное трехоктавное лирическое сопрано является предметом зависти многих классических певиц. Имея прекрасное академическое образование, она нашла своё призвание в современных видах оперного искусства - "classical crossover" и симфонический рок.

Легкая, красивая женщина покоряет сердца своих поклонников не только волшебными вокальными данными, но и своей оптимистичной и свободолюбивой энергетикой.

На пятом месте в списке самых лучших оперных певиц - Рене Флеминг (Renee Fleming)...

Рене - золотой стандарт полного лирического сопрано по американской версии оперного пения. Абсолютная примадонна нью-йоркской Метраполитен Опера в обозримом будущем.

В её репертуаре представлен весь цвет мировой оперы - итальянская, немецкая, французская, русская - везде она показывает свой роскошный талант, гениально передавая колорит великих произведений, наполняя каждую ноту невероятным смыслом и эмоциями, особым шармом и неповторимым обаянием, заставляя зрителей, услышавших её один раз становиться самыми преданными её поклонниками.

На шестом месте самых знаменитых оперных певиц - Даниэль Де Низ (Danielle de Niese)...

Это лирическое сопрано - одна из самых молодых певиц, американка со шри-ланкийскими и голландскими корнями...

Выступает она всю жизнь, начиная со школьной скамьи, в результате её лёгкость и открытость на театральной сцене, а можно сказать и "щегольство" даёт фору многим более опытным певицам, а её взлёт к оперным вершинам является уделом мечтаний любой певицы.

На седьмом месте самых великих оперных певиц - Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)...

Если бы в мире была только опера эпохи Барокко и стиль исполнения только бельканто, то Чечилия Бартоли - итальянская примадонна со своим неповторимым колоратурным меццо-сопрано, была бы несомненно на самом верху оперного Олимпа. Она одна из тех редких музыкантов, которым удаётся гармонично комбинировать свой незаурядный интеллект и вокальное мастерство.Каждый свой творческий проект она превращает в шедевр, блестящий, чёткий, наполненный человеческими чувствами и эмоциями и, конечно, технически безукоризненный.

Мой любимый тенор - это Марио Ланца, но он рано ушел - говорят, к его ранней смерти причастна итальянская мафия.
Из теноров следующего поколения временами хорошо пел Лучано Паваротти, но он был нестабилен. Хосе Каррерас был хорош, но потом он заболел и после болезни стал щадить голос, и это заметно. Плачидо Доминго мне никогда не нравился- фальшивый и искусственный.
Из наших теноров очень хорошим тенором был Владислав Пьявко, но из-за разрухи 90-х годов он мало выступал и рано сошел со сцены. Лучший Герман в Пиковой Даме у нас - это Владимир Атлантов. Иногда в перерывах между пьянками хорошо звучал Зураб Соткилава.

Какие же теноры нового молодого поколения являются самыми известными?

Из ныне поющих теноров именно непосредственно в оперных спектаклях на главных оперных сценах мира - в Вене, Милане, Париже, Лондоне, Нью-Йорке - это, пожалуй, будет следующая четвёрка:

1. Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann) - тенор из Германии 1969 года рождения. Пожалуй, сильнейший исполнитель опер Рихарда Вагнера, а также веристских опер Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи.
Здесь в его исполнении прозвучит ария Каварадосси "Сияли звёзды" (E lucevan le stelle) из оперы Дж.Пуччини "Тóска".

2. Роландо Вильясон (Emilio Rolando Villazón) , чаще именуемый в мире как Виллазон , мексиканский оперный певец с австрийскими корнями, 1972 года рождения.
Здесь будет его ария Неморино "Одна слезинка украдкой" (Una furtiva lagrima ) из оперы Гаэтано Доницетти "Эликсир любви".

3. Робе́рто Ала́нья (Roberto Alagna) — французский певец итальянского происхождения 1963 года рождения. Красивый тембр теноровских голосов, увы, не всегда бывает долгим. Многие ещё до стандартного пенсионного возраста переходят с оперных площадок к концертной деятельности. Вот и Аланья, ещё работая в спектаклях, всё больше тяготеет к концертным выступлениям.
Здесь я представляю вам его исполнением известной испанской песни "Piensa en Mí" .

4. Хуа́н Дие́го Фло́рес (Juan Diego Flórez Salom) , 1973 года рождения — перуанский лирический тенор, считающийся лучшим исполнителем опер бельканто - Дж.Россини, Г.Доницетти.
Здесь прозвучит каватина графа Альмавивы "Ecco, ridente in cielo" из оперы Джоакинно Россини "Севильский цирюльник".

Ну и отмечу ещё тройку исполнителей, регулярно выступающих на мировых площадках. Это: Хосе Кура , аргентинский тенор; Пётр Бечала из Польши; а из более молодого поколения - лирический тенор из России Дмитрий Корчак , 1979 года рождения.
В его исполнении и прозвучит тут ария Надира из оперы Жоржа Бизе "Искатели жемчуга".

запись взята у латвийского русофоба - пердячего ёжика, поэтому не даю прямую ссылку

В енская опера и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц из России, которые стали всемирно известны своим сопрано .

Галина Вишневская

Галина Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом - на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны - и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала» .

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, - Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского , Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова . Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская - нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

Любовь Казарновская

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан от «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы - оперные импресарио. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее - выступления на лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Тоска в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны от участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской всегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном из сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую часть времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания - просветительская деятельность и медиапроекты.

Хабанера из оперы «Кармен» в исполнении Любови Казарновской:

Мария Гулегина

Мария Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и на Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, потому что против меня выступают народные артисты. <...> И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себе и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, пока одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».

Мария Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой - на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

Анна Нетребко

Анна Нетребко. Фотография: classicalmusicnews.ru

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга - и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке - в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого - в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы - к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность» .

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 года певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Она стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она не только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».

Альбина Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Фильм об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

В 2007 году она окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же год стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна».

Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Сразу после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей дебют в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное выступление на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молодой певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Однако Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла участие в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодня эта партия - одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней все мое! Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень важно, если хочешь достучаться до зрителей!» .

Сегодня Альбина Шагимуратова поет преимущественно в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Не забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-то шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, невзирая на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, то все в конце концов получится» .

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

Статьи по теме: