Предупреждения старцев о последнем времени. биометрия. Почему православные опасаются новых паспортов

«Вы, братия, не во тьме, чтобы день [Господень] застал вас, как тать»
(1 Фес.5, 4)

«И не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют»
(Дан.12, 10)

«Кто хочет в этом мире жить без подвига за истину, а хочет лишь упражняться в добродетели, исполняя молитвенные правила, пощения, бдения, тот не на ее пути ».
Святой Максим Исповедник

Многим из верующих, воцерковленных христиан очень трудно понять, почему нельзя брать номера, карточки, паспорта. Они никак не хотят увидеть во всем происходящем вокруг «обычных» паспортов печати (начертания) антихриста. И, если это так, то почему за такое «безобидное», житейское деяние назначено такое «несоразмерное» и тяжелое наказание. «…Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Откр.14, 9-11).
Преподобный Ефрем Сирин предупреждал, что пришествия антихриста не узнает тот, «кто имеет ум на дела житейские и любит земное… ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит . А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни».

Вот эта наша привязанность к земному и житейскому, и делает нас духовно слепыми, не дает разглядеть коварство и лукавство слуг (предтеч) антихриста, срочно готовящих мир к его воцарению.
Господь предупреждает нас через Евангелие: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк.21, 34-35).
И Святые Отцы говорили, что люди поклонятся антихристу, потому что он им будет своим по духу .Все, живущие земными, плотскими интересами, в суете своей пропустят главное, а когда же они оказались в сети антихриста, из которой им уже нет выхода? Причем, в этой сети окажется немалое число и крещенных христиан, воцерковленных, и священников, и даже монашествующих, и архиереев, по разной причине не уразумевших и не увидевших никакой опасности в манипуляциях властей с их номерами вместо имени, с их электронными документами, вместо традиционных, бумажных, и, в конечном итоге, с их телами, электронными и реальными, что для западных глобалистов одно и то же.
Причины будут разные, но главное, ради чего Бог и попустит действию духа заблуждения, это их приверженность к земному благополучию. Как сравнивал святитель Иоанн Златоуст нашу душу, не очистившуюся от страстей, с птичкой, запутавшейся в сетях, — хоть и одной лапкой (одна страсть), но все же попалась в сети вражьи, увязла и не взлететь ей больше к Небесам! «Дары слепыми делают зрячих» (Исх.23, 8) – отсюда понятно, почему и среди духовно зрячих людей – православных – так много оказывается невидящих очевидного. И речь не только в дарах, в сребролюбии, но в общей привязке ума и сердца к материальному, в порабощении современных христиан суетой.
Кто сумел освободиться от этого общего недуга нашего времени, тому проще, — ум свободен и сердце ищет истины, а не в слепоте своей от порабощения миру сему, ищет оправданий и подтверждений своих мнений. Забывая о важности вопроса, в котором, ну никак, нельзя опираться на свое мнение, или мнение других людей, пусть и священников, и духовников, если они говорят то, что расходится с Евангельской истиной и с разъяснениями Святых Отцов. Ведь «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5, 29), и бояться Бога, и Его Суда, а не страха человеческого.
Нет доверия Богу, что Он не оставит, прокормит, в любой ситуации придет на помощь. Вот этот страх остаться без денег, без работы, на самом деле движет очень многими. Но нужно его обязательно преодолеть, и чем раньше, тем лучше.

Господь нам давал время разобраться во всем, что такое ИНН, имеет ли этот номер какое-то отношение к печати антихриста, и если имеет, то уберечься от него, отказаться, покаяться . По безпечности и самоуверенности, разобралось не так и много, потому что если бы отказ от ИНН был массовым, перед нами бы сейчас не стояла так остро проблема с электронными паспортами.
А ведь именно поголовная идентификация и была тем первым шагом в строящемся на наших глазах царстве антихриста . Вместо имени, данного в Крещении, люди сами попросили («Прошу присвоить мне …») предтеч антихриста присвоить им цифровое анти-имя. Есть много свидетельств за это время, что людей, принявших ИНН, даже самой праведной и благочестивой жизни, после смерти даже на мытарства не пускают – у них нет христианского имени, как они могут попасть на поклонение к Богу?..
Второй шаг – это получение электронных документов вместо традиционных, бумажных, — такое себе, безпечное, вступление в строящуюся во всем мире систему зла. В России – это принятие УЭК, тоже с чипом, тоже через отцифровку лица.
Третий шаг – когда номер окажется уже и на теле человека (на лбу или руке), — и это уже окончательная печать, начертание зверя, о котором говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова. И самое страшное, что второй и третий шаг к печати могут совпадать во времени, как то происходит, у нас на Украине, с очень
большой долей вероятности, при получении электронных паспортов. Во время фотографирования, не предупреждая об этом людей, на лоб ставится метка с личным номером, записанным в виде штрих-кода, по патенту Томаса Хитера, с тремя шестерками , наличие которых в штрих-коде (система EAN-13) доказано уже многочисленными научными экспертизами. Ставится это начертание невидимым для человеческого глаза лазерным лучом, о чем предупреждали многие духоносные старцы наших времен, такие как Паисий Святогорец и Христофор Тульский.
Наивные рассуждения многих, что без их согласия, никто не сможет их запечатать никакими печатями, — «ведь в душе-то я верю в Бога, и не собираюсь Его предавать, и когда предложат хлеб или крест, выберу крест, а пока это еще не то. Это обычная смена паспорта, обычное фотографирование» и т.д. и т.п. – на самом деле являются и не нашими мыслями (уж сильно похожи, как под трафарет у всех), а «вразумлениями от суфлера». Это все сказки-подсказки лукавого, — нужно много и слезно молиться Богу, чтобы открыл истину (через книги, людей, откровения), а не привычно слушаться «своего внутреннего голоса».
Ну, посудите сами – ведь такая же система электронного рабства строится во всем мире. Где-то еще только номеруют, где-то с паспортами возятся, а во многих странах, в частности в Америке, уже почти все люди или чип имеют, или метку на лбу или руке. При этом, по опросам чипированных американцев, одна треть из них понятия не имеет, где и когда им этот чип встроили (многим через медицину – смотрите фильм Галины Царевой «Технология расчеловечивания»). И это все происходит под вывеской борьбы с терроризмом, — «выбирайте свободу или безопасность», — вот напуганные люди свою, Богом данную им, свободу, меняют на мифические безопасность и удобства.
Та же система тотального электронного контроля выстраивается и у нас, и переходит, судя по всему, в свою завершающую стадию, когда возврата назад уже не будет. При этом, нам тоже обещают и удобства, и дополнительные блага, и безопасность. Вот только ничего из всего этого не дадут, потому что строят не по Божьим законам, а вопреки им, и не по Божьей воле, а противясь ей, и потому, что сами являются богоотступниками и богоборцами. «Рай земной» — вместо Рая небесного, наслаждение временными благами -вместо благ вечных, безопасность мифическая, кажущаяся, в электронном концлагере, — вместо реальной безопасности, которую один Бог дает! – Ну не глупцы ли на это все ведутся, или очень близорукие, недалекие люди…
Зачем нам идти в ногу с обезумевшим миром? Ведь мы же православные, нам многое дано, и многое открыто, — мы их должны просвещать и учить разуму, а не они нас. И спрос с нас от Господа за это будет особый – почему не делились истинными знаниями, открытыми вам, с ближними вашими, почему не просвещали сидящих во тьме? – В этом, между прочим, одна из миссии христианина на земле – своей жизнью (прежде всего), своим словом (если дано) проповедовать истину остальному миру, во зле лежащему. И если бы мы были настоящими христианами, то Слава Божия множилась бы среди нас, и добро имело бы силу и вес в этом мире, а не попиралось бы так безсовестно , при нашем, малодушном, попустительстве и преступном молчании.
Вот и пожинаем плоды своего легкомыслия и безпечности – электронные паспорта, без всякой альтернативы, уже более года выдаются нашим детям. А с 1 октября 2016 года и всем, обращающимся в органы миграционной службы по случаю потери паспорта, вклейки фотографии (25, 45 лет) или смены фамилии, «предлагаются»
только электронные паспорта. И тут же присваивается уникальный номер (УНЗР), даже тем, у кого никаких номеров до этого не было, и, что самое страшное, с долей вероятности 99%, с проставлением этого номера на лоб во время фотографирования, о чем упоминалось выше…
А ждать, что будут спрашивать, что мы выбираем (хлеб или крест), по меньшей мере наивно и глупо, — не для того лукавый так все мастерски закрутил, чтобы дать возможность хоть кому-то выскользнуть из его рук. Сами посудите, — фотографируют, и ставят, при этом, метки на лоб, всех подряд, и верующих, и не верующих. И как бы это им в общей массе людей не ошибиться, распознать православных христиан, — хотя по внешнему виду, как отметил еще в свое время великий Златоуст, бывает очень трудно их отличить от остального мира, — и задать им этот вопрос: «Отрекаешься ли ты от Христа?» Или: «Что выбираешь – хлеб или крест?» Ну, правда, совсем уж что-то неправдоподобно, и ждать этого наивнее не придумаешь. Отречение наше – оно более масштабное, оно в отступлении от Истины Христовой , и оно уже совершилось в духе, если Господь попустил случиться этому всему несчастью с нами.
Понимаете, в чем суть этого всего, на первый взгляд, не справедливого и не понятного наказания вечными муками за такую, казалось бы, мелочь, как принятие ИНН с последующим получением электронных документов? «Ведь это нужно для жизни, так государство требует, иначе ни пенсии не будет, ни зарплаты, а детей кто поднимать будет, может вы, умники?»
Такие искренние недоумения и возмущения в несправедливости говорят лишь об одном, что человек полностью отождествляет себя с этим миром, живет в двухмерной системе координат , и все, что чуть ниже этой системы, или чуть выше, ему непонятно, и не нужно, и не значительно. — Ну и что же в этом всем общего с Православным христианством, учащим нас идти узким путем, устремлять взоры свои к вечности, искать Небесного, а не земного, уповать на Божью помощь, доверять Богу, а не себе, надеяться на Него, а не на свои немощные, человеческие силы?
Да, понятно, пока была возможность еще как-то уживаться в этом мире с безбожной властью, и отстаивать свои права, бороться за место на работе, в институте и т.д., никто не запрещал этого делать. Мало того, такая возможность есть еще и сейчас – ведь попраны все законы, в т.ч. Конституция Украины, права верующих нагло и откровенно нарушены – вот бы всем православным миром восстать против этого беззакония! Так нет – за права борются единицы, вот власти с нами и не считаются!
Плыть по течению, соглашаться, поддакивать властям – это легче, чем добиваться элементарной справедливости, — но куда это «течение» занесет? Как учил в своих проповедях недавно почивший старец архимандрит Рафаил , что живые рыбы плывут против течения, и лишь дохлые – за течением. Прислушаемся к мудрым словам, чтобы не быть нам всем мертвыми рыбами – христианами, и не попасть и к вечно мертвым, при том, уже в этой жизни, не дожидаясь смерти…
То, что нет альтернативы , должно, казалось бы, стать тем последним камушком в умозаключениях сомневающихся – «то это, или еще не то?» И устраниться лично от этого зла, и своих ближних удержать. А то, что страх нападает, «как же жить-то будем», так страх Божий должен все это перекрывать – лишь бы не отпасть от Бога, а Он поможет, не оставит. Да и лучше, ведь, даже поголодать, и умереть с голоду, — лишь бы в вечности быть с Богом, а не в аду гореть. Для кого это не аргументы, тот по духу не христианин, и потому и попускает Господь антихристу печатать своих (по духу), казалось бы, раньше времени.
Но раньше, или позже, все равно, все, не усвоившие себе Духа Святого, не смогут подняться в райские обители. Они, как сопричастные духу «князя мира сего», лежащего во зле, и после смерти будут в его, адских чертогах. Антихрист просто будет их, как своих рабов, печатать на земле, не дожидаясь их смерти и сошествия во ад. Это правда, и хоть кому-то это слышать и не приятно – Бог дает еще время на покаяние, и будет помогать нам в этом до последнего

В церковной среде не утихают страсти вокруг ИНН, штрихкодов и биометрических паспортов. С каждым последующим нововведением от власть имущих простой народ нешуточно будоражится и всячески старается обезопаситься от печати Антихриста. И сколько бы священноначалие ни успокаивало и ни уговаривало, паника среди верующих не угасает.

С одной стороны, беспокойство это не на ровном месте. Сложно спорить, что все процессы ведут к глобализации, и государства продолжают совершенствовать системы контроля над населением. Простому среднестатистическому гражданину это, в принципе, ничего хорошего не сулит.

То, что раньше было сюжетом научно-фантастических книг, становится в наши дни реальностью. Будучи школьницей, читала про приключения Алисы Селезневой и не могла себе представить такой диво-прибор, как видеотелефон. А сейчас уже даже Skype свое отгремел. Видеосвязь стала обыденностью – она встроена в любую соцсеть или коммуникационное приложение.

Попасть в секретную комнату в шпионском боевике можно было только при сканировании отпечатков пальцев и сетчатки глаза. У меня лет эдак с десять назад рабочий ноутбук уже был с возможностью «распароливания» при помощи отпечатка пальца. Сетчатку также сканируют уже не первый год во многих аэропортах мира и сопоставляют с данными, зашитыми в биометрическом паспорте. Подобные примеры можно продолжать.

Сетчатка глаза как универсальный идентификатор личности фигурирует в голливудском фильме «Особое мнение» (Minority Report) с Томом Крузом в главной роли. Действие его происходит в будущем (как мне кажется, уже не далеком). В ленте описывается общество, в котором наведен такой потрясающий порядок, что даже преступников уже могут ловить на этапе только возникшего намерения. Одной из характерных черт является повсеместное наличие сканеров сетчатки. Человек, внезапно оказавшийся в опале, не может никуда скрыться. Естественно, по сюжету все удалось разрулить, но сама идея довольно безрадостна. Такие возможности тотального контроля для христиан, которые всегда стоят костью в горле практически любому обществу (ибо не забываем, что «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33)), сложно не воспринимать как прямую угрозу.

Мы знаем, что христианство редко когда было в фаворе. Даже в православной Византии постоянно бушевали то расколы, то ереси, во время которых последователей правой веры преследовали и отправляли в ссылки. В наши дни особого потепления в отношении к Церкви и ее представителям тоже особо не наблюдается. Из многочисленных пророчеств знаем, что в последние дни христианам придется особенно туго. И, очевидно, связано это именно с тем, что в углу отсидеться не получится. Техника будет настолько совершенна, что невозможно будет служить Литургию по домам за спиной у спецслужб, как это бывало в Советском Союзе. Нельзя будет прийти в церковь, чтобы автоматически не появилась запись в электронном деле; в условиях безналичного расчета не купить никакой христианской литературы; а любой запрос в поисковике тут же запишется куда-нибудь в наш чип и считается с него на первом же столбе. Фантазировать можно долго и пространно, но все сводится к тому, что быть христианином будет равняться огромным проблемам во всем. А утаить этого нельзя будет никак. Следовательно, соблазн покривить душой или отказаться от Христа возрастет. Будет очень страшно. К тому же опасения эти будут вполне обоснованы. Некоторые, а может, и многие дрогнут и примут начертание зверя. Но это будет следствие отказа от Христа, а не его причина.

Толкователи Апокалипсиса начертание понимают как духовно-аллегорически, так и вполне буквально. Однако принятию его всегда предшествует нравственный выбор. На пару предложений раньше по тексту говорится, что Антихрист обольстит многих ложными чудесами, прикажет создать особое изображение, которое будет как живое, и будет действовать так, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15). А уже потом «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:16–17). Так что поводов для беспокойства нет. Если мы не отречемся от Христа и не примем вместо Него Антихриста, то переживать не о чем – нам печать никуда не поставят. Нас казнят до этого. Приятного в описанном, конечно, мало, но, повторюсь, принятие начертания не повлечет за собой отречение от Бога, а лишь будет подтверждать его.

Позвольте мне для примера и здесь немножечко пофантазировать. Исключительно в целях наглядности. Допустим, через энное количество лет вся информация о нас, включая финансовые вопросы, всю генеалогию и полный психологический портрет, будет храниться на встроенном уже напрямую куда-нибудь в голову или руку чипе. Может, и жить мы уже к тому времени будем каждый по своим норкам; и работать, и общаться, и покупки совершать исключительно с помощью интернета никуда не выходя вообще. Вся жизнь будет протекать в виртуальной реальности. Любое неповиновение системе будет влечь за собой отключение от сети. О зависимости от гаджетов, соцсетей и интернета в целом есть переживания уже и в наш век. Тогда же отключение от сети будет означать полную изоляцию от окружающего мира. Такой себе ультракарцер. Человек поспешит согласиться со всем, что ему предлагают, и покло́нится чему угодно, лишь бы вернуться в комфортную для него среду. Тогда ему будет дана печать в виде кода доступа в эту общую сеть. А если станет упираться, то пароля не получит и останется вне ее. И будет видеть только сообщение: «Ваш чип не поддерживает обновленную версию системы. Пожалуйста, установите последние обновления. Для этого пройдите по ссылке и пожертвуйте столько-то на прославление нашего чудесного и неповторимого благодетеля N, нашего бога и спасителя». Не нажмешь «ОК» – можешь вполне себе умереть и физически: ведь, как минимум, заказать еды или воды уже никак не сможешь.

Нарисованная картина вызывает уныние, но Сам Господь говорил, что в последние дни «будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21–22). Поэтому удивляться тут нечему. Вот только те ли методы борьбы мы используем?

Христос нас призывает к внутреннему изменению, а не государственным реформам. Мы можем декларировать свои опасения и несогласие с курсом государства или общества, но успешно с этим бороться у нас нет ни сил, ни возможностей. Да и нужно ли это? В связи с рецепцией христианства в Римской империи рабство само сошло на нет, с ним никто особо не боролся. Мировоззрение постепенно менялось, и институт этот, как несовместимый с ним, отмер сам. Точно так же женщины и дети перестали быть имуществом, а получили такой же гражданский статус, как и мужчины. Произошло это не вопреки христианству, как нас пытаются убедить, а благодаря ему. Просто действует оно не топорно, а плавно. Его задача изменить и излечить душу, а остальное само собой образуется: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Не стоит забывать, что Христа распяли как раз за то, что Он отказался осуществить государственный переворот и не предлагал никаких реформ, а призывал менять в первую очередь себя, свою душу. Он дал нам заповеди. Наша задача – стараться их соблюдать. Если нам нужно будет отречься от Бога и пойти против совести, мы должны быть готовы даже на смерть. Если я люблю что-то больше Христа, то я потенциальный кандидат на получение антихристовой печати. Ведь если я боюсь публичного осуждения больше, чем Бога, то при угрозе увольнения с позором, насмешками и унижениями я могу дрогнуть. Если я не научусь властвовать над своим телом, ограничивать свои желания, то при первом же физическом воздействии и даже легкой боли я буду бежать за печатью вприпрыжку. Если я завишу от лайков в Instagram, то меня вообще достаточно будет просто засыпать комментариями, что таких страшил и неудачниц еще мир не видывал, и я уже буду на грани суицида.

У всех нас есть зависимости и страсти, которые отворачивают нас от Бога. Если мы их не искореним, то каждая из них способна будет поколебать нас, когда перед нами станет самый главный в жизни выбор. Каждый раз, когда мы идем на поводу у своих страстей и согрешаем, мы отрекаемся от Бога. Почему-то этого мы как раз вообще не боимся, и душа не болит, и ночами спится спокойно. Когда же заходит речь о кодах и паспортах, то тут сразу волнения и переживания. Разве это мудро бороться не с причиной, а со следствием? Чтобы меня не посадили в тюрьму, мне нужно не совершать правонарушений, а не требовать уничтожения пенитенциарной системы.

Господь призывает нас к радости. В Евангелии Он часто говорит нам: «Не бойтесь!» Если же мы наводим панику, то, получается, мало празднуем и Его, и Его слова. Любимый ученик Христа в своем Послании пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Страх сковывает и парализует, он отвлекает нас от самого главного – от нашего спасения, полагая его не в жизни по Богу, а в борьбе с административными проблемами.

Екатерина Выхованец

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

1. Введение. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, выражают обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Так, тысячи людей сообщают о принуждении к использованию электронных способов учета и электронных документов.

Эта обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 2001 года. По мере развития новых технологий и включения их в различные сферы общественной жизни, потребовалось существенное уточнение церковной позиции, что нашло свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина не должна противоречить этим документам.

В рамках национальных проектов по созданию «электронного правительства» в разных странах модифицируетсяется законодательство, внедряются новые термины и понятия, а в результате радикально меняется жизнь. Зачастую это делает более удобным процесс взаимодействия человека и различных структур. Одним из главных аргументов государства при введении «электронного правительства» является борьба с коррупцией. Перевод в цифровой формат различных документов и формирование баз данных позволяет сделать прозрачным и контролируемым прохождение документов в разных сферах, будь то экономическая жизнь, судебная система или работа с обращениями граждан.

Несмотря на эти положительные моменты, проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимы новые подходы к гражданской, духовно-нравственной и богословской оценке этих проблем.

2. Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы. Международные документы (в частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая «Большой восьмеркой» в 2000 году), открыли путь к созданию «электронного государственного управления» с помощью «электронного правительства», построенного по единым международным стандартам на единой организационной, технической и программной платформе. Органы государственного управления интегрируются в единую всемирную систему. При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на человеческое общество, а сама система порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и обществом.

Любой элемент компьютерной сети (узел, устройство, файл) всегда обозначен (идентифицирован) своим адресом - уникальным цифровым кодом. Поэтому главным технологическим принципом построения глобального информационного общества является присвоение каждому человеку уникального идентификатора личности (кода) и постоянное использование его человеком во всех случаях взаимодействия с общественными инфраструктурами - правовыми, административными, финансовыми, транспортными, торговыми, медицинскими, образовательными и прочими. Данный идентификатор - это обозначение управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключ доступа к его электронному файлу-досье в базе данных с тем же номером. Принятие данного идентификатора означает фактическое согласие человека (добровольное или вынужденное, осознанное или неосознанное) с правилами работы системы. При этом возникает техническая возможность того, что каждый его шаг может проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками, которые могут оказаться несовместимыми с христианством. Подобное развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов, вплоть до дискриминации по мировоззренческим признакам.

В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть понужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия - отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в государственных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса.

Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

3. Мобильная связь. Ставшая привычной для многих мобильная связь является одним из самых простых и удобных средств идентификации человека, определения его местоположения, прослушивания его разговоров. Растущая вычислительная мощность телефонов и превращение их в полноценные компьютеры позволяет хранить в них значительные объемы персональных данных. Угроза несанкционированного доступа к этим данным возрастает по мере развития сетей и роста скорости передачи данных.

4. Проблема универсальной электронной карты. Техническим средством, постоянно сопровождающим человека в его повседневной жизни, в самое ближайшее время может стать универсальная электронная карта (УЭК). Речь идет о микропроцессорном устройстве единого всемирного стандарта, идентифицирующем личность. Такая карта, как и цифровой идентификатор, не только существенно облегчает создание системы тотального отслеживания всех граждански значимых действий человека и его личной жизни, но позволяет осуществлять управление каждым гражданином и обществом в целом.

Многие верующие выражали озабоченность планами обязательного присвоения карт и настаивали на добровольности этой процедуры, чего в большинстве случаев на данный момент удалось добиться.

5. Угрозы безопасности граждан и общества. Управление глобальными информационными сетями сегодня наиболее доступно тем международным кругам, которые создали их архитектуру, элементную базу и основное программное обеспечение, куда могут быть негласно заложены любые механизмы, позволяющие в любой момент осуществить перехват реальной власти. Такое развитие событий с использованием информационных технологий и средств компьютерной техники глобального распространения чревато недопустимо высокой зависимостью от внешних поставщиков оборудования и программного обеспечения, а в перспективе и возможностью утраты государственного суверенитета.

Развитие информационных технологий вызвало появление нового вида преступлений, когда злоумышленники используют для своих целей компьютерные сети и технологии. Сегодня можно ограбить банк, не взламывая дверей и сейфов, находясь на другом конце света. Достаточно легко похитить деньги и у отдельного человека, определив идентификационный номер его кредитной карты. Причем у рядовых граждан нет реальной возможности защитить себя от компьютерного бандитизма.

«Цифровые подписи» и законы о защите персональной информации не могут остановить рост киберпреступности. Специалисты в области информационных технологий свидетельствуют, что даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать защищенности информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления. Из практики также известно, что несанкционированное распространение данных о личной жизни человека делает его беззащитным перед недоброжелателями и преступниками.

Одновременно нельзя не признать полезности добровольного учета и использования данных о состоянии здоровья людей, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями. Без этого часто становится невозможным сохранение их жизни и здоровья в опасных ситуациях.

6. Биометрия. В новых технологиях идентификации все чаще используются биометрические параметры - данные об индивидуальных физических, физиологических, психологических и поведенческих особенностях человека, заключенных в уникальных характеристиках его тела. Такими характеристиками могут стать отпечатки пальцев, рисунок кровеносных сосудов сетчатки глаза, структура радужной оболочки глаза, формы лица, кисти руки, ладони, пальца, уха, тепловой портрет лица, рисунок вен на руке, голос, походка, динамика подписи, движения губ, генетический код (ДНК) и другие.

Сравнение биометрических данных человека с теми данными, которые были предварительно отсканированы, оцифрованы, занесены в базу данных и записаны в персональный носитель, называется аутентификацией или верификацией. При этом человеческое общение уже не потребуется, поскольку человека будет опознавать машина.

Подобные методы весьма эффективны при раскрытии преступлений, предотвращении несанкционированного доступа в те или иные помещения и в ряде других случаев. Однако всеобщий, а тем более принудительный сбор биометрических параметров человека для помещения их в электронные устройства и базы данных для последующей идентификации и аутентификации ущемляет достоинство личности. При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно. По признанию специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны - от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа.

7. Имплантируемые электронные идентификационные устройства. Очередным этапом развития идентификационных технологий может стать широкое внедрение миниатюрных устройств, позволяющих отслеживать все граждански значимые действия человека и определять его местоположение. Уже существуют технические разработки подобных устройств, вводимых под кожу человека, или специальных меток, наносимых на его тело. Существуют и конкретные планы по внедрению таких технологий. Записанный в микрочип идентификационный номер будет служить как «электронным кошельком», так и средством для определения местоположения человека в реальном масштабе времени с помощью спутниковых систем глобального позиционирования. Это сделает возможным отслеживание контактов и круга общения каждого человека, а в перспективе - практически полный контроль за жизнью общества.

Вызывает тревогу, что уже принимаются законодательные акты, предусматривающие широкое распространение встроенных наноэлектронных устройств для беспроводного контакта мозга человека с окружающими предметами, транспортными средствами и другими людьми.

8. Случаи дискриминации и нарушения прав человека. Сотни тысяч граждан, включая православных верующих, которые не желают по тем или иным причинам входить в новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием персональной информации, идентификационными номерами) и сомнительной символикой, сообщают о нарушении их конституционных прав, которое происходит подчас из-за отсутствия соответствующих законодательных гарантий. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. Лишь незначительная часть дискриминируемых граждан обращается в суд. По большей части люди смиряются и предпочитают терпеть. В итоге формируется слой людей, выброшенных из всех сфер социальной, общественной и государственной жизни. Большинство граждан, подвергающихся дискриминации, - это пожилые, больные люди, нуждающиеся в лечении и социальной защите.

9. Церковь на защите богоданной свободы. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. С давних времен власть проводила переписи подданных, выдавала удостоверяющие личность документы. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Русская Православная Церковь убеждена, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность. Настоятельной необходимостью является введение законодательного запрета на принуждение граждан к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации, в том числе запрета на принуждение к принятию и использованию любых средств автоматической идентификации человека. Необходимо соблюдать конституционные права граждан, отказывающихся от использования электронных способов учета и идентификации личности. Это возможно лишь при ясном и однозначном законодательном закреплении бесспорного права граждан на использование традиционных документов и способов учета. Реализацию таких законодательных норм необходимо обеспечить финансово, технически и организационно, иначе гарантии могут остаться простой формальностью.

Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно быть осведомленным, с обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать осведомленность о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данном непростом вопросе христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и хранит единство Его Церкви (см. Ин. 15:6-12).

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

«Верить или не верить?»

Православный паспорт: зачем он нужен, и как его получить

Православных россиян давно беспокоит наличие в гражданском паспорте сатанинской символики и личного кода, который обезличивает человека и заменяет ему данное при рождении имя. По этой причине многие верующие все чаще отказываются от паспортов, однако отсутствие личных документов значительно усложняет им жизнь в социуме. Но активистами и правозащитниками была предложена неофициальная альтернатива: православный паспорт. Что это такое - разбираемся в подробностях.

Почему люди отказываются от российских паспортов

Замена паспортов советских граждан образца 1974 года на новые паспорта граждан РФ началась еще 20 лет назад. Но многие тогда отказались менять на них паспорт СССР, и живут без нового документа до сих пор. Да и сейчас все больше людей, получивших российский паспорт, спешат от него избавиться. Причина кроется в подозрительных деталях, обнаруженных на страницах этого документа:

  • На нечетных страницах документа изображены вертикальные виньетки, в которых скрыты три шестерки. А это та самая сатанинская метка, число зверя, о котором говорится в 13 главе Откровения Святого апостола Иоанна Богослова:
  • Рядом с фотографией в паспорте есть две ферромагнитные полосы, на которые потенциально можно записать любую информацию о его владельце, а потом удалять и перезаписывать ее без его на то ведома.
  • Оформление нового паспорта сделано таким образом, что при его получении в паспортном столе человек ставит подпись не под фотографией, как в паспорте советского образца, а под графой, предусмотренной для «личного кода». Получается, что он соглашается с тем, что его дальнейшая идентификация будет происходить не по его имени и не по фотоснимку, а по цифровому номеру, который теперь является основным способом удостоверения личности.

Все это наравне с получением ИНН, СНИЛС и согласием на обработку персональных данных является шагами на пути к тщательному сбору информации о человеке и установлению тотального контроля над ним путем последующего чипирования - предвестника прихода антихриста:

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и он сделает так, что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (Откр. 13:15-18 )
  • Также многим не понравилось отсутствие графы «Национальность». Ведь согласно ст. 26 Конституции РФ:
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

То есть тот, кто все же желает указать свою национальность в паспорте, этой возможности начисто лишен.

Получается, что паспорт нового образца противоречит и гражданским правам человека, и его вероисповеданию. Он, по сути, превращается в биологического объекта с именем в виде цифр и становится на путь отречения от Бога. Поэтому православные, имеющие паспорт граждан СССР, предпочли его не менять, а люди, получившие паспорт граждан РФ, спешат от него отказаться.

Но таким антиглобалистам в стране приходится нелегко. Советский паспорт официально своего статуса как документа для удостоверения личности не потерял, но на деле права таких граждан то и дело ущемляются. А молодежь с православными взглядами, отказывающаяся получать российский паспорт, и вовсе лишается каких-либо прав, например, поступить в учебное заведение, получит медпомощь, заключить брак и т.д.

Православный паспорт - что это такое

Сложившейся ситуацией обеспокоились академик МАИСУ, профессор Владимир Михайлович Ильин, а также правозащитник и публицист Василий Дмитриевич Балашов. В 2009 году они создали общественное учреждение «Общество удостоверяющих себя личностей “Основной документ”», которое сейчас оформляет и выдает всем желающим православным гражданам РФ особые удостоверения личности (паспорта), исключительно в бумажном виде, не имеющие никаких штрих-кодов, шестерок и другой сатанинской, антиправославной символики. Вдохновением для этого послужил отрывок из Евангелия от Иоанна:

А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. (Глава 8, 17-18 )

Как утверждают создатели «Общества…», вся их деятельность основана на действующей Конституции РФ и не идет в разрез с ее законами. Тем не менее, официально православное удостоверение личности в официальных структурах признавать не хотят. Но это не останавливает многих православных от получения такого документа: по их словам, он приносит им радость, подчеркивает вероисповедание, национальность и любовь к Отечеству. А главное - подтверждает их нежелание принимать числовые идентификаторы и носить имя зверя.

Вот как выглядит такой православный паспорт:

В.М.Ильин и В.Д.Балашов верят, что чем больше православных граждан решится на отказ от нового паспорта и получение православного удостоверения, тем скорее это заставит чиновников прислушаться к волеизъявлению значительной части населения.

Собираясь получить православный паспорт, помните!

Это удостоверение личности является исключительно духовным, объединительным документом, который до сих пор официально не признан государственными структурами. Он не дает вам права взять кредит в банке, купить или продать квартиру, поступить в университет, получить медицинскую помощь, пенсию и т. д. По этой причине он не может полностью заменить официальный паспорт РФ.

Как получить православный паспорт

Если вы хотите присоединиться к «Обществу удостоверяющих себя личностей "Основной документ"» и получить православный паспорт, то есть удостоверение личности от данного общественного учреждения, следуйте такому алгоритму действий:


Чтобы при оформлении православного паспорта вам заполнили графу «Гражданство», предоставьте вместе с пакетом документов справку, подтверждающую наличие у вас гражданства РФ. Ее можно получить, отправив запрос в виде заказного письма в ваше локальное отделение МВД. Написать его можно по следующему образцу:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Статьи по теме: