Самореализация личности, ее виды и признаки. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак­торы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы, способности и их прояв­ление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно­сти обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо про­фессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. Для наглядности более подробно рас­смотрим два последних типа личности:

Предпринимательский тип - рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе - все виды предприни­мательства.



Конвенциональный тип - конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе - банков­ская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности - это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных услови­ях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

^ овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

^ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

^ осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не от­стать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

Приемами самопобужде-ния являются самокритика, самоприказ, самообязательст­во, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предпо­лагает также упражнения, то есть многократное повторе­ние тех состояний, действий и ситуаций, которые закреп­ляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говори­лось ранее (Тема 5).

Для составления программы самовоспитания желае­мых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь­зовать те, которые выделили М. ВудкЪкк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:

Способность управлять собой, поддерживать свое фи­зическое и психическое здоровье, эффективно исполь­зовать время работы и отдыха;

Наличие четких личных целей и разумных представ­лений о том, что является важным и ценным в жизни;

Умение находить выход и принимать решения в са­мых сложных, критических ситуациях;

Способность к инновациям, конструктивному мыш­лению, созданию оригинальных проектов;

Знание современных управленческих подходов;

Стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;

Умение обучать подчиненных, формировать эффек­тивные рабочие команды;

Умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.

Имидж делового, конкурентоспособного человека - это специально создаваемый образ человека привлекатель­ного, где основными факторами являются одежда и внеш­ность, манеры поведения, умение вести разговор и слу­шать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:

Внутренняя - интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;

Процессуальная - формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, вырази­тельность.

Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, - это также процесс и результат самовоспитания.

В общем смысле самореализация личности — это деятельность, присущая психологически зрелым, по своему уникальным и имеющим собственную индивидуальность людям. Конечно, продолжительность жизни определяется высшими силами, но глубина и ширина жизненного пути зависят только от личности. Проблема самореализации достаточно распространенная. Как найти себя в обществе, какие факторы необходимы для успешной реализации себя, как успешной и гармоничной личности.

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и .

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается , но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать
.

Движущие силы самореализации

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, — найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые , которые помогут добиться успеха. Ведь только в происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Л.И. Белозерова трактует профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности. Профессиональное самосознание находит выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Самореализация личности в профессиональной сфере на жизненном пути предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Однако периодически человек уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу. Генезис затруднений и трудностей самореализации в профессиональной сфере уже закладывается в предпосылках самореализации личности и впоследствии имеет место на каждом из выделенных этапов, а на самих затруднениях отражается специфика профессии.

Первый этап самореализации - самоопределение. Самоопределение является одним из центральных механизмов становления личностной зрелости, который заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Понятие профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Автор даёт краткое определение профессионального становления - это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью. Э.Ф. Зеер сформулировал следующие концептуальные положения :

профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

· ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

· процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нём можно выделить качественные особенности и закономерности;

· профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

· индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не нормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

· знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.

Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

Переход от одной стадии становления к другой инициируется; изменениями социальной ситуации, сменой и перестройкой ведущей деятельности, - что приводит к - профессиональному развитию личности кризису ее психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизацией и последующим установлением качественно нового уровня функционирования центром которого становятся профессионально обусловленные психологические новообразования.

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально-значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью .

Процесс профессионального становления опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Динамика профессионального становления подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронность, единству сознания и деятельности.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, не довольством уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем саморазвитии и самоосуществлении. Разрешение этих противоречий приводит к нахождению новых способов выполнения профессиональной деятельности, смене специальности, должности, а иногда и профессии.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Поскольку они психологически обоснованы, назовем их нормативными. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными). Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:

· между личностью и внешними условиями жизнедеятельности.

· внутриличностные.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.

Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качёства составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов:

· биологической организации человека,

· социальной ситуации,

· характера профессиональной деятельности,

· активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п.

Детерминация профессионального становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному.

Социально-психологические теории рассматривают профессиональное развитие как результат социальной селекции и предшествующей выбору профессии социализации.

Психодинамические теории в качестве детерминант профессионального развития человека рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, полученный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация в мире профессий, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности.

Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка.

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности :

· адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта.

· модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Можно выделить следующие траектории профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, как правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.

При профессиональном становлении могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо «доопределяется» и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

В этап профессионального роста входят развитие профессиональной компетентности и последующая адаптация уже не себя к профессии, а профессии к себе (Е.П. Ильин). Безусловно, существует преемственность, плавный взаимопереход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности - уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности имеет место сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока «хочу» взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями. При этом блок «хочу» содержит выраженный компонент аутентичности. Низкий уровень самореализации отличается преобладанием данного блока, примитивно выраженного, с превалирующим потребностным компонентом. Именно на этом уровне аккумулируются различного рода затруднения самореализации в профессиональной сфере.

С уровнями самореализации, генезисом самореализации личности связано понятие личностной зрелости и ее становления, что особенно важно в профессиональной сфере как одной из основных сфер жизнедеятельности. Характеристика, атрибутивно присущая личности, самореализующейся в профессиональной сфере, - личностная автономность. Таким образом, автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.

Близким понятиям к понятию профессионального становления, самоопределения является понятие «профессиональная самореализация», раскрываемым А. Маслоу «через увлеченность значимой работой», К. Ясперсом через «дело», которое делает человек. В этом понятии также акцентируется активность личности в процессе профессионализации человека. Но понятие «профессиональная самореализация» является более узким, чем понятие «профессиональное самоопределение» и характеризует лишь одну стадию профессионального самоопределения.

Итак, Э.Ф. Зеер утверждает, что профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придаёт профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Самореализация личности - это путь, который приведет вас к пониманию себя

«Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.»

Абрахам Маслоу

В чем первое отличие человека от животных? Способность думать и строить отношения с себе подобными? Добывать еду мирными способами, но и подчинять себе других людей, умение анализировать и строить логические умозаключения?

Да, но все же основным отличием человека от животного является стремление к познанию себя и своего назначения в этом мире, а не просто выживание в нем. И поиск смысла жизни зачастую приводит нас к необходимости познания своего «Я», которое требует быть реализованным на своем собственном месте в этом мире. Но что есть ваше «Я»? Ответ на этот вопрос поможет стать вам гармоничной личностью, удовлетворенной своей жизнью. Процесс, который приводит к такому результату, получил название самореализации.

Самореализация человека - естественная потребность , на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной - биологической или инстинктивной. Большинство же людей видят за данным процессом лишь получение очевидных преимуществ, таких как богатство и слава, о чем мы говорили уже не раз. Что же есть личности?

Иерархия человеческих ценностей выражена в пирамиде, построенной психологом А. Маслоу. И наверху таковой находится именно самореализация, названная указанным ученым самоактуализацией.


Пирамида потребностей человека по Маслоу

Конечно, порядок удовлетворения потребностей может быть сугубо индивидуальным и зависит от ряда факторов, но очевидно, что богатство является лишь средством для удовлетворения других потребностей и не может быть целью самореализации человека. Впрочем, слава тоже является чаще всего лишь признанием. Да и не всегда известность приходит вследствие такового. Может ли быть человек реализован, если стал знаменитым, например, из-за скандала в общественном месте? Это ли его жизненная цель? Большинство действительно знаменитых людей остаются неудовлетворенными и продолжают искать себя, получив все дивиденды от своей известности.

Получается, что самореализация человека - это поиск себя? Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности , и достижению многих других целей, а главное - такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал. Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому. В подражании найти себя невозможно, ведь это всего лишь очередная роль, которую примеряет человек.

Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество - это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Самореализация личности - это путь, который приведет вас к пониманию себя , удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта. И способы достижения такой гармонии у всех разные…

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в "стремлении к удовольствию", присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего "Я". Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то "ощущение", которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о "Я", и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием "второй человеческой природе", которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал "общественным животным". Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации "вообще".

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении "играть" на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости. Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного, к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении"".

Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена. Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. Человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

Статьи по теме: