Гундяев папа. Жизнь и подробная биография святейшего патриарха московского и всея руси кирилла


Патриарх Кирилл . Настоящее имя в миру Владимир Михайлович Гундяев. Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Епископ Русской православной церкви, с 1 февраля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви.

Наречен именем Кирилл и пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (настоящее имя - Борис Георгиевич Ротов) 3 апреля 1969 г. Взял имя в честь Святого Кирилла (настоящее имя в миру - Константин, прозвище Философ) - византийского миссионера. Вместе с братом Мефодием являлся создателем славянской азбуки. Братья Кирилл и Мефодий канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Принятая очерёдность - «Мефодий и Кирилл ».

После публикаций в журнале «Христианский вестник» за октябрь 1992 г. о связях церковных иерархов с Пятым управлением КГБ стал известен оперативный псевдоним (агентурное прозвище) принадлежащий тогда еще молодому иерарху - «Михайлов». Псевдоним , по всей видимости, образован от имени отца патриарха - Михаил. Сам Кирилл встречаясь со студентами МГУ, оправдывался: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».

После Табачного скандала* в конце 90-х гг. у В.М Гундяева, в то время занимающего пост митрополита Смоленского и Калининградского, появился псевдоним -прозвище «Табачный митрополит». В разных публикациях того времени митрополита, ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , называли также: «Кундяевым», «Московским Папой» и «Русским Цезарем Борджиа».

Краткая биография:

Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика ленинградского завода имени М. И. Калинина, впоследствии православного священника.

После окончания 8 класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 года по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.

В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем - в Ленинградскую духовную академию, ускоренно (год за два) окончил ее с отличием в 1970 г.

Стремительная карьера будущего патриарха Кирилла началась уже в академии: 3 апреля 1969 г. был пострижен в монашество, через 3 дня рукоположён во иеродиакона, а уже 1 июня того же года – во иеромонаха. После окончания оставлен в академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.

С 30 августа 1970 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского Никодима. 12 сентября 1971 г. возведён в сан архимандрита.

С 1971 года - представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

26 декабря 1974 г. в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, где создал специальный регентский класс для девушек и ввел уроки физкультуры.

С декабря 1975 г. - член Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей, с 1975 г. член комиссии «Вера и устройство» Всемирного совета церквей, с 3 марта 1976 г. член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

14 марта 1976 г. хиротонисан (посвящен) во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С ноября 1976 г. по октябрь 1978 г. нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима. 9 сентября 1977 г. возведён в сан архиепископа.

12 октября 1978 г. освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии.

В 1978 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 1983 г. преподаватель в аспирантуре при Московской Духовной Академии. С 26 декабря 1984 г. - архиепископ Смоленский и Вяземский; освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В апреле 1989 г. был изменён титул на «Смоленский и Калининградский».

14 ноября 1989 г. был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.

С 1990 г. - председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии. 25 февраля 1991 г. возведён в сан митрополита.

С 1993 г. - сопредседатель, с 1995 г. - заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора. С 1994 г. почётный президент Всемирной конференции Религия и мир. С 26 февраля 1994 г. - член Синодальной богословской комиссии.

С 1994 г. ведёт духовно-просветительскую программу «Слово пастыря» на Первом канале.

В 1995-2000 г. председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества.

6 декабря 2008 г., на следующий день после кончины Патриарха Алексия II, на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира тайным голосованием было совершено избрание митрополита Кирилла Патриаршим Местоблюстителем.

На прошедшем в храме Христа Спасителя Поместном Соборе 16-м Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вот несколько штрихов к его портрету.

О своем деде будущий Патриарх рассказывал так: "Дед у меня был замечательным человеком. Он прошел 47 тюрем и 7 ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан. Трудился машинистом на железной дороге казанского направления, а сидел лишь потому, что боролся против обновленчества, которое в свое время было инспирировано ЧК, а потом НКВД для разрушения Церкви.

Очень интересная у них с бабушкой была судьба. Ведь когда деда сажали, бабушка оставалась на воле. И когда его посадили во второй раз, а это было в 30-х, когда в стране свирепствовал голод, она сказала: все, теперь мы умрем. А у них было восемь детей: семь родных и одна дочь приемная. И дед сказал: поскольку я буду как бы нести крест за Христа, вы останетесь живы. Потом бабушка рассказывала, что в какой-то момент она поняла: все, жизнь кончилась, потому что на всех осталась лишь маленькая горсточка муки. Она из этой муки приготовила какие-то лепешки, они их скушали, а завтра есть уже было нечего. И вот ночью раздался стук в окно. Бабушка вскакивает, а с улицы голос: хозяйка, принимай груз. Открыла дверь - стоит мешок, полный муки, и вокруг - никого. Вот этот мешок муки спас и моего отца, и мне дал возможность появиться на свет".

Отец его работал главным механиком оборонного предприятия в Ленинграде, до войны он был репрессирован, сидел на Колыме, потом строил укрепления во время обороны Ленинграда. В годы войны был военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34 перед их отправкой на фронт.

Церковное имя Кирилл он получил в 1969 г., когда митрополитом Ленинградским Никодимом был пострижен в монашество. А начал "служить" Володя с трех лет и к шести-семи годам мог наизусть отслужить молебен или панихиду. Однажды в детстве случайно вошел в царские врата храма, походил по алтарю и вышел. Мама взяла его за руку и повела к настоятелю храма. Священник посмотрел на испуганную мать, улыбнулся и сказал: "Ничего, архиереем будет".

В школе Володя был одним из лучших в классе. В 60-е о нем писали в газетах: куда смотрит школа, когда есть в Ленинграде такой мальчик, который учится на пятерки, а верит в Бога. По словам будущего Патриарха, это было трудное время: "Я шел в школу, как на Голгофу".

Он очень любит читать, привык с детства. Вспоминает, что ему, сыну священника, было проще: в доме было большое собрание трудов по богословию, истории, в том числе произведения русских философов, большинство из которых стали доступны широкому кругу читателей только в последние годы.

С ранних лет будущий Патриарх увлекался горными лыжами. Учился кататься в Красном Селе на Вороньей горе, с которой немцы обстреливали Ленинград. Позже спускался уже и с Монблана. Как-то объяснил журналистам, недоумевавшим, как могут быть связаны церковная деятельность и спорт: "Духовная тренировка, которую дает нам аскеза, пост, молитва и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, - вместе обеспечивают очень важный результат - воспитание человеческой личности".

И еще о своем увлечении: "Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть? Естественная реакция обычного человека - назад. Реакция самосохранения. Инстинкт. А горнолыжник - всегда вперед. И чем круче, тем больше "вперед". Это значит - идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости".

Еще он любит ходить пешком и плавать. В отпуске каждый день проплывает без остановки несколько километров, столько же проходит. В отличие от моды на лабрадоров (она появилась в VIP-среде после появления лабрадора у Путина) содержит овчарок. Вечером, приехав домой, надевает спортивный костюм и выгуливает своих собак: "За целый день они насидятся дома и так рванут на улице, что еле за ними поспеваю. Метров пятьсот пробегу за ними, потом подтяну к себе и пешочком столько же пройду. Так вот каждый вечер прохожу-пробегаю километров пять-шесть".

Любовь к животным избирательна. Он привязан к собакам, а вот к кошкам совершенно равнодушен.

В Калининграде летает Boeing 737-300, названный в честь его имени: Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Самолет выполняет регулярные рейсы в Европу, и теперь его придется слегка переименовывать.

Будучи митрополитом, поразил многих заявлением о том, что не видит причин бороться со стремлением некоторых рок-музыкантов использовать тему православия в своем творчестве. И даже пообещал поддерживать современную рок-культуру, оговорившись: "Если мы увидим, что она способствует нравственному росту личности". Считает, что зачастую рок-музыканты на концерте "говорят несколько фраз о православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме".

При этом сам никогда не посещал рок-концерты: "Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные".

Он выступает за право на религиозное образование в школе. Возражения оппонентов о многонациональности и многорелигиозности России называет "страшилками" и считает, что нельзя запретить абсолютному большинству народа изучать основы своей религиозной культуры. При этом, по Кириллу, Основы православной культуры не должны навязываться всем подряд и без вариантов. Должна быть и альтернатива: "Если в классе есть мусульмане, для них могут вестись Основы исламской культуры".

Осуждает гражданские браки, выступает против откровенных телешоу на телевидении. При этом допускает появление женщин в храме с непокрытой головой. На вопрос, почему женщины должны надевать в храме платок, рассказал историю из жизни.

"Надевать головной убор или нет - это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание - и отвлекает от богослужения".

Случай из жизни избранного Патриарха

А через короткое время, может, недели две-три прошло, ко мне пришел другой сотрудник посольства, который тоже занимал очень высокое положение, и попросил меня сделать то же самое. И также предупредил, что очень рискует. А затем попросил меня сделать так, чтобы никогда об этом не узнал тот, которого я венчал до него. Потому что, с его точки зрения, это был самый опасный человек из тех, кто мог ему навредить. И тогда я подумал: Господи, мы же живем в Королевстве кривых зеркал! Два православных, которые, может, были бы близкими друзьями, разделены страхами идеологии и предрассудками.

Лицемерие - это грех. И таких людей Господь накажет. Но если это некое робкое, пока еще плохо осознаваемое, но все-таки реальное движение навстречу Богу - так и слава Богу! Церковь никого не должна осуждать. Она всем должна открывать дверь в храмы и помогать в этом храме остаться.

церковь в СССР и России

1988 год 2008 год

76 епархий 157 епархий

74 архиерея 203 архиерея

6893 прихода 29 263 прихода

6674 священника 27 216 священников

723 диакона 3454 диакона

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , почетный настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил* Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г., 2014 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Сербскую (2013 г., 2014 г.), Румынскую (2017 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.), Польскую (2012 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В августе 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

В феврале 2016 г. на Кубе состоялась первая в истории встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, в ходе которой Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск подписали .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г., 2017 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012 г. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейского Собора 2011 г. На базе принятых в 2011 г. документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий.Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

В 2013 г. продолжен курс на образование новых епархий и митрополий. Происходит реализация принятых решений и положений в области социальной, миссионерской и катехизической деятельности. Формируется система подготовки при духовных учебных заведениях епархиальных, благочиннических и приходских специалистов в области миссии, религиозного образования и катехизации, молодежной и социальной работы. Открыты три ставропигиальных монастыря. Приняты документы по церковно-общественным вопросам: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» и «О крещении младенцев, родившихся при помощи "суррогатной матери"».

В 2014 г. уделялось особое внимание вопросам церковного управления. Продолжился процесс создания новых епархий и митрополий, образован ставропигиальный монастырь. Большое внимание уделялось созданию и укреплению приходских общин, развитию приходской жизни, привлечению мирян к активному и ответственному участию в епархиальной и приходской деятельности. Продолжен курс на развитие церковного волонтерства в социальной и других сферах жизни общества, определены принципы и направления работы с мигрантами. Приняты документы: «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», «Принципы и направления работы с мигрантами».

В 2015 году приняты документы: «Об участии верных в Евхаристии», «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих», «О христианском погребении усопших», «Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества», «Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности». Образован ставропигиальный монастырь. Уделялось большое внимание развитию духовного образования, приняты документы: «Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви», «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви», «Положение о епархиальном совете по теологическому образованию в Русской Православной Церкви».

В 2015 году также были уточнены зоны ответственности трех синодальных учреждений (Синодальных отделов по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами) за осуществление церковного попечения о ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также о социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.

2016 год был ознаменован большим количеством зарубежных визитов Святейшего Патриарха Кирилла: в страны Латинской Америки, в т.ч. на Кубу, где состоялась встреча с Папой Римским Франциском, а также в Великобританию и во Францию. Проводились встречи с первыми лицами государств, общественными деятелями, с верующими соотечественниками, проживающими за границей. Впервые в истории Предстоятель Русской Церкви посетил Антарктиду.

В 2016 году уделялось большое внимание вопросам духовного образования всех уровней (от воскресных школ и преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах до курсов повышения квалификации священнослужителей и теологического образования), был принят ряд документов, в частности, «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». Московская и Санкт-Петербургская духовные академии получили государственную аккредитацию. Министерство образования РФ утвердило состав Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии. Создан диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки. Это стало важным шагом в закреплении теологии в качестве научной специальности.

В 2016 году продолжался активный диалог с государством, светским обществом, инославными и представителями других религий. По предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина учреждено Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Большой резонанс в обществе вызвало подписание Святейшим Патриархом Кириллом обращения о запрете абортов.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела (2015 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства (2013 г.), прежние названия — Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)
  • Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта (2015 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

— Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2016 г.), учрежден вместо упраздненной Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2015 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения (2016 г.).

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009- 2017 гг . посетил с официальным визитом страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.), Болгарию (2012 г.), Бразилию (2016 г.), Грецию (2013 г., 2016 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Кубу (2016 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Парагвай (2016 г.), Польшу (2012 г.), Румынию (2017), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г., 2014 г.), Турцию (2009 г., 2014 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Швейцарию (2016 г.) Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий*.

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 60 митрополий Русской Православной Церкви*;
  • 144 епархии*;
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.);
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд (2016 г.);
  • Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения (2016 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 (на начало 2009 г.) до 303*.

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, на начало 2018 г. — 378*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 176 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 18; в 2015 г. — 22; в 2016 г. — 13; в 2017 — 14; в 2018 — 1*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского
  • 2016 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (I степени)

Государственные награды иностранных государств

  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («Ordinul Republicii ») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)
  • 2013 г. — Большой крест ордена Почета (Греческая Республика)
  • 2013 г. — Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина)
  • 2016 г. — Орден Хосе Марти (Республика Куба)
  • 2017 г. — Орден Дружбы («Достык») I степени (Казахстан)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

    с 2010 г. - почетный доктор Ереванского государственного университета;

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) – глава Русской Православной церкви, Патриарх Московский и Всея Руси. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Дружбы народов, Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степени. Почетный президент Академии Российской словесности и почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Автор ряда книг и публикаций в периодической печати, а также автор и ведущий телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале.
Биография Патриарха Кирилла: молодые годы:
Будущий митрополит родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Биография Кирилла и род его деятельности во многом были предопределены семейной традицией: и отец, и дед его также были священниками. Дедушка, Василий Степанович Гундяев, за церковную деятельность был репрессирован и сослан на Соловки. Отец, Михаил Васильевич Гундяев, в 1947 году был рукоположен в диакона; он также был репрессирован и по обвинению в политической нелояльности осужден на три года лагерей. Мать Кирилла, Раиса Владимировна Гундяева, преподавала в школе немецкий язык. Старший брат, Николай Гундяев, – протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Уже в школьные годы будущий патриарх проявлял незаурядную работоспособность и трудолюбие, совмещая успешную учебу с работой техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. После окончания школы в 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1969 году был пострижен в монашество, наречен именем Кирилл. После окончания Ленинградской духовной академии Кириллу была присуждена степень кандидата богословия.
В 70-е биография Кирилла ознаменовалась рядом важных событий. Он преподает богословие в Ленинградской духовной академии, одновременно работая личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита, становится представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в швейцарской Женеве. Там же, в Женеве, он является настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В самом конце 1974 года Кирилл назначается ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, затем – председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1978 году приступает к работе на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Начиная с 70-х годов, будущего патриарха регулярно приглашают в европейские учебные заведения для чтения курса лекций: Экуменический институт в Боссэ (Швейцария), Хельсинский университет, Православная семинария в Куопио (Финляндия). Практика эта продолжится и в дальнейшем.
Знаковым для биографии Кирилла становится 1984 год: будущий глава Православной церкви назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (в 1989 году этот титул был заменен на новый – архиепископ Смоленский и Калининградский). Во многом благодаря усилиям Кирилла в Смоленской и Калининградской областях было восстановлено и построено более 150 храмов, в Смоленске открыто первое в послевоенное время духовное училище (с 1993 года – духовная семинария).
Биография Патриарха Кирилла: зрелые годы:
В 1989 году Кирилл становится митрополитом, в 1993 – приступает к работе в качестве сопредседателя, а затем и заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора. В составе официальных делегаций Кирилл участвует в ряде миротворческих акций, способствует налаживанию межхристианских и межправославных отношений, посещает все поместные православные церкви. Деятельность будущего патриарха была отмечена почетной международной наградой – Международной Ловийской премией мира. А в 1994 году в богатой на события биографии Кирилла происходит еще одно важное событие: он становится автором и ведущим популярной у зрителей телепрограммы «Слово пастыря».
В 2000-х годах митрополит Кирилл – председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, член президиумов Межрелигиозных советов России и СНГ, председатель и сопредседатель множества международных конференций. Также он продолжает активную преподавательскую деятельность и становится почетным профессором и доктором нескольких университетов: Астраханского, Смоленского, Санкт-Петербургского политехнического, почетным доктором политологии Государственного университета Перуджи и почетным доктором богословия Христианской академии Варшавы.
Без сомнения, одним из самых важных событий в биографии Кирилла стало его избрание на патриарший престол. После кончины патриарха Алексия II в декабре 2008 году тайным голосованием Кирилла избирают Местоблюстителем патриаршего престола. 27 января 2009 года Поместным собором Русской Православной Церкви Кирилл был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Он набрал 508 голосов из 677, то есть более 70%. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха. Свои поздравления новому патриарху направили президент и председатель Правительства России, глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI, а также другие религиозные и светские деятели. В течение 2009 года патриарх Кирилл посетил с официальными визитами Украину, Беларусь, а также ряд российских городов.

Смотрите все портреты

© Биография Патриарха Кирилла. Биография священослужителя Патриарха Кирилла. Биография Патриарха РПЦ Кирилла.

Богатства патриарха Кирилла: как глава РПЦ капиталы зарабатывал. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в девяностые годы времени зря не терял: в его профессиональной копилке организация табачного, нефтяного, автомобильного и пищевого бизнеса. По разным подсчетам, вся эта бурная деятельность принесла главе РПЦ капиталы в 1,5-4 млрд долларов. Теперь в распоряжении патриарха квартира в знаменитом «Доме на набережной», часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, дворцы в Переделкине и Геленджике, а также личный авиапарк.«Новая газета» опубликовала на своих страницах компромат на патриарха Московского и всея руси Кирилла, в миру - Гундяева Владимира Михайловича. По данным газеты, в 90-е глава РПЦ, будучи скромным руководителем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), активно занимался бизнесом, благодаря чему нажил себе состояние в несколько миллиардов. Да не рублей, а долларов.



Начиналась бизнес-карьера патриарха в 1993 году. Тогда при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор ОВЦС МП. Через год при правительстве РФ и одновременно в ОВСЦ появились две комиссии по гуманитарной помощи: первая решал, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По этому каналу только в 1996 году ОВЦС ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП.

Как утверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, который опубликовал несколько статей о табачном бизнесе патриарха, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный», пишет «Новая газета», уточняя при этом, что сейчас его так уже не титулуют. Теперь патриарха принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Кстати, сам Кирилл как-то попытался оправдать свое участие в табачном бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).



Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около 2 млрд долларов.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).



В 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн).

По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.



В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в 1,5 млрд долларов. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже 4 млрд долларов.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапарком пользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога.

Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, который вызвал в первую очередь негодование местных экологов.



Впервые скандал вокруг геленджикской дачи патриарха вспыхнул год назад, когда активисты «Экологической вахты» по Северному Кавказу проникли на территорию строящегося объекта. В ходе осмотра они выяснили, что не менее 10 га уникального леса огорожено трехметровым забором, а в центре находится странное «пафосное» здание, увенчанное куполами - что-то среднее между храмом и особняком.

При этом, согласно данным «Новой газеты», в 2004 году РПЦ получила в свое распоряжение участок земли площадью всего 2 га. Более того, эта земля относилась к Лесному фонду, соответственно, возводить капитальные строения на этой земле по закону нельзя. Тем не менее, здесь началось масштабное строительство. Экологи утверждают, что в ходе строительства были вырублены от 5 до 10 га ценного леса, что подтверждается снимками из космоса.

В РПЦ поспешили опровергнуть доводы «зеленых». Московский патриархат сослался на акт Роспотребнадзора, согласно которому на территории Духовно-культурного центра фактов незаконной вырубки зафиксировано не было. Экологи в свою очередь указывают на тот факт, что документ был составлен в декабре 2010 года - то есть спустя несколько лет после уничтожения леса.

Еще один скандал вокруг дачи патриарха, опять же инициированный экологами, разгорелся в октябре ушедшего года. Тогда активисты заявили, что вспыхнувший в конце сентября того же года пожар на территории Духовно-культурного центра Московской патриархии мог стать результатом поджога. Как отмечала тогда «Новая», по закону за уничтоженные деревья строители обязаны платить денежную компенсацию в сотни тысяч рублей. А если деревья сгорели в огне, то выплаты компенсации можно избежать.

В начале 2011 года в прессе появились данные, что строящийся объект РПЦ под Геленджиком - это не что иное, как дача для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако информационный отдел Московского патриархата эти доводы опроверг, заявив, что на этом месте возводится духовный центр Русской православной церкви на юге России, наряду с уже имеющимися центрами в Москве и Санкт-Петербурге.

Статьи по теме: