SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика»: история создания, описание и характеристики Изделие 2с1

В 1967 году, по постановлению Совета Министров № 609-201, были начаты работы по разработке САУ второго поколения 2С1 «Гвоздика». Разработкой занималось ОКБ-9 завода Уралмаш. После двух лет напряженной работы, в 1969 году, опытный образец новой самоходной артиллерийской установки поступил на полигонные испытания. Уже в 1971 году САУ 2С1 принята на вооружение. Высокая скорость разработки и изготовления объяснить довольно просто. Конструкторы использовали в качестве шасси тягач МТ-ЛБ, на который была установлена известная гаубица Д-30. Подвергнув Д-30 в гусеничном варианте небольшим конструктивным изменениям ей было присвоено наименование Д-32 (индекс ГРАУ 2А31).САУ 2С1 «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения огневых средств пехоты, разрушения различных укреплений полевого типа, проделывания проходов в заграждения различных типов, как проволочных, так и минных, борьбы с бронетехникой и артиллерией, в том числе и минометной, уничтожения живой силы противника. САУ получили артиллерийские дивизионы мотострелковых полков, имевших в оснащении боевые машины пехоты.

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА» — ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ!


Боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания – снаряд и гильза с зарядом. Широкая номенклатура снарядов включает в себя – осветительные, агитационные, снаряды радиоэлектронного противодействия, а так же химические, кумулятивные, осколочно-фугасные, со специальными стреловидными поражающими элементами.Попытки создать на базе Д-32 для 2С1 гаубиц – Д-16 и Д-16М с картузным заряжанием предпринимались в 1967 году. Данные гаубицы в серию не пошли.


САУ 2С1 «Гвоздика» по компоновке аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». Кабина водителя находится в передней части корпуса, там же где и моторное отделение, боевое отделение – находится сзади. Три оставшихся члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир, размещаются в башне. Поворот башни осуществляется на 360о посредством ручного либо электрического привода. Опорные катки гусениц с индивидуальной торсионной подвеской, гусеницы резинометаллические. Гидравлические амортизаторы имеют первое и седьмое колеса.Герметичный корпус и перемотка гусениц, позволяет САУ плавать со скоростью 4,5 км/ч и пересекать водные преграды шириной 300 метров, при этом скорость течения не должна превышать 0,6 м/с, а высота волны 150 мм. Во время преодоления водных преград на борту установки должно находится не более 30 выстрелов. Установку «Гвоздика» можно перевозить на самолетах следующих типов Ан-12, Ил-76, Ан-124. При перевозке, опорные катки со второго по седьмой могут приподниматься и закрепляться с помощью специальных устройств, что позволяет уменьшить высоту САУ. Противопульное бронирование САУ позволяет выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 выпущенную с расстояния 300 метров. Три последовательно соединенных между собой топливных бака размещены в стенках обоих бортов корпуса, общая емкость баков составляет — 550 литров. На САУ 2С1 «Гвоздика» установлен V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238В, производства Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних и две задние скорости.Боекомплект имеет следующее расположение: вдоль боковых стенок корпуса в вертикальном положении размещены 16 нарядов, еще 24 снаряда располагаются вдоль задней и боковой стенок башни. Механизм досылания электромеханического типа. Применение данного механизма заряжания существенным образом облегчает процесс заряжания гаубицы. В том случае когда стрельба ведется снарядами, которые складированы на земле, их подача в боевое отделение происходит через заднюю дверь при помощи транспортировочного устройства.


Прицеливание и наведение орудия гаубицы осуществляется при помощи прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы от -3 до +70 градусов. Дальность стрельбы: максимальная – 15 200 м, минимальная – 4 070 м. Скорострельность гаубицы во время стрельбы снарядами находящимися вне боевого отделения (на земле) составляет 4-5 выстрелов в минуту, при стрельбе бортовым боезапасом 1-2 выстрела в минуту.2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (за исключением Румынии). После объединения Германии 374 САУ 2С1 «Гвоздика» переданы войскам бундесвера. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и в настоящее время


4 июля 1967 года Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 было задано начало разработки 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Головным предприятием был назначен Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе. Этим же заводом ранее был разработан артиллерийский тягач МТ-ЛБ, использованный в качестве базы. Однако из-за недостаточной устойчивости, а также возросших нагрузок, в ходовую часть шасси был добавлен ещё дополнительный опорный каток.

С 1967 по 1972 годы в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибра 122-мм. По результатам испытаний был выбран вариант Д-12, которому после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (Индекс ГРАУ — 2А31).

С августа 1967 года опытная партия из четырёх самоходных гаубиц 2С1 поступила на полигонные испытания. На этапе Государственных испытаний выявился серьёзный дефект: при стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. В целях устранения замечания, было проработано около 10 возможных вариантов решения этой проблемы.
11 декабря 1967 года по приказу Министерства оборонной промышленности СССР для снижения загазованности были начаты разработки модифицированных гаубиц для 2С1 и 2С3. На базе гаубицы Д-32 была разработана гаубица Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Однако из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы по проекту Д-16 были прекращены. Проблема была решена применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией.
После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 года Постановлением ЦК КПСС и Совет министров СССР №770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение.

Самоходная гаубица САУ 2С1 Гвоздика предназначалась для замены буксиру-емой гаубицы Д-30 в артиллерийских дивизионах мотострелковых полков. Будучи самым легким образцом из всех, она должна была обладать со-поставимой с танками и БМП мо-бильностью и обеспечивать постоян-ную огневую поддержку наступаю-щих мотострелковых и танковых подразделений. 122-мм самоходная артиллерийская гаубичная установка предназначена для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения полевых укреплений, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

Основное вооружение самоходной артиллерийской установки — 122-мм гаубица Д-32 (2А31), установленная в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

На 2С1 «Гвоздика» установлен перископический прицел ПГ-2, обеспечивающий ведение огня, как с закрытых позиций, так и прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания — снаряд и гильза с зарядом. Также могут использоваться осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами снаряды.

Стрельба осколочно-фугасным снарядом может вестись на максимальную дальность до 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда дальность увеличивается до 21900 м. Для стрельбы кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 используется специальный заряд Ж-8 весом 3,1 кг, придающий снаряду начальную скорость 740 м/с. Дальность стрельбы — до 2000 м. Бронепробиваемость под прямым углом составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм. Параметры бронепробиваемости от расстояния не зависят.
Скорострельность при стрельбе снарядами бортового боезапаса — 1-2 выстрела в минуту. «С земли» — 4-5, при этом подача их внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортирующего устройства через дверь в кормовой части корпуса САУ.
Ходовая часть каждого борта состоит из семи опорных катков, ведущего переднего колеса и направляющего заднего. Гусеница поддерживающих роликов не имеет. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, могут заменяться более широкими (670 мм) для повышения проходимости по снегу и заболоченным участкам. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе.

В качестве силовой установки используется дизельный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 300 л.с., позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. 2С1 «Гвоздика» — плавающая. Скорость движения на плаву — 4,5 км/ч. При высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/сек машина способна преодолевать водные преграды шириной 300 м. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Экипаж — 4 человека.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» состоит на вооружении сухопутных войск стран СНГ и бывшего Варшавского договора, Алжира, Анголы, Йемена, Ливии, Сирии и Эфиопии. После объединения Германии 374 установки переданы бундесверу. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше.

В 2001 году была проведена глубо-кая модернизация 2С1 «Гвоздика», получившая индекс «М». Орудие 2АЗ1 было заменено полуав-томатическим 122-мм орудием 2А80, имеющим систему охлаждения ство-ла. Применение унитарных выстрелов и автоматическое восстановление на-водки повысили прицельную скоро-стрельность до 7—9 выстр./мин, а введение в боекомплект более мощ-ных боеприпасов от новой пушки по-высило эффективность поражения целей. В последнее время в целях со-вершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением — «Китолов-2». Этот сна-ряд может с высокой степенью веро-ятности поражать неподвижные и движущиеся цели. По мнению веду-щих специалистов ОАО «Мотовилихинские заводы», после модерниза-ции эффективность боевого примене-ния САУ 2С1М «Гвоздика» возрастает не менее чем в 3 раза.

122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО "Харьковский тракторный завод" на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир установки и справа от орудия - заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» - 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм"
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает

Самоходная артиллерийская установка (САУ) или в разговорном языке просто самоходка появилась вместе с первыми танками. По современной классификации первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» танками и не являются. Это обычные полевые пушки, поставленные на самоходные шасси и защищенные тонкой броней. Отличие танка от САУ в том, что на танк ставится свое, разработанное именно для данного танка орудие. Кроме того САУ, как правило, дополнительным вооружением (пулеметами, минометами, зенитными установками и т.д.) не оборудуется.

Первые САУ появились еще до Первой мировой, однако полномасштабного распространения не получили. Настоящий расцвет САУ наступил во время Второй мировой. Но речь пойдет о САУ «Гвоздика», которая была принята на вооружение в 1970-м и до сих пор не снята с боевого дежурства.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Исходя из этого утверждения, разработкой новой самоходки, получившей название САУ 2С1 «Гвоздика», занялись, учитывая возможность использования подобных зарядов.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

Конструкция

Компоновка корпуса этой артсистемы была выполнена по башенной схеме. Все сварено из листов катаной стали. Сам корпус абсолютно герметичен, а толщина броневых листов 20 мм. Это достаточно надежная защита от осколков и пуль, но не от снарядов. Моторный отсек находится с правой стороны, здесь расположено и место водителя-механика.

Боевое отделение находится в средней части и корме. На корпусе размещена башня, а в ней орудие. В башне с правой стороны заряды и заряжающий. Слева наводчик и прицел для точной наводки. Место командира за наводчиком. У командира собственная поворотная башенка с люком для визуального контроля. В нише самой башни размещаются кумулятивные снаряды и заряды к ним. Остальные боеприпасы находятся на корме.

У САУ 2С1 есть специальный люк, через который возможен прием снарядов прямо с грунта.

Ходовая часть. В основе модифицированные шасси МТ-ЛБ. Его хорошо переработали, установив пару опорных катков дополнительно. А вот число обрезиненных катков увеличилось до семи пар. В задней части находятся направляющие колеса, в передней ведущие. Гусеница собрана из звеньев (траков). Звенья довольно мелкие (350*111), соединены металлическими пальцами.

При ширине трака 350 мм и массе 15,7 тонны, машина чувствует себя уверенно на любом грунте. У артсистемы «Гвоздика» подвеска на торсионах, индивидуальная. Гидроамортизаторы установлены на седьмом и первом опорных катках.


Двигатель и трансмиссия. На машине установлен двигатель ЯМЗ-238Н мощностью в 300 л.с. Работает на дизельном топливе. Двигатель V-образный, 8-цилиндровый четырёхтактный с жидкостным охлаждением. Наддув газотурбинный. Что касается трансмиссии, то она двухпоточная и механическая. Механизмов поворота два и они планетарно-фрикционные. Передних передач шесть при одной задней.

Вооружение. 122 мм нарезная гаубица это основа огневой мощи установки.

Тормоз дульный, эжектор, казенник и труба соединены в ствол, длинной больше 4 метров. Внутри ствола 34 нареза. Используется в этом орудии вертикально-клиновой затвор. Имеется полуавтоматический механизм повторного взведения.

Чтобы снаряд не выпадал в случаях, когда ствол находится на высоких углах возвышения, установлен специальный лоток с устройством удержания.

У противооткатного устройства установлен специальный гидравлический тормоз, тип его веретенный. Также есть пневматический накатник с заправкой воздухом или же азотом. На тормозе отката установлен компенсатор.

Средства наблюдения и связи. ТКН-3Б, прицел, который находится на командирском месте. Прицел ОУ-3ГА2 установлен для того чтобы осуществлять ночное наблюдение за местностью. ТНПО-170А, прицел перископического, призменного типа, а 1ОП40 панорамного типа, оба расположены в месте наводчика. ОП5-37, для ведения огоня из укрытия. МК-4 вращающегося типа размещен с правой стороны башни. У механика есть прибор ТНПО-170А для наблюдения днем и для ночного наблюдения ТВН-2Б.


На месте водителя-механика устроено стекло с броневой крышкой для непосредственного наблюдения за местностью. Р-123М радиостанция с помощью, которой осуществляется внешняя связь. Она работает на УКВ волнах, радиус действия до 28 км. Для связи экипажа между собой в самоходке установлен аппарат Р-124.

ТТХ «Гвоздики» и зарубежных аналогов

Тактико-технические характеристики установки более всего оцениваются в сравнении с другими самоходками аналогичного типа.

ТТХ САУ 2С1 «Гвоздика» М-108
(США)
Тип-86 (Япония) АМХ-105В (Франция)
Год выпуска 1970 1962 1974 1960
Масса, т 15,7 21 16,5 17
Экипаж, чел 4 5 6 5
Калибр, мм 122 105 122 105
Боезапас, высДальность стрельбы, кмтрелов 40 86 40 37
Дальность стрельбы, км 15 11,5 15 15
Скорость, км/ч 60 56 60 60

Как видно из показателей ТТХ «Гвоздика» ничем не уступала своим зарубежным аналогам. Как видно из таблицы у сил самообороны Японии аналогичная машина появилась только спустя 4 года.

Модификации «Гвоздики» и машины на базе

На основе машины созданы следующие варианты:

  • 2С15 «Норов», с 100 мм орудием предназначалась для борьбы с танками, но когда в 1983 г. был создан опытный образец, а необходимость в таком типе самоходок отпала;
  • 2С17 «Нона-СВ», самоходка с орудием 120 мм, до серийного производства не дошла;
  • 2С8 «Астра», это самоходный миномет, его разработка велась в 1970-е годы, но все работы были закрыты по этому миномету в 1977 г., так как переключились на создание артсистемы 2С17 «Нона-СВ»

Из модификаций этой системы наиболее известны следующие установки:

  • Raad-1, самоходка, разработана, в Иране в этом варианте используется шасси БМП, калибр орудия 122 мм;
  • 2С34 «Хоста» создана в 2003 г. в России установлена на ней гаубица 2А80-1 и пулемёт ПКТ в командирской башенке, принята на вооружение ВС РФ в 2008 году;
  • 2С31«Вена», 120-мм самоходное артиллерийское орудие, ходовые испытания в 2007 году, принята на вооружение ВС РФ;
  • Rak-120, польский вариант самоходки 2009 г., в котором вместо гаубицы используется 120 мм миномет;
  • Model 89, это румынский вариант «Гвоздики»;
  • 2C1T Goździk, польская переработка классической модели советской самоходки, в ней используется автоматическая система для управления огнем.

В 2015 году на Украине планировали усовершенствовать «Гвоздику», установив на нее двигатель «Volvo», а также более совершенные системы управления и связи.

Боевое применение

Самоходка прошла через несколько локальных конфликтов, первый из них это Афганистан. В этой войне, как правило, САУ применялись для подавления огня противника прямой наводкой, это значительно снижало потери в войсках. Самые успешные операции с применением установке были проведены в период захвата Шингара, Хаки-Сафеда, а также в 1986 г., в период наступления на Кандагар.


В Чечне в обеих военных компаниях во время боевых операций «Гвоздика» использовалась активно и успешно справлялась с поставленными задачами.

Самоходка использовалась в Приднестровском конфликте, в Югославии, на юго-востоке Украины, причем обеими противоборствующими сторонами. Во время ирано-иракской войны 2С1 и 2С3 применялись иракской армии.

В период гражданской войны в Ливии 2010–2011 гг., правительственные войска активно применяли установку против мятежников.

Война в Сирии выявила применение этой установки практически всеми противоборствующими сторонами, как правительственными войсками, так и различными террористическими группировками, в том числе ИГИЛ. Установка используется хуситами в Йемене в борьбе с интервентами, вторгшимися в страну.

При всей своей массе и величине самоходка способна плавать, однако разработчики гарантируют преодоление водной преграды шириной 300 м при волне не более 15 см, при этом машина развивая скорость до 4,5 км/ч. Все это благодаря герметическому корпусу и гусеницам, которые в данном варианте перемещения выполняют роль лопастей.


Гаубица для стрельбы использует большое разнообразие снарядов, помимо кумулятивных, осколочно-фугасных, могут использоваться также дымовые, химические, снаряды с радиоэлектронным противодействием и со стреловидным поражающим элементом. И даже осветительные и агитационные.

Относительно небольшой вес позволяет перевозить самоходку на самолетах Ил-74, Ан-12.

А также на десантных морских кораблях. «Гвоздика» состояла на вооружении всех армий стран, которые входили в объединение Варшавского договора. Во многих из них она и до сих пор находится на вооружении.


Для этой артсистемы был разработан специальный снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», который способен попадать в цель с высокой точностью используя головку самонаведения. Снаряд высокоточный, только вот цель должна подсвечиваться лазерным лучом с самой артустановки или корректировщиком огня.

Хорваты разработали заряд «super charge», благодаря которому снаряды «Гвоздики» улетали на 17,1 км.

В 1997-м для «Гвоздики» был разработан и опробован осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд. Дальность стрельбы увеличилась почти до 22-х км.

Видео

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


1*



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


Режимы стрельбы:


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

Примечания:

122-мм самоходная гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА»

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по Постановлению № 609-201 от 4.07.1967 г. Артиллерийская часть разработана в ОКБ-9 («Уралмаш»), а шасси – в ПО «Харьковский тракторный завод».

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 122- мм буксируемой гаубицы Д-30. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы одинаковы с Д-30. Новая гаубица получила заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ – 2А31.

Ствол гаубицы Д-32 состоял из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкаморного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный, имел только ручной привод.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом.

Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Перископический прицел ПГ- 2 (индекс 10П40) предназначен как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Шасси САЦ 2С1 разработано на базе МТ-ЛБ .

В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионные отделения размещены в передней части корпуса, а боевое отделение ~ в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.

Броня САУ противопульная, она должна «держать» 7,62-мм винтовочную пулю на расстоянии 300 м.

Трансмиссия САУ механическая, подвеска торсионная. Гусеницы имеют резинометаллические шарниры.

1* В 1969 году в ОКБ-9 был разработан проект установки изделий «Акция», «Гвоздика» и «Тюльпан» на единое унифицированное шасси на базе БМП-1, где изделия могли бы иметь лучшие характеристики, чем созданные на базе МТ-ЛБ и об. 123.



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. На плаву траки гусениц выполняют роль лопастей. Гусеницы перематываются в воде, благодаря чему скорость движения на плаву доходит до 4,5 км/час.

САУ «Гвоздика» может транспортироваться самолетом Ан- 12.

Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение 2С1 принята в 1971 году, а в 1972 году начато серийное производство.

Режимы стрельбы:

Скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5

Скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:

при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5

при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин. 1,5-2

Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30.

Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж- 8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м.

Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° – 150 мм, под углом 30° – 80 мм, от расстояния бронепробиваемость не зависит.

Начальная скорость кумулятивного снаряда 35К-13 составляет 726 м/с.

Интересен снаряд Ш1 со стреловидными поражающими элементами. Он предназначен для М-30, но можно стрелять и из Д-32. Стреловидные элементы разлетаются в конусе с углом 24°.


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7 Парашютный, время горения 30 сек.
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Снаряд со стрело­видными элемен­тами Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Таблица стрельбы снарядами ОФ-462, ОФ-462Ж, ОФ24, ОФ-24Ж, Д4, Д4М
Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400
Статьи по теме: