Пример сценария фокус-группы. Разработка гайда фокус-группы (на конкретном примере) Разработка сценария проведения фокус групп

Мужчина/женщина вреальной жизни и в средствах массовой ин-формации.

Лучшая половиначеловечества.

Женщины в моей жизни.

При составлении топик-гайда, при планировании ипроведении фо-кус-группы выделяют пять этапов:

1) вступление;

2) фоновые вопросы;

3) основные вопросы;

4) дополнительные вопросы;

5) окончание дискуссии.

Этап 2. Проведение фокус-группы

Учебная группа на этапе проведения фокус-группыисполняет роль приглашенных участников, часть студентов — рольисследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группаучастников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных поспециальным критериям.

Функция «наблюдателей» — фиксировать(записывать на видео-пленку, магнитофон, на бумагу) всепроисходящее во время группо-вой дискуссии.

Основные требования, определяющие порядок работы вфокус-группе:

1) вопросы следуют в логическом порядке;

2) до групповой дискуссии устанавливается доверительныйконтакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

3) дискуссия завершается вежливои логично. Вступление (15 минут) —дискуссии:

Подчеркивание значимостиданного контакта;

Подчеркивание значимостиисследования, в котором примут учас-тие респонденты (серьезноеотношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам поотношению к обсуждаемому вопросу);

Акцент на ценностикаждого мнения;

Представление каждого,начиная с исследовательской группы;

Пояснение относительноприсутствия наблюдателей, а также тех-нических средств(видеокамера, магнитофон).

Блоки вопросов (примернопо 10 минут на блоки фоновых и дополни-тельных вопросов;академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает10, из них 5-6 основных).

Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития вначале работы. С их помощью создается непринужденная дружескаяобста-новка. Следует избегать раньше времени говорить по темеисследова-ния, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт,дети). Не сле-дует обсуждать вопросы, которые вызовут полярныемнения (рели-гия, политика и т. п.) и настроят членовфокус-группы враждебно друг по отношению к другу.

Первый вопрос модератора «разбивает лед».Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общеемнение.

Модератор сужает дискуссию, естественно переходя отобщих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группеначи-нается с открытых вопросов, которые дают широкий спектрмнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобыполу-чить информацию о конкретных проблемах.

Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону):

1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобыответ был максимально свободен, «не задан» вопросом(например: «Что в филь-ме вам показалось самыминтересным?»).

2. Полуструктурированные вопросы различают по типам.Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный постимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не зналираньше?»). Так-же выделяют вопросы типа Б:структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что выподумали и почувствовали, когда Мулан "провалила"сватовство?»).

3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, иответ («Эф-фективны ли для развития несексистского взглядана людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей ипод-ростков?»).

Окончание дискуссии (5-8минут): завершение фокус-группы предпо-лагает контроль заданныхвопросов из предварительного списка, бла-годарность участникамдискуссии.

Работа модератора: задача модератора заключается в том,чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями.Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке груп-повойдискуссии:

Знание текста вопросовнаизусть для полной свободы ведения дис-куссии;

Максимально комфортноеустройство участников фокус-группы;

Профессиональныекоммуникативные навыки модератора;

Атмосфера доверия вгруппе;

Баланс мнений;

Внимание к «языкутела»;

Регламент.

Как правило, к модератору предъявляют высокиетребования.

Необходимые психологические характеристики модератора:хоро-шая память, умение слушать, устанавливать контакт, искреннийин-терес к другим людям, доброжелательность, толерантность,чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так иустные), чувство юмора.

К характеристикам внешности, как правило, относятсходство мо-дератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже,по мнению мно-гих исследователей, пол) модератора должны бытьидентичными осо-бенностям членов группы, насколько это возможно.

К профессиональным умениям относится высокаякоммуникатив-ная компетентность, а также специфические умения.

Так, например, по данным исследователей, практикующихфокус-группы в сборе информации, в процессе работы участникинепроиз-вольно делятся на следующие категории: «эксперты»(их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ковсем мне-ниям), «доминирующие» (модератор«переключает внимание» с них на других участников: «Естьли другие точки зрения?»), «застенчи-вые»(модератор активизирует их невербально либо называет по име-ни,приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то естьговорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключаеткон-такт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшейвоз-никшей паузе передает инициативу другим участникам).

Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

Не используется стол,испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

Используется несколькомикрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, темсамым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;

В процессе дискуссииговорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняетрасшифровку;

В помещении присутствуют«дополнительные наблюдатели», что сказывается на качествеи свободе дискуссии;

Участник фокус-группыуже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

Участник фокус-группыявляется экспертом в изучаемом вопросе;

Модератор не можетскоординировать дискуссию так, чтоб «ней-трализовать»некоторых чрезмерно активных испытуемых;

Модератор так ведетфокус-группу, что участники могут догадать-ся о его мнении поизучаемому вопросу.

Этап 3. Обработка результатов

Вместе с модератором и преподавателем все студентыобрабаты-вают результаты проведенной групповой дискуссии. Всегона про-ведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4ака-демических часа.

Результаты проведенной фокус-группы обобщаются ианализиру-ются, а затем представляются в виде отчета.

Отчет по фокус-групповому исследованию.

Обычно в исследовании принимает участие несколько групп,укомплектованных по различным основаниям, однако на данном за-нятиибудет проведен анализ работы только одной группы.

Сначала группируются ответы и мнения участников группыпо каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких ли-стахбумаги. В том случае, если групп несколько, используют руч-ки иликарандаши разных цветов. При анализе высказываний каж-дой группыпо данному вопросу можно использовать цитаты, чет-ко и конкретновыражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет какиллюстрация определенной позиции.

Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемыйвопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иноемнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два,имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записывают-сяпри этом важные цитаты.

Итогом отчета являются выводы по материалам групповойдискуссии.

Примерный вариант отчета приводится в приложении.

Контрольные вопросы

1. Назовите понятия, наиболее близкие по содержанию кпонятию «гендерная идентичность»?

2. Какие проблемы выделяют исследователи в процессеразвития жен-ской/мужской идентичности человека?

3. Как объясняют исследователи существующие различия истерео-типы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?

4. Какие психологические данные можно получить спомощью мето-да фокус-групп?

5. Какие сложности приходится преодолевать приподготовке и про-ведении данной методики?

6. Как бы изменились результаты исследования, если бырасширил-ся качественный состав групп (был бы введен принциппрофес-сионального или возрастного комплектования групп)?

Литература по проблеме фокус-групп

1. БогомоловаН. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группыкак качественный метод в прикладных социально-психологиче-скихисследованиях // Введение в практическую социальную пси-хологию.- М., 1996. - С. 281-304.

2. БогомоловаН. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группыкак метод соци-ально-психологического исследования. — М.,1997.

3. МельниковаО. Т. Качественныеметоды в решении практических социально-психологических задач //Введение в практическую со-циальную психологию. — М., 1996.— С. 265-280.

4. ХолмзО. Пособие посоциальному маркетингу для общественных организаций. — М.,1996.

Литература по проблеме гендерной индентичности

1. АгеевВ. С. Межгрупповоевзаимодействие: Социально-психоло-гические проблемы. — М.,1990.

2. АлешинаЮ. Е., Воловий А. С. Проблемыусвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1989.— № 5.

3. АрутюнянМ. Ю. «КтоЯ?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков// Женщины и социальная политика (гендерный аспект). — М.,1992.

4. БернШ. Гендернаяпсихология. — СПб., 2001.

5. ВоронинаО. А. Женщина вмужском обществе // Социологиче-ские исследования. — 1982.— № 2. — С. 43-50.

6. КаганВ. Е. Когнитивныеи эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии. — 2000. — № 2. - С. 65-69.

7. КлецинаИ. С. Гендернаясоциализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.

8. Коломинский Я. Л.,Мелтсас М. X . Ролеваядифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. —1985. — № 3. — С. 165-171.

9. КонИ. С. Половыеразличия и дифференциациясоциальных ро-лей // Соотношение биологического и социального. —М., 1975.

10. КонИ. С. Ребенок иобщество - М., 1988.

11. ЛунинИ. И., Старовойтова Г. В. Исследованиеродительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах //Этниче-ские стереотипы мужского и женского поведения. —СПб., 1997.

12. ПавленкоВ. Н. Представленияо соотношении социальной и лич-ностнойидентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии.— 2000. — № 1. — С. 135-141.

13. Родина Н. К. Кпроблеме использования гендерного анализа в пси-хологическихисследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. - С.22-28.

14. РепинаТ. А. Анализтеорий полоролевой социализации в современ-ной западнойпсихологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.

15. ХасанВ. И. Тюменева Ю.А. Особенностиприсвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии.— 1997. — № 3. — С. 32-39.

Приложение

Пример использования метода фокус-группы длястуденческого исследования: «Дефлорация как психологическаятравма»

Цель: изучениевлияния первого сексуального опыта на самовоспри-ятие девушки.

Гипотезы

Первый сексуальный опытвоспринимается большинством деву-шек как травмирующая ситуация.

В ряде случаевдефлорация связана с актом насилия.

В результатенесоответствия ожиданий, связанных с первым сексу-альным опытом,у девушек возникает чувство неуверенности в себе.

Инцест при дефлорациипорождает чувство вины и стыда перед членами семьи и перед самойсобой.

Гендерные стереотипыподавляют сексуальную активность деву-шек, заставляя ихчувствовать себя зависимыми и подчиняемыми.

Методики исследования:слабоструктурированное интервью и фо-кус-группа.

Выборка — юноши и девушки —студенты I—IVкурсов вузов и средних специальных учебных заведений, всего 32человека (16 чело-век прошло интервью; также работали двефокус-группы — для юно-шей и для девушек).

Топик-гайд фокус-группы

Фоновые вопросы

1. У всех закончилась сессия?

2. Какие предметы пришлось сдавать в сессию?

3. Где будете проводить зимние каникулы?

Основные вопросы

(Пояснение терминов, которые будут использоваться впроцес-се работы.)

1. В каком возрасте, как правило, девушки решаются напервый сек-суальный контакт, связанный с дефлорацией?

2. Почему они принимают такое решение (решение, чтодефлорация возможна)?

3. Какие трудности могут возникнуть у девушки придефлорации?

4. Кто и как оценивает последствия дефлорации девушки?Сама де-вушка свободна в своей оценке?

5. Существует понятие «изнасилование насвидании». Что вам изве-стно об этом понятии?

6. Кто несет ответственность за«изнасилование на свидании»? Примерыответов на вопросы в процессе фокус-группы

Вопрос № 3: Какие трудности могут

возникнуть у девушки при дефлорации?

Девушки

Юноши

«Страх боли...»

«Страх не понравиться партнеру...»

«Страх перед новым...»

«Главное — преодоление психологического барьера...»

«Страх перед новым...»

«Боязнь неопытности, не понравиться парт-неру...»

Дефлорация как травма:психологический анализ

М. Татурина, Т. Краева, Н. Виеру, А. Лаврентьева, С.Мослова, Е. Курочкина, Г. Малекова, О. Бармина (НГПУ, НижнийНовгород)

Проблема восприятия первогосексуального опыта — одна из мало изученных в отечественнойпсихологии. За рубежом «первооткры-вателем» темы сталклассик психоанализа — Зигмунд Фрейд (ра-боты «Тотеми табу»,«Тотемы девственности»). В отечественной психологии вобласти изучения подростковой сексуальности наи-более известныработы И. С. Кона («Клубничка на березке», «Вве-дениев сексологию» и др.).

В настоящий момент предметом анализа процессаманифестации подростковой сексуальности и дефлорации становитсямедицинский (биологический) аспект. Этому посвящена, например, работаА. М. Свядоща «Женская сексопатология». Наше исследованиеконцентрирует внимание на эмоциональном переживании изменений«физического Я» девушек, на социальных последствияхдефлорации. Нашей целью было изучение влияния первого сексуальногоопыта на самовосприятие де-вушки и на сценарий ее дальнейшейсексуальной жизни.

В качестве методик мы использовалислабоструктурированное ин-тервью и фокус-группу. В исследованиипринимали участие юноши и девушки — студенты I—IVкурсов вузов и средних специальных учеб-ных заведений. В выборкувходило 32 человека (в том числе 16 деву-шек участвовали винтервьюировании, 8 юношей и 8 девушек прини-мали участие вфокус-группах). Анализ интервью проходил по следу-ющим этапам:выявление смысловых частей, а далее — оценка высказываний исоотнесение их со смысловыми частями.

Проведенная нами работа показала, что:

Первый сексуальный опытвоспринимается частью девушек как травмирующая ситуация,накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни;

В ряде случаевдефлорация связана с актом насилия, порождаю-щим агрессию инедоверие к окружающим;

Инцест при дефлорациипорождает чувство вины и стыда перед членами семьи;

В результатенесоответствия реальности ожиданий, связанных с первым сексуальнымопытом, у девушек возникает чувство глубо-кой неуверенности всебе в психофизиологическом плане;

Гендерные стереотипыподавляют сексуальную активность деву-шек, заставляя ихчувствовать себя зависимыми и подчиненными.

Первым этапом в анализе результатов исследования сталоизуче-ние причин, которые лежат в основе первого сексуальногоопыта де-вушек.

Каждая третья из числаопрошенных девушек считала свою дев-ственность грузом. Такиереспондентки хотели как можно быст-рее избавиться от него, бытьпохожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт.Хотели почувствовать себя более взрослыми, самостоятельными.

Каждая третья из числаопрошенных девушек видела свой пер-вый сексуальный опыт какпродолжение отношений с другом. Они доверяли своим партнерам и именнос ними хотели быть более близкими.

Каждая четвертая изчисла опрошенных девушек получила свой первый сексуальный опыт врезультате насилия, инцеста и т. п.

По итогам исследования мы выделили следующие сценариипер-вого сексуального опыта:

1-й сценарий обоюдногосогласия обеихсторон. Этот сценарий имеет различ-ные варианты: сценарии«Сожаление впоследствии» (возникает под давлениемсоциальных стереотипов), «Принятие опыта», «Оправдан-ныеожидания», «Неоправданные ожидания», «Переоценкаценностей в результате первого сексуального опыта».

2-й сценарий —первый сексуальный опыт, полученный в резуль-тате изнасилования. В результатеизнасилования возникает непри-язнь и недоверие к представителямпротивоположного пола.

3-й сценарий —первый сексуальный опыт, полученный в резуль-тате инцеста. В данномсценарии мы также обнаружили разные эмо-циональные реакциидевушек. Избегание, конфликты с родными, не-доверие к роднымпосле первого сексуального опыта, где место имел инцест, а такжечувство неполноценности, униженности в результате изнасилования иинцеста как первого сексуального опыта.

Таким образом, психологическое состояние девушки последефло-рации во многом зависит от условий, при которых полученпервый сексуальный опыт и от ожиданий девушки. При неблагоприятномразвитии событий первый сексуальный опыт можно расценивать какпсихологическую травму с продолжительными последствиями; в по-добныхситуациях девушки нуждаются в помощи психолога. При бла-гоприятноми безопасном для девушки развитии событий дефлора-ция,сопровождающаяся изменениями в «физическом Я»,самостоя-тельно переживается девушкой и не требует помощиспециалиста.

Глава 20

Изучение гендерных характеристик личности методомпсихологической самодиагностики

И. С. Клецина

Комплекс гендерных характеристик личности представляетсобой мно-гофакторный конструкт, включающий в себя гендернуюидентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы иустановки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.

Гендерная идентичность —осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу .Гендерная идентичность — осозна-ние себя связанным скультурными определениями мужественности и женственности. Возникая врезультате процесса взаимодействия «Я» и других,гендерная идентичность проявляется как субъективный опытпсихологической интериоризации мужских или женских черт .

«Гендерная идентичность связана с нашимпредставлением о своем поле: чувствуем ли мы себя в действительностимужчиной или женщи-ной» . Другими словами,гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающийпереживание человеком себя как предста-вителя определенного пола,осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то естьосознание и переживание индивидом по-зиции Я по отношению кконкретным образцам или эталонам пола.

Маскулинность и фемининность —нормативные представления о соматических, психических и поведенческихсвойствах, характерных для мужчин и женщин . И. С. Кон выделяеттри разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательнаякатегория обо-значает совокупность поведенческих и психическихчерт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличиеот женщин.

По аналогии можно выделить и три значения понятия«фемининность».

Гендерные стереотипы —стандартизированные представления о моделях поведения и чертаххарактера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Гендерные установки —субъективная готовность к полотипичнымформам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемыхот индивида определенного пола.

Все гендерные характеристики являются составляющимиЯ-концепции личности. Гендер самый ранний, центральный иактивно-организующий компонент Я-концепции. У большинства людейгендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее воснове гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому илиженскому полу объединяет основные гендерные характеристики, че-ловекбудет демонстрировать соответствующие полу характеристики, чтобыподдерживать чувство принадлежности к данному полу. Одна-комужчина или женщина даже с непротиворечивой гендерной иден-тичностьючасто будет демонстрировать характеристики и поведение, ассоциируемоес другим полом. Глобальная гендерная идентичность, как правило,сохраняется неизменной в течение жизни, а ожидания, жизненныеинтересы, черты личности и полоролевое поведение мо-гут меняться.Данные изменения являются следствием возрастных трансформаций инакопленного жизненного опыта .

Гендерные характеристики как многофакторный конструкт невсегда тесно взаимосвязаны между собой. Каждая из гендерныхха-рактеристик может иметь свою историю развития и отличатьсяспе-цификой проявления.

Цель занятия

1. Познакомить студентов с методиками, позволяющими изучать гендерныехарактеристики личности.

2. Способствовать развитию у студентов навыков анализасобствен-ных гендерных характеристик.

Оснащение

Тексты и бланки опросников для изучения гендерныххарактеристик:

1. Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?»(приложение 1).

2. Опросник С. Бэм (приложение 2).

3. Тест Лири (приложение 3).

4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант)(приложение 4).

5. Опросник «Пословицы» (приложение 5).

6. Опросник «Распределение ролей в семье»(приложение 6).

Порядок работы

Данное занятие рассчитано на 6-8 часов. Время проведенияза-нятия зависит от того, как много внимания преподаватель будетуде-лять обсуждению теоретической информации. В ходепрактическо-го занятия студентам предлагается под руководствомпреподавате-ля последовательно заполнить комплекс опросников,направленных на изучение гендерных характеристик, а затем, обобщив ипроана-лизировав результаты, подготовить текст письменной работы«Со-циально-психологический портрет (гендерный аспект)».Завершаю-щая часть занятия — подготовкасоциально-психологического порт-рета на основе анализасобственных гендерных характеристик — может быть проведена каксамостоятельная внеаудиторная работа. Этапы работы на занятии:

Этап 1. Психологическаясамодиагностика.

Этап 2. Подготовкаписьменной работы «Социально-психологи-ческий портрет(гендерный аспект)».

Качество продукции ООО "Плёс-В" глазами покупателя

Маркетинговые исследования - фактически это деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения маркетинговой политики. Эти исследования начинают и завершают целостный цикл маркетинговых мероприятий...

Маркетинговые исследования рынка туризма

Фокус-группа в методике Белановского С.А. Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей...

Метод фокус группы

Метод фокус-группы относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора)...

Организация и обработка результатов работы фокус-групп

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на 2 группы: 1. количественные (обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа...

Организация и обработка результатов работы фокус-групп

Процесс проведения фокус-группы состоит из следующих этапов: 1) Предварительный отбор в группу, повторная фильтрация. По оценкам специалистов, оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек...

Основные формы первичной маркетинговой информации

Метод фокус-группы - неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий (модератор) непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения поставленной проблемы...

Планирование PR-кампаний по укреплению деловой репутации фирмы

Видеоролик запускается на телевидении в первую очередь для того, чтобы убедить целевую в натуральности, качественности и полезности продукта, повысив тем самым объём продаж...

Разработка мультимедийного проекта

Мною был разработан простой ролик, включающий логотип, интерьер предприятия, и элементы его фирменного стиля. Создание ролика производилось в программе Sony Vegas Pro 10...

В данной радиорекламе мы будем разрабатывать рекламу одного товара, выпускаемого ЗАО "Пищекомбинат" - мороженого. Диктор: И опять в нашем лето! И опять в нашем городе жара! Так хочется окунуться в прохладу! Аудио: звук открываемой двери...

(Слова из мультика) А, привези мне батюшка - цветочек Аленький. ДИКТОР: Если бы в то время существовал магазин подарков и интерьера «Красный Куб», то это была бы не сказка, а быль...

Телефонный маркетинг и его особенности

Для начала необходимо уяснить, что создание хорошего сценария - дело коллективное. Один человек, каким бы хорошим специалистом он не был, на это не способен. Необходимо собрать команду, призванную создать сценарий переговоров...

Фокус-группа и онлайн-опрос

Фокус-группа. Для разработки позиционирования нового товара на рынке был выбран качественный метод исследования: фокус-группа. Целью нашего исследования являлось выявление позиционирования нового товара на рынке...

Эффективность количественных и качественных методов сбора информации в маркетинговых исследованиях

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения...

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 1 час 30 минут

Количество респондентов: 8-10 человек

Стимульные материалы: вырезки из журналов, журналы, статьи, интернет выдержки

Оборудование: листы А4, клей, карандаши, таблицы с заданиями, картинка с заданием, ватманы

Вступление (5 минут)

Здравствуйте! Меня зовут Александр, это мой ассистент Александр. Мы находимся здесь, чтобы поговорить об отношении к проблеме "отцов-одиночек". Прежде чем приступить к дискуссии, нам необходимо познакомиться.

Сейчас ваша задача - представить своего соседа. Вы можете упомянуть о его интересах, хобби, роде занятий и т.п. У вас есть несколько минут, чтобы обменяться информацией…

Мне хотелось бы вас ознакомить с некоторыми правилами ведения нашей беседы:

Вы можете свободно выражать свое мнение, но просьба не говорить одновременно

Вы можете дискутировать друг с другом, а не только со мной

Вы должны быть искренни в своих высказываниях

В настоящее время ведется видеозапись нашей беседы. Это не должно вас смущать, сковывать, видеозапись предназначена для специалистов, которые хотят извлечь из ваших выступлений интересные идеи. Наша дискуссия будет продолжаться чуть больше часа. Если нет вопросов, давайте приступим к работе.

II. Основная часть

Блиц-опрос (10 минут)

Как часто мы слышим словосочетание "мать-одиночка" и уже не находим в этом ничего удивительного. В порядке вещей? Да нет, просто слишком много таких матерей. А вот когда о ком-то говорят "отец-одиночка", женщин пробивает на слезу, мужчины уважительно косятся, а Госдума мучительно вынашивает проекты по льготам для этой категории граждан, что у Вас вызывает это словосочетание?

Есть ли среди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье?

Есть ли среди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье, отцом?

Ответ на следующий вопрос запишите на листе

Как часто Вы слышите о проблеме отцов одиночек?

Почему на Ваш взгляд информация о отцах одиночках распространяется в таком количестве?

Возможные ситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем(15 минут)

1) Ранжирование. Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительной семьи. На обратной стороне карточки укажите свой пол и возраст.

Возможные ситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем отцом(15 минут)

Ранжирование. Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительной семьи глее родителем является отец. На обратной стороне карточки укажите свой пол и возраст.

2) Bubbles. На данной картинке изображена ситуация, когда отец одиночка привел своего сына в магазин. Расскажите о том, что думают и чувствуют потенциальные герои или один из них на этой картинке.


Другие материалы:

Технологии социальной реабилитации
Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии э...

Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и по...

Понятие личности и её структура
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного чел...

Фокус-группа – это метод сбора социологической информации. Он позволяет получить достаточно достоверные результаты, не требует длительной подготовки и существенных затрат времени для своего проведения.

Фокус-группа проводится модератором среди 8-12 человек, которые не были знакомы друг с другом до проведения исследования. Участники фокус-группы должны быть знакомы с обсуждаемым вопросом, для этого проводится их отбор. Отбирать участников можно среди случайно встреченных людей. Для социолога это не составит проблемы, если он будет знать, что обычно участников фокус-группы требуется материально стимулировать, так как процесс иссследования занимает 1-2 часа, которые, конечно же, не являются лишним для участников временем. В качестве стимула могут служить не только деньги, но и календарики, письменные принадлежности... Если фокус-группа растягивается больше, чем на час, участникам предлагают чай, кофе, печенье.

Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы. Задача модератора – не дать обсуждению затухнуть, расшевелить всех участников, заставить их высказывать собственные мысли, даже спорить. Для этого задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы. Один из распространенных приемов следующий: модератор зачитывает небольшой матерал и спрашивает: «А что вы об этом думаете?». Высказаться должен каждый, модератор не должен разрешать участникам отвечать односложно, повторять слова, прозвучавшие ранее.

Модератор заранее составляет программу фокус-группы, он должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь четко различить тот момент, когда в разговоре затронется совершенно посторонняя тема, тогда необходимо вернуть беседу в первоначальное русло.

Рекомендуется использовать при проведении фокус-группы различную аппаратуру для фиксации слов участников. Это могут быть видеокамеры, диктофоны, хотя вполне можно обойтись более простыми средствами: ручкой и блокнотом. Поученные сведения затем интерпретируются специалистами, на их основе делаются выводы, подтвержается или опровергается поставленная гипотеза.

Фокус-группа - метод качественных исследований в социологии.

Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком - группу людей-респондентов .

Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей .



Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и по сей день

По курсовику МАШИ.

ООО «Подарочки.Ру» планирует создать линейку новогодних подарков, предназначенных для молодых людей 19-20 лет. Однако компания не располагает полной информацией об основных предпочтениях нынешней молодёжи и хочет выяснить, какие подарки они ценят, с чем у них ассоциируется Новый Год и т.п. Ведь без таких данных фирма не сможет создать товар, соответствующий требованиям современных молодых людей.

Актуальность данного исследования состоит в том, что хороший новогодний подарок найти нелегко, особенно молодым людям, студентам, ограниченным в средствах. Потому данная фирма планирует заняться разработкой уникальных товаров, готовых стать отличным подарком для каждого представителя выбранной ими целевой аудитории. Компания ищет новый взгляд на традиционные вещи и праздники, такие как новый год, и желает разработать продукт соответствующий целевой аудитории.

Объект исследования – участники фокус группы, а именно студенты 19-20 лет.

Предмет исследования – потребность в интересах и предпочтениях целевой аудитории для создания нового новогоднего продукта.

Цель исследования - определение потребностей потенциальных клиентов в создании нового новогоднего продукта и выяснение основных потребительских предпочтений.

Задачи исследования

1.​Выяснение ассоциаций с Новым Годом у респондентов (запахи, цвета, эмоции);

2.​Выяснение предпочтений респондентов в новогодних подарках;

3.​Определение отношения респондентов к упаковке подарка;

4.​Выявление позитивных и негативных сторон подарка;

5.​Выяснение окружения, в котором респонденты справляют Новый Год;

6.​Анализ полученных от респондентов данных для разработки товара.

Тема: "Какие подарки подарить на Новый год"

Рынок: переработка опасных отходов

География : г. Барнаул

Цель исследования: получение информации об актуальности проблемы загрязнения окружающей среды среди ЦА, актуальность вывода на рынок услуг компанииOOO «ЭКОТЕХПРОМ»

Целевая группа : Для участия в фокус- группе были приглашены люди, являющиеся представителями нашей потенциальной целевой аудитории:

Мужчины и женщины в возрасте от 30-60 лет. Среднего и высокого достатка. Преимущественно с высшим образованием. Интересуются происходящим вокруг. Смотрят новости. Есть дети. Проживают в многоквартирных домах в пределах г.Барнаула.

Участниками фокус -группы стали 8 человек: 4 мужчины и 4 женщины в возрасте от 40 до 50 лет. Фокус-группа состоялась 5 ноября 2013г. Связь между участниками фокус-группы происходило с помощью личного контакта, а также видеосвязи Skype. (с помощью нее модератор общался с участниками)

Первый блок «Общие вопросы»:

1. Что для Вас входит в понятие «Защита окружающей среды»?

Респондент 1 :То, что люди должны делать, чтобы охранять нашу природу от всевозможных загрязнений.

Респондент 2 :Это целый комплекс идей, концепций и мер по предотвращению загрязнения природы.

Респондент 3 : Это комплексное понятие, защита окружающей среды начинается со школьных занятий на уроках Безопасности жизнедеятельности и заканчивается законопроектами. В то же время защитить окружающую среду очень просто, достаточно каждому из нас иногда пройти чуть дальше и выкинуть мусор в урну

Респондент 4 Это когда для тебя важно каким будет твое завтра

Респондент 5 :не мусорить, не дымить, использовать хорошее топливо;

Респондент6 борьба с людьми, которые мусорят;

Респондент 7: Заботиться о животных и растениях. Этим должны заниматься специализированные органы, которые будут отлавливать браконьеров и лесорубов.\

Респондент 8 : Не загрязнять природу, не мусорить. Следить за тем, чтобы вокруг тебя твои друзья и близкие проявляли заботу о природе.

2. Назовите известные Вам источники загрязнения окружающей среды

Респондент 1 : Выхлопные газы, химические отходы, отходы содержащие жидкие металлы.

Респондент 2 : Все то, что при разложении выделяет опасные вещества, химические отходы, батарейки, лампочки, радиаторы, аккумуляторы.

Респондент 3: Промышленные предприятия, заводы, фабрики, автомобили, человек

Респондент 4 : Никто и не что не загрязняет природу больше чем человек, человек в машине, на работе, даже просто курящий на улице

Респондент 5 : выхлопные газы при работе автотранспорта, мусор и мусор, который сжигают;

Респондент 6 : промышленные предприятия и мусор из городов

Респондент 7: Машины, которые производят смертельно-опасные выхлопные газы. Заводы, которые сбрасывают все свои отходы в реки и озера.

Респондент 8: Главная – это, конечно же, человек. Именно он и только он является источником почти всего мусора на планете.

3. Назовите известные Вам, способы защиты окружающей среды (на основе названых ранее источников загрязнения)

Респондент 1: Утилизация на специальных предприятиях, распределение мусора по специальным бакам.

Респондент 2: Утилизация или переработка на специальных предприятиях опасные отходы. Уборка территории.

Респондент 3 : Я знаю, что некоторые предприятия тратят огромные суммы денег на установку на производстве очистительных приспособлений, которые фильтруют выбросы в атмосферу, нейтрализуют химические вещества и делают выбросы более безопасными. Вроде бы производители машинного топлива тоже стараются делать свое сырье более экологически чистым. Для людей устанавливают мусорные баки, контейнеры, недавно начали устанавливать специальные мусорные баки для пластиковых бутылок».

Респондент 4 : Воспитание, если человек если человеку не привили привычку заботиться о природе с детства, то урны на улицах города не помогут

Респондент 5 : фильтр высокой очистки, сжигать мусор за пределами города, создание мусороперерабатывающих организаций, вывоз мусора д.б. мусора;

Респондент 6: переработка мусора БЕСПЛАТНАЯ для всех людей

Респондент 7: Нужно создавать очистные сооружения. Автомобилистам - ездить на газе вместо бензина, чтобы было меньше выбросов.

Респондент 8: На мой взгляд хороший способ – установить как можно больше мусорных контейнеров, в частности вне города. Так же нужно взять под контроль экологическое законодательство.

Второй блок «Отношение респондентов к экологической ситуации»:

1. Что Вы делаете для защиты окружающей среды?

Респондент 1: Мало чего, так как нет возможностей для того чтобы простому гражданину принимать участие в загрязнении среды.

Респондент 2: Мало чего, в чаще всего поддерживаем частоту у себя во дворе.

Респондент 3: Стараюсь всегда выбрасывать мусор в контейнер. Иногда, когда выезжаю на природу, забираю склянки и полиэтилен с собой и выбрасываю их в городе, в контейнер

Респондент 4: Машину не вожу, курить бросил, мусор выкидываю в баки – делаю все

Респондент 5: при выезде на природу убираю территорию окружающую, собираю за собой мусор,

Респондент 6: не курю, не бросаю мусор на улице, пользуюсь мусоркой

Респондент 7: Не бросаю мусор где попало. Так же я слежу за исправностью своего автомобиля, таким образом стараюсь контролировать уровень вредных выбросов в воздух.

Респондент 8: Я убираю вокруг себя мусор, когда отдыхаю на природе. Иногда приходится и за предыдущими посетителями речки или леса убирать различные банки и бутылки. В городе стараюсь не бросать мусор на улице.

2. Опишите мотивы Вашего действия / бездействия

Респондент 1: Как уже ранее сказано, нет возможности совершать действие.

Респондент 2: В нашей стране плохо развита экологическая обстановка, человеку предоставляется мало возможностей по защите окружающей среды.

Респондент 3: У меня есть дети и я должна подавать им пример, к тому же у моих детей тоже будут дети, а я не хочу, чтобы мои внуки росли в и без того загрязненном городе

Респондент 4: Просто не хочется чтобы внуки, гуляя на улице, игрались со ржавыми банками и стеклянными бутылками

Респондент 5: хочу чистый воздух, жалко природу, сохранять природу истинно чистой и таким образом-красивой;

Респондент 6: хочу жить в чистой среде

Респондент 7: Потому что я порядочный человек, мне жалко природу

Респондент 8: Я так поступаю, потому что не терплю беспорядка вокруг себя. Не могу жить и находиться в замусоренной и грязной среде.

3. Что может помешать человеку, проявлять заботу об окружающей среде?

Респондент 1: Отсутствие поддержки администрации и управляющих компаний. Но если иметь желание, то ничего помешать не сможет.

Респондент 2: Если задаться целью, то ничего не помешает.

Респондент 3: Безответственность, не уважение к окружающим и себе, а иногда действительно нет возможности выбросить мусор в мусорный бак

Респондент 4: Отсутствие должного воспитания и безрассудность, до любой урны можно дойти, не так уж это и трудно

Респондент 5: власти

Респондент 6: воспитание

Респондент 7: Иногда отсутствие совести. Иногда – отсутствие возможности.

Респондент 8: Собственная лень и равнодушие.

Третий блок «Вред»

1. Какой вред наносят окружающей среде неутилизированные элементы питания

Респондент 1: Большой вред, если не утилизировать.

Респондент 2: Большой вред

Респондент 3: В них же содержатся химикаты, и эти химикаты попадают в почву, а затем в сточные воды и тд.

Респондент 4: В батарейках много свинца и ртути, а еще ртуть есть в энергосберегающих лампочках и они мне кажется даже опаснее

2. Респондент 5: ртуть заражает/отравляет организм;

Респондент 6: отравление окружающей среды

Респондент 7: Отравляют все вокруг ядовитыми парами и выделениями. Эти вещества, попадая в природу почти не разлагаются и годами заражают ее и губят.

Респондент 8: Отравляют землю различными ядовитыми выделениями.

3. Как можно этого избежать?

Респондент 1 : Утилизировать

Респондент 2: Отвозить в специальные места утилизации

Респондент 3: Нужно чтобы такие отходы немедленно перерабатывались, ведь их можно использовать как вторсырье для производства

Респондент 4: Можно просто поставить специальные баки для таких опасных отходов, хотя бы так».

Респондент 5:

Респондент 6: утилизация элементов питания, воспитания экологической культуры, поощрение людей и предприятий, участвующих в утилизации элементов питания

Респондент 7: Если люди перестанут выбрасывать батарейки, лампочки и аккумуляторы в условиях природы или с бытовым мусором.

Респондент 8: Насколько я знаю, в некоторых городах существуют специальные отдельные контейнеры для их утилизации.

4. Встречали ли Вы в нашем городе, специальные места по утилизации элементов питания?

Респондент 1: Нет, не встречал

Респондент 2: Не встречала

Респондент 3: Не встречала таких.

Респондент 4: Нет

Респондент 5: Нет

Респондент 6: Нет

Респондент 7: Нет, не встречал.

Респондент 8: Нет, к сожалению.

5. Пользовались ли Вы ими?

Респондент 1: Не встречал не пользовался.

Респондент 2: НЕ встречала никогда у нас в стране.

Респондент 3 : Нет

Респондент 4: Нет

Респондент 5: Нет

Респондент 6: Нет

Респондент 7: Нет

Респондент 8: Нет

Четвертый блок «Действия по защите среды »:

1. Как вы относитесь к тому, что рядом с вашим домом будут установлены специальные баки, по утилизации опасных отходов?

Респондент 1: Отлично отношусь!

Респондент 2: Крайне положительно!

Респондент 3: Буду рада, потому что дома скопилось много ненужных батареек

Респондент 4: Я бы даже привел к нему своих соседей и показал куда теперь нужно выкидывать такой мусор

Респондент 5:

Респондент 6: положительно.можно даже возле квартиры

Респондент 7: Не знаю. Это зависит от многих факторов. Мой гараж находится рядом с обычными мусорными баками. Их и так много и мусора много, что затрудняет подъезд к гаражу. А если там установят еще один бак, то мне вообще туда не заехать. Если выберут хорошее место, где он не будет мешать, то отнесусь положительно.

Респондент 8: Это смотря как и где его установят. Отнесусь отрицательно, если он будет бесхозно стоять, если никто не будет контролировать его вывоз, его состояние. Положительно, только если их будут вовремя увозить, чтобы из них ничего не сыпалось.

2. Как должен, по Вашему, выглядеть такой бак:

· Отличительные особенности?

· Наличие или отсутствие информации. Какой?

· Цвет бака?

· Дополнительные особенности, связанные с этим баком?

Респондент 1,2: Возможно он должен быть другой формы, отличающейся от формы обычных баков.

На нем может также быть дополнительная информация, призывающая людей задуматься, обратить внимание.

Информация о том куда этот бак потом повезут, какое предприятие будет утилизировать отходы в этом баке.

Как выше было сказано, изображение конкретных отходов, которые туда должны сбрасываться и место, где эти отходу будут утилизироваться.

Это должен быть яркий цвет, и в то же время ассоциирующийся с чистотой. Может быть зеленый или желтый

Желтый яркий бросающийся в глаза.

Респондент 3,4: Такой бак должен привлекать внимание, к нему должно хотеться подойти, он должен хорошо закрываться. Он не должен стоять рядом с обычными мусроными баками, там плохо пахнет и грязно. Было бы неплохо если бы мне объяснили что именно произойдет с батарейками после того как я их выброшу.

Он не должен стоять рядом с другими баками. Цвет должен быть ярким, может зелено-синий? Я бы посадил вокруг бака газон или рядом какой-нибудь красивый куст. Информация была бы очень кстати.

Респондент 5,6: цвет-яркий, желтый. Обязательно. Информация что это за ящик и результат к чему это приведет. Чтобы человек включил визуальное мышление. Чтобы не нужно открывать крышку, не касаться бака; стоять в максимально проходимом месте.

Респондент 7,8: Чтобы он отличался от обычных баков, был заметен. Обязательно нужна крышка с замком на случай, если он случайно упадет. Цвет не важен, но должен быть ярким. Обязательно на нем должны быть какая-то информация о его назначении. Он должен быть черного цвета с яркими надписями. Нужно сделать так, можно было кидать батарейки и элементы питания, но не было возможности брать оттуда их, а то бомжи быстро растащат.

3. Готовы ли вы взять на себя ответственность распределять опасные отходы?

Респондент 1: Если предоставляется возможность, то да, безусловно.

Респондент 2: Да, конечно.

Респондент 3: Конечно готова, я и на работе всем о нем расскажу, если он появится

Респондент 4: Всегда готов.

Респондент 5: Запросто

Респондент 6: Да

4. Готовы ли вы доплачивать организации, отвечающей за вывоз мусора, если она установит такие контейнеры ы вашем дворе? Если нет- почему? Если да, то какую сумму?

Респондент 1: Нет, если цель – получение прибыли, то нет.

Респондент 2: Смотря для чего, или если аргументированно объяснят на что пойдут эти деньги, то да могу но не много, 300 р максимум.

Респондент 3: Если от этого будет видна реальная польза - готова

Респондент 4: А вот доплачивать не готов, не дорогое это дело, поставить пластиковый ящик

Респондент 5: Нет. за это должно платить государство

Респондент 6: Да 100

Респондент 7: Готов, главное, чтобы было не сильно дорого. И чтобы вывоз осуществлялся регулярно, чтобы все эти отходы не гнили в моем дворе.

Респондент 8: Мы и так платим управляющей компании за вывоз мусора, так что за это не хотелось бы. Но если это будет нужно, что небольшую плату я готова внести.

Вывод


Похожая информация.


Статьи по теме: