Итальянское либретто оперы «Лукреция Борджиа» в трехмерном формате! Лукреция Борджиа: правдивая история «роковой» женщины (I) Лукреция борджиа краткое содержание

  • Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа» (1833), в которой описывается жизнь выдуманного им Дженнаро, сына Лукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорождённым племянником, распорядилась, чтобы ребёнка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причем последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней Феррары, принимает её внимание за влюбленность. Друзья Дженнаро становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами. Дженнаро, также приглашенный на пир, становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать.
  • «Лукреция Борджиа» (1833) - опера Гаэтано Доницетти, по пьесе Гюго. Наиболее известные исполнительницы заглавной партии (сопрано) - Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье и Эдита Груберова

Литературные произведения

  • Ф. М. Клингер, «Жизнь Фауста» (1791). Между прочими событиями в книге описывается роман Фауста с Лукрецией.
  • Александр Дюма, «Семейство Борджиа», 1870.
  • Джинн Калогридис, «Невеста Борджиа». Роман о принцессе неаполитанского королевства Санче Арагонской, которая из политических соображений вынуждена выйти замуж за Джоффре Борджиа, брата Лукреции. Санча стала соперницей, а позднее подругой Лукреции. Именно за брата Санчи Арагонской выходит второй раз замуж Лукреция.
  • «Алый город» Хеллы Хаассе,
  • Анри де Кок, «Лукреция Борджиа»
  • Кэрри Хоукинс, «Кровавое наследие: История Райана». В этом произведении Лукреция, её отец и братья появляются в эпизодических ролях.
  • Самуэль Шеллабергер, «Коварный лис Борджиа». По мотивам романа был снят одноименный фильм с Орсоном Уэллсом и Тайроном Пауэром в главных ролях.
  • Грегори Магуайр, «Свет мой, зеркальце»: Роман-фэнтези, в котором Лукреция является… злой мачехой Белоснежки. Она изображена красивой, тщеславной и развратной женщиной, целиком увлеченной политикой. Её отношения с Чезаре являются основной сюжетной линией.
  • Марио Пьюзо, «Семья» (2001). В романе повествуется обо всем семействе Борджиа. Это произведение - последнее завершенное в жизни автора.
  • Виктория Холт/Джин Плейди, дилогия, состоящая из романов «Мадонна Семи Холмов» и «Опороченная Лукреция», 2003,
  • Виктория Холт «Римский карнавал»
  • «Город Бога: повесть о семействе Борджиа» Сесилии Холланд,
  • «Лукреция Борджиа: три свадьбы, одна любовь» Сары Дюнан

Графические новеллы

  • Borgia, серия графических новелл, совместная работа Алехандро Ходоровски (сценарий) и Мило Манара (графика)
    • 1 «Кровавый папа» (фр. «Du sang pour le pape», букв. "Кровь для папы"), 2004
    • 2 «Власть и инцест» (фр. «Le pouvoir et l"inceste»), 2006
    • 3 «Пламя погребального костра» (фр. «Les flammes du bcher»), 2008
    • 4 «Все суета» (фр. «Tout est vanit»), 2011

Фильмы

Полный список фильмов есть на соответствующей странице imdb.com.

  • «Лукреция Борджиа» (фильм, Германия,1922), реж. Рихард Освальд, в гл. ролях - Конрад Вейдт и Лиана Хайд
  • «Лукреция Борджиа» (фр. «Lucrce Borgia», Франция, 1935), реж. Абель Ганс; Лукреция, - Эдвиж Фейер.
  • «Мы делаем это, потому что…» (англ. «We Do It Because - », США, 1942), реж. Бэзил Врангел (англ. Basil Wrangell); Лукреция, - Ава Гарднер (не была указана в титрах)
  • «Коварный лис Борджиа» (в оригинале «Prince of Foxes»; США. 1949)
  • «Дева мщения» (англ. «Bride of Vengeance», США, 1949), реж. Митчел Лейзен; Лукреция, - Полетт Годдар.
  • «Лукреция Борджа» (фр. «Lucrce Borgia», Франция, 1953), реж. Кристиан-Жак; Лукреция, - Мартин Кароль.
  • «Ночи Лукреции Борджиа» (итал. «Le notti di Lucrezia Borgia», Италия, 1959), реж. Серджио Греко; Лукреция, - Белинда Ли.
  • «Лукреция Борджиа, возлюбленная дьявола» (итал. «Lucrezia Borgia, l"amante del diavolo», Италия, Австрия, 1968), реж. Освальдо Чивирани; Лукреция, - Ольга Шоберова.
  • «Аморальные истории» (фр. «Contes immoraux», Франция, 1974), реж. Валериан Боровчик; Лукреция, - Флоранс Беллами (фр. Florence Bellamy).
  • «Молодая Лукреция» (ит. «Lucrezia giovane», Италия, 1974), реж. Андре Кольбер, Лукреция,- Симонетта Стефанелли (ит. Simonetta Stefanelli).
  • «Лукреция Борджиа» (фр. «Lucrce Borgia», Франция, 1979) - телефильм Ива-Андре Юбера, по драме Гюго и спектаклю Роже Анена; Лукреция, - Магали Ноэль.
  • телефильм «Борджиа» («The Borgias», Великобритания,1981), роль исполняет Энн Луиз Ламберт.
  • «Яды, или Всемирная история отравлений», Россия, 2001, реж. Карен Шахназаров; Лукреция, - Марина Казанкова
  • «Борджиа» (исп. «Los Borgia», Испания, 2006), реж. Антонио Эрнандес; Лукреция, - Мария Вальверде
  • «Борджиа» (англ. «The Borgias», Канада, Ирландия, Венгрия, 2011), прод. Нил Джордан и др.; Лукреция, - Холлидей Грейнджер.
  • «Борджиа» (англ. «Borgia», Германия, Франция, 2011) прод. Оливер Хиршбигель и др.; Лукреция, - Изольда Дюшаук.
  • По версии Гюго, Лукреция, также как её отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом «катанея», название которого произошло от фамилии их матери, испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе.
  • Лукреция появляется в игре Assassin"s Creed: Brotherhood, также намек на неё присутствовал в Assassin"s Creed II (видео, описывающее Родриго Борджиа).
  • Сериал Ангар 13 (Хранилище 13) 1 сезон (1 серия) - (2009). Лукреция Борджиа упоминается как носительница некоего украшения, которое способно затуманивать разум. Этим украшением оказался гребень, который сделал некий алхимик. Гребень Лукреции Борджиа представляется проклятой вещью, которую ищут главные герои.
  • «Монах и бес» 2016. Бес предлагает Ивану перед сожжением молится за Лукрецию «.Бес:-… Не надо за Богородицу,Ваня! А за бедную Лукрецию сказать некому. Знаешь, как она там мучается в нашем департаменте?…»

Борджиа Лукреция

(род. в 1480 г. - ум. в 1519 г.)

Достойная дочь семейства Борджиа, ставшая игрушкой в политической игре отца и брата. Прославилась красотой, развращенностью, жестокостью и… покровительством литературе и искусствам.

Рассказ о Лукреции Борджиа нельзя не предварить историей ее рода. Без нее в личной жизни этой женщины многое может остаться неясным или неверно истолкованным.

Испанский род Борха из Хативы известен с XII века. Постепенно семейство усиливало свои позиции среди знати. А доктор права Алонсо де Борха (1378 г. р.), вовремя поддержав короля Арагонского и Неаполитанского Альфонса Y, стал его ближайшим советником, личным секретарем (1418 г.), главой богатого Валенсийского епископата (1429 г.) и наставником внебрачного сына короля. Да и сам Алонсо особой святостью не отличался. Епископ был привязан к семьям своих сестер и во всем покровительствовал племянникам. Особенно он выделял Родриго и Франциско, которые, по мнению историка А. Шакона (Чаконниуса), являлись его незаконнорожденными сыновьями, грехом кровосмешения, но этот факт остается недоказанным, хотя по тем временам в нем нет ничего необычного.

Перед мастером политической интриги кардиналом-епископом Валенсийским открылась дорога в Рим в обмен на предательство своего короля. В 1455 г. конклав избрал Алонсо Борджиа папой (так его стали называть на итальянский манер). Он взял имя Каликст III. Год спустя Родриго и Франциско становятся кардиналами. Семейство использует все мыслимые и немыслимые средства для укрепления могущества и богатства своего клана в противовес Медичи, Сфорца, Эсте, Гонзага и за два года папства Каликста III преуспевает в этом. Особенно прочное положение обеспечил себе Родриго, образованный, деятельный, ничем не гнушающийся интриган, умело использовавший ум и связи. За 12 лет кардинальства он помог взойти на Святой престол четырем папам, получая за это доходные посты и огромные деньги. А в 1491 г. Родриго и сам надевает папскую тиару под именем Александра VI и разворачивает бурную политическую и захватническую деятельность, укрепляет власть, престиж и финансовые возможности Святого престола, и одновременно испанский клан Борджиа становится богаче и сильнее итальянских.

Но Родриго занимается не только этим. Нарушая все церковные обеты, он ведет развратную жизнь, и от многочисленных любовниц в разное время у него появляется девять детей. Но особенно он выделял Розу Ваноцци, которая родила ему Чезаре (или Цезаря, 1475 г. р.), Хуана (в литературе чаще Франческо, 1476 г. р.), Лукрецию (1480 г. р.) и Хофре (1482 г. р.). Еще будучи кардиналом,

Родриго регулярно удачно выдает любовницу замуж и ее супруги почитают свои рога за честь. К тому же он не только признает, но и узаконивает рождение всех детей, что не вызывает возражения церкви, к тому же внимательно следит за воспитанием сыновей и растит их как принцев.

Крошка Лукреция, которая родилась в аббатстве Субиако, не осталась без опеки. Сластолюбивый отец поручил дочь своей вдовой кузине Андриенне де Мила, матери юного Орсо (злые языки утверждали, что он тоже сын папы). Кардинал часто посещал ее дом, но не столько из-за дочери (она была еще мала), сколько из-за юной невесты Орсо, Джулии Фарнезе. Затем Лукреция получила образование в монастыре Св. Сикста, но в 11 лет рано расцветшая красавица была возвращена домой. Как же она похорошела: пышные светлые волосы, очаровательные линии тела, светло-зеленые глаза, призывные и томные одновременно…

У Александра VI на нее были особые виды. Лукреции предстояло подобрать выгодного в политическом плане жениха. Контракт с испанцем доном Керубино Хуаном де Сентелья был расторгнут через два месяца и заключен с другим претендентом, 15-летним доном Гаспаре, но и тут отец передумал. Он решил породниться с влиятельным семейством Сфорца. Даже не разорвав предыдущей помолвки, Лукреция становится невестой, а затем и женой Джованни Сфорца, властителя Пезаро (1493 г.). Тщеславный, заинтригованный слухами, 26-летний вдовец и 13-летняя новобрачная после роскошной свадебной церемонии присутствуют на пиру, который продолжается почти неделю, превращаясь по ночам в настоящую вакханалию. Молодой женщине было не привыкать к подобным зрелищам, ведь два последних года она провела в доме Андриенны де Мила и Джулии Фарнезе - любовниц отца. К тому же поговаривали, что непорочная красивая Лукреция успела все же стать женой графа Аверзы, и Александр VI еле откупился от первого зятя.

Но политическая ситуация показала, что с этим браком поторопились. Почувствовав угрозу своей жизни, Сфорца удалился в свою вотчину, а Лукреция осталась в Ватикане. По Риму поползли слухи, и похоже, не безосновательные, что она стала жить с отцом и братьями Хуаном и Чезаре. Лукреция настолько расцвела и похорошела, что как замужняя, но одинокая женщина стала привлекать многих поклонников. Одна странность - ее воздыхатели вскоре умирали от ножа, даже не успев забраться в ее теплую постель. Малейшего поползновения со стороны венецианца Марчелло Кандиано и феррарца Дальберджетти было достаточно для ревнивого Чезаре, чтобы отправить их к праотцам. Пока муж находился в бегах, Лукреция родила дочь Лауру. «Да это живой портрет папы, это, конечно, его ребенок!» - воскликнул один из родственников, прелат Лоренцо Пуччи. Ребенка отдали какой-то кормилице. Когда мать перед смертью вспомнила о ней, девочки уже не было в живых. Для приличия Лукреция немного пожила с мужем в Пезаро, но жизнь там ей показалась пресной, да и родственники без нее скучали.

Война Александра VI и французского короля Карла VIII доказала папе, насколько важно для семьи укрепить свое светское влияние. 16-летняя графиня Сфорца вновь становится разменной монетой в решении этого вопроса. Напуганный постоянными угрозами, муж снова бежит из Рима. Лукреция жалуется всем, что он ее бросил. Она постаралась, чтобы до Джованни дошли сведения, что его собираются убить. Хотя муж ей и надоел, Лукреция все же пожалела незадачливого супруга, ей очень не хотелось, чтобы он стал очередной жертвой ревнивых братьев, Хуана и Чезаре, которые возненавидели друг друга. Ни один не собирался отказываться от преступной любви к сестре. Самой же Лукреции больше нравился Хуан Гандийский - он был красивее, нежнее и обходительнее напористого и грубого Чезаре. Братья уступали пальму первенства только отцу. Было мало женщин, способных отказать Родриго Борджиа. Один из современников писал: «У него проникновенный голос. Он говорит и пылко и очень мягко одновременно. Черные глаза его великолепны. Лицо всегда приятно. Оно выражает веселость и счастье. Разговор с ним странным образом способен взволновать слабый пол. Он притягивает женщин, как магнит притягивает железо. Но ловко скрывает свои победы, и никто не знает, сколько женщин ему покорилось». И послушная дочь не отказывала ему.

Пока решалась ее дальнейшая судьба, «покинутая жена» удалилась, согласно обычаю, в монастырь Сан-Систо, где тайно принимала только Хуана. Доведенный этим до бешенства, Чезаре решился на кровное убийство. После пира у Ваноцци, на котором Лукреции удалось «примирить» братьев и они дружески расстались, Хуан отправился на любовное свидание, подготовленное Чезаре, но домой больше не вернулся. В ночь на 16 июня 1497 г. он был убит наемниками, которые сбросили тело в Тибр, да еще и в том месте, где обычно вываливают мусор. Активно начатое расследование благополучно зашло в тупик. Все в Риме знали, кто убийца, но ради чести семьи папа простил Чезаре смерть самого любимого сына и даже назначил его легатом в Неаполь. Лукреция замаливала грехи в монастыре и покидала его изредка, чтобы «утешить» папу.

Александр VI тем временем пытается добиться расторжения брака дочери с Джованни Сфорца, обвиняя его в мужской несостоятельности. Лукреция умирает от скуки. Папа шлет ей в монастырь нежные письма с обещаниями, что затворничество скоро закончится. Его постоянным и «надежным» почтальоном становится красивый и юный испанский камергер Педро Кальдес (Кальдерон), называемый еще Перотто. Ему не пришлось долго уламывать 17-летнюю красавицу, очень страдавшую без мужской компании. Но, отдавшись молодой страсти, они совершенно позабыли об осторожности и планах семьи - Лукреция забеременела. На шестом месяце в просторных одеждах прекрасная дама предстала на церемонии расторжения брака (1497 г.), где ее объявили девственницей, с согласия мужа (чем не пожертвуешь ради спасения жизни!).

Едва сообщили о разводе, как стали известны имена трех претендентов на «нетронутую» красавицу. Но пока папа решал, какой жених предпочтительней, Лукреция разрешилась от бремени мальчиком Джанни (1498 г.). Только спустя три года его рождение узаконили, причем у него появилось сразу два отца. В одной булле его признал Чезаре, а в другой - сам Александр VI. Имя Лукреции даже не было упомянуто. Матерью значилась «незамужняя женщина». А настоящий отец (а может, он и не был виновником и только попался на горячем) был вначале посажен в тюрьму, а затем «упал в Тибр против своей воли», - писал церемониймейстер папского дворца Буркард (Бурхард). По Риму поползли скабрезные шуточки. Гуманист Саннадзаро даже сложил эпиграмму в виде эпитафии: «В этой могиле спит Лукреция, которая лучше бы звалась Тайс, потому что она была дочерью, супругой и невесткой Александра VI». Но Борджиа хранили абсолютное спокойствие, а Лукреция готовилась к свадьбе.

Наконец-то для истомившейся женщины был найден жених - Альфонсо Арагонский, герцог де Бисельи (Бишельи) - один из самых красивых принцев того времени, с любезными манерами и мягким характером, но главное - сын Неаполитанского короля, хотя и побочный. Будущий муж, подобранный братом, Лукреции очень понравился. В июле 1498 г. состоялась пышная свадьба. На вечернем маскараде Чезаре появился в костюме единорога - символа чистоты и верности. Это было очень смешно. Но этот брак оказался еще менее продолжительным, чем первый. Как ни странно, Лукреция привязалась к мужу и ждала от него ребенка. Она успокоилась после женитьбы и отъезда Чезаре, но не смогла внушить Альфонсо, что угрозы нет. Он хорошо знал, как много людей пострадало от немилости Борджиа.

Укрывшись в Дженаццано, герцог зовет к себе жену. Но Александр VI, которому дочь безропотно подчинялась во всем, назначил ее губернатором в главную папскую крепость к северу от Рима Сполетто и в Фолиньо (1499 г.). Эту должность обычно занимали только кардиналы и прелаты. На посту губернатора Лукреция пробыла всего два месяца, но, по признанию современников, успешно справлялась с обязанностями: за счет коммуны организовала корпус жандармерии для помощи полиции, обязала Сполетто и Терни заключить трехмесячное перемирие. Она была спокойна и счастлива, особенно после возвращения Альфонсо, который находился возле нее в момент рождения их сына Родриго - первого законнорожденного внука папы от всех его детей.

Лукреция только начала входить во вкус семейной жизни, как политические интересы потребовали от нее новой жертвы. 15 июня 1499 г. наемные убийцы Чезаре тяжело ранили молодого герцога, однако посчитали его убитым и бросили на мостовой. Слуги перенесли истекающего кровью господина к Лукреции, и она в течение месяца выходила его. Чезаре рвал и метал после посещения герцога, увидев заботу Лукреции. Ее он по-прежнему предпочитал жене и любовницам. Присутствовавшие слышали странные слова, сказанные им на прощание: «То, что не сделано на обед, будет сделано на ужин». И Буркард записывает в дневнике: «Учитывая, что дон Альфонсо отказывался умирать от ран, он был задушен в своей постели». Горе Лукреции в этот раз было непритворным. Герцог стал ее первой настоящей любовью. Ее поведение вызвало раздражение папы и Чезаре, им надоели ее слезы и опухшее лицо. Вдову отправили в Непи «искать утешения», как пишет язвительный Буркард (как оказалось впоследствии, он был сторонником Джулианно делла Ровере и его словам не во всем можно доверять). Конечно, трудно поверить, что такая развращенная женщина среди своих родственников, отличавшихся бесстыдством, могла искренне горевать, но каждое свое письмо она заканчивала словами: «Самая несчастная женщина». Играть перед отцом, который утопил ее в грязи, у нее не было необходимости.

Но вернувшись в Рим, молодая вдова вновь погружается в сладострастный разврат. Ее приученное к любовным наслаждениям тело требует мужчин. Теперь, когда Чезаре далеко и воюет за земли и богатства, Лукреция и сама с успехом может справиться с любым надоевшим любовником. Для этого существует знаменитый яд Борджиа. Ее чувства обострялись до предела в предчувствии смерти воздыхателя. Отравленные фрукты, вино, подарки… А у Лукреции был еще и ключ от спальни, небольшой шип которого был покрыт ядом. Замок тугой, поклонник нетерпелив, маленькая царапина, ночь страсти, а через день-два - смерть… Не один соискатель сладостных утех был умерщвлен таким образом, об этом все знали, но тем не менее желающих не убывало. Лукреция была достойной дочерью своего отца, который разрешал трудные вопросы и сколотил огромное состояние, отравив многих отцов церкви и неугодных, но богатых гостей.

Все убийства, оргии, святотатства никого не удивляли - Рим был самым развратным городом. Недаром Петрарка писал: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру». Не вызвало ни у кого возмущения, что развратная Лукреция трижды в 1501 г. управляла Ватиканом, занимала папские апартаменты (туда даже вход женщинам запрещен) и вела текущие дела Церкви. Ей всего 21 год, ее имя втоптано в грязь, но в уме ей не откажешь. Ошибок в руководстве она не допускала.

Через два года Лукреции вновь подобрали жениха. Принц, наследник герцогства Феррарского, Альфонсо д’Эсте, сын Геркулеса I. Он бездетный 24-летний вдовец. От первого брака с Анной Сфорца остались неприятные воспоминания: жена избегала близости с ним, довольствуясь черной рабыней. Представитель д’Эсте в Ватикане Д. Кастеллини доносил принцу о новой невесте, что «она несомненно красива, стала еще более величественной и кажется такой нежной, что невозможно и не должно ее подозревать в зловещих преступлениях… Дон Альфонсо будут ею полностью удовлетворены, потому что, кроме ее совершенного изящества, скромности, приветливости и честности, она ревностная католичка и богобоязненна». Молодой герцог был заинтересован, но его отец в обмен на княжеский титул затребовал огромнейшее приданое. Александр VI выполнил все условия, тем более что сама Лукреция просила об этом, осознавая, что этот брак станет ее триумфом… Даже сыновья Джанни и Родриго получили огромное приданое, конфискованное у римских баронов.

Перед ее отъездом Чезаре устроил прощальный пир, на который пригласил для гостей 50 знаменитых куртизанок Рима. Буркард записывает: «После ужина женщины легкого поведения танцевали со слугами и другими приглашенными. Сначала они были в платьях. Потом они оказались совершенно голыми. Так как ужин был окончен, подсвечники с зажженными свечами поставили на полу. Гости принялись разбрасывать каштаны, а куртизанки собирали их, ползая между подсвечниками. Наконец на всеобщее обозрение были выставлены шелковые накидки, обувь, головные уборы - их пообещали тем, кто лучше всех продемонстрирует куртизанкам свою мужскую силу. Совокупления происходили тут же при всех в зале. Присутствующие, выступившие арбитрами, раздавали призы тем, кто был признан победителем. Лукреция восседала с папой на высокой эстраде, держа в руках приз, предназначенный самому пылкому и неутомимому любовнику». Именно так и развлекалась римская знать и священнослужители, но у большинства историков вызывает сомнение присутствие на оргии Лукреции. Ей было не выгодно показать себя в таком свете перед феррарскими гостями.

Дорога от Рима до Феррары стала для Лукреции сказочным путешествием. Встречавший ее Альфонсо д’Эсте с первого взгляда был покорен любезной, очаровательной, блистающей умом и драгоценностями невестой. Рассказы о скабрезных похождениях лишь пробудили его желание, но притупили внимание. Вкус и радость жизни были залогом успеха Лукреции у всех представителей семьи жениха. 2 февраля 1502 г. в Ферраре состоялась пышная свадьба.

После блеска свадебных торжеств семейство д’Эсте, отличавшееся скупостью, вернулось к прежней унылой жизни в мрачном замке. У Лукреции с мужем была полная идиллия. Смуглый, широкоплечий, чувственный красавец в постели вполне устраивал пылкую жену. А пока он занимался пушками, лошадьми, турнирами, играл на виоле и расписывал фаянс, Лукреция окружила себя избранным обществом, тяготеющим к изящной литературе. Многие были удивлены, когда среди дорогих нарядов обнаружили вполне приличную библиотеку, принадлежавшую Лукреции. В этот ее кружок избранных вошли: Николо Корреджо - поэт, певец, постановщик античных комедий (он останется преданным своей покровительнице до самой смерти); Тито Веспасиано Строцци - почтенный старец, член высшего трибунала «Двенадцати», самый знаменитый поэт Феррары, и его сын Эрколе, писавший меланхоличные стихи; а также ученый и стихотворец Антонио Тибальдео. Все это импонировало мрачному мужу, и постепенно он по-настоящему влюбился в свою жену. А еще его поразило, с каким вниманием легкомысленная, по отзывам, женщина относится к своему сыну и «племяннику» Джанни. В браке с Альфонсо Лукреция беременела 11 раз, но в живых осталось лишь четверо детей. Несмотря на огромную потерю сил и здоровья, она оставалась привлекательной женщиной, достойной внимания других мужчин. Так, нежная дружба и платоническая любовь между Лукрецией и известным поэтом, ученым и вождем гуманистов, Пьетро Бембо сменилась огненной страстью. В пылких элегиях, тонких сонетах он воспел ее красоту и ум, а свои «Азоланские беседы» - диалоги о любви - посвятил «Прекрасной даме из Феррары». Однако на какое-то время Лукреции пришлось забыть о любви к поэту: она получила ужасное известие о мучительной кончине Александра VI (18 августа 1503 г.). Мрачный Альфонсо остался равнодушным к ее горю. Лукреция ни в чем не могла обвинить отца, ведь все его преступления были совершены во имя процветания семьи Борджиа и она - незаконнорожденная дочь - теперь принцесса. Утешал ее только Пьетро, и то письмами, но герцог стал подозрительным, и вскоре переписка и любовь угасли.

После смерти папы и опалы Чезаре, против которого ополчились все обиженные, властителям Феррары недвусмысленно намекали избавиться от навязанной невестки и жены, но к ней все привязались. Лукреции только запретили привезти к себе сына и детей Чезаре, так как наследника мужу (Геркулеса II) она родила лишь в апреле 1508 г., когда брата уже не было в живых. Но запретить помогать материально и защитить их будущее ей не могли, тем более после смерти старого герцога, когда Лукреция стала правящей герцогиней Феррары. Только ее забота сохранила жизни детям Чезаре.

А на смену угасшим страстям пришла новая любовь. И хотя ревнивый Альфонсо постарался отдалить жену от испанцев и даже построил внутренний переход из официальных апартаментов в личные покои Лукреции, она нашла себе нового поклонника - им стал ее деверь, Франциско Гонзага, маркграф Мантуанский, деликатный и внимательный. Но дальше переписки дело тоже не зашло: поклонника разъедал сифилис, и он был импотентом. Однако по приказу ревнивого мужа был убит поверенный влюбленных Эрколе Строцци.

Образ жизни Лукреции изменился, теперь над ней не довлели отец и брат, в чьих руках она была послушной игрушкой, козырной картой и в чем-то жертвой. Ведь жить среди разврата и оставаться чистой - это удел святых, а она родилась страстной женщиной. Теперь Лукреция покровительствовала поэтам и художникам, и двор д’Эсте был признан одним из самых просвещенных. Альфонсо, уезжая по делам или на очередную войну, спокойно оставлял управление герцогством на жену, которой помогал совет из десяти граждан. Пережитые совместно с мужем опасности - поход на Феррару папы Юлия II, четырехлетняя война, пленение и побег Альфонсо, отлучение его от церкви - полностью примирили супругов. Людовик XII, настойчиво требовавший дать отставку Лукреции после смерти папы, признал, что «эта женщина из тех государынь, которые достойны соперничать с королевой Франции». К тому же оказалось, что она прекрасная мать и преданная жена.

После смерти злобного Юлия II (1513 г.) папа Лев X помирился с Феррарой и Мантуей, а его личным секретарем стал поэт и старый друг Лукреции Пьетро Бембо. Прекрасная дама из Феррары очень изменилась, стала религиозной, под тонкими рубашками носила власяницу и усердно посещала церковь. Дети росли в приличной обстановке и получили надлежащее воспитание. Лукреция заранее была спокойна за судьбу каждого: герцог Геркулес II соединился в браке с Рене Французской, дочерью Людовика XII, и стал предком Генриха де Гиза; Ипполит II стал кардиналом и был одним из самых щедрых меценатов; Франческо получил титул маркиза де Массаломбарда; Элеонора постриглась в монахини и стала аббатисой монастыря Тела Господня в Ферраре. Лукреция была по-прежнему прекрасна. Людовико Ариосто, воспевший ее накануне свадьбы, вновь превозносит ее в поэме «Неистовый Роланд»: «Своей особой красотой, своей великой осторожностью она превосходит само совершенство». Жители Феррары тоже не могут нахвалиться своей госпожой.

В 1518 г. умерла 77-летняя мать Лукреции Роза Ваноцци. После смерти Александра VI, любовника и отца ее детей, она сумела заслужить всеобщее уважение и завещала все свое громадное состояние церквам, больницам и детям бедняков. По приказу Льва X ей были оказаны почести, которых обычно удостаивались кардиналы. Лукреция не могла попрощаться с матерью - она ожидала ребенка и беременность протекала очень тяжело. Ей не было еще 40 лет, а жизненных сил у нее не осталось. Дочь умерла сразу после крещения, а у Лукреции началась родильная горячка. Она получила от Льва X полное отпущение грехов. Десять дней не отходил от ее постели муж, с которым они вместе прожили, страдая и радуясь, 17 лет.

Лукреция Борджиа умерла 24 июня 1519 г. и была похоронена в семейном склепе. Альфонсо писал своему племяннику, как тяжело ему «расставаться с дорогой и нежной спутницей, потому что она была мне дорога и мила своими добродетелями и нежностью, объединяющими нас». И это все о коварной, жестокой, развратной, не гнушавшейся убийствами, прелюбодейке… Возможно, если бы не было вокруг нее столько мерзости, она стала бы порядочной женщиной, а не ужасным призраком, проступающим через века в романе А. Дюма и в драме В. Гюго. Ведь недаром Д. Кампори в своем исследовании назвал ее «жертвой истории».

А вот герцог д’Эсте очень быстро утешился в объятиях своей любовницы, дочери чулочника. Но что не грех для мужчины, то позор для женщины…

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Сверх-Борджиа в Кремле Вместо предисловия Редактору «Life»Милостивый государь!В связи с моей первой статьей для вашего журнала вы охарактеризовали меня как «старого врага» Сталина. Это неоспоримо. Политически мы давно состоим со Сталиным в противоположных и

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

II. ВСТРЕЧА С ГРАФОМ САУТГЭМПТОНОМ. «ВЕНЕРА И АДОНИС». «ЛУКРЕЦИЯ» Встреча Шекспира с графом Саутгэмптоном произошла, надо думать, в театре, ибо граф Саутгэмптон был страстным любителем театральных зрелищ. По свидетельству современника, молодой граф «проводил время очень

Из книги Жорж Санд автора Моруа Андрэ

Из книги Жорж Санд автора Моруа Андрэ

Глава шестая Лукреция Флориани В отношениях между Жорж и Шопеном никогда не было непреодолимых противоречий. Их взаимная нежность опиралась на прочную основу. Шопен любил Жорж; она испытывала к нему нежную материнскую любовь. Она восхищалась гением музыканта; он уважал

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Папа Александр VI, Родриго Борджиа (род. в 1430 г. - ум. в 1503 г.)Папа Римский, самый развратный из пап со времен Оттонов.Среди знаменитых родов Италии эпохи Возрождения семейство Борджиа занимает особое и, надо сказать, отнюдь не почетное место. Его скверная репутация

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Борджиа Лукреция (род. в 1480 г. - ум. в 1519 г.)Достойная дочь семейства Борджиа, ставшая игрушкой в политической игре отца и брата. Прославилась красотой, развращенностью, жестокостью и… покровительством литературе и искусствам.Рассказ о Лукреции Борджиа нельзя не

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

АЛЕКСАНДР VI БОРДЖИА (род. в 1431 г. – ум. в 1503 г.) Римский папа. Стремился подчинить Италию власти своего семейства и создать в центральной Италии единое королевство. В борьбе с противниками использовал яд и наемных убийц.Эпоха Возрождения, давшая человечеству огромное

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

Глава 9. «Венера и Адонис». - Описание природы. - «Лукреция». - Отношение к живописи Хотя Шекспир издал «Венеру и Адониса», когда ему было уже 29 лет, весной 1593 г., но эта поэма, наверно, задумана и выполнена несколькими годами ранее. Если в посвящении молодому, в то время

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

29. Александр VI - Чезаре Борджиа (1497 г.) Как чаша из муранского стекла Немедля лопнет, встретившись с отравой, Так мир, куда ты стек горючей лавой, Взорвался, раскаленный добела! Отцом зовешь меня… Исчадье зла, Ты - Кербера потомок одноглавый! Пусть пасть твоя с ухмылкою

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

В ЛАГЕРЕ ЧЕЗАРЕ БОРДЖИА 24 апреля 1500 года Леонардо прибыл в город своей юности, который не видел уже почти 20 лет. Тем временем ему исполнилось 48. Но он попытался еще раз связать свою жизнь с Флоренцией, некогда оставленной им. Последние десятилетия XV века полностью изменили

Из книги Непослушные принцессы автора Мак-Робби Линда Родригес

Уцелевшие Принцессы, которым пришлось принимать трудные или предосудительные решения Лукреция (18 апреля 1480–24 июня 1519) Принцесса мафии эпохи Возрождения ИталияРассказывали, что красавица Лукреция Б?рджиа носит на пальце перстень с ядом. Если будешь неосторожен,


Запись «Лукреции Борджиа» состоялась в English National Opera 23 февраля 2011 года. Дирижировал оркестром Пол Дэниэл, партию Лукреции исполняла Клэр Раттер, партию Дженнаро - Майкл Фабиано, а партия Альфонса д"Эсте досталась британскому басу Аластеру Майлзу.

Кинотеатр Jazz Cinema предоставляет возможность увидеть легендарную оперу своими глазами 21, 23 и 24 июня.



Лукреция Борджиа 3D

Опера в 2 действиях с прологом, либретто Феличе Романи по одноименной драме Виктора Гюго.

Продолжительность – 2 часа 30 минут

ПОСТАНОВКА:

Музыка – Гаэтано Доницетти

Либретто – Феличе Романи по пьесе Виктора Гюго

Режиссер – Майк Фиггис

Дирижер – Пол Дэниэл

Сценография – Эс делвин

Свет – Питер Мамфорд

РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ :

Лукреция Борджиа – Клэр Раттер

Дженнаро – Майкл Фабиано

Маффио Орсини – Элизабет ДеШонг

Альфонсо д"Эсте – Аластер Майлз

Режиссером фильма «Лукреция Борджиа 3D» стал Майк Фиггис , лучше всего известный зрителям по «оскароносному» фильму «Покидая Лас-Вегас» с Николасом Кейджем и Элизабет Шу в главных ролях.

Итальянское либретто оперы «Лукреция Борджиа» написал Феличе Романи по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго. Действие происходит в Венеции в конце XV века. Дженнаро, молодой дворянин, увлекся Лукрецией Борджиа, не зная, что он - ее сын. Лукреция опекает Дженнаро, что вызывает ревность мужа Альфонса д"Эсте, герцога Ферарры. Он приказывает убить Дженнаро, но Лукреция спасает сына. Полная жажды мести, она приглашает своих врагов на ужин и угощает их отравленными яствами. С ужасом видит она среди гостей и сына. Тщетно Лукреция пытается спасти его от смерти. Умирая, Дженнаро узнает, что Лукреция - его мать.

Лукреция Борджиа – исторический персонаж: она - внебрачная дочь папы римского Александра VI и его любовницы, испанской куртизанки Ваноццы де Каттанеи , герцогиня Пезаро, княгиня Салерно. Семья Борджиа стала олицетворением безжалостной политики и сексуальной распущенности. При этом слухи об эксцентричном поведении Борджиа до сих пор так и остаются слухами, а не фактами. Прежде всего, они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа: семья обвиняется в кровосмешении, отравлениях и убийствах. Также имеются слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу. По версии Виктора Гюго Лукреция, также как ее отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом «катанея», название которого произошло от фамилии их матери Ваноцци деи Катанеи , которая преподнесла этот яд римскому Папе .

Феличе Романи значительно смягчил события, описанные Гюго, по требованию цензуры. Так, одна из аристократических семей, чей род восходил к Лукреции Борджиа, направила в правительство протест, из-за чего постановку едва не запретили. Этого не случилось лишь потому, что родство протестующих осталось не доказанным. Другой скандал разгорелся во время репетиций: оркестр не справлялся с непривычно плотной инструментовкой. Тогда Доницетти рассадил оркестрантов по-новому, сгруппировав струнные в центре, чтобы они вели за собой остальные инструменты — так, как это вошло в практику в середине XIX века. Потом пришлось удовлетворить требование исполнительницы главной роли написать эффектную финальную арию: она заменила развернутый дуэт матери с умирающим, отравленным ею сыном. Впоследствии Доницетти написал еще ряд номеров для знаменитых певцов, в том числе для выступавшего в Италии русского тенора, друга Глинки Николая Иванова. В наше время эти номера обычно не исполняются.

Премьера «Лукреции Борджиа» состоялась 26 декабря 1833 года в Милане в театре Ла Скала . Опера не имела успеха и вызвала немало критических замечаний. Однако до конца сезона она прошла 33 раза и быстро завоевала популярность в различных странах. В Петербурге мелодия финального ансамбля пролога («Маффио Орсини стоит перед вами») была у всех на слуху, так что, когда народовольцы подбирали музыку к своему гимну, именно она легла на текст стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда» («Укажи мне такую обитель»).

В 1891 году «Лукреция Борджиа» стала первой оперой, целиком поставленной в Софии. Дирижировал в тот день Генрих Визнер. С тех пор «Лукреция Борджиа» не раз ставилась в самых прославленных театрах мира, а ее партии исполняли такие звезды оперной сцены, как Монсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд и Эдита Груберова .

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Донна Лукреция Борджиа , герцогиня Феррарская (сопрано)

Дон Альфонсо , герцог Феррарский (бас)

Дженнаро , молодой воин неизвестного происхождения (тенор)

Маффио Орсини , молодой дворянин, друг Дженнаро (меццо-сопрано)

Рустигелло , тайный приспешник Герцога (тенор)

Астольфо

Джубетта , секретный агент Герцогини (бас)

Ливеротто (тенор), Гадзелла (бас), Петруччи (бас), Вителоццо (тенор) - друзья Дженнаро.

Дворяне, стражники, шпионы, люди в масках.

Действие происходит в Венеции и Ферраре в начале XVI века.

ПРОЛОГ

Площадь перед дворцом Гримани в Венеции.

Ночь. Венецианский карнавал. Светит луна. Дворец стоит на берегу канала, по которому проплывают гондолы, перед ним прогуливаются люди в масках.

На площадь с веселым смехом вбегают Дженнаро, Орсини, Гадзелла, Петруччи, Вителоццо, Ливеротто и Джубетта. Им все вокруг страшно нравится - они приезжие и никогда такого не видели. Джубетта начинает расхваливать праздники при дворе феррарских герцогов и упоминает имя Лукреции Борджиа. При этом имени все меняются в лице, а Орсини начинает рассказ о страшном и ужасном предсказании, связанном с именем этой женщины. Все с готовностью слушают и только Дженнаро, которому этот рассказ, видимо, уже изрядно поднадоел, отправляется спать.

Это случилось во время войны в Римини, - повествует Орсини, - меня ранили, я лежал на земле и истекал кровью - и тут ко мне подоспел Дженнаро, посадил на коня и отвез в ближайший лесок; таким образом, моя жизнь была спасена. Там мы поклялись друг другу быть вместе в жизни и в смерти. И в этот момент перед нами появилась огромная фигура черного человека. Страшно вам, друзья мои? Это самый черный человек предрек нам, что мы с Дженнаро умрем вместе в один день и час, и при этом будет присутствовать Лукреция Борджиа. После этого он растаял в воздухе.

Весельчаки удаляются, оставив Дженнаро мирно спать одного.

В это время одна из гондол причаливает к берегу и из нее выходит женщина в маске. Это - Лукреция Борджиа, она подходит к спящему Дженнаро и начинает его разглядывать, а вернувшийся Джубетта становится на стражу. Лукреция узнает его.

Это ты?

Да. Я боюсь, что кто-нибудь Вас увидит - и, хотя Ваша жизнь вне опасности, но злые люди могут Вас оскорбить.

Все меня ненавидят! А ведь в душе я совсем не плохая … Ты следил за этим юношей?

Да, уже несколько дней. Но так и не смог понять, почему Вы приехали из Феррары в Венецию…

Узнать мой секрет! … а сейчас уходи.

Джубетта уходит, Лукреция приближается к Дженнаро, не замечая, что на площадь, спрятавшись под масками, пробрались Герцог Альфонсо и Рустигелло.

Как он красив! - восклицает Лукреция (красивая, нежнейшая ария Com"e bello!). Оказывается, Дженнаро - не кто иной, как сын самой Лукреции от одного из предыдущих браков. Опасаясь за его жизнь, она наблюдала за ним только издали, чтобы не привлекать к нему внимания своих многочисленных врагов. О том, что Дженнаро - ее сын, не знает никто, в том числе и он сам.

В это время Дон Альфонсо и Рустигелло обмениваются быстрыми фразами:

Смотри! Это - она… А кто это?

Молодой наемник, приехавший неизвестно откуда, очень храбрый.

Постарайся заманить красавчика в Феррару, а там уж я с ним разберусь…

Наметив план действий, ревнивый муж и его подручный удаляются. А Лукреция не видит и не слышит ничего вокруг, она предается несбыточным мечтам о том, как хорошо было, если бы ее сын и она стали бы жить вместе, как одна семья - какое это было бы блаженство! Окончательно расчувствовавшись, она снимает маску и целует руку Дженнаро. Тот, естественно, просыпается и видит рядом с собой неизвестную красавицу. Лукреция пытается скрыться, но Дженнаро ее не отпускает и говорит ей о том, что сразу почувствовал к ней какое-то неизъяснимое влечение, хотя есть одна женщина, которую он любит еще больше.

Кто же это? - интересуется Лукреция.

Моя мать... - ответствует Дженнаро и начинает повествование о своей печальной участи (дуэт Di pescatore ignobile). Он рассказывает о том, что свое детство провел в Неаполе, считая себя сыном скромного рыбака, пока в один прекрасный день к нему не прискакал неизвестный воин, который дал Дженнаро коня, вооружение и некое письмо. Это было письмо от его матери, в котором она рассказала ему, что пала жертвой неведомых злых сил и просила никогда не искать ее и не упоминать ее имени. И вот теперь это письмо Дженнаро постоянно носит на своей груди и периодически орошает слезами. Лукреция заливается слезами и умоляет Дженнаро любить свою мать и молиться за нее.

Тут на площадь внезапно возвращаются Орсини и его друзья и сразу же узнают Лукрецию, заметив Орсини, она пытается быстро скрыться, но Дженнаро не отпускает ее и хочет узнать хотя бы ее имя.

Ты хочешь знать ее имя? - вопрошает Орсини - сейчас я тебе его назову!

Если ты посмеешь оскорбить эту женщину, ты - больше мне не друг! - встает на защиту Лукреции благородный Дженнаро.

Нет. Мы только ей представимся, а потом можешь с ней общаться сколько угодно - если захочешь, конечно.

Миледи, я - Маффио Орсини, Вы убили моего брата, пока он спал.

А я - Вителли. Вы убили моего дядю, чтобы захватить его замок.

А я - племянник Аппиано, которого Вы отравили на пиру.

Я - Петруччи, двоюродный брат графа Сиены, у которого Вы отняли графство.

А я - родственник одного из Ваших мужей, которого Вы велели утопить в Тибре.

"Что же мне делать?" - мечется Лукреция, но благородные мстители не дают ей уйти, называют ее развратной, грязной и подлой, всячески оскорбляют и, наконец, называют ее имя - Лукреция Борджиа. "Прочь!" - в ужасе кричит Дженнаро.

I ДЕЙСТВИЕ.

СЦЕНА 1: Площадь в Ферраре.

С одной стороны площади находится дворец с балконом, на стене мраморный шлем с позолоченной надписью BORGIA, с другой стороны - дом Дженнаро с ярко освещенными окнами. Ночь.

На площадь входят Дон Альфонсо и Рустигелло в длинных накидках с капюшонами. Рустигелло сообщает герцогу о том, что Лукреция с помощью Джубетты хочет привести Дженнаро во дворец Борджиа. "Пусть он войдет," - решает Дон Альфонсо, - "но оттуда он уже не выйдет!" . Герцог предвкушает страшную месть якобы неверной супруге и ее любовнику (ария Vieni; la mia vendetta), после чего удаляется.

Из дома Дженнаро выходит он сам, его друзья и Джубетта. Все изрядно навеселе, кроме Дженнаро, который задумчив, Джубетта отходит в сторону. Орсини спрашивает у Дженнаро о причине его печали: ведь сегодня они приглашены на бал во дворец Негрони, где будет масса красоток. Дженнаро отговаривается пустяками. Орсини не отстает - "Может быть, эта ужасная Борджиа приворожила тебя?" - "Нет! Никто в мире не презирает ее больше, чем я!" - слишком уж горячо отрицает Дженнаро. И, чтобы доказать это всем и прежде всего самому себе, он подходит к надписи BORGIA и соскабливает кинжалом первую букву. Тут все соображают, что шутка зашла уж слишком далеко, и поспешно расходятся.

На площади появляются Астольфо и Рустигелло. Оба они пришли за Дженнаро, только Рустигелло должен отвести его к герцогу, а Астольфо к герцогине. Между ними вспыхивает ссора, которая разрешается только после того как предусмотрительный Рустигелло призывает на помощь целую шайку бандитов, которая сидела в засаде. Астольфо ничего не остается, кроме как ретироваться, а Рустигелло и бандиты врываются в дом Дженнаро.

СЦЕНА 2: Комната во дворце Герцога.

Сзади большая массивная дверь, справа - стеклянная дверь, слева - секретная дверь. Посреди комнаты - стол с бархатной скатертью. Герцог Альфонсо и Рустигелло заканчивают последние приготовления к страшной мести. Дон Альфонсо дает Рустигелло золотой ключик от секретного шкапчика, в котором хранятся специальные фирменные напитки семейства Борджа. Герцог велит принести золотой сосуд с «вином Борджиа». Рустигелло должен спрятаться за дверью. Если Герцог позовет его - он внесет напитки, если будет другой сигнал, то - ворвется в полном вооружении. Рустигелло уходит.

Появляется Герцогиня, она требует у Герцога страшно покарать человека, который посмел надругаться над славным именем Борджа и Герцог клянется убить дерзкого, кто бы он ни был.

Ввести задержанного!

Приводят Дженнаро, и Лукреция понимает, что попалась в хитро расставленную ловушку. Она пытается доказать, что - это ошибка, что букву с надписи соскоблил вовсе не Дженнаро, но гордый юноша отвергает ее помощь и признается в содеянном. Теперь он должен умереть - таково слово Герцога.

Лукреция просит супруга о разговоре наедине. После того, как она остается с Доном Альфонсо, Лукреция обращается к нему со страстной мольбой о спасении юноши, она становится перед мужем на колени, но злодей непреклонен. Тогда Лукреция поднимается и начинает разговор на более понятном Герцогу языке. Она прозрачно намекает мужу на то, что он у нее не первый, а четвертый супруг, и смерть его предшественников не всегда была такой уж естественной, так что пусть задумается о последствиях своих поступков. Но герцог - не из пугливых! Он никогда и не забывал, на ком женат, но сейчас они в Ферраре, а не в Риме, и здесь Лукреция бессильна против него, Герцога. Дон Альфонсо предлагает жене выбрать, от чего умрет юноша: от меча или от яда. Лукреция выбирает яд.

Вводят Дженнаро. Герцог сообщает узнику, что по просьбе Герцогини он - прощен и вступает с Дженнаро в светскую беседу, во время которой выясняется, что Дженнаро когда-то спас жизнь отцу Герцога. Лукреция начинает надеяться, что супруг смягчится но напрасно: ревность сильнее признательности. По знаку Дона Альфонсо Рустигелло вносит золотой и серебряный сосуды. Герцог наливает себе из серебряного, а Дженнаро из золотого и предлагает выпить в знак примирения, после чего уходит вместе с Рустигелло.

"Несчастный! Ты выпил яду!" - обращается Лукреция к сыну (дуэт Infelice! Il veleno bevesti). Теперь Дженнаро должен быстро принять противоядие и скрыться, иначе его просто зарежут. Дженнаро выпивает противоядие и быстро исчезает через секретную дверь. Когда в комнату возвращаются Дон Альфонсо и Рустигелло, то застают там только Лукрецию.

II ДЕЙСТВИЕ.

СЦЕНА 1: Двор перед домом Дженнаро.

Рустигелло и все та же шайка бандитов явились сюда, чтобы во второй раз попытаться сыграть ту же шутку - вломиться в дом Дженнаро; но приходит Орсини, и они прячутся. А Орсини пришел узнать у Дженнаро, пойдет ли тот на бал к Негрони. Дженнаро отказывается, говоря, что его жизни грозит опасность, и он должен срочно бежать из Феррары - однако Орсини напоминает другу о былой клятве: быть вместе в жизни и в смерти. Нехотя Дженнаро соглашается пойти на бал с Орсини - с тем, чтобы после бала немедленно покинуть негостеприимный город. Друзья уходят, а Рустигелло смеется им вслед: они идут прямо в западню, навстречу неминуемой смерти.

СЦЕНА 2: Зал во дворце Негрони

Богато накрыт стол во дворце княгини Негрони. За столом сидят Дженнаро, Орсини, их друзья и Джубетта. Сначала пьют мадеру, потом - рейнское, потом - все подряд. Тост следует за тостом, шутка - за шуткой. Джубетта, как бы случайно, начинает ссору с изрядно подвыпившим Орсини; дамы в ужасе разбегаются. Дженнаро удается навести порядок; в этот момент входит слуга и вносит сиракузского вина. Пьют все, кроме Джубетты, а окончательно развеселившийся Орсини решает исполнить песню (бриндизи Il segreto per esser felici), в которой предлагает не задумываться о будущем, а жить одним днем. Внезапно раздается заупокойное пение и таинственный голос произносит: "Радость дураков тает, как дым". Факелы в зале начинают медленно гаснуть.

Боже, куда мы пришли? - задаются гости вопросом.

В дом Лукреции Борджа! - а вот и она сама. - Вы дали мне бал в Венеции, так я решила отплатить вам в Ферраре! Вы все отравлены и сейчас умрете: пять могил уже ждут вас.

Не пять, а шесть! - из-за спин друзей выходит Дженнаро.

Боже! Ты здесь! Ты не уехал! Так, стража! Всех, кроме этого юноши, вынести отсюда и никому сюда не заходить, что бы ни случилось.

У Лукреции еще остается противоядие, но Дженнаро соглашается принять его только вместе с друзьями - однако ценного продукта хватит только на одного человека. Тогда Дженнаро решает умереть, но перед смертью он хочет убить Лукрецию. Тут Лукреция открывает Дженнаро страшную тайну (ария M"odi, ah! m"odi, io non t"imploro): он - тоже Борджа, более того, он - ее сын. Дженнаро в ужасе, да и яд уже начал действовать. Напрасно Лукреция еще и еще раз просит сына принять противоядие - он не хочет больше жить.

Ну скажи мне еще хоть одно словечко! - умоляет Лукреция.

Мама, мама… я умираю… - шепчет Дженнаро.

Умер! Умер! Ах, сын мой!

Входят Герцог, Рустигелло, стража и придворные дамы.

Где он? Где он? - в бешенстве кричит Дон Альфонсо.

Вот! - указывает на труп Лукреция. - Он был моим сыном, моей надеждой, моим утешением (ансамбль Era desso il figlio mio). Я хотела начать новую жизнь ради него, но теперь мое сердце разбито, все надежды погибли со смертью этого юноши. Провидение наказало меня за все мои грехи и преступления…

И Лукреция без чувств опускается на руки придворных дам.

- "Богема" (Ковен-Гарден)



Следите за нашими анонсами и

"Добро пожаловать на оперу в кинотеатр!"

Jazz Cinema ВКонтакте:

История создания и премьера

После того, как пьеса «Король забавляется» была снята с репертуара после первого же представления и запрещена, Гюго в - году пишет новую драму - «Лукреция Борджиа». Драму, ставшую для Гюго первым опытом создания пьесы в прозе, автор первоначально озаглавил «Ужин в Ферраре». Драматург работал над этой пьесой всего четырнадцать дней. Премьера «Лукреции Борджиа» состоялась в театре «Порт-Сен-Мартен» 2 февраля года и имела большой успех, который в значительной степени объяснялся запретом правительства многих произведений Гюго, обращением автора в суд и интересом общественности Парижа к его творчеству. Драма отличалась сценичностью, простотой композиции, лаконизмом действия, а Ж. Санд в одном из своих писем сравнивает мастерство Гюго в этой пьесе с античной трагедией . Действие драмы происходит в XVI веке в Италии , воспроизводя атмосферу и нравы времён Борджиа , однако сюжетный ход с материнством главной героини и её смертью от руки собственного сына являются вымыслом Гюго.

Во время подготовки к спектаклю «Лукреция Борджиа» произошла первая встреча Гюго с актрисой Жюльеттой Друэ , исполнившей роль княгини Негрони. Впоследствии актриса прекратила свою театральную карьеру ради Гюго и на протяжении почти 50 лет практически не разлучалась с ним. Жюльетта сопровождала Гюго в году в ссылку в Джерси , а затем в году в Гернси . Кроме этого, Жюльетта писала Гюго письма: на протяжении всей своей жизни она написала ему около двадцати двух тысяч писем.

Сюжет

Пьеса разделена на три действия, причём два первых делятся каждое на две части.

Персонажи

Известные постановки

  • В - годах режиссёр Дженни Бернар ставил драму Гюго «Лукреция Борджиа» в Театре дю Вьё-Коломбье, на Фестивале дю Марэ, в Великом римском театре города Лиона , на Фестивале де Монтобан и в Театре де Гелереи в городе Брюсселе .
  • В году режиссёр Роджер Ханин ставил драму Гюго «Лукреция Борджиа» с участием актёров Магали Ноэль, Мишель Оклер, Дэвид Клер, Жан-Мари Галей.

Влияние в мировой культуре

Опера Доницетти

В году итальянский композитор Гаэтано Доницетти написал оперу «Лукреция Борджиа» на либретто Феличе Романи по этой драме Гюго. Она остаётся в репертуаре до сих пор. Сюжет оперы почти точно следует пьесе, лишь с некоторыми переменами и сокращениями: так, в оперу не вошли рассказываемые в нескольких местах пьесы истории о злодеяниях Борджиа (в том числе о гибели брата турецкого султана), персонаж Губетты лишён юмора, а сюжетные функции разных друзей Дженнаро переданы одному Орсини, ему же отдана песня Губетты в третьем действии; был введён хор убийц, заменивший герцога во второй части второго действия. Главное отличие оперы от драмы - финал: у Гюго Дженнаро убивает Лукрецию и только затем узнаёт, что она его мать; у Доницетти она открывается ему, он отказывается от убийства и умирает у неё на руках (в добавленном для парижской постановки 1840 года ариозо Дженнаро их примирение выражено значительно полнее). Существует два варианта концовки оперы: в более раннем Лукреция рассказывает всё супругу и умирает от отчаяния; в более позднем она просто падает на тело сына сразу после его смерти.

Литература

  • Гюго В. Собрание сочинений в 15 т. Том. 3. М.: ГИХЛ, 1953. С. 457-528.
  • Трескунов М. Драматургия Виктора Гюго / Гюго В. Драмы. М., Искусство, 1958. С. 3-44
  • Моруа А. «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго».

Лукреция Борджиа на протяжении веков считалась воплощением коварства и самого гнусного распутства. К сожалению, история не входит в число точных наук, поэтому даже достоверно известные факты порой подвергаются субъективной трактовке ученых. Что уж говорить о документально неподтвержденных слухах! Жизнь Лукреции Борджиа, незаконорожденной дочери папы Александра VI, служит тому яркой иллюстрацией.

С тех пор как в 1833 г. Виктор Гюго сделал ее героиней своей пьесы, имя Лукреции Борджиа стало синонимом безжалостной, замешанной в кровосмешение, отравительницы. Его примеру последовали другие авторы, закрепляя в общественном сознании весьма далекий от действительности образ роковой женщины.

Конечно, автор художественного произведения, задействовав воображение, может вольно обращаться с жизнью исторических персонажей. Но с другой стороны, большинство читателей зачастую принимает фантазии писателя за правдивое изложение исторических фактов, каковыми они, безусловно, не являются.

Между тем Лукреции Борджиа посвящено немало серьезных монографий, на страницах которых ученые воссоздали на основе имеющихся данных печальную историю ее жизни.

Детские годы


Ваноцца деи Катанеи

Ваноцца деи Катанеи, любовница кардинала на протяжении 15 лет, как и все знатные римлянки своего времени, по мере приближения родов обратилась к астрологам, дабы узнать пол будущего ребенка. Звездочеты предсказали рождение девочки и будущая мать отправилась в Субиако – старый замок, принадлежащий семье Борджиа. Здесь 18 апреля 1480 года и появилась на свет Лукреция, третий ребенок от незаконной связи кардинала с женой одного из его подчиненных.

Вопреки традиции Ваноцца Катанеи отказалась от услуг кормилицы, объясняя свое решение тем, что не желает, дабы ее дочь с молоком кормилицы впитала дурной характер. Напротив, ее собственное молоко передаст новорожденной девочке лучшие качества уравновешенного духа и укрепит между ними кровные узы. К услугам Ваноццы были лучшие повара и отборные продукты. Согласно источникам, основу ее рациона составляли миндаль, лесные орехи, салат, французские супы, вино и бисквиты.

Принято считать, что в средневековье и эпоху Возрождения личная гигиена, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Вопрос этот не столь однозначный, кроме того, всегда имелись исключения из правил. Одним из них, несомненно, была Ваноцца Катанеи. Любовница кардинала Борджия не только следила за своим питанием, но и внимательно относилась к чистоте тела. Ежедневно служанки купали новорожденную Лукрецию в теплой воде без обычного добавления ароматических трав. Когда летняя жара пошла на убыль, Ваноцца с дочерью вернулась в Рим. В следующем году у нее родился сын Джоффре, после чего любвеобильный кардинал Борджиа избрал себе новую пассию. Впрочем, перемена статуса Ваноццы Катанеи никак не отразилась на жизни их общих детей: Родриго Борджиа никогда не забывал своих незаконных отпрысков, подготавливая им блестящее будущее.

Следует заметить, что в Италии, как и во Франции, бастарды аристократов в современном им обществе никоим образом не презирались, они не бедствовали, напротив, получали титулы и бенефиции наряду с законнорожденными детьми своих отцов. Поэтому Лукреция Борджиа с первых дней жизни, как и незаконные дети кардинала делла Ровере, папы Сикста IV и Иннокентия VIII, была окружена поистине королевской роскошью – следствием богатства ее отца: шелковое, расшитое серебром, постельное белье, подушки, украшенные жемчугом, бархатные занавеси, золотые чаши, мраморные камины, одежда из шелка и парчи, украшенная драгоценными камнями, и золоченые сапожки.

Правда, детские комнаты роскошью не отличались. Здесь не было шелковых занавесей и огромных каминов. Только две узкие кровати и два простых стола для Лукреции и ее служанки. В углу глиняная печь, от которой было мало проку, – холод в спальне стоял воистину келейный, даже несмотря на толстые шерстяные ковры. Изображение Девы Марии, перед которым горела масляная лампада, являлось единственным украшением детской спальни. Каждый вечер маленькая Лукреция по совету отца преклоняла колени перед Девой и повторяла заученные молитвы.

Во дворце, где провела свои первые годы жизни Лукреция, на почетном месте висел портрет ее отца в пурпурной мантии кардинала. Когда он навещал детей, которые стоя на коленях целовали его руку, обязательно устраивался банкет, с музыкой и танцами. По свидетельству современников Лукреция Борджиа унаследовала от отца веселый нрав и любовь к искусствам.

В 1486 г. Ваноцца Катанеи овдовела и Родриго Борджиа подыскал бывшей любовнице нового мужа, им стал выходец из Мантуи Карло Канале. К чести последнего нужно отметить, что он искренне привязался к своим пасынкам, особенно к Лукреции, заметив в ней живой ум и любовь к наукам. Именно он привил ей интерес к древнегреческому языку и литературе, под его руководством Лукреция постигала азы латыни, музыки, училась ездить верхом и плавать. Все эти успехи Ваноцца описывала в письмах адресованных кардиналу, таким образом, Лукреция Борджиа подготавливалась к выходу в большой свет.

Источники :

Статьи по теме: