В современном обществе первичные потребности социализированы. Значение удовлетворения социальных потребностей человека. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели

Сформировать систему знаний о человеке и его потребностях в целом и в современном обществе, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества

Задачи

Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.

Анализ процесса формирования человека в ходе истории.

Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.

Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.

Выяснить, какие факторы влияют на формирование потребностей.

Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.

Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке

1.Введение.

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

2.Потребности человека в разные периоды истории. Взгляды философов.

Потребности людей первобытного общества .

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность таких потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Первичные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение первичных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

    Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.

    Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей

Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Демокрит учил: « Разум и страсть - вот составляющие человеческой души. Разум должен обуздать страсть».

Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных.

Сократ. Для Сократа самопознание - главнейшая и единственная потребность человека.

Аристотель. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе теоретической деятельности - в созерцании

Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

Основные черты философских воззрений:

    Теоцентризм. Главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования - Бог.

    Человек рассматривается как существо двойственное: несущее на себе божественный образ (обладание разумом и волей; свободой творчества, любви) и существо греховное.

Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.).

Наступает час антропоцентризма. Земные заботы составляют первейший долг человека. Он должен реализовать себя, т.е. удовлетворять свои потребности.

Человек и его потребности в философии конца XIX- началаXXвека.

В начале XXвека происходит переоценка ценностей и смена модели постановки проблем.

Основные черты философии конца XIX- началаXXвека :

1. Двадцатый век был эпохой расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения.

3.Понятие потребностей.

Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность » обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

3.1 Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности..

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции.

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей.

Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней.

3.2 Анализ основных потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста . Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека

Вывод: Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Вывод: Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.

4.Что нужно современному человеку в 21 веке.

На данном этапе развития человечества мир представляет собой четко работающую машину, которая состоит из множества винтиков и шестеренок. Каждый выполняет свою роль — офисный работник в поте лица работает в большой компании, и на домашние дела у него редко находится время. Поужинать он выбирается в ресторан, где его потребности удовлетворяют повара и бармены, стиркой и мытьем посуды дома занимаются специальные машины. Сейчас даже пылесос брать в руки необязательно — можно просто заработать достаточно денег для покупки специального робота.В двадцать первом веке мы себе просто не можем представить большинство из того, что нам рассказывают родители — про очереди за сыром и мясом, которое было на прилавках магазинов только в ограниченном количестве, про возможность отдыхать только на территории своей страны, про дефицит одежды и так далее. Сейчас мы имеем возможность беспокоиться, по сути, только о своем финансовом положении. Ничего сложного, на первый взгляд, нет — просто хорошо работай в перспективной компании и зарабатывай на любые свои потребности.

Однако данный прогресс затронул человеческое нутро. В критической ситуации мы остаемся совершенно беспомощными. Уволили с работы — мы, по сути, лишились средства пропитания. Отключили дома свет — наша техника не работает, и мы чувствуем себя одинокими и брошенными. Нет интернет связи — мы не можем заказать себе доставку еды из ресторана.

Человек таков по своей природе, что ему нужно уметь хотя бы самый минимум делать своими руками. Ведь вкрутить самостоятельно лампочку, или приготовить вкусный и питательный обед своими руками не так сложно, как казалось бы. Более того, это даже приятно, и может стать не только способом экономии финансовых ресурсов, но и самым настоящим хобби.

Согласитесь, что всем нам порой надоедает однообразный труд, и наша работа начинает казаться чем-то бессмысленным, тем, что не оставит о нас никакого следа. А вот выращенный своими руками сад будет еще на протяжении многих лет напоминать, что мы в этом мире были, и вот наш труд. Поэтому человек сейчас должен искать способы хоть на какое-то время отделяться от современного мира с его сумасшедшим темпом и стараться быть немного ближе к природе.

Это, без сомнения, чудесно, что мы не тратим все свои выходные дни на стирку, уборку и приготовление пищи. Прогресс дает нам многое, однако и требует некоторых жертв взамен. Как только мы сбалансируем все свои функции во многих планах, то почувствуем настоящее разнообразие своей жизни.

5.Структура потребностей

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения , когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

    Реализация потребности в безопасности .

    Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

    Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

    Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

6.Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке

Отправной точкой исследования процесса принятия потребителем решения о покупке является простая модель, представленная на рис. 2. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

Задача деятеля рынка - понять, что происходит в сознании потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Теперь необходимо рассмотреть этапы, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.

На рис. 4. представлены пять этапов, через которые проходит потребитель. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи.

Процесс покупки начинается с того , что покупатель осознает проблему или нужду. Нужда может быть возбуждена внутренними или внешними раздражителями. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.

Следует выяснить:

а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли,

б) чем вызвано их возникновение,

в) каким образом вывели они человека на конкретный товар .

Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

Личные источники (семья, друзья, знакомые).

Общедоступные источники (средства массовой информации).

Источники эмпирического опыты (осязание, изучение, использование товара).

Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию. Для оценки вариантов можно выделить несколько основных понятий, с помощью которых она совершается.

Во-первых , существует понятие о свойствах товара.

Во-вторых , потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя.

В-третьих , потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.

В-четвертых , считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности.

В-пятых , отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.

Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта.

Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.

Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.

Процесс же закупки товаров промышленного назначения слагается из восьми этапов (рис.5)

7. Факторы, формирующие потребности.

1) Природно-климатические условия (место жительства);

2) Национальные, культурные, религиозные представления (традиций, привычек, уровня образования);

3) Социально - экономические условия жизни (величины дохода, реклама). В обществе, находящемся на низкой ступени развития, в структуре потребностей преобладают первичные потребности, которые удовлетворяются скромным набором благ и услуг. В развитом обществе акценты смещаются на потребности более высокого порядка, а первичные потребности удовлетворяются благами более высокого качества;

4) Научно-технический прогресс.

Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

К факторам внешнего влияния на потребителя относятся: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, домохозяйство. Эти факторы представляют собой разнохарактерное влияние групп различного масштаба на потребителя.

Макровлияние: культура, социальные классы.

Микровлияние: домохозяйство, референтные группы.

Культура - набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям, как членам общества, общаться, интерпретировать и оценивать ситуации:

Отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;

Воплощенная в предметных, материальных носителях;

Передаваемая последующим поколениям.

Социальная стратификация.

Социальные классы- это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанном на их экономическом положении на рынке. Они объединены схожими ценностями, интересами, уровнем доходов.Отличительные признаки соц. класса - склонность его представителей к более или менее одинаковому потребительскому поведению, наличие определенного соц.статуса; уровень образования, род деятельности и уровень дохода.

Различают рабочий, средний и высший классы. В этих классах отражается разница между потребителями, которую можно связать с различиями в выборе марок и продуктов.

Социальная стратификация - формальное неравенство классов по отношению друг к другу. В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членом общества. Власть, доход, собственность влияют на соц. положение.

Социальная стратификация определяется как иерархическое разделение общество на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений ценностей и жизненных стилей.

Домохозяйство .

Домохозяйство - все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство, основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы, мебель, жильё потребляются скорее домохозяйством, чем индивидуумами.

Семейное домохозяйство- основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению.

Изучение семьи (домохозяйства) как отдельной потребительской единицы имеет большое значение вследствие того, что:

а) многие продукты покупаются для всей семьи;

б) покупательские решения отдельных людей могут во многом зависеть от влияния остальных членов семьи.

Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя .

К внутренним факторам поведения потребителей относятся процессы, посредством которых индивидуум реагируют на влияние групп, на изменение среды и маркетинговые усилия.

Факторы внутреннего влияния на потребителя: жизненный стиль, эмоции, личность, мотивация, обучение, восприятие.

Восприятие, обучение, мотивация как факторы внутреннего влияния на потребителя.

Восприятие - отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения.

Эмоции.

Эмоции- сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению.

Существует ряд классификаций эмоций. Выделяется 8 основных категорий: страх, гнев, радость, досада, принятие, отвращение, предвкушение, удивление.

Рекламные сообщения, вызывающие эмоциональные реакции, имеют больше шансов привлечь внимание, чем нейтральная реклама. Реклама, генерирующая позитивно оцениваемые эмоции, повышает шансы того, что будет нравиться и рекламируемый продукт.

Жизненный стиль.

Стиль жизни влияет на потребности, отношение потребителей и, соответственно, на поведение потребителей при покупке и использовании товаров и услуг. Потребительские решения поддерживают или изменяют стиль жизни.

Выделяют 5 сегментов глобального жизненного стиля:

1) Стремящиеся.

2) Достигающие.

3) Подавленные.

4) Адаптеры.

5) Традиционалисты.

8.Факторы, влияющие на покупательское поведение.

Ориентация на цену (дорого-дешево);

Ориентация на качество (купить меньше, но лучшего качества, или купить про запас, побольше);

Ориентация на марку (покупка товара как категории или выбор конкурентной марки);

Спонтанность/расчетливость (покупка, в том числе и продуктов питания, тщательно планируется или совершается импульсивно);

Новаторство/традиционность (готовность пробовать, экспериментировать, покупать ради любопытства или консерватизм, привязанность к проверенным продуктам);

Ориентация на импортную или отечественную продукцию.

Услуга - любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услуги можно разделить по объектам на социально-общественные, личные и деловые.

По отношениям: рыночные, нерыночные и квазирыночные . Личные услуги потребляют индивидуальная личность и домохозяйство, при этом потребитель оценивает выгоды. Происходит приобщение личности, семьи к образу жизни определенного социального слоя.

Деловые услуги потребляют коллективные покупатели. Они направлены на минимизацию рисков и ориентированы на получение прибыли.

Социально-общественные услуги потребляет общество в целом. Потребители исходят из теории справедливости.

9.Влияние на структуру потребностей. Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей - это средства формирования потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге . Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.

Информативная

Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы

Убеждающая

Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции

Напоминающая

Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса

По объекту рекламирования можно выделить: товарную (продуктовую) рекламу; престижную (имидж-рекламу); рекламу дестинаций. Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе. Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.

Заключение.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство)

    Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

    Потребности всемирного объединения людей.

    Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

Список литературы

    Жураховский С.Н. Формирование современной структуры человеческого потенциала в контексте перехода к экономике, основанной на знаниях / С.Н. Жураховский // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. - Т. 125. - С. 171-181.

    Леонова О./’.Воспроизводство рабочей силы: социальный аспект [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusrand.ru/Doklad5/Leonova.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

    Подберезкин А.И. Роль человеческого капитала в современном обществе // Диалог культур. — 2008. — С. 52—55.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.х: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.

    Буряк В. В. «Глобальное гражданское общество и сетевые революции». / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.

    Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.

    Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с.

    Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.

    Информационное общество // Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. А. А. Грицанов. — 2-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 1999.

    Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 с.

Человек является частью общества. Существуя в обществе, он постоянно испытывает определенные социальные нужды.

Социальные потребности человека являются неотъемлемой частью его личности .

Виды

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:


Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:


Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы "для себя" является необходимым условием формирования полноценной личности .

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей "для других" и "вместе с другими" — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество .

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию .

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности .

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют .

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины : лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная , .

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата .

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

Есть ли у животных?

С одной стороны, социальные потребности могут быть свойственны только людям ввиду того, что их могут испытывать только члены общества. С другой стороны, у животных в их группах существует определенная иерархия поведения, правила и ритуалы .

С этой точки зрения принято выделять зоосоциальные потребности животных : родительское поведение, игровое поведение, миграции, стремление к самосохранению, адаптация к условиям жизни, иерархия в стае и т.д.

Данные потребности нельзя назвать социальными в полной мере, но они являются первоисточником развития дальнейших социальных потребностей у людей.

Таким образом, социальные потребности существуют у каждого человека в большом количестве. Удовлетворяя их, человек должен действовать не только в личных интересах, но и в интересах окружающих людей.

Потребность быть нужным и общение - социальные потребности человека:

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.  


Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.  

Национальная продовольственная безопасность является важным составным элементом национально-государственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. Следовательно, понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта.  

На рис. 18 представлены гипотетические кривые потребности и спроса в определенном товаре. В первой части графика до точки (к потребность превышает спрос - срабатывает принцип первичности потребности. Это также объясняется и следующими факторами  

Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) лишь 30-50 % работ-  

Большое значение для работников, занятых научной деятельностью, имеет мотивация. В этой связи важную роль играет классификация и анализ факторов-мотиваторов, а также изучение поведения личности как функции его восприятий и ожиданий, связанных с данной ситуацией. При этом следует иметь в виду, что наряду с первичными потребностями, которые удовлетворяются с помощью денег, есть более возвышенные потребности - в знаниях, авторитете, творчестве. Нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т. д. часто имеют определяющее значение для ученых.  

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами, чему в учебнике посвящен специальный раздел. В настоящей главе обозначим лишь основные принципы определения потребностей . Прежде всего определение потребностей означает выявление товаров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов . Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях , вторичными - в узлах, из которых комплектуются изделия , третичными - в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.  

Потребности классифицируются в соответствии с определенными критериями. Так, различают первичные и вторичные потребности . Первичные потребности - это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (например, еда, вода, одежда и т.д.). Вторичные потребности - это те, которые возникают с развитием цивилизации (например, холодильники, телевизоры, автомобили). Кроме того, различают индивидуальные и социальные потребности . Индивидуальные - это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди ощущают как члены общества. Например, еда и вода являются индивидуальными потребностями, а потребности в общественном порядке, справедливости и т.д. -- социальными. Обычно человек сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей, покупая, например, еду и одежду у других людей. В то же время правительство или другие общественные организации (парламент, городской совет и т.д.) обеспечивают удовлетворение со-  

Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы первичные и вторичные потребности . В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности.  

Бывают также естественные (объективные) и искусственные (субъективные) конфликты. Естественные конфликты возникают в результате стихийного стечения обстоятельств, обострения отношений между группами людей по поводу удовлетворения их первичных потребностей искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей.  

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Они включают потребности дышать, спать, есть, сексуальные потребности.  

В силу этого первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Потребности невозможно непосредственно наблюдать и измерить. Потребности служат лишь мотивом к действию. О них можно судить по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.  

Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий - пятый уровень) - ко вторичным потребностям . Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9.  

Существуют также потребности первичные и производные. В классической школе первичные потребности именуются нуждами, а производные - потребностями.  

Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.  

Ощущения - это форма представления потребителями своих стимулов поведения на рынке, форма осознания ими своих первичных потребностей. При этом важно отметить, что истинные ощущения людей (и многих организаций) от них самих не зависят и им не подконтрольны. Ощущения - во всех случаях нечто производное, вторичное от стимулов и определяются только ими. Например, человек в универсаме не может контролировать свою зрительную реакцию на выкладку товаров, их упаковку и т.п., поскольку общее зрительное восприятие предметов от человека (если он, конечно, не слепой) не зависит (он видит столько продуктов, сколько расположено поблизости).  

Запросы и предпочтения - это набор вариантов удовлетворения первичных потребностей, возникающих у потребителя под воздействием ощущений. Потребитель еще может сделать выбор, принять решение о  

В какой-то мере подобные структуры несут налет субъективности, хотя и помогают фирмам осознанно регулировать процесс продвижения товара . Так, считается, что реклама, опирающаяся на первичные потребности людей, оказывается более эффективной при продвижении товара к потребителю.  

Разделение потребностей на две группы достаточно условно. Дело в том, что первичные потребности не являются у человека исключительно физиологическими. Например, пища нужна человеку для того, чтобы поддерживать свое существование однако для значительной части людей не безразлично, что именно они едят покупка деликатесов или посещение дорогого ресторана не являются физиологическими потребностями , они социальны по своей природе.  

Потребности делят на первичные и вторичные. Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, воде, сне, дыхании и т. д.  

Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности . Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью . Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, когда обеспечивается максимально возможная совокупная полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной.  

Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут. Деление на первичные и вторичные потребности исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.  

Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.  

Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, дышать, сдать, и т.д. Вторичные потребности по своей природе имеют психологический характер. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с жизненным опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные.  

Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными. Например, потребность в пище, воде, воздухе. Они заложены в организме генетически. А вторичные, например, потребность в успехе, в признании своей значимости, в общении - появляются с развитием высшей нервной деятельности человека и его сознания, с приобретением опыта и знаний. Таким образом, обобщая полярные точки зрения ученых и учитывая общепринятое деление потребностей на первичные и вторичные, а также, отдавая должное объективному закону возвышения потребностей , выделим основные группы потребностей по мере их формирования и закрепления в сознании человека  

Дуглас МакГрегор предложил два противоположных стиля взаимоотношений руководителя с подчиненными, получивших названия теория X и теория У. Согласно теории X большинство людей ленивы, избегают ответственности, крепко привязаны к своим первичным потребностям, и потому управлять ими - удел избранных, которые строят свои взаимоотношения с подчиненными на основе угроз, контроля и принуждения.  

Как правило, первичные потребности удовлетворяются за счет экономических методов , поощрения (зарплата всех видов, льготы, субсидии и т.д.). Эффективность экономических методов зависит от того, соблюдаются ли следующие условия  

Так, достаточно полно исследованные и широко представленные в научной литературе модели обеспечения первичных потребностей индивидуума основываются на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым, функциях становления и осуществления жизнедеятельности. Их последовательное совершенствование и ассоциативное применение в иных целях и сферах приводит к формированию единой комплексной системы навыков самоорганизации индивидуума, реализуемых, прежде всего, в процессе изучения окружающего мира. Этим, в свою очередь, обеспечивается и начало стадии овладения необходимыми знаниями, содержание которой последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивидуума .  

БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - обычно врожденные потребности , такие как потребность выжить.  

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - психологические, обычно врожденные потребности , такие, например, как потребность самосохранения.  

Многих заказчиков не устраивает патерналистское сознание рабочих, по которому рабочие все блага - от премий до квартиры - привыкли не зарабатывать, а получать от руководства, которое, в свою очередь, получало это от государства. Заработную плату заказчики предопределяют далеко не в тех размерах, в которых можно эти блага заработать. После длительной неудовлетворенности сложившимся состоянием дел становятся понятными обращения М.С. Горбачева, что необходимо учитывать "менталитет нашего народа, не жившего в рыночных условиях, знавшего только одну форму собственности , находящегося в стране, где государство решало все, где оно было своеобразным собесом, где вопросы личной, материальной заинтересованности были не ясны" . Не предприняв соответствующих мер, государство бросило на произвол тех, кого многие годы приучали не думать, а делать только то, что предписано свыше. Ни руководство, ни тем более рабочие, не имеют экономического сознания. В сложившейся ситуации отсутствие экономического сознания и определило рыночную стоимость труда рабочих строительных специальностей. Стоимость труда рабочих была взята из сложившейся дореформенной заработной платы в строительстве с учетом индексации и без учета дополнительной мотивации . Заработная плата рабочих строителей обусловливается рыночной ситуацией и не может восполнить им их мотивационные потери. Многие рабочие осознают безысходность и продолжают свое дореформенное поведение. Неожиданностью для многих рабочих оказалась нестабильность в работе, отсутствие финансов для воспроизводства своей семьи и угасающая возможность что-либо самостоятельно сделать для улучшения своего положения и теперь уже многие из них осознают, что в сложившейся ситуации оказались попросту инструментом, который необходим на момент их использования. Многие рабочие снижают уровень своих потребностей, отказываются от выполнения работы , "люмпинизируют" и деградируют. Финансов для выживания рабочему при отсутствии работы необходимо значительно меньше. Время, при отсутствии работы либо при отказе от нее, рабочие направляют на возделывание садовых участков, на лесные собирательства. Выход на работу с их стороны возможен при отсутствии средств на первичные потребности, например, такие, как питание. Рабочий испытывает свою ущербность перед людьми, располагающими финансовыми ресурсами , те же, в свою очередь, относятся к такому индивиду как к "рабу", которого не надо покупать. "Раб" готов к выполнению  

В качестве первой следует отметить ориентацию производства на непосредственное потребление. Производство ориентировано в первую очередь на выживание и удовлетворение первичных потребностей - производить или зарабатывать сверх необходимого представляется бессмысленным и нерациональным. Как пищет известный немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), человек просто хочет жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Производство сверх этого вызывает отрицательную реакцию , поскольку размеры и формы потребления зависят от места человека в сложившейся иерархии и традиций.  

Современный мир настолько непредсказуем и многогранен, что невозможно предугадать, что же будет ожидать человечество завтра. Человек живет, развивается, у него возникают потребности, которые со временем могут изменяться, но все же, существуют такие вещи, которые нужны человеку всегда.
Известный ученый Маслоу сообщил о том, что все человеческие потребности смело можно назвать врожденными. Плюс ко всему им была представлена концепция потребностей в мотивации иерархического порядка, вот в такой очередности:
1. Потребности физиологического характера. Они занимают важное место в жизни каждого человека. Так как если не будут удовлетворены биологические потребности, то никого не будут интересовать потребности расположенные на более высоком уровне.
2. Потребности относящие к защите и безопасности. В наши дни сюда можно отнести системы безопасности, стабильность в законе и порядке, свободу от угроз. То есть эти потребности интересны всем, кто заинтересован в выживании. Каждый человек стремиться к стабильности, уверенности в завтрашнем дне, хорошей зарплате и финансовым потокам обеспечивающим всю семью.
3. Сюда следует отнести потребности любви. Здесь каждый человек стремиться построить крепкие, гармоничные отношения. Так же именно здесь устанавливается привязанность к окружающим людям в любом возрасте.
4. На этом этапе формируется необходимость в самоуважении. После того, как мы удовлетворили свою потребность любить и быть любимыми, у нас возникает необходимость в уважении. Сюда относиться: уважение к другим людям и к самому себе.
5. Потребность в самореализации. Каждый человек стремиться достичь каких-то высот, хорошо зарабатывать, использовать все свои таланты и быть от этого полностью удовлетворенным.
Конечно, эти потребности очень важны для каждого человека. Но современный мир настолько многогранен, что нам уже просто не обойтись без тех технологий, которые нас окружают. Особенно без систем безопасности. Ведь охранное видеонаблюдение делают нашу жизнь намного спокойнее, беспечнее и увереннее. Человек хоть и боится много, но с данным оборудованием он чувствует себя намного спокойнее. Проходит волнение за свою жизнь семьи и целостность имущества. Получается, что в наши дни потребность в защищенности можно отнести к одной из самых необходимых, что пожалуй, совершенно не удивительно.

Метафизическая антропология русских мыслителей.

Фундаментальные характеристики человека.

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание:

1. Несводимость

2. Непредопределенность

3. Незаменимость

4. Неповторимость

5. Невыразимость.

Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость

Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище - может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией - он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир, человек-депутат.

Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его.

Непредопределенность

Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я - главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.

Статьи по теме: