Правила поведения в монастыре. Что надо знать о православном церковном этикете Святейшему Патриарху Московскому и всея

Моя последняя роль Голохвастова в пьесе «За двумя зайцами» оказалась пророческой архимандрит Спиридон (Ходанич).

Архимандрит Спиридон (Ходанич). © Православная жизнь

Странные события происходят в монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», что в Борисполе. В прошлом году на Рождество храм горел, а в этом году случилось наводнение. Редакция портала «Православная жизнь» отправилась с пресс-туром в город Борисполь, чтобы пообщаться с наместником, увидеть все собственными глазами и самим разобраться в ситуации.

Справка: Первое упоминание о приходском храме в г. Борисполь датируется 2003 годом, когда была организована община. В 2008 году решением Священного Синода дано благословение основать на этом месте мужской монастырь. Первым наместником был архимандрит Варлаам (Гергель), служащий в Бортничах. Два года назад наместником монастыря решением Священного Синода стал архимандрит Спиридон (Ходанич ). Монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находится в центре г. Борисполя, окруженный частным сектором и новостройками.

«У нас горит крыша!»

Отец Спиридон, что это за рождественские искушения у вас в монастыре?

– На Рождество у нас происходят странные вещи, хотя для нас, как людей верующих, все очевидно. В монастыре у нас совершаются две Литургии (ночная и поздняя) из-за большого количества людей, для этого мы взяли благословение на второй антиминс. Я служил позднюю Литургию, на которой поздравляю всех прихожан. Отец Серафим, наш благочинный, совершал ночную Литургию. Я, естественно, пошел отдохнуть перед утренней службой.

На клиросе в монастырском храме

Просыпаюсь и слышу какой-то шум – окна выходят во двор монастыря. Выглянул – все люди выходят из храма, а время-то 12 часов ночи, как раз должна была начинаться служба. Меня охватило предчувствие: что-то не то. Паства поспешно покидала храм. «Что же случилось? К тому же все эти события. Не дай Бог, какая-то провокация». Вижу, отец Серафим в облачении выбегает. Мне уже становится нехорошо, потому что понимаю: что-то произошло.

Раздался звонок одного из ребят-семинаристов, которые у нас поют. Спрашиваю о случившемся. «Батюшка, у нас горит крыша», – воскликнул он. У меня все перед глазами поплыло, едва успел опереться на подоконник. Оделся, вышел, смотрю: весь храм в дыму. Пожарные приехали, начали крышу разбирать. Все люди сразу ухватились за ведра, тряпки. Заливали абсолютно все.

Служба уже началась на тот момент?

Промыслительно, служба еще не началась, батюшка был на исповеди, хоть и постоянно его дергали, мол, пора начинать. Но он отговаривался, что еще пару минуточек надо, чтобы исповедь закончить, до начала оставалось 10 минут. И вот эти минуточки и помогли в этой ситуации, потому что один из хористов, находившихся на клиросе, заметил язычок пламени, который занесло сквозняком. Боковая дверь открывалась, поэтому сразу обратили внимание. К тому же все места были заизолированы, имелось три специальных трубы. Множество храмов так горит, перекрытия же деревянные.

На пороге храма. © Православная жизнь

Те, кто не помогали тушить, общались в трапезной. Буквально менее чем за час все потушили, убрали, постелили ковры. Началось богослужение. Присутствующие утверждали, что ощущения были непередаваемые: такое искушение перед Рождественской службой – а все, как одна семья. Настолько сплотил общий труд, каждый старался чем-то помочь. Утром после Литургии говорю прихожанам, что случилось такое искушение – враг так решил отомстить за то, что у нас службы начались, что люди получают духовную пользу. Рассказал пастве о пожаре, все вместе вздохнули. Начали озираться по сторонам, где горело. Ничего не было видно, мы все убрали. Хоть и Рождество, праздник, но навели порядок. Крышу ведь разворотили.

А на следующий год у нас случилось наводнение. Затопило воскресную школу.

То есть именно опять на Рождество?

– Да. Но мы уже в этом году «готовились» с отцом Серафимом, понимали: что-то должно произойти. В день, когда рождается Христос, диавол, конечно же, трепещет. И на Пасху. В эти дни враг изо всех сил старается отомстить тем, кто что-то делает для прославления имени Божьего.

Что произошло?

– Где-то перемерзли трубы, утечка произошла.

И лилась вода?

– Да, по стенам. Долго не могли найти, где и что. Перекрыли воду в половине корпуса.

От редакции: По статистике, большая часть провокаций раскольников или политических сил происходят именно на церковные праздники.

На службе в монастырском храме в честь иконы Богородицы «Живоносный источник»

«Смерть московскому попу»

Отче, а Вы обратили внимание, что провокации и искушения происходят именно на большие праздники.

– Да, действительно! На великие двунадесятые праздники.

Этот год и прошлый показывают, что они выбирают именно эти дни, чтобы увести людей от духовного настроя.

– В том году на Покров собирались делать какие-то провокации. Вспомним афиши с нечеловеческим лозунгом «Смерть московскому попу». Где же моральные принципы?

– Тем более что Украина пытается подражать европейским стандартам. И общечеловеческие ценности прописаны в законе, и права людей должны защищаться. Но получается, что убить человека ничего не стоит. Просто потому, что он другого вероисповедания.

– Ведь зло порождает новое зло, а любовь истребляет все зло. Поэтому тот, кто любит, должен переживать сердцем. Не намеренно усугублять ситуацию, порождать новое зло, а наоборот – врачевать.

Одна из святынь монастыря - ковчег с мощами преподобных Кукшы Одесского, Иова Угольского и Алексия Карпаторусского. © Православная жизнь

Знаете, в Вашем храме действительно какое-то сказочное ощущение...

– Да, все так говорят. Некоторые люди живут рядом с собором, а ходят к нам. Потому что здесь, по их словам: они молятся, как одна семья, стоят на коленях. Я их каждую службу благодарю: «С вами так хорошо молиться!» Уютно у нас. Молитва священника тоже важна, ведь самому сложно настроиться. Но и от прихожан многое зависит. Они действительно и со слезами молятся, и вовремя Евхаристического канона на коленках стоят.

Да, слава Богу, что люди идут, потому что нынче народ обманут раскольничьей пропагандой, желанием увести как можно больше людей из канонической Церкви. Посещение храма в некоторых местах становится подвигом.

– Вы знаете, церковный амвон – это место святое, и с него не должно звучать никаких речей по поводу ситуации в мире. Об этом говорят в частных беседах, на лекциях, курсах, если у кого-то есть какие-то вопросы. Я ввел обязательную проповедь, ее произносяти дьяконы и священники, но только на евангельские темы. Я говорю: «Если вы христианин и хотите найти ответ на жизненный вопрос, изучите земную жизнь Христа. Без Христа мы не христиане. В Его жизни есть все ответы на наши вопросы».


Могила иерея Евгения Чайковского на територии монастыря. © Православная жизнь

Читаешь каждодневно Евангелие и труды святых отцов – и понимаешь, сколько пользы от этого, убеждаешься, что все ответы для нас – в жизни Христа. Люди ведь для чего приходят в храм?! Чтобы помолиться, найти тепло для души своей, попросить у Бога помощи в преодолении жизненных трудностей (душевных и телесных), ощутить неземную радость от прикосновения к Божественной благодати, а о ситуации в мире они и так слышат каждодневно из экранов телевизора. Храм – это кусочек рая на земле, и те, кто бежит в храм, как раз и бегут от суеты мирской.

Отче, а чем все-таки отличается ваш монастырь от других?

– Монастыри могут отличаться внешне, но внутренняя жизнь их схожа, ведь цель-то одна. Первое, что я сделал, ввел каждодневную службу, как в монастырях и положено. Даже если один человек придет, у которого, может быть, какой-то праздник, день поминовения родственника или возникло желание причаститься. Как хорошо, что он может прийти, зная, что служба есть каждый день. Монастырь – это дар Божий людям! Домов вокруг много, но посещают нас в основном те, кто живет далеко. Летом мы выходим с отцом Серафимом, садимся на лавочку и рассуждаем: «А куда ходят эти люди?! Столько света ночью в окнах, и ведь это каждая семья со своей жизнью. На Пасху, на Рождество – тьма людей. Мы открываем двор, ворота, и толпы до озера и далее».

Место, на котором планируется стройка нового монастырского храма. © Православная жизнь

От редакции: В планах настоятеля построить новый храм на территории, прилегающей к старой церквушке, расположенной в простом сельском доме. Новый храм будет наподобие Храма Покрова на Нерли, с красивым луковичным куполом.

«Служу по идеалу»

– Отче, требуется огромный труд, чтобы построить новый храм. Не боитесь?

– Меня вдохновляет наш академический храм Рождества Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской Лавре. Для меня это идеал службы. И если я куда-то еду и мне говорят, что где-то что-то изменяется, я говорю, что служу по идеалу. Я также сюда перенес великопостную службу воскресенья вечера – акафист Страстям Христовым, пассию. Это особенная служба. История ее неоднозначна, но, тем не менее, пение, эти умилительные стихиры, этот акафист Страстям на распев. Ребята поют с местными девушками, которые приходят в нашу воскресную школу. Нам также пожертвовали фортепиано, устраиваем спевки. Здесь никогда такого раньше не было.

Людей много сейчас. Храм полон во время пассии. Она длится недолго – около часа, но исполнена умиления. Мы много чего ввели, ориентируясь на академический храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он для меня особо дорог.

Общее фото после архиерейской службы в монастыре

Почему?

После монашеского пострига именно в академическом храме я три дня и три ночи провел каждодневно причащаясь, именно в этом храме состоялись моя диаконская хиротония 8 января 2009 года, на день Собора Пресвятой Богородицы, и священническая хиротония 21 сентября в престольный праздник академического храма. В этом храме я служил до назначения в Бориспольский монастырь.

Во всех этих события я вижу и ощущаю большую любовь и заботу Божией Матери: постригали в первом пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы, обе хиротонии на Богородичные праздники и дальнейшее служение в монастыре на честь иконы Божией Матери.

Существует традиция после пострига не выходить из храма?

– Да. Насколько мне известно, эта практика, связанная с монашеским постригом, существует везде. Три дня и три ночи новопостриженный монах пребывает в храме, в молитве с зажженой свечей, данной ему при постриге, при этом клобук не снимается все это время до третьего дня, когда читается специальная молитва. Выход из храма только по крайней нужде и обязательно в сопровождении духовника или кого-то из старшей монашеской братии. Это связано с тем, что враг рода человеческого, диавол, особо ополчается на монахов за их решение отречения от мира и самоотверженного служения Богу.

О монашестве уже столько сказано и написано, что если бы мы попытались рассказать, то и недели не хватило бы…

Отец Спиридон с детьми в помещении детской воскресной школы

Тогда, расскажите, пожалуйста, о достижениях вашего монастыря.

В монастыре у нас действуют катехизаторские курсы для взрослых, иконописная школа и воскресная школа для детей. На катехизаторских курсах преподают как священники из епархии, так и преподаватели из Киевской духовной академии и семинарии. В 2014 году в молодом возрасте у нас умер от рака клирик монастыря иерей Евгений Чайковский, очень светлый человек. Матушка отца Евгения – Иулиания организовала у нас иконописную школу. У нас в храме много икон нашей школы. Особого внимания заслуживают наши пономари. Их у нас пятеро. От 12 лет и до 76. Два старших Георгий и Иоанн здесь с 2003 года.

Сколько насельников в монастыре?

– Отец наместник и отец благочинный (улыбается).

Насельники монастыря в честь иконы Богородицы «Живоносный источник» отец Спиридон и отец Серафим. © Православная жизнь

И как вы вдвоем справляетесь?

– Мы с отцом Серафимом трудились вместе еще в семинарии. Так получилось, что мы были в одной экономской службе. Затем он стал заведующим кухней, а я, кроме других послушаний, выполнял обязанности келаря – закупал продукты. С тех времен я его уже хорошо знал. Без доверия в жизни ничего не бывает, поэтому, когда меня назначили сюда, я понимал, что мне нужен будет помощник, который будет любить молитву (это немаловажно), общаться с людьми, располагать к себе. У отца Серафима все эти качества есть. Нужно, чтобы он не услышал и не возгордился. Люди его очень любят и уважают. В чем-то он подражает преподобному Серафиму Саровскому. Я ему предложил, он согласился, и мы начали трудиться вместе.

Много ли у вас происходит чудес в бытовом плане?

– Чудеса случаются каждый день, просто нужно уметь их видеть. Бывают сложности в вопросах оформления финансовых документов, зима же идет, и штат у нас большой: люди на кассе, в храме убирают, на просфорне трудятся на кухне. Как в любом учреждении. И вот только помолишься, попросишь – появляется человек и говорит: «Я хочу помочь». Могу привести несколько примеров.

На монастырской просфорне. © Православная жизнь

Нам срочно потребовался человек который трудился бы на кухне, ведь мы кормим всех кто нам помогает с уборкой в храме, всех пономарей и хористов, а также всех обездоленых и малоимущих, а это уже почти 25-35 человек! И вот приходит к нам раба Божия Л. и сообщает, что хочет нести послушание у нас на кухне, ибо мечтала трудиться при монастыре на старости лет. Готовит изумительно! Другой случай: когда мы стали подготавливать документы для строительства, нужно было делать проект нового храма. Мы понимали, что это очень не дешево. В один из вечеров после всеночного бдения ко мне подходит раба Божия А. и сообщает, что у нее фирма, занимающаяся проектами, и они хотят сделать нам проект храма бесплатно!!! Разве не чудо?

Но есть у нас среди прихожан человек, который по-особому переживает сердцем за монастырь и помогает нам. В шутку мы его называем между собой наш Ангел-хранитель.

Очень много таких чудесных случаев у нас произошло за короткое время, хотя, как и везде, наверное, есть и такие люди, которые многое обещают сделать в монастыре, но все заканчивается только обещаниями. Видимо, их сердце просто неисполненно еще подлинной любви к Богу, и обещая помогать, они, наверное, живут надеждой скорейшего земного возмездия. Невзирая на это, мы поистине умиляемся всегдашней милости к нам Божией Матери и благодарим Ее за это.

Справка: Виталий Ходанич закончил Ужгородское высшее училище культуры в 2001 году, по специальности – режиссер.


Из актеров – в монахи

Отче, Вы готовились стать актером. Работали по специальности?

– Нет, не работал, но во время учебы много выступал.

А почему захотелось быть актером?

– Вы знаете, нельзя сказать, что я мечтал о жизни артиста. Так сложились обстоятельства: молодой возраст – предложили и согласился. Потом уже было сознательное хождение в Церковь. Чем больше ходил в храм Божий и соразмерял свою жизнь с Евангельскими истинами, тем больше приходило понимание того, что жизнь актера не для меня, хотя все преподаватели думали иначе.

Понимаем преподавателей – талант – на лицо…

– Моя последняя роль – Свирида Петровича Голохвостого в пьесе Михаила Петровича Старицкого «За двумя зайцами» оказалась пророческой, я произнес слова на сцене в присутствии где-то 800 человек: «…Если я вру, пускай меня покарают все печерские святые и покроет большой Лаврский колокол…» В душе меня смущали эти слова. Я понимал, что нельзя говорить такого, но преподобные печерские меня не покарали, но приняли в Лавре.

Интересно: из актеров в монахи.

– Не сразу, еще была Одесская духовная семинария и Киевская Духовная академия. Вспомнился один случай: в Одесской духовной семинарии один из моих друзей, очень обаятельный и харизматичный человек, Алексей Бездушный, да-да такая фамилия, подарил мне фотографию, где мы с ним вместе в студенческой комнате, на обороте надпись: «Самому театральному семинаристу от Леши Без…»

Ваши родители удивились?

– Друзья удивились. Многие спрашивали, что случилось у меня, почему я пошел по этому пути, а потом решил в монастырь, ведь все было хорошо, все получалось, и жизнь обещала большой карьерный рост. Комиссия из Киева, которая приехала на госэкзамен, сразу же сказала, что забирают меня в Киев. Думали, что какая-то несчастная любовь или горе случилось. Но как раз наоборот. Я пошел от большого счастья и от большой любви к Богу. Человек никогда не станет монахом и не согласится на такой самоотверженный путь, если не будет испытывать огромной любви к Господу. Здесь игры не может быть.

Стены монастырского храма увешаны иконами, которые принесли и продолжают нести прихожане. © Православная жизнь

Вам актерский опыт чем-то помогает?

– Очень помогает – в подготовке к проповеди и в преподавательской деятельности.

Классный руководитель в училище как-то сказал мне, что я не смогу сыграть роль Голохвастого, потому что я – романтик. По его мнению, мне подходили только унылые образы. Меня это, конечно, задело, т. к. на литературных вечерах я занимал первые места и имел много наград. Тут уже, безусловно, было дело принципа, и я взялся за эту роль и успешно ее исполнил (улыбается).

В Греции

У актера очень хорошо развивается память. Могут накануне дать текст, чтобы завтра утром сыграть какую-нибудь роль. А выучить надо 5 листов А4. На режиссерском факультете преподают музыку, пение, игру на музыкальных инструментах, танцы, сценическую пластику. Интересно было учиться, но тяжело. В 8 часов утра уходил на лекции, а возвращался к 11 вечера после всех репетиций.

Что повлияло на Ваше решение уйти в монастырь?

– В семье начались проблемы, скорби, болезни, и мы пошли в Церковь. Познакомились с хорошим духовенством. Одним из них был ныне покойный архимандрит Вассиан (Поп). Мы ездили к нему в село Кривое Тячевского района Закарпатской области. Это был человек с большим любящим сердцем, вмещающим в себя всех без исключения. Батюшка всегда говорил, что я буду монахом, хотя тогда был еще тем актером, но без образования… Если посмотреть на фото того времени, никогда не поверите, что это я.

С отцом Спиридоном в рабочем кабинете. © Православная жизнь

Как-то мы с родителями поехали в Мукачевский Никольский монастырь. Там была уже старенькая матушка Капитолина. Мы с ней долго сидели и говорили. Она рассказывала о том, какой прекрасный дар Божий жизнь монашеская и что ни за что не поменяла бы монашескую жизнь на другую. У меня на то время все мысли были об актерской профессии, развлечениях. Когда мы уже уходили из монастыря и родители ушли вперед, она дала мне четки и сказала, что они мне пригодятся в жизни. Я тогда не понял, для чего мне четки и когда они мне пригодятся.

Много в моей жизни было знаков, что я буду монахом. Господь явным образом берег меня от смерти.

Как минимум, вспоминаю три случая из моей жизни, когда не было ни одного логического объяснения тому, почему я остался живым. Даже вспоминать страшно. Эта мысль периодически появлялась у меня в голове. Учение в Одесской семинарии полностью уже подвело меня к монашескому пути. Будучи на 4 курсе семинарии, я жил в Одесском монастыре, где сохранено преемственное старчество… Отец Никон, у которого трудишься на послушании, исповедь у старца Ионы. Общение и лицезрение этой святости многое меняет в твоей душе. Очень важно, чтобы в монастырях были люди со святостью, которые могут во время твоего уныния утешить тебя. Среди моих любимых святых – Святая Равноапостольная Мария Магдалина. Силуан афонский – любимый преподобный, а из старцев – Иоанн Крестьянкин.

Помню, как владыка Климент спросил меня: «Вы читали преподобного Силуана Афонского?» Говорю: «Нет». Он: «Как? Вы не читали?!» Сразу мне книгу дал. Не нужен мне был ни обед, ни ужин: взял книгу и сразу всю прочитал. И уже несколько раз перечитывал. Конечно, удивительная книга духовного чада преподобного Силуана - архимандрита Софрония (Сахарова).

До пострига Вам было неизвестно Ваше новое имя ?

Перед постригом мне предложили взять благословение у владыки Сергия Тернопольского. Мы к нему приехали домой, пообщались. Удивительной святости человек. Общаясь с таким человеком, самому хочется всех любить. Сразу же бросается в глаза огромное количество книг и икон в доме, и повсюду благоуханный запах ладана. Когда мы уезжали, он подарил пакетик с чем-то. Открывая, видим: иконка святителя Спиридона Тримифунтского. Никто не знал имя, которое мне дадут через несколько дней во время пострига.

Как Вы восприняли имя?

– Есть такое искушение у монахов – в большинстве случаев поначалу не нравится имя, которое тебе дают при постриге. Так было и у меня. Мне очень нравилось имя Вениамин. Сейчас бы свое имя ни на какое другое не поменял.

Помните, что Вам говорили на постриге?

– Постриг совершал в Дальних Пещерах в Благовещенском храме ректор духовных школ владыка Антоний. Нас было четверо – нынешние владыки Филарет (Гаврин), сейчас он в Росии, Вознесенский Алексий (Шпаков), я и отец Амвросий (Вайнагий). Владыка Антоний обратился к нам с очень проникновенной проповедью. Он очень сопереживал и сказал, что каждому человеку, который живет на земле, необходимо почувствовать неразрывную связь между своим одиночеством и Христом. Эти слова запали в душу на всю жизнь.

Послесловие: При монастыре организована служба помощи бездомным «Открытое сердце». Мы поинтересовались у отца архимандрита, почему организована именно помощь нищим. Вот что ответил нам батюшка:

– В Евангелии каждый священник ищет для себя путь и приходит к тому, что Господь, как добрый Учитель, дал нам уже все шпаргалочки с ответами на вопросы, которые Он будет задавать на Страшном суде. Нам не надо будет отчитываться, сколько часов простояли на молитве или какое количество акафистов прочитали. Господь спросит, накормили ли мы голодного, посетили ли больного, напоили ли жаждущего.

Однажды пришли нищие в храм к началу вечерней службы, захотели со мной поговорить. Я себя плохо чувствовал и отправил их, потом покаялся, догнал, посадил их за стол и сам им накрыл. Долго говорили с ними, оказалось – замечательные люди, смотрю, а у одного из них на туфлях нет подошвы, а на улице зима, пришлось отдать свои ботинки, другому куртку. Надо было видеть то удивление, ту радость и благодарность, которые выражались со слезами в их глазах. Даже не знаю, кому была большая духовная польза от этой встречи, но радость была неземная у всех нас.

Помню, когда-то в Лавре мне было очень тяжело. И со мной поговорил нищий. Тогда он мне очень помог своими простыми словами. По мысли апостола Павла, слово имеет огромное значение. Как можно не откликнуться на зов нищих людей, если Господь сказал: «…Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). Мы обязаны хоть как-то грехи свои покрывать. Наши прихожане стараются им помогать, много одежды принесли и продуктов.

Беседовали Наталья Горошкова,

13. НАМЕСТНИК.
Наместник в монастыре есть ближайший помощник и заместитель Настоятеля, более всех имеющий попечение о благоустройстве братии и обители.
На обязанности Наместника лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Наместник, как лицо ответственное по монастырю, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.
В своих заботах о душах братии монастыря Наместник при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн. Наместник возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам. Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства монастыря, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания. В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Благочинный монастыря, получающий в таких случаях наименование Заместителя Наместника монастыря. Примечание: В исключительных случаях Заместителем Наместника может быть и иное лицо из состава Духовного Собора монастыря.

14. КАЗНАЧЕЙ.
На обязанности Казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходно-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Архиерею. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря. В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником. Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности (кассир, бухгалтер и т.п.), если они имеются.

15. ДУХОВНИК.
На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен наблюдать, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Наместника, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Наместника, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Наместника и его рассуждению и воле следует.

16. БЛАГОЧИННЫЙ.
На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях сохранения нравственности братии, Благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого Благочинного или Наместника. Монастырских гостей Благочинный размещает в гостиных келиях, вместе с гостинчиком заботясь о их покое и продовольствии. Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостиных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие сношения братии между собой.
Благочинный может иметь одного или двух помощников Благочинного. Благочинному необходимо ежедневно наблюдать как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были на общей трапезе, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.

17. РИЗНИЧИЙ.
На обязанности Ризничего лежит заведование и хранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая Наместником. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, веса и цены следует хранить всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения Наместника описи никому не давать, самому же Ризничему иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в описи предметов. Ключ от ризницы Ризничий должен всегда иметь у себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника Ризничего и то под личную ответственность самого Ризничего.
Ключи от церквей Ризничий должен держать ночью только у себя, отбирая их у чередного пономаря. Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность Наместника. Ризничий выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает Наместнику. Пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении Наместником или Казначеем. Ризничий следит за освещением алтарей и храмов. Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего.

18. ЭКОНОМ.
На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.). Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Наместнику или Казначею. Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника.

19. КЕЛАРЬ.
Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность. Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – Эконому.

20.УСТАВЩИК.
Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и монастырскими уставами. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.
На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах. Уставщику подчиняются: регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.

21. РЕГЕНТ.
Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся. Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами. Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.

22. ЭККЛЕСИАРХ, или старший пономарь.
На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение куличей, фруктов). Экклесиарх подчиняется Ризничему. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью Ризничего в одном лице.

23. СВЕЧНИК.
На обязанности свечника лежит продажа свечей, прием поминовений и уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые он должен опускать в припечатанные ящики, а после высыпок давать Казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей. Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные, алтарные и иные) были запечатаны и замкнуты до времени высыпки, а деньги в них были влагаемы без промедления. Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т. п.), которые выдает экклесиарху или Ризничему, ведя соответствующий письменный учет. Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.

24. ЛАВОЧНИК.
На обязанности лавочника лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка по лавке сдается Казначею. Периодически, по назначению Наместника, производится учет по лавке особой комиссией.

25. ПОНОМАРЬ.
Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, т. к. послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св. Престола и Св. Жертвенника. Пономарь обязан прислуживать за Богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли, нечистоту выметая в не попираемое место, воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать. Пономари подчиняются Ризничему (или экклесиарху).

26.ЗВОНАРЬ.
В положенное время звонарь приходит к Настоятелю (или Ризничему) за благословением и затем производит благовест к Богослужению в соответствии с Уставом и введенным в обители обычаем.

27. ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ.
На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться. Письмоводитель может иметь помощника-письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.

28. БИБЛИОТЕКАРЬ.
На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подсобного инвентарного каталога и картотеки и выдача книг насельникам обители (под расписку). Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с Наместником, Духовником или иными духовно опытными лицами.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплетение. Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары и сырости. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг. Книги, потребные для Богослужений, библиотекарь выдает своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать Ризничему в ризницу полный круг богослужебных книг, в каковом случае Ризничий несет всю ответственность за сохранность этих книг.

29. РУХЛЯДНЫЙ.
Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих сношениях с братией рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего. Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.
Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясник), ибо щегольство в одежде не прилично иноческому смирению. Рухлядный подчиняется Эконому и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение потребных материалов.

30. ПРОСФОРНИК.
Просфорник является ответственным лицом по изготовлении просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный. Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне. Просфорник подчиняется Эконому, получая муку и все потребное у келаря.

31. ТРАПЕЗНИК.
Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезы. Трапезник (или, по благословению Наместника, — повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Наместника, какую и в каком количестве готовить пищу. Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует “Аминь”.
По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушают пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает, ни в трапезной, ни в келию, разве только по особому указанию Благочинного или Эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезной, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.

32. ГОСТИНИК.
На гостинике лежит обязанность с любовью и усердием обслуживать приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостиник немедленно докладывает Наместнику (или лицу, его заменяющему), и без благословения Наместника никого в гостинице не принимает. Приходящих в монастырь монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостиных помещениях, или в свободных келиях. Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения Наместника.

33. БОЛЬНИЧНЫЙ.
Обязанность больничного состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый. Больничный пользует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и Благочинного.
Употребление лекарств основываем на Слове Божием (И. Сирах, глава 38) и на словах св. Василия Великого: “Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество. Так надобно сказать и о врачебном искусстве… Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие” (Правило 55). Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.

34. ЗАВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ.
На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ. Труждающиеся братии помнят слова св. Апостола: “Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе” (2 Сол. 3, 8). В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются Эконому.

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник - архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат» (если послушник в преклонном возрасте - «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» - например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ

духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

Словарь церковных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ в Православных церковных терминах:
    духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему …
  • НАМЕСТНИК в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) должностное лицо на Руси в XII-XVi вв., возглавлявшее местное управление; 2) в XVIII - начале XX вв. глава наместничества …
  • НАМЕСТНИК в Большом юридическом словаре:
    - 1> должностное лицо на Руси в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление; 2> В XVIII - начале XX вв. глава …
  • НАМЕСТНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Наместник монастыря - духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему …
  • НАМЕСТНИК в Большом энциклопедическом словаре:
  • НАМЕСТНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в России, 1)должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление (в т. ч. ведавшее судом, сбором пошлин …
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Наместник или генерал-губернатор - по учреждению о губерниях 1775 г.полагался в каждой губернии или наместничестве; но в виду того, чтовласть …
  • НАМЕСТНИК в Современном энциклопедическом словаре:
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словарике:
    1) должностное лицо на Руси в 12 - 16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - начале 20 вв. …
  • НАМЕСТНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (устар.). Глава наместничества. II прил. наместнический, …
  • НАМЕСТНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАМ́ЕСТНИК, должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества в …
  • НАМЕСТНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    наме"стник, наме"стники, наме"стника, наме"стников, наме"стнику, наме"стникам, наме"стника, наме"стников, наме"стником, наме"стниками, наме"стнике, …
  • НАМЕСТНИК в словаре Анаграмм.
  • НАМЕСТНИК в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НАМЕСТНИК в словаре Синонимов русского языка:
    глава, заместитель, ландфогт, легат, моурави, наваб, посадник, прокуратор, сатрап, …
  • НАМЕСТНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких губерний …
  • НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Лопатина:
    нам`естник, …
  • НАМЕСТНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    наместник, …
  • НАМЕСТНИК в Орфографическом словаре:
    нам`естник, …
  • НАМЕСТНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    глава …
  • НАМЕСТНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) должностное лицо на Руси в 12-16 вв., возглавлявшее местное управление. 2) В 18 - нач. 20 вв. глава наместничества …
  • НАМЕСТНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (намесник), наместника, м. 1. Заместитель, лицо, обладающее определенными полномочиями от кого-н. (книжн. устар.). Весь мой народ, вся северная церковь, признают …
  • НАМЕСТНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    наместник м. 1) Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX-XIII вв.); посадник. 2) Военный начальник губернии или нескольких …
  • НАМЕСТНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя (на Руси IX - XIII вв.); посадник. 2. Военный начальник губернии …
  • НАМЕСТНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Управитель феодальной области, представляющий власть князя; посадник (на Руси IX - XIII вв.) . 2. …
  • ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, …
  • ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи (Владивостокская епархия). Адрес: …
  • ШМАКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Шмаковский (Уссурийский) мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы в и святителя Николая Чудотворца в п. …
  • ШАРТОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николо-Шартомский мужской монастырь Адрес: 155601, с. Введенье, Шуйский район, Ивановская область Расположен в с. Введенье …
  • ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Старице (мужской, Тверская епархия). Адрес: 171361, Тверская обл., …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Высоцкий мужской монастырь в …
  • СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Чичагов) (1856 - 1937), митрополит, священномученик. Память 11 декабря, в …
  • САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви. …
  • ПОСОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь в честь Преображения Господня в селе Посольск (Читинская епархия) Адрес: 671206, Кабанский р-н, …
  • ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Боровский Свято-Пафнутьев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы Адрес: 249010, Калужская область, г. Боровск; Телефон: …
  • НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2 Тел / …
  • НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города …
  • МОСКОВСКИЙ СОБОР 1580 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Земский Собор 1580 года состоялся при митрополите Антонии в царствование Ивана Грозного и был посвящен актуальному …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, …
  • КРОНИД (ЛЮБИМОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кронид (Любимов) (1859 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Любимов Константин Петрович. …
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), …
  • ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Серпуховской (+ 1377), преподобный, местночтимый святой Московской епархии. Память 5 мая. …
Статьи по теме: