Тяжелые крейсера типа Baltimore. Американские крейсеры в годы второй мировой Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

С. В. Иванов
Тяжелые крейсера США. Часть 2
(Война на море – 18)

«Война на море» № 18. 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В… 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Введение

Крейсер «Балтимор» (СА-68) ведет огонь из всех своих зенитных орудий по приближающимся японским самолетам, Лусон, Филиппины, середина декабря 1944 г. «Балтимор» в составе 3-го американского флота принимал участие в освобождении Филиппин от японской оккупации. Крейсер камуфлирован по схеме Measure 32/161) – Haze Gray/Ocean Gray/Navy Blue.

Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Как известно, первые крейсера оснащались как паровыми машинами, так и парусами для увеличения дальности плавания. Развитие крейсеров шло тем же магистральным путем, что и развитие кораблей других классов – на крейсерах появилась броня, нарезные орудия, исчезли паруса (позже всего на крупных кораблях). К концу XIX века крупные крейсера делились на броненосные и бронепалубные. У первых бронировались борта корпуса и палуба, у вторых – только палуба.

Первыми броненосными крейсерами флота США стали «Атланта» и «Бостон», построенные в 80-х годах XIX века. «Атланта» пошла на слом в 1912 г., а «Бостон», переименованный в «Диспатч», окончил свою службу аж в 1946 г.

Вооружение и водоизмещение легких и тяжелых крейсеров лимитировалось заключенными после окончания Первой мировой войны Вашингтонским и Лондонским договорами. Тогда все крейсера разделили на две категории – легкие и тяжелые (взамен крейсеров 1-го. 2-го, 3-го классов, линейных, бронированных, бронепалубных). Водоизмещение легких крейсеров ограничивалось 10 000 т (9072 метрические тонны), вооружение – 152-мм орудиями. Для тяжелых крейсеров был установлен тот же лимит водоизмещения, что и для легких, однако на них разрешалось иметь артиллерию калибра 203 мм, но не крупнее. Крейсера, построенные с учетом ограничений, установленных Вашингтонским договором об ограничении военно-морских вооружений, стали именоваться «вашингтонскими». Первым построенным в США вашингтонским крейсером стала «Пенсакола». Водоизмещение «Пенсакол» не добирало до верхнего предела ограничений почти 1 000 т, бронирование этих кораблей было недостаточным.


Крейсер «Балтимор» в Тихом океане, 14 апреля 1944 г. На заднем плане – тяжелые крейсера типа «Новый Орлеан». «Балтимор» окрашен по схеме Measure 21, полностью в цвет NAVY Blue. На катапультах крейсера стоят два гидросамолета Воут OS2U «Кингфишер».


«Ньюарк» – первый корабль ВМС США, официально классифицированный как крейсер – С-I. «Ньюарк» построил Крамп с Сыновьями на своем заводе в Филадельфии. Старик Крамп заложил первый американский крейсер 19 марта 1890 г. При водоизмещении в 3704 метрических тонны «Ньюарк» был вооружен 12 6-дюймовыми пушками и обладал бронепалубой толщиной в три дюйма.

Последними американскими вашингтонскими крейсерами стали корабли типа «Уичита». С началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. лимиты международных договоров перестали ограничивать полет фантазии заказчиков и остроту мысли конструкторов. В США немедленно приступили к проектированию большеразмерных и очень хорошо вооруженных тяжелых крейсеров и линкоров. Крейсера типа «Балтимор»/»Орегон Сити» и «Аляска» построены без оглядки на Вашингтонский и Лондонский договоры.

Главный калибр крейсеров типа «Уичита» и типа «Балтимор» составляли 8-дюймовые (203 мм) орудия с длинной ствола 55 калибров, стрелявшие снарядами массой 118 кг на дальность 29 км. Крейсера типа «Аляска» вооружили 12-дюймовыми орудиями с длинной ствола в 50 калибров, который посылали снаряды массой 517 кг на дальность 33,5 км. Средний калибр крейсеров типа «Уичита» составляли 5-дюймовые пушки с длинной ствола 38 калибров. На крейсерах типа «Балтимор» и типа «Аляска» поставили двухорудийные башни с 5– дюймовыми орудиями, имевшими длинно ствола в 38 калибров. Эти универсальные орудия предназначались, главным образом, для отражения атак авиации, дальность стрельбы при угле возвышения 85 градусов составляла 11 км; максимальная дальность стрельбы по наземным и надводным целям – 16 км, при угле возвышения стволов 45 градусов. Ближняя зона ПВО крейсеров перекрывалась огнем 20-мм зенитных автоматов Эрликон и 40-мм автоматических пушек Бофорс. Эрликоны и Бофорсы строились в США по лицензиям, купленным соответственно в Швейцарии и в Швеции. Изначально крейсера типа «Уичита» были вооружены счетверенными 28-мм автоматическими пушками, известными как «Чикагские фисгармонии». Их же планировалось ставить на «Балтиморы». Пушки эти отличались конструктивной сложностью, а в эксплуатации показали себя ненадежной системой. «Фисгармонии» недолго продержались на палубах кораблей американского флота. На крейсерах типа «Уичита» для отражения атак авиации также стояли 12,7-мм пулеметы Браунинг М2 с водяным охлаждением стволов. Пулеметы совершенно не годились для отражения атак авиации в морском бою. Пулеметы и 28-мм пушки заменили Эрликонами и Бофорсами.


В годы Первой мировой войны крейсер «Балтимор» (СА-3) использовался в качестве минного заградителя. При водоизмещении в 4003 метрических тонны крейсер был вооружен четырьмя 8-дюймовыми орудиями (длинна ствола 35 калибров) и шестью 6-дюймовыми орудиями (длина ствола 30 калибров). «Балтимор» построила фирма Юнион Айрой Уорркс в Сан-Франциско, киль корабля заложили 19 июля 1888 г. Парусное вооружение демонтировали с крейсера в начале XX века. Большую часть палубы крейсера занимали световые люки котельных отделений.


Броненосный крейсер «Питтсбург» (СА-4) изначально носил имя «Пенсильвания» (ACR-4), но название «Пенсильвания» было востребовано линкором ИВ-38, который заложили 16 марта 1915 г. Па крейсер «Питтсбург» впервые в истории выполнил посадку ни самолете пилот Юджин Эли. «Питтсбург» был вооружен четырьмя 8-дюймовыми орудиями (длина ствола 40 калибров), 14 6– дюймовыми пушками (длина ствола 50 калибров) и 18 3-дюймовыми орудиями (длина ствола 50 калибров). Орудия меньшего калибра предназначались для отражения угрозы с воздуха (чайки там, альбатросы – чтобы не гадили, иногда – аэропланы).


WICHITA Class


BALTIMORE Class


OREGON CITY Class


ALASKA Class


BOSTON Class (CAG)


ALBANY Class (CG)


NORTHAMPTON Class (CC)


«Редей» (СА-8) был построен военно-морской верфью в Норфолке, закладка крейсера состоялась 31 марша 1892 г. Корабль пес вооружение в виде одной 6-дюймовой пушки (длина ствола 40 калибров), десяти 5-дюймовых орудий (длина ствола 40 калибров), восьми 6-фунтовых пушек, двух 1 – фунтовых и четырех 18-дюймовых торпедных аппаратов, установленных па уровне ватерлинии. В период 1899–1902 г.г. с крейсера сняли все торпедные аппараты, взамен же организовали два дополнительных котельных отделения. Изначально, в целях увеличения автономности, крейсер пес полное парусное вооружение, которое со временем было устранено.


Тяжелый крейсер «Уичита» покидает ковш военно-морской верфи в Филадельфии, II августа 1939 г. Кпереди у корабля учебный поход в Карибское море. Менее чем через месяц корабль вошел в состав 7-й дивизии крейсеров. Вскоре началась Вторая мировая война.


Крейсер «Уичита» (СА-45) в сухом доке военно-морской верфи в Филадельфии. Снимок сделан 16 марта 1939 г. Закладка крейсера состоялась па этой же верфи 16 ноября 1937 г. Крейсер покрашен но схеме Measure 3, в светло-серый цвет. Широкая черная полоса отделяет выкрашенные выше ватерлинии в светло-серый цвет борта, от окрашенной суриком подводной части. Грунтовка суриком замедляла обрастание подводной части корпуса.


Крейсер «Уичита» ходил походами в составе Нейтрального патруля в Атлантике, который, несмотря на название, был направлен против Германии, защищая транспорты, доставлявшие грузы из США в Великобританию. Полосы на крышах двух носовых башен главного калибра, предположительно, красного цвета, диск на крыше кормовой башни главного калибра вероятнее всего голубой – знаки быстрого опознавания с воздуха кораблей ВМС США. Вооружение крейсера состояло из девяти 8-дюймовых орудий в трех трехорудийных башнях, восьми 5-дюймовых орудий (четыре в башнях и четыре – открыто) и восьми 12,7-мм пулеметов. Между дымовыми трубима установлена платформа для прожектора.


«Уичиту» в свежую погоду с трудом удерживают якоря. В тяжелый шторм в Хвальфьорде, Исландия, 10 января 1942 г. якоря не удержали крейсер и он столкнулся с транспортом «Вест Ноно». «Уичита» при столкновении получила повреждения средней степени тяжести, после чего ее отправили в ремонт на военно-морскую верфь Нью-Йорк. Крейсер камуфлирован пятнами по схеме Measure 12.


На заднем плане – «Уичита», на переднем – крейсер Ее Величества «Эдинбург». Корабли держат курс на Скапа-Флоу, 3 апреля 1942 г. «Уичита» тогда входила в состав соединения TF-39, где отрабатывала в течении месяца совместные действия с кораблями британского флота, и затем эскортировала северные конвои в Россию.


Тяжелый крейсер «Уичита» и авианосец «Уосп» на якорной стоянке в главной базе британского флота Скапа-Флоу, Оркнейсмкие острова, апреле 1942 г. Крейсер и авианосец окрашены по схеме Measure 12. Кран крейсера развернут в корму для подъема на борт гидросамолета Кертис SOC из эскадрильи VCS-7. Авианосец «Уосп» дважды доставлял на Мальту истребители Су пермарин «Спитфайр».


«Уичита» ведет огонь главным калибром по французскому линкору «Жан Кир», район Касабланки, операция «Торч», 8 ноября 1942 г. Под сосредоточенным огнем линкора «Массачусетс» и тяжелого крейсера «Уичита» французский корабль очень быстро прекратил ответную стрельбу, но прежде успел влепить один снаряд в левый борт американского крейсера. Взрывом снаряди было легко ранено 14 моряков.


Вид с воздуха на крейсер «Уичита», авиационный ангар крейсера открыт. Снимок сделан в инваре 1943 г. В ангаре помещаюсь четыре гидроплана Кертис SOC «Сигал» со сложенными крыльями. На корме установлено дополнительно два 20-мм Эрликона.


В отличие от тяжелых крейсеров предшествующих проектов, на «Уичите» ангар, кран и катапульты разместили в корме. Ангар размещен ниже уровни палубы. Самолеты выстреливались с катапульт пороховыми зарядами. Длинна катапульты – 18,3 м. Катапульта могла поворачиваться ни 360 градусов для пуска самолета прошив ветра.


В феврале 1944 г. крейсер «Уичита» стал флагманским кораблем 6-й дивизии крейсеров на Тихом океане. Корабль окрашен по градиционной схеме Measure 22. На катапультах установлено три т четырех гидросамолетов SOC, базировавшихся на корабле. На фок-мачте видна антенна РЛС SK.


8-дюймовые орудия левого борти крейсери «Уичита» развернуты в сторону Гуама, май 1944 г. На заднем плане виден спаренный 40– мм зенитный автомат Бофорс, а также кормовая трехорудийная башня главного калибра. Скоро эта артиллерия основательно пустит кровь японцам пи Гуаме. «Уичита» и «Новый Орлеан» (СА-32) потопили у острова Самир японский авианосец «Чийода». Крейсер «Уичита», сам по себе, пустил на дно еще и японский эсминец «Хатцузуки».


Главный калибр тяжелого крейсера «Уичита» – 8-дюймовые орудия с длинной ствола 55 калибров. Орудия были установлены в трех башнях, двух носовых и одной кормовой. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом составляла 29 км. Стволы орудий во избежание попадания в них влаги и посторонних предметов (вроде птиц) закрыты чехлами. Палуба корабля в носовой части не имела деревянного пастила.

Начиная с 1939 г. тяжелые крейсера стали получать разнообразное радиолокационное и электронное оборудование. Первым радиолокатор обзора воздушного пространства CXAM получил крейсер «Чикаго» (СА– 29). По ходу войны состав радиоэлектронного оборудования тяжелых крейсеров неоднократно обновлялся. Обычно крейсера несли две РЛС обзора водного пространства SG и одну РЛС обзора воздушного пространства SK. Что интересно, радиолокаторы тогда считались крайне секретными устройствами, почему большинство моряков из команд крейсеров совершенно не подозревало зачем на мачтах их кораблей монтируются странные конструкции, именуемые «антеннами». В 1944 г крейсера получили аппаратуру «свой – чужой», предназначенную для опознавания самолетов. В 1945 г. на некоторых крейсерах типа «Балтимор» и «Орегон Сити» появились усовершенствованные РЛС SK-2 и SG-2, обладавшие увеличенной дальностью обнаружения целей.


12,7-мм пулемет


127-мм пушка на открытом станке


127-мм пушка в башне


Система управления огнем Мк 34


«Балтимор» (СА-68) стал первым в повой серии тяжелых крейсеров, спроектированной без учета ограничений Вашингтонского и Лондонского договоров. Крейсер «Балтимор» вошел в строй 15 апреля 1943 г. В годы войны он действовал в составе 3-го и 5-го флота, оказывая огневую поддержку десантам на острова Тихого океана, эскортируя авианосцы. На грот-мачте видна антенна РЛС обзора водного пространства SG и антенна РЛС обзора воздушного пространства SK. Антенна РЛС SG установлена также ни фок-мачте.

Первая мировая война стала первой, в которой широко использовалась маскировочная и камуфляжная окраска кораблей. Камуфляж предназначался для затруднения определения класса корабля, его курса, скорости и дальности от наблюдателя. Очень большое внимание камуфляжу кораблей уделили тогда англичане, в меньшей степени – американцы. И англичане, и американцы сосредоточили свои усилия на разработке маскировочных и камуфляжных схем окраски сравнительно небольших кораблей (до эсминца) и транспортов, главной угрозой для которых стали германские подводные лодки. В межвоенный период про камуфляжную окраску почти забыли. Большинство кораблей ВМС США того периода плавало, будучи окрашенными в светло или темно-серый цвет. Начало Второй мировой войны возбудило интерес к камуфляжу кораблей. В 1942 г. крейсер «Уичита» покрасили по схеме Measure 12 – Sea Blue/Ocean Gray. Первые крейсера типа «Балтимор» вступали в строй в заводской окраске, выполненной по схеме Measure 21 – полностью окрашенными в цвет NAVY Blue. Данная окраска не маскировала корабли от наблюдения с воздуха, поэтому была разработана схема Measure 22 – «градационная» схема NAVY Blue/Haze Gray. Схема Measure 21 чаще использовалась на Тихом океане, схема Measure 22 – в Атлантике. Некоторые крейсера получили камуфляжную окраску из пятен-полос разного цвета, искажавшую форму и размеры корабля.


Крейсера типа «Балтимор» несли вооружение в виде девяти орудий калибра 8 дюймов, установленных в трех башнях и 12 5-дюймовых пушек в шести двухорудийных башнях. Пи катапультах установлены гидросамолеты OS2V «Кингфишер». Между кринами размещен счетверенный 40-мм зенитный автомат Бофорс. В августе 1944 г. крейсер «Балтимор» доставил президента США Франклина Д. Рузвельта в Перл-Харбор и на Аляску.


«Балтимор» в море-океане с двумя гидропланами OS2U «Кингфишер» из эскадрильи VCS-10 на катапультах. Снимок 1944 г. Крейсер «Балтимор» был построен Бислихэм Стил Компани в Куинси, шт. Массачусетс. В открытом море крейсер развивал скорость полного хода в 25 узлов.


USS BALTIMORE (CA-68)


Крейсер «Балтимор» полным ходом режет воды Тихого океана, 1943 г. Обратите внимание – орудия носовой башни главного калибра установлены ни разные углы возвышения. Стрела крана опущена на квартдек. Стволы 5-дюймовых орудий носовых башен задраны на максимальный угол возвышения – 85 градусов. Дальность стрельбы 5-дюймовок по воздушным целям составляла 11 км, по наземным и надводным целям – 16,6 к.м. Шип окрашен по схеме Measure 21, полностью в цвет NAVY Blue. Небольшой номер «68» написан белой краской в носовой части корпуса крейсера «Балтимор».


В 1944 г. «Балтимор» камуфлировали по схеме Measure 32/16d – единственный корабль такого класса, покрашенный таким образам! На катапультах находится пара гидросамолетов OS2U «Кингфишер». На Тихом океане крейсер «Балтимор» прошел славный и, не побоимся этого слова, героический путь от Макина до Японии, заслужив по ходу дела девять боевых звезд.


В 1944 г. крейсер «Бостон» ни Тихом океане в составе соединений TF-38 и 11–58. Соединение TF-38 входило в состав 3-го флота, TF-58 – в состав 5-го флота. 29 октября 1944 г. «Бостон» ушел в рейд к острову Лусон. «Бостон» – второй крейсер типа «Балтимор», построенный Беслихэм Стил в Куинси, шт. Массачусетс.


Крейсер «Бостон» (СА-69) в порту Бостона в день вступления корабля в состав ВМС США, 30 июня 1943 г. Корабль полупустой – вся черная полоса ватерлинии над водой. Скоро цистерны корабля заполнит нефтью по самые пробки, погрузят боекомплект, провизию и крейсер осядет в воду как положено. «Бостон» Панамским каналом прошел ни Тихий океан, где присоединился к соединению TF-58. «Бостон» окрашен по схеме Measure 21, полностью в цвет NAVY Blue. Данная схема окраски оказалась весьма эффективной против японских камикадзе.


«Бостон» заводят в сухой док средние десантные корабли LCM, выполняющие функции буксиров, ноябрь 1944 г. За кормой крейсера год войны на Тихом океане. Окраска цвета NAVY Blue за этот период основательно пообтрепалась. «Бостон» только что вернулся из рейда к острову Лусон.


«Бостон входит в сухой док. Крейсер остро нуждается в покраске и профилактическом ремонте, 1944 г. Совсем недавно крейсер сопровождал авианосцы соединения TF-5H, что самолеты наносили удары непосредственно по Японии. Установленный на дальномере системы управления огнем Мк 34 радиолокатор лишен чехла. Некоторые РЛС данного типа имели чехол, некоторые – обходились без оного.

На тяжелых крейсерах стояло по две катапульты. предназначенных для запуска гидросамолетов, один – два крана для погрузки аэропланов. На крейсерах на протяжении их карьеры базировались гидропланы нескольких типов – Кертис SOC/SON «Сигал», Воут OS2U/OS2N «Кингфишер», Кертис SC–I «Сихок». В начале войны преобладали «Сигаллы», в середине – «Кингфишеры», в конце 1944 г. – начале 1945 г. появились «Сихоки». Самолеты использовались для корректировки стрельбы главным калибром, поиска и спасения, доставки людей и небольших грузов.

Тяжелые крейсера ВМС США получали наименования в честь городов Соединенных Штатов, за единственным исключением – крейсер «Канберра» (СА-70) был назван в память австралийского крейсера «Канберра» (отнюдь не в честь столицы Австралии!). Крейсер «Канберра» погиб вместе с крейсерами «Астория», «Винсеннес» и «Куинси» в бою при острове Саво в ночь на 9 августа 1942 г. Традиция наименования кораблей но названиям крупных городов сохранилась в американском военном флоте по сей день – в честь городов названы ударные атомные подводные лодки.

За успехи в боях корабли ВМС получали специальные знак отличия – боевые звезды, Battle Stars. Звезды крепились к флагу корабля. Крейсер «Уичита» за участие в боях на Тихом океане и в Атлантике получил 13 боевых звезд. Из поздних американских тяжелых крейсеров самым заслуженным стал «Сент-Пол» (СА-73) – 17 боевых звезд за бои Второй мировой войны, Корейской войны и за Вьетнам.

Всего же крейсера типа «Балтимор»/»Орегон Сити» и типа «Аляска» за Вторую мировую войну получили 52 боевые звезды. Дол окончания войны на Тихом океане в боевой состав ВМС США вошло 11 тяжелых крейсеров типа «Балтимор.


Дальномер Мк 34

радар закрыт


радар открыт


Мощный бурун накатывает на палубу носовой части крейсера «Бостон». Носовой счетверенный Бофорс поэтому закрыт брезентом. Обе носовые башни главного калибра повернуты на правый борт примерно па 45 градусов. Стволы пушек закрыты заглушками, чтобы в их каналы не попала вода и посторонние объекты. В передней части крыш башен установлены экстракторы пороховых газов. В нравом заднем углу крыши башни главного калибра возвышается перископ.


«Канберра» на буксире крейсера «Уичита», снимок сделан у берегов Формозы. Снимок сделан 15 октября 1944 г. после попадания в «Канберру» торпеды, сброшенной японским самолетом. Торпеда поразила борт крейсера ниже броневого пояса и вывела из строя машинные отделения. Корабль лишился хода. Крейсер отбуксировали в Манус для временного, перед переходом в США, ремонта.


«Канберра» (СА-70, бывший «Питтсбург») – единственный крейсер ВМС США периода Второй мировой войны, названный не в честь американского сити. Крейсер назван в память об австралийском крейсере «Канберра», который был в свою очередь поименован в честь столицы Австралии. Австралийская «Канберра» погибла вместе с крейсерами «Астория» (СА-34), «Куинси» (САЗУ) и «Висеннес» (СА-44) в битве при острове Саво в ночь на 9 августа 1942 г. Крейсер «Канберра» был построен Бислихэм Стил Компани. На снимке – крейсер почти порожний, ватерлиния полностью выступает из воды. Корабль вошел в состав ВМС США 14 октября 1943 г. На Тихом океане новая «Канберра» вошла в состав соединения TF-5S.


Снимок полузагруженного крейсера «Канберра» сделан вскоре после вступления корабля в строй, в октябре 1943 г. Корабль окрашен по схеме Measure 21, полностью в цвет NAVY Blue. На мачте установлена стандартная антенна РЛС SK, но на снимке её нет – заретуширована по указанию цензуры. «Канберра», равно как три её систер-шипа «Балтимор» (СА– 68), «Бостон» (СА-69) и «Куинси» (СА-71), были оснащена двумя авиационными кранами. Крейсера последующей постройки имели только по одному такому крану.


«Канберра» заходит в сухой док, Улити, Микронезия, декабрь 1944 г., для ремонта повреждений, причиненных взрывом японской торпеды. Повреждения оказались слишком серьезными, чтобы устранять их на временной базе. Корабль пришлось переводить в США. На мачте видны антенны РЛС SK и SG.


Взрывом торпеды на «Канберре» было убито 23 человека, в корпусе образовалась огромная пробоина, был поврежден силовой набор. Восстановительный ремонт крейсер проходил в Бостоне на военно-морской верфи. Ремонт занял восемь месяцев. На момент окончания войны «Канберра» все еще находилась в ремонте.

По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.

«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.

«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.

«Сент-Пол» - самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну - одна, Корея - восемь и Вьетнам - восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.

В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 - полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.

Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. - за одну минуту до вступления в силу перемирии.

Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.

Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.

Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера - в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Тяжелые крейсера типа Baltimore

Водоизмещение: 136001,17070 t

Размеры: 205,26 (СА-68 - 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м

Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 120000 shp = 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 102 - 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша

Вооружение: 9 - 203/55 мм (3 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 48 - 40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 - СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 - СА-71: 22 - 20 (22 х 1), СА-68 - СА-71: 24 - 20 (24 х 1), СА-68 - СА-71: 28 - 20 (28 х 1); 20 - 20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 1142 человека (1969 военный)

СА-68 Baltimore

Bethlehem, Quincy

26.5.41

28.7.42

15.4.43

Выведен в резерв 8.7.46

СА-69 Boston

Bethlehem, Quincy

31.6.41

26.8.42

30.6.43

Выведен в резерв 12.3.46

СА-70 Canberra (ex-Pittsburgh)

Bethlehem, Quincy

3.9.41

19.4.43

14.10.43

Выведен в резерв 7.3.47

СА -71 Quincy (ex-St. Paul)

Bethlehem, Quincy

9.9.41

23.6.43

15.12.43

Выведен в резерв 19.10.46

CA-72 Pittsburgh (ex-Albany)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

22.2.44

10.10.44

Выведен в резерв 12.3.46

CA-73 St. Paul (ex-Rochester)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

16.9.44

17.2.45

Выведен в резерв 30.4.70

CA-74 Columbus

Bethlehem, Quincy

28.6.43

30.11.44

8.6.45

Выведен из состава флота 31.5.71.

CA-75 Helena (ex-Des Moines)

Bethlehem, Quincy

9.9.43

28.4.45

4.9.45

Выведен в резерв 29.6.63

CA -130 Bremerton

New York SB

1.2.43

2.6.44

29.4.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA -131 Fall River

New York SB

12.4.43

13.3.44

1.6.45

Выведен в резерв 31,10.47

CA-132 Macon

New York SB

14.6.43

15.10.44

26.8.45

Выведен в резерв 12.4.50

CA-133 Toledo

New York SB

13.9.43

5.5.45

27.10.46

Выведен в резерв 21.10.60

CA-135 Los Angeles

Philadelphia NY

28.6.43

20.8.44

22.7.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-136 Chicago

Philadelphia NY

28.7.43

20.8.44

10.1.45

Выведен в резерв 6.6.47

CA-137 Norfolk

Philadelphia NY

27.12.44

CA-138 Scranton

Philadelphia NY

27.12.44

Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера нача­лись в сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонно­го легкого крейсера CL -55. Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако, Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было выс­казано пожелание разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также увеличить длину бро­невого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт вой­ны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что при­вело к новым изменениям в проекте. Требования военного време­ни привели к увеличению запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля - СА-72 - СА-75. Последняя серия из 16 единиц СА-122 - СА-138 была заказана 7 августа 1943 в рамках 1943 финансового года.

Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала боль­ше на 65 фт, а ширина - на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа была использована для уси­ления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюми­наторы в корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка - 102 мм, и прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась до 76 - 52 мм соответ­ственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52 шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы - 127 и 152 мм. В про­екте значилась боевая рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали. Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для 203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до 120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверх­тяжелый снаряд весом 152 кг, зона неуязвимости сократилась до 98 - 105,5 каб. После некоторых колебаний предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это требова­ло значительного увеличения водоизмещения.

Мощность машинной установки была увеличена, так как по срав­нению с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%, что позволило бы кораблям разви­вать скорость 34 узла. Имелись и другие принципиальные измене­ния. На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими крейсерами. Каждый котел располагался в изолирован­ном отсеке. Между передней и задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал следующие результаты: 118536 shp = 32,85 узл при водоизмеще­нии 16570 тонн.

203/55 мм орудия моделей Mk 12 или Mk 15 располагались в трехорудийных башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположе­ния 127 мм универсальных орудий тоже повторяла «Кливленд». В ка­честве легкого зенитного вооружения предполагалось установить 4 х 4 - 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить на 4 х 4 - 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера име­ли 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было разместить только 2 машины.

Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943, по­явилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше). Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планирова­лась установка 28 - 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой руб­ки была снижена на СА-68 - СА-73, но после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.

В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за про­блем на верфях от него отказались, и СА-130 - СА-136 были пост­роены с 2 трубами. Однако СА-122 - СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно пре­восходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон») был достроен после войны как ко­мандный крейсер.

История службы

БАЛТИМОР Этот крейсер вместе с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в соста­ве ОГ 50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1 «Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58 совершает рейд на Трук, а в конце марта - на Палау, Яп и Улити. После этого крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в сопро­вождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне проводятся рейды против Марианских ост­ровов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму, Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945. В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28 ноября 1951 крей­сер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.

БОСТОН Крейсер вошел в состав ОС 58 в январе 1944 и уча­ствовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских ост­ровах. В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с другими крейсерами и эсминцами обстре­лял острова Сатаван. В мае «Бостон» участвовал в рейдах авианос­цев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крей­сер участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинс­ком море. После высадки на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер уча­ствует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Оки­навы. С начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайс­кому побережью, а также в первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на Западное Побере­жье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце вой­ны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил новое обозначение CAG -1. 1 нояб­ря 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.

КАНБЕРРА Корабль был назван так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942. Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38, обеспечи­вавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах про­тив Палау, Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра» участвует в действиях на Мари­анских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу. В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает попадание авиаторпе­ды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода приво­дит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих ма­шинных. Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксиро­вали на Улити, а потом на Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7 боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначе­ние CAG -2 и 15 июня 1956 вошел в строй как ракетный крейсер.

КУИНСИ Переименован 16 октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера. Единственный корабль это­го типа, который большую часть войны прослужил в Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в Анг­лию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Норман­дию. Крейсер был придан Соединению А, поддерживавшему высад­ку на участке «Юта». «Куинси» обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Ку­инси» находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси» вер­нулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсе­ров. Он прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси» заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резер­ва и участвовал в Корейской войне.

ПИТТСБУРГ Крейсер прибыл на Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать поврежденный корабль. В марте - мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой баш­ни. Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ре­монт в Пьюджет Саунд кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.

СЕНТ-ПОЛ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38 успел принять учас­тие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в Корейс­кой и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.

КОЛУМБУС Крейсер не успел принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение CG -12 и был пе­рестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.

ХЕЛЕНА Во Второй Мировой войне крейсер участия не прини­мал, но воевал в Корее. Крейсер получил благодарность президен­та Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4 звездами.

БРЕМЕРТОН С началом Корейской войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.

ФОЛЛ РИВЕР В боях не участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.

МЕЙКОН В боях участия не принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.

ТОЛЕДО Вошел в строй после окончания Второй Мировой вой­ны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ЛОС АНЖЕЛЕС Вошел в строй до окончания войны, но в бое­вых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской вой­не, заслужил 5 боевых звезд.

ЧИКАГО В составе 21 дивизии крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в июле - августе f 945, за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обо­значение CG -11 и перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во Вьетнамской войне.

Мы уже рассказывали о том, как тяжёлые крейсера стали любимым классом для американских моряков Большие 10 000-тонные корабли как нельзя лучше подходили для действий на океанских просторах, где расстояния между базами составляли несколько тысяч миль. Поэтому на новой морской конференции, собравшейся в Лондоне в 1930 году, заокеанские адмиралы дрались за них столь же горячо, как в бою. И в конце концов преуспели: США удалось наконец одолеть «владычицу морей». Пусть хотя в одном классе кораблей, но зато наиболее (как тогда казалось) интересном. Американцы «выбили» для себя право иметь 18 тяжёлых крейсеров, тогда как англичанам разрешалось не более 15, а японцам только 12. Всё это выглядело просто замечательно, но по сути дела Лондонское соглашение зафиксировало создавшуюся в тот момент ситуацию. Соединённые Штаты уже имели в строю или на стапелях 16 единиц, попадавших в «тяжёлую» категорию, причём далеко не все из них вышли удачными и сильными. Семнадцатым стал «Винсенс», строившийся по уже готовому проекту «Нью-Орлеана». В итоге при дальнейшем развитии класса пространства для манёвра оставалось очень и очень немного - всего один корабль. Дальше пришлось бы ждать, пока свой 20-летний срок отслужат первые из «вашингтонцев» и их можно будет заменить на новые.

Понятно, что в такой ситуации конструкторам хотелось вложить в «последнюю надежду» как можно больше. Тем более, что к 1934 году в строю уже находились крейсера всех проектов и можно было подвести некоторые итоги. Перебрав сначала с облегчением корпусов, американцы постепенно добрались до 10 000-тонного лимита и теперь без особого зазрения совести двинулись дальше. На «асториях» предел превысили примерно на 140 т - в сущности, мелочь по сравнению с теми фокусами, которые проделывались в других странах. Поэтому инженерам отдали не слишком, впрочем, афишируемое распоряжение: новый проект можно «утяжелить» еще на пару сотен тонн.

В том же 1934 году состоялась закладка СА-44, названного «Уичита». Проект нового тяжёлого крейсера переработали почти полностью. Очередное приращение в весе стало лишь одним и довольно незначительным отличием от предшественников. Корпус для «Уичиты» взяли от заложенных годом ранее больших лёгких крейсеров типа «Бруклин». Конструкторская мысль совершила полный круг и вернулась к гладкопалубной схеме. Однако вместо довольно значительного изгиба на «Солт-Лейк-Сити» корпус имел теперь высокий борт по всей длине. Это не только гарантировало бесперебойную стрельбу на океанских волнах из задней башни, но и давало возможность выпускать самолёты с катапульт, установленных теперь в самой корме. Американцы сочли такое решение оптимальным, поскольку освобождалось ценное место в средней части корабля, столь необходимое для зенитной артиллерии. Заодно исчез и «домик»-ангар, занимавший немало места на палубе в центральной части корабля. Он перекочевал непосредственно в корпус в корме под катапультой. Крейсер избавился от «сарайчика», не только портившего внешний вид, но и представлявшего собой изрядную цель, угрожавшую опасными пожарами при попаданиях. В итоге общее расположение стало соответствовать законченной и весьма рациональной схеме, которую американцы активно внедряли на всех классах больших кораблей. Пожалуй, её единственным недостатком являлась невозможность вести огонь из задней башни прямо в корму. Дульные газы легко сносили за борт находящиеся прямо на линии огня хрупкие гидросамолёты. Поэтому оставалось либо тщательно прятать их под палубу в ангар и не использовать в бою, либо выпускать при первых признаках появления неприятеля, либо же изворачиваться в сражении так, чтобы противник не оказался в кормовом секторе.

На последнем «лондонском» крейсере удалось наконец полностью решить давнюю проблему слишком близкого расположения стволов восьмидюймовок. Их «растащили» на достаточно большое расстояние и разместили в отдельных люльках. Правда, возникла проблема с размером барбетов, диаметр которых увеличился настолько, что они не помещались в изящные обводы корпуса. Тогда конструкторы исхитрились и придали барбетам форму перевёрнутого конуса, сужавшегося от башни к погребу.

Серьёзному изменению подверглось зенитное вооружение. Уже в ходе постройки командованию флота удалось «продавить» установку новых 127-мм универсальных орудий с длиной ствола 38 калибров - знаменитой пушки, применявшейся с середины 30-х годов на всех кораблях США, от авианосцев до эскортных миноносцев и вспомогательных судов, и сыгравшей большую роль в войне на Тихом океане. «Флотские» хотели иметь сразу спаренные установки, но работы на «Уичите» продвинулись настолько, что пришлось ограничиться одиночными, причём часть из них не имела щитов. И так для балансировки веса пришлось загрузить в трюмы 200 т чугуна в качестве балласта. Этот совершенно бесполезный груз увеличил перегрузку по сравнению с вашингтонским лимитом до 600 т. Впрочем, другие статьи перегрузки имели куда больший смысл. Прежде всего вес пошёл на очередное усиление бронирования. Толщина пояса увеличилась до 152 мм на 16-мм обшивке, барбетов - до 178 мм, а лобовые плиты башен аж до 8 дюймов - 203 мм. Очень солидными вышли и крыши башен, прикрытые 70-мм плитами - толщина, достойная дредноутов времён Первой мировой войны. В итоге «Уичита» встала в почётный ряд наиболее защищённых крейсеров своего времени. Интересным выглядело и решение проблемы живучести механической установки. Три котельных отделения располагались спереди, за ними шли два турбинных, между которыми втиснули четвёртое котельное. Такая «полуэшелонная» схема стала разумным компромиссом между полноценным чередованием машин и котлов и традиционным последовательным.

В целом корабль оказался очень удачным и послужил основой для всех последующих проектов тяжёлых крейсеров США. Однако не обошлось и без накладок. Не удалось «вытянуть» запланированную увеличенную дальность плавания, хотя и достигнутые 8800 миль при 15-узловом ходе можно считать неплохим результатом. Но вот с низкой остойчивостью ничего разумного поделать было нельзя. В результате корабль, сильно перегруженный вооружением и оборудованием, размещёнными на высоком корпусе, имел много меньше резерва для модернизаций по сравнению со своими предшественниками. Так, не удалось заменить одиночные 127-миллиметровки на спаренные, да и традиционные автоматы ближнего боя - «бофорсы» и «эрликоны» - ставились на «Уичиту» с особыми предосторожностями.

Последний договорный тяжёлый крейсер едва успел вступить в строй, как началась Вторая мировая война. Хотя Соединённые Штаты в ней пока не участвовали, адмиралы не могли упустить прекрасную возможность получить новые «игрушки», пользуясь тем, что ограничительные морские соглашения потеряли свой смысл. Последовало решение вернуться к постройке любимого типа - тяжёлых крейсеров. Вполне естественно, что в качестве образца выбрали удачную «Уичиту»; это сберегало немало времени и при разработке, и при постройке новых кораблей. Изначально повтор предполагался почти полным, единственным изменением являлось увеличение ширины корпуса чуть более чем на полметра. Однако снятие ограничений открывало слишком соблазнительные возможности, и конструкторы приступили к перекраиванию «кафтана», который уже никак не был «тришкиным»: чего-чего, а материалов и денег у американцев хватало.

Первым делом усилению подверглось зенитное вооружение. Крейсера получили по двенадцать 127-мм зениток в спаренных установках - вполне линкорная норма. Внушительное число подкреплялось отличным расположением: две башни разместились по диаметральной плоскости и могли стрелять над носовой и кормовой группами артиллерии главного калибра. Впервые проект с самого начала предусматривал размещение многоствольных автоматов - четырёх четырёхствольных 28-мм установок, прозванных в США «чикагскими пианино» (так в годы расцвета бандитского «бизнеса», своеобразной столицей которого стал Чикаго, называли любимое оружие гангстеров - пистолеты-пулемёты Томпсона, способные в несколько секунд нашпиговать свинцом конкурента или не к месту подвернувшегося полицейского). Однако разработка оказалась не слишком удачной, плюс к тому непростой в производстве, и американцы перешли на более мощные и технологичные 40-мм шведские «бофорсы». Против столь своевременных новшеств трудно возразить, однако они вызвали вполне естественный рост водоизмещения, достигшего 13 600 т «стандарта» без топлива и других грузов. «Балтиморы» оказались длиннее «Уичиты» на 20 м и шире почти на два, и это при том, что главный калибр не изменился совсем, а бронирование улучшилось непринципиально. (Главной изюминкой защиты стала действительно толстая 65-миллиметровая палуба.) Размеры и водоизмещение могли бы стать ещё больше, если бы не использование новой котельной установки с очень высокими параметрами пара Турбины мощностью 120 тыс. л.с. питали паром всего четыре сверхмощных котла. Хотя силовая установка оказалась вполне работоспособной и позволяла без особых проблем превысить проектную мощность на 10%, проектных 34 узлов достичь не удалось - из-за непрерывного «распухания» нагрузки. Число 40-мм автоматов росло не по дням, а по часам, их установки занимали все свободные удобные (и не очень) места, утяжеляя корабли. Впрочем, и достигнутые 33 узла выглядели вполне достойно и солидно, как внушительными оказались и сами крейсера. Эшелонное расположение котлов (каждый из четырёх имел собственную «отдельную квартиру») и турбин обеспечивало хорошую живучесть.

184.Тяжёлый крейсер «Балтимор» (США, 1943 г.)

Строился фирмой «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Стандартное водоизмещение - 14 470 т, полное - 17 030 т, максимальная длина - 205,26 м, ширина - 21,59 м, осадка - 7,32 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 120 000 л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 - 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-51 мм, барбеты 178 мм. Вооружение: девять 203/55-мм орудий, двенадцать 127/38-мм зенитных пушек, сорок восемь 40-мм автоматов, 4 гидросамолёта. Всего в 1943 - 1946 гг. построено 14 единиц: «Балтимор», «Бостон», «Канберра», «Куинси», «Питсбург», «Сент-Пол», «Колумбус», «Хелена», «Бремертон», «Фолл-Ривер», «Мейкон», «Толидо», «Лос-Анжелес» и «Чикаго». Реально принимали не более двух гидросамолётов. При вступлении в строй несли дополнительно от двадцати до двадцати восьми 20-мм автоматов. Первыми (в 1969 и 1971 гг. соответственно) исключены из списков «Мейкон», «Фолл-Ривер» и «Балтимор», остальные сданы на слом до конца 70-х годов XX века, за исключением «Чикаго» и «Олбани».

185.Тяжёлый крейсер «Уичита» (США, 1939 г.)

Строился на верфи ВМС в Филадельфии. Стандартное водоизмещение - 10 590 т, полное - 13 015т, максимальная длина - 185,42 м, ширина - 18,82 м, осадка - 7,24 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 ООО л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 - 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-37 мм, барбеты 178 мм. Вооружение: девять 203/55-мм орудий, восемь 127/38-мм зенитных пушек, восемь 12,7-мм пулемётов, 4 гидросамолёта. Во время войны установлено двадцать четыре 40-мм зенитных автомата «бофорс» и восемнадцать 20-мм «эрликонов». Сдан на слом в 1959 году.

186.Тяжёлый крейсер «Орегон Сити» (США, 1946 г.)

Строился фирмой «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Водоизмещение, размерения, механизмы, бронирование и вооружение - как у «Балтимора» В 1946 г. построено 3 единицы: «Орегон Сити», «Олбани» и «Рочестер». Четвёртая и последняя единица серии, «Нортхэмптон», достроен в 1951 г. как корабль управления. «Орегон Сити» исключён из списков в 1970 г., «Рочестер» - в 1974-м, «Нортхэмптон» - в 1977-м. 30.6.1958 «Олбани» поставили на переоборудование в крейсер УРО. 1.11.1958 получил новый бортовой номер СО-10. Введён в строй 3.11.1962. С 1.3.1967 встал на очередную модернизацию, которая продлилась 20 месяцев. 9.11.1968 вновь введён в строй. В 1973 г. выведен в резерв. В мае 1974 г. введён в состав действующего флота и стал флагманом 2-го Флота. С 1976 по 1980 г. флагманский корабль 6-го Флота США. 29.8.1980 исключён из списков флота и вскоре разобран на металл.

Разрастались не только сами корабли, но и заказы на них. Первоначально в июле 1940 года предполагалось заказать 4 единицы, но всего через 2 месяца их число удвоилось. А через 2 года, в августе 1942 года последовал заказ сразу на 16 штук! С учётом гибели многих тяжёлых крейсеров из числа противников в годы войны «парк» американских «тяжеловесов» грозил заполонить собой все океаны. Немного смягчило эту довольно-таки устрашающую картину окончание военных действий: два заложенных в последние дни 1944 года крейсера, «Норфолк» и «Скрэнтон», решили не достраивать.

Однако к тому времени уже развернулась постройка тяжёлых крейсеров усовершенствованного типа. «Орегон Сити» внешне отличался от предшественников одной широкой трубой вместо двух «балтиморовских». Внутри же изменения сводились к минимуму. Хотя водоизмещение в очередной раз подросло, дополнительные тонны на сей раз пошли на увеличение остойчивости и мореходности. Более просторный корпус и изначальная ориентация на усиленное зенитное вооружение немало поспособствовали дальнейшим улучшениям и модернизациям. В то время как представители довоенных типов к концу войны всё глубже и глубже оседали в воду, потяжелев на несколько сотен (где-то даже и тысяч) тонн, последняя серия ограничилась перегрузкой - как минимум вдвое меньшей, чем у всех остальных.

Первый из «орегонов» заложили в марте 1944 года, и к моменту спуска его на воду стало понятно, что ни один из них не успеет повоевать. Так и случилось: головной крейсер вошёл в строй только в феврале 1946 года, за ним последовали ещё два, а четвёртый, «Нортгемптон», достраивали уже совсем не спеша. Флаг на нём подняли в марте 1953 года, уже в условиях новых реальностей следующей войны - «холодной». Две последние единицы разобрали на стапелях, установив тем самым своеобразную справедливость по отношению к «прародителям» - «балтиморам», серию которых также урезали на два корабля.

Любопытно, что львиная доля заказов на «американские тяжеловесы» досталась верфи, принадлежавшей металлургическому гиганту - «Вифлеемской сталелитейной компании» («Бетлехем стил корпорейшн»). Только 4 единицы заказали известной специализированной судостроительной фирме из Нью-Йорка, а государственный арсенал в Филадельфии ограничился постройкой всего лишь пары кораблей.

Впрочем, вне зависимости от ухищрений конструкторов и мощи судостроительной промышленности прекрасные качества американских тяжёлых крейсеров военной постройки оказались не слишком востребованными. В соревновании со временем победило, конечно же, время. В боевых действиях приняли участие всего 7 единиц, причём пострелять по противнику главным калибром им практически не удалось. «Балтимор», «Бостон» и «Канберра» вошли в состав авианосных соединений, и им пришлось отражать отчаянные атаки японских самолётов, как камикадзе, так и традиционных пикировщиков и торпедоносцев. Один из последних в октябре 1944 года около Тайваня сумел всадить торпеду в самую середину корпуса «Канберры». Несмотря на все ухищрения конструкторов, крейсер принял 4,5 тыс. т. воды и потерял ход. Только полное господство на море позволило американцам отбуксировать его через пол-океана. Его собрат «Куинси» оказался на европейском театре военных действий, став там единственным представителем самых современных американских крейсеров. Его снаряды громили немецкие позиции и при высадке в Нормандии, и в операциях в Южной Франции. Несколько конфузной оказалась карьера «Питтсбурга», проплававшего всего 4 месяца до того, как в июне 1945 года он вместе со своим соединением попал в сильнейший тайфун. Хвалёная прочная конструкция не выдержала ударов стихии: из урагана корабль вышел без носовой оконечности, оторванной по переднюю башню. Надо сказать, что такая внешне впечатляющая потеря не помешала крейсеру дойти до базы своим ходом, а восстановление статус-кво заняло в три раза меньше времени, чем ремонт «Канберры».

Все «вояки» сразу после войны, в 1946 - 1947 годах отправились в резерв. Обидно, но всё же им хотя бы удалось пострелять и прослужить три года. Куда как обиднее было становиться к стенке в законсервированном виде их коллегам, только что вошедшим в строй. Правда, вскоре разгорелась «забытая война» в Корее, когда американцы пустили в дело большинство «хорошо выстоянных» единиц. Ввиду полного отсутствия противника на море, им пришлось в основном стрелять по береговым целям. Остальная служба «балтиморов» и «орегонов» протекала в годы бескровной «холодной войны», и после положенных 20 лет, с середины 70-х годов прошлого века они один за другим чинно последовали на разделку.

К тому времени их прародитель, «Уичита», уже полтора десятилетия как прекратил своё существование. Крейсер прошёл через всю войну, с 1941 года по 1945-й, и побывал во всех уголках Европы, от арктических норвежских вод, где он сопровождал конвои с поставками по ленд-лизу, до побережья Марокко, поучаствовав в высадке союзников в Касабланке. Посланный затем на Тихий океан, «Уичита» и там «обследовал» все уголки огромного морского театра. На севере его снаряды перепахивали остров Кыска, с которого был благополучно эвакуирован японский гарнизон ещё до того, как им занялись американские линкоры и крейсера. На юге его восьмидюймовки поддерживали почти бескровные высадки в Голландской Ост-Индии 13 октября 1944 года «предок» оказал существенную помощь своему «потомку», взяв на буксир тяжело повреждённую «Канберру». А в конце октября в сражении в заливе Лейте артиллерию удалось применить и против неприятельских кораблей, хотя цели представляли собой совершенно «хромых уток». В компании с коллегами «Уичита» прикончил тяжело повреждённый лёгкий авианосец «Тиёда» и пытавшийся прикрыть его эсминец «Хацуюки». Однако предшествующее упражнение по трёхдневной буксировке отяжелевшей «Канберры» неблаготворно сказалось на турбинах, и хорошо повоевавший крейсер отправился на ремонт в США. Впрочем, он успел вернуться к захвату Окинавы и другим операциям заключительного периода войны, получив 13 «звездочек» - боевых отличий - и отправился на заслуженный отдых вместе с остальными, в 1947 году. Окончательно же судьба ветерана решилась в конце 50-х, когда его предполагалось переоборудовать в ракетный корабль. Но после обследования много проплававшего корпуса специалисты решили, что игра не стоит свеч, благо «в простое» находилось немало куда как более новых крейсеров, и в августе 1959 года «Уичита» проследовала на завод для разборки на металл.

Построенные в большом количестве американские тяжёлые крейсера повторили судьбу ещё более многочисленных «гладкопалубных» эсминцев, вступивших в строй после Первой мировой войны, затем существовавших мирно и без особой пользы. Но если на долю доживших «флэш декеров» всё же выпало участие в другой мировой войне, то «балтиморы» обошлись без этого - на общее счастье. Поскольку основным противником для них вполне могли бы стать наши крейсера: Советский Союз быстро занял второе место в мире среди морских держав и первое - среди потенциальных врагов заокеанской супердержавы. И угроза эта (во многом выдуманная в самих США) подхлестнула продолжить гонку вооружений, приведя к созданию ещё более совершенного типа артиллерийских кораблей крейсерского класса. Но об этом - в следующих выпусках.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Статьи по теме: