Что означало скандинавское слово гардарика. Русь-Гардарики-Рутения – «Страна плетней. Купольные дома гребнёва

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.

Вот она - Гардарика - ни Градорика, ни Городорика. См. карту.

Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.


А Хольмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую "Шлафе-Славе". А вообще-то это та самая Гардарике - страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски "гарда". Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть. У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется "гарда" и "гард". Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь - факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, - тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.

Адам Бременский:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов

и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ

СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…

Славянских народов существует много.

Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.

Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты,

которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город

Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город

которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны

от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской

епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и

РАТАРИ - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются

вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые

живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ

РАТАРИ, живущие в центре…

Их город - ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) - седалище

идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из

которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура.

Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером,

через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него

разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения

оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».

«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)

В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой

(Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,

получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее

крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена

ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и

Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее - по Средней Лабе. На юге региона, в

междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.

Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.

В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён

сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались

постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах

племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) –

центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических

племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле

ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в

условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с

соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь

в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей

ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.

Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города –

Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами

Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу,

ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем,

поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по

Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть

веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на

княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения.

Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной,

как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя

звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно

связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк

(ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» - вполне подходящее имя

для князя - помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной

Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».

И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в

восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если

рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а

главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же

последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную

связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с

западными "балтийскими славянами" - так называется вся совокупность

полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и

называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может

превосходными моряками они стали ещё там - на балтийском Поморье? Такие

гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX

века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)

У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.

Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая

поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах,

расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же

славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали

роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными

изображениями богов из металла, камня и дерева.

Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на

острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но

и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом

острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство

славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы - через Балтику, Неву,

Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в

последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего

транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).

В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста.

Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел

девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.

История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они

постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были

грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. –

походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования

Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный

немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии

Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г.

разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли

за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор

находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского -

из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика –

будущая Екатерина Вторая.

В XI - нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,

славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против

полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский

Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и

славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими

и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные

бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с

теми соседями, которые приняли христианство давно.

Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была

завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем

Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти

небольшой городок – нынешний Берлин.

Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский

«натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но

поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян,

принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг:

христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но,

не приняв крещения, остались без помощи братских народов.

И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало

славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а

копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому

Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но

и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.

Андрей ПОЛЯЕВ

P.S. Специально для украинских товарищей я нашёл родину укров. Всё очень просто.

Это Укермарк на севере Бранденбурга, на границе с Померанией - родиной русов/ругов.


Для древних народов Европы и Азии Россия была настолько велика и необъятна, что многие принимали ее за несколько разных государств. Сарматия, Гардарики, Ас-Славия – это далеко не все названия, которыми другие народы наделяли эту страну.

1. Гиперборея



Гипербореей в древнегреческой мифологии называется некая легендарная северная страна. Некоторые историки склонны утверждать, что она находилась на Северном Урале, в Карелии или на Таймырском полуострове. На некоторых средневековых картах именно эта часть России именовалась как Гиперборея .

2. Гардарики



Древние скандинавы называли территорию нынешней России Гардарики . С исландского «гардарики» переводится как «страна городов». Изначально варяги называли Великий Новгород столицей Гардарики, а затем это значение распространилось и на южные земли Руси. Кстати скандинавское «гард», преобразовалось в славянское «град», который затем стал «городом».

3. Сарматия



Границы Сарматии простирались от Черного моря и Сарматских гор (Карпаты) до Урала. Это название упоминается в I веке до н. э. Немного позже Птолемей подробно опишет Азиатскую и Европейскую Сарматию. Михаил Ломоносов являлся ярым сторонником теории, что истоки российского государства необходимо искать именно в Сарматии.

4. Великая Швеция



До начала монгольского нашествия скандинавские деятели называли Русь Великой Швецией. Снорри Стурлуссон, политический деятель Исландии, в начале XIII века описывал нынешнюю территорию России как «Свитьод». В одном из сборников саг Русь описывается так: «К северу от Черного моря простирается Свитьод Большая или Холодная. Северная часть Свитьод не заселена из-за морозов. В Свитьод много больших херадив (городов). Там также много разных народов и много языков. Там есть великаны и карлики, там есть много разных удивительных народов…»

5. Ас-Славия



Ас-Славией называли один из трех центров Руси арабы в X веке. Столицей Ас-Славии географы Эль-Фарси и Ибн-Хаукаль считали город Салау (Словенск), который находился недалеко от Великого Новгорода. Другие два центра Древней Руси в представлении арабов были Артания и Куява. Если о месторасположении первой до сих пор историки не пришли к единому мнению, то Куява – это была Киевская земля.

6. Московия

Казалось бы, благозвучное «Московия» произошло от названия столицы. Но некоторые историки утверждают, что это название восходит к имени Мосоха или Мешеха, внука ветхозаветного Ноя и основателя народа «московитов». В поддержку этой теории приводится «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», изданное в 1674 году в Киево-Печерской Лавре. Для западной Европы, Московия была нейтральным синонимом к слову Руссия или Рутения. Негативный оттенок это понятие стало приобретать из-за Речи Посполитой, которая не принимала притязаний княжества Московского на некоторые земли.
Узнавать о существовании древних стран помогают не только летописи, но и сказки, и легенды. Эти

ЛЕГЕНДА О ГАРДАРИКЕ.

Былины и сказания о Русской земле самым тесным образом связаны с другой не менее знаменитой легендой о стране Гардарике. Так в скандинавских странах было принято называть Русскую землю.
Гардарика (исл. Garðaríka или Garðavelda, швед. Gårdarike) - древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. Термин исходно без значительных оснований переводился как «страна городов», подразумевая Новгородскую землю. С середины XX века в западной исторической науке сформировалось мнение, что топоним означал цепочку древнескандинавских крепостей от Любицы и Ладоги вдоль реки Волхов.
Слово сформировано по модели X+ríki (государство, страна), служившей для обозначения государства. В основе топонима лежит корень garđ- (родственный индоевропейскому gard-), имеющий значение 1) «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)» . Здесь «город» в смысле «крепость, укрепление». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики.
Топоним Гардарика впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг записи первой трети XIII в. По мнению Ф. А. Брауна, форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X-XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальд.
Если судить по приведённым выше энциклопедическим трактовкам понятия Гардарика, то мы имеем дело с весьма лестным эпитетом древней Руси, который был дарован ей скандинавскими викингами. А если учесть тот факт, что в Западной Европе весьма трудно отыскать более-менее значимый город, который бы не подвергся нападению викингов, то данный эпитет приобретает совершенно фантастическую окраску. Оказывается, что для этих «морских королей», хорошо известных от Португалии до Византии, только одно государство могло именоваться страной городов, как будто все остальные были странами деревень и сёл.
Пытаясь хоть как-то объяснить этот пассаж, многие исследователи слепо декларируют, что «В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов. В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских города, но учёные считают, что их было значительно больше». (newciv.relarn.ru/work/2-09/All of all/str_18.htm)
Конечно, 24 города для средневековой Европы цифра не маленькая, но если её экстраполировать на просторы Русской равнины, то она неминуемо превратится в насмешку, над реальной действительностью. Назвать Киевскую Русь страной городов, это значит не знать о ней ничего конкретного. Однако о викингах этого не скажешь. На протяжении всей своей истории, они были самой больной «язвой» для всех народов ойкумены, за исключением Руси. Более того, многими своими военно-политическими успехами Древняя Русь, прямо или косвенно была обязана викингам и варягам, которые издревле, состояли на службе в княжеских дружинах. Более того, они свято дорожили своей русской родословной, которая уходила в незапамятные времена к берегам Дона-батюшки. И быть может по этой причине, они всегда были самыми верными помощниками в сохранении мира и спокойствия на этой святой земле Богов.
Как бы там не было, но имя Гардарика в отношении Руси, применялось викингами, отнюдь не из-за обилия больших и малых городов подвластных Киеву, а по несколько иным причинам. Для того, чтобы разобраться с ними, нам нужно вернуться во времена Русского каганата, когда к началу IX века, берега Дона и Донца, буквально были усеяны величественными белокаменными замками. Ни одна страна мира не знала в те времена такого строительного бума, когда за сравнительно короткий период было бы возведено такое огромное количество крепостей, городов и замков, на строительство каждого из которых расходовались десятки тысяч кубометров строительных материалов. И всё это на фоне безудержного развития производственных отношений на базе самых высоких технологий того времени, среди которых следует выделить не только уникальнейшие технологии гончарного производства, но главным образом достижения в области металлургии. По легенде, знаменитые дамасские мечи, на самом деле производились в многочисленных металлургических центрах Русской земли. Во всяком случае, в Дамаске секрет их производства никто толком не знал, а вот при раскопках донских городов, очень часто находят заготовки для их производства. Иногда в огромных количествах.
Не менее впечатляюще выглядят успехи в области сельского хозяйства, где особо следует выделить такую отрасль как виноградарство. Всё это наряду с активной торговлей и военной мощью, способствовало тому, что донские росы имели не только шёлковую одежду недоступную для очень зажиточных людей других государств, но и престижное жильё, зачастую из обожженного кирпича и под черепичными крышами. На Кобяковском городище фрагменты этих жилищ можно было наблюдать ещё в начале ХХ века. Что же касается крепостей и замков, то они как правило возводились из белоснежных меловых блоков, реже из известняка, песчаника, сырцового и обожжённого кирпича. Высота крепостных стен, иногда превышала 10 метров, а высота башен 15. Постоянное совершенствование технологий строительства, привело к появлению настоящих шедевров фортификационного искусства, каковым является знаменитый Правобережный Цимлянский замок.

Правобережная Цимлянская крепость. Реконструкция на основе раскопок и плана 1743 г.
Акварель Олега Фёдорова.

Из каменных блоков которого впоследствии отстраивался Старочеркасск. Однако верхом строительных амбиций следует считать, таинственную Семикаракорскую крепость.
«В трудах по археологии Семикаракорская крепость упоминалась редко из-за неизвестно откуда взявшегося мнения о полном уничтожении её при распашке уже в XX веке. Что же касается историков, в том числе зарубежных, то они вообще не упоминают её в своих многочисленных реконструкциях истории каганата. Возможно, что большинство из них просто не знали и не знают о её существовании.
Раскопки 1971-1974 годов, начатые с большим риском не найти ничего, кроме жалких развалин, привели к открытию едва ли не самой лучшей по сохранности крепости каганата в степной зоне. Построенная по системе «квадрат в квадрате», она состояла из собственно крепости размером 215 х 200 м и расположенной внутри цитадели 85 х 80 м. Но удивили не столько размеры, сколько строительный материал: сырцовый кирпич, причём чрезвычайно высокого качества. Специфичен его формат: 25 х 25 х 5 см. Крепостные стены сохранились на высоту до метра, а донжон, встроенный в одну из стен, - до двух метров (!). При толщине стен около 2 м, их высота могла достигать 5-6 м. Первоначально предполагалось, что внутри крепости следует также ожидать построек из сырцового кирпича, но по мере продолжения работ выяснилось, что там находится сплошной массив руинированных зданий из обожжённого кирпича. Именно потому возникло предположение, что крепость предназначалась для каганов: ведь только у них была привилегия жить в кирпичных зданиях, о чём писали средневековые историографы.
Крепость и цитадель с общей протяженностью шестиметровых стен почти в километр – это и есть «визитная карточка» каганата, которому по силам и по средствам было строительство такого размаха. Можно посчитать объём выполненных работ. На стены крепости и цитадели ушло не менее 2 млн. штук сырцового кирпича (по другим подсчётам не менее 3,5 млн. шт. – А.Л.). Кроме того, минимум несколько десятков (с учётом панциря стен, несколько сотен тыс. шт. – А.Л.) тысяч кирпичей были обожжены для строительства зданий внутри цитадели. Одним из самых трудоёмких процессов была копка глины для кирпичей и подвоз песка. Суммарный объём стен крепости составлял около 9 тыс. кубометров. Прибавив башню на северной стене, донжон, привратные сооружения и вероятные потери при транспортировке и в ходе производства, мы получим около 10 (20!, - А.Л.) тыс. кубометров готового кирпича вместе со связующим раствором. Именно такой массив глины и песка должен был добыт, доставлен и переработан. А ведь к этому надо добавить доставку сотен тонн воды для раствора. Большой проблемой было уберечь заготовленные кирпичи от дождя, для чего, вероятнее всего, использовали камышовые покрытия. Прибавим заготовку камыша. Прибавим содержание лошадей и быков, необходимых для замеса раствора. В процессе самой сушки кирпичи необходимо было неоднократно переворачивать для равномерного испарения влаги, чтобы избежать деформации и появления трещин. Наконец для обжига требовалось сооружение печей, заготовка топлива. Итак, в условиях донского климата, когда зимние морозы не позволяли вести формовку кирпича, на всю эту работу потребовалось не менее двух лет.
На этом примере видно, что сооружение крепости требует не только производственных навыков, но, что не менее важно, умения организовывать всё дело. Соответственно, должно воспринимать крепость не только как археологический памятник фортификации, но памятник строительного дела. Может быть, преимущественно в последнем качестве.
Раскопки Семикаракорской завершились в 1974 г. и с тех пор не возобновляются, а раскопанное было укрыто землёю, проще говоря, закопано. Причина та же, что и на Маяцкой. Продолжать раскопки Семкаракорской крепости, не проведя консервацию, - значит утратить её. Стены, оставленные под открытым небом, быстро разрушатся. Для разработки методов консервации сырцовых кирпичей требуются длительные и дорогостоящие эксперименты. Но и законсервированные стены должны быть укрыты в павильонах. О том, что государство будет финансировать эти работы, не стоит даже думать.
К большому счастью, сегодня сама крепость и окружающая её территория пока не пробудили аппетит потенциальных землевладельцев. Однако обольщаться не стоит, так как это благоденствие может окончиться в любой момент: ведь на уникальный памятник даже нет Охранного обязательства». (Флёров)
Из всего приведённого выше, можно заключить, что в раннем средневековье на берегах Дона и Донца, располагалась, самая что ни на есть страна городов – Гардарика. Вернее будет сказать страна крепостей и замков, как то следует из дословного перевода этого скандинавского термина. Остаётся только засвидетельствовать наше предположение письменными источниками. В качестве первого свидетеля привлечём Книгу Велеса, в которой говорится о том, что Русколань располагала 300 городов сильных. Примерно такое же количество, основанных на данных археологии, приведено и в книге Е. Галкиной, «Тайны Русского каганата». Однако данная цифра не является предельной. Совершенно фантастические результаты даёт нам, так называемый «Баварский географ».
Баварский Географ (или Восточнофранкская таблица племён) - список народов и племён, преимущественно славянского происхождения, населявших в IX веке области восточнее Франкского государства.
Документ на двух листах был обнаружен в 1722 году в Баварской государственной библиотеке (Мюнхен), где и хранится в настоящее время. Это приписка в конце рукописи, содержащей трактат о геометрии Боэция. Баварский герцог приобрёл его в 1571 году вместе с архивом антиквара Германа Шеделя (1410-1485). В научный оборот его ввёл французский посол в Мюнхене граф дю Бюа, опубликовавший в середине XVIII века перевод памятника на французский язык. Название «Баварский Географ» дал документу польский писатель и учёный Ян Потоцкий в 1796. Это название связано с местом находки; по происхождению памятник, скорее всего, связан не с Баварией, а со Швабией (см. ниже). В российской историографии «Баварский географ» был впервые использован Н. М. Карамзиным (по переводу дю Бюа).
Особенность этого географического трактата такова, что близлежащие к автору народы и государства имеют максимум несколько десятков городов.
(список взят у Петра Золина)

(3) Линоны (Linaa) – народ, который имеет 7 городов.
(4-6) Неподалеку от них сидят те, которые зовутся бетеничи (Bethenici), смельдинги (Smeldingon) и моричане (Morizani), которые имеют 11 городов.
(7) Рядом с ними сидят те, которые зовутся гефельды (Hehfeldi, гевеллеры; гаволяне) и которые имеют 8 городов.
(8) Рядом с ними лежит область, которая зовётся Сорбы (Surbi); в области многочисленный народ, имеющий 50 городов.
(9) Рядом с ними – те, которые зовутся таламинцы (Talaminzi, долемницы; доленчане) и которые имеют 13 городов.
(10) Бегеймары (Beheimare, богемцы - чехи), у которых 15 городов.
(11) Марарии (Marharii, моравы) имеют 40 городов.
(12) Вулгарии (Uulgarii, болгары, венгры?) – огромная область и многочисленный народ – имеют всего 5 городов, так как большинство народа проживает вне их, а следовательно не имеет надобности в городах.
(13) Есть народ, который зовётся мереханы (Merehanos); у него – 30 городов. Указывают напротив болгар, на другом берегу Дуная.

Однако по мере продвижения на восток, порядок цифр постоянно растёт, и уже после Днестра приобретает просто немыслимые размеры.

(18)Глопяне (Glopeani), у которых 400 или чуть более городов.
(19) Журяне (Zuireani) имеют 325 городов.
(20) Бужане (Busani) имеют 231 город.
(21) Ситтичи (Sittici) – область, в которой народу и укреплённых городов без счёта.
(22) Стадичи (Stadici), в которой 516 городов и народу без счёта.
(23) Себбироси (Sebbirozi) имеют 90 городов.
(24) Унлицы (Unlizi, уличи?) – многочисленный народ, 418 городов.
(25) Неруяне (Neriuani) имеют 78 городов.
(26) Аттороси (Attorozi) имеют 148 городов, народ наиболее необузданный.
(27) Эптарадичи (Eptaradici) имеют 243 города.
(28) Увилеросии (Uuilerozii) имеют 180 городов.
(29) Заброси (Zabrozi) имеют 212 городов.
(30) Знеталичи (Znetalici) имеют 74 города.
(31) Атурезане (Aturezani) имеют 104 города.
(32) Хозироси (Chozirozi) имеют 250 городов.
(33) Лендичи (Lendizi) имеют 98 городов.
(34) Тафнечи (Thafnezi) имеют 257 городов.
(35) Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род (вероятнее всего, северяне: П. З.).
«Чего наш любимый официоз не любит, так это упоминание десятков и сотен раннесредневековых городов (понятно – городищ с округой селений, погостов) у славянских народов в середине 9 века. Да еще на землях округи Руси…
Отношения между этими локальными образованиями были явно процессом внутренней дипломатии народов в период, когда по мере христианизации Великая Скифия превращалась в Великую Русь. Да и вот история многих средневековых городов Руси, происходивших нередко от раннесредневековых и античных городищ, отмечена источником достаточно объективно. Поэтому источник долгое время особого внимания и не привлекал. Тысячи городов на Руси и в округе к середине 9 века. Подумать только?!» (Пётр Золин)
Подумать можно. Поверить сложно. Однако как мы уже не раз убеждались, любой миф несёт в себе хотя бы крупицу реального положения дел. А они таковы, что несмотря на фантастическое число городов располагавшихся и прилегавших к Русскому каганату (дословно Русской империи), не вызывает сомнения их значительное превосходство по отношению к странам Западной Европы. По сути дела мы имеем перед собой прямое письменное свидетельство, о том, что конкретно подразумевали жители Западной Европы когда именовали Русь страной городов (крепостей и замков).
Русколань…
Напомним, что «Баварский географ» описывает события имевшие место задолго до Киевской Руси с её 24 городами. Кроме этого, особо стоит отметить тот факт, что в этнонимах народов Гардарики очень часто встречается корень rozi (росы), что напрямую свидетельствует о том, что мы имеем дело с Русской землёй. Наряду с этим обращает на себя внимание, замечание о том, что «Zeriuani (северяне), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род», полностью подтверждает наше предположение, что изначально политический центр Русской земли находился в земле северян, откуда Донец и стал называться Северским, и где мы наблюдаем наибольшее скопление городов и поселений салтово-маяцкой археологической культуры, соответствующей Русскому каганату и былинной Русской земле.
Как кажется нам удалось раскрыть тайну легендарной Гардарики, мифы и предания о которой на самом деле оказались весьма близки к реальной действительности, имевшей место в раннем средневековье, на территории Русской земли.

ЛЕГЕНДА О РЮРИКЕ.

Легенды, мифы, были и предания, какими разными они бывают. Каким немыслимым образом преломляются в них время и пространство. Как неузнаваемо меняются характеры и судьбы прототипов мифических героев. Как неуловимы намёки. Как фантастично иносказание. В какой гордиев узел завязывается внешне простенький сюжет.
Много лет назад, довелось мне услышать не миф, не легенду, а что-то вроде присказки, о том, что «князь Рюрик де был из донских казаков» и подобно Стеньке Разину буянил на море Чёрном, да на море Каспийском, пока не был приглашён на Новгородский стол.
Впрочем присказок подобных этой можно привести великое множество. Вот только найти в них крупицу истины не представляется возможным. Ведь речь в них идёт не о мифических персонажах, а о исторических личностях, чья судьба довольно таки хорошо отображена в письменных источниках. И хотя многие российские историки, всеми силами стремятся представить Рюрика полумифическим героем, на самом деле он абсолютно реальный человек, о котором сохранилось письменных свидетельств ничуть не меньше чем о его потомках.

Если обобщить и усреднить все имеющиеся данные, то в лице Рюрика мы получим выдающегося представителя народа ободритов, к числу которых принадлежали легендарные «славянские морские разбойники», из племени вагров, варягов русских летописей. Государство западных ободритов в раннем средневековье носило название Вандалия или Словения. И тот и другой топоним восходят к Ильменским словенам, которые, примерно в VI-VII веке н.э. заселили балтийское побережье между Эльбой (Лабой) и Рейном. То что это было так, а никак иначе, красноречиво свидельствуют данные археологии, которая не видит принципиального различия в материальных культурах словен и ободритов (Мекленбурга и Новгорода).
Однако в VIII-IX в.в. земли Словении, стали подвергаться всё нарастающему давлению со стороны государства франков. В первой половине IX века это давление закончилось оккупацией значительной части Словении, в том числе и родовых имений семьи Рюрика, что и предопределило его дальнейшую судьбу, как одного из самых выдающихся представителей «славянских морских разбойников», вагров-варягов.
К моменту его призвания на княжение в земли Словении Ильменской, он уже был одной из самых известных личностей Западной Европы, снискавший себе славу в великих победах на территории, Германии, Дании, Англии, Франции, Португалии, Испании и т.д. его несокрушимые флотилии видели жители Гамбурга и Хёдебю, Парижа и Орлеана, Лондона и Лиссабона, Севильи и Ла-Коруньи. Всё это, однозначно свидетельствует о том, что присказка о том, что Рюрик был донским казаком, родилась скуки ради. Хотя..?! Это как посмотреть.
Лев Толстой, говорил, что казаки создали Россию, вкладывая в эти слова лишь зримую часть Российской истории. Но если мы оценим ту часть которая пока что скрыта от нас, то это высказывание станет пророческим. А коль так, то мы имеем реальную перспективу в поисках нитей связывающих Рюрика с Доном и казачеством.
Во-первых, хочется вернуться к древнерусским летописям и сказаниям в которых отчётливо прослеживается процесс движения древних предков славян, от берегов Дона и Чёрного моря на север в земли Ильменьские, под предводительством Словена и Руса. В дальнейшем один из потомков Словена, по имени Вандал покорил все западные страны, и поставил там править своих подданных. Исследуя этот вектор развития миграционных процессов в первых веках нашей эры нетрудно убедиться в том, что берега Балтики были заселены выходцами из южнорусских степей, что и нашло своё непосредственное отображение в Скандинавских сагах. Что касается вагров и викингов, то они являясь по сути военным сословием своих народов, максимально сближаются с казаками не только по происхождению, но и по социальному статусу и поведению. Недаром же Г.Вернадский утверждал, что движение викингов (морских королей), а вместе с ними и вагров (славянских морских разбойников), зародилось на Дону, что указывает на прямую генетическую связь, казаков и вагров. А если это так, то Рюрика, с некоторыми оговорками, вполне можно причислить к казачьему роду. Любопытно, что внешность его внука в точности соответствовала внешности сечевых казаков.
Во-вторых, и это очень важно, вагры Рюрика пришли в словенские земли, под именем русь, что автоматически ставило знак тождества между ними и обитателями Русской земли в Подонье. Принадлежность к руси обеспечивала легитимность правления Рюрика и законность его притязаний не только на Ладогу, но и на Киев, которому после погибели Русской земли перешло звание «матери городов Русских».
В-третьих, мы видим весьма доверительные отношения между Рюриком и Вещим Олегом, который символизировал собой остатки элиты Русского каганата. Эти отношения были настолько близкими, что Рюрик спокойно мог на несколько лет покидать Новгород и уезжать в ободритский Старгород, для урегулировагния спорных вопросов в своих западных владениях. При этом доверяя Олегу, ещё и воспитание своего сына.
В-четвёртых, мы знаем о том, что у Рюрика были прямые родственные связи со Словенской элитой, к числу которой принадлежал его дед Гостомысл. В этой связи любопытно исследование В. Вареника, который убедительно показал на наличие прочных этнических и культурных связей между новгородцами и донскими казаками.
В-пятых, в арабской традиции, в частности у ал-Хараки, в его книге «Предел постижения относительно разделения небесных сфер», Меотида называется Варяжским морем. У других авторов, в частности у ал-Масуди, встречаются отождествления варяжского моря – Балтики, с Меотидой, что самым красноречивым образом свидетельствует о наличии прочных связей между Меотидой и Балтикой.
Мы могли бы ещё долго перечислять нити связывавшие Рюрика с Доном и казаками, вплоть до легенд, о его родословной от Римских цезарей, к числу которых принадлежал донской казачий атаман Одоакр, и о родстве с литвой (литванами), которые были выходцами с донских берегов, и на протяжении многих столетий хранили имя русь, а их князья задолго до московских именовались князьями «всея Руси». Но как кажется и без того ясно, что назвав Рюрика казаком, мы немногим прегрешим перед истиной. А может быть и не прегрешим, а назовём реалии того времени их настоящими именами. Единственное, чего мы по все видимости сделать не сможем, так это, привязать дела и подвиги Рюрика к донским берегам. Хотя и в этом направлении есть, некоторые зацепки.

(по материалам неизданной книги "Были и мифы Донской старины")

Известное в Северной Европе в Средние века , в том числе в скандинавских сагах . Термин можно перевести как «страна городов» .

Этимология

Слово сформировано по модели X+ríki (государство, страна), служившей для обозначения государства. В основе топонима лежит корень garð- (родственный индоевропейскому gard- ), имеющий значение 1) «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)» Здесь «город» в смысле «крепость , укрепленное поселение». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики .

Хронология

Гардарики - более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним Garðar (не следует путать его с Garðr - сокращённой формы от обозначения Константинополя , или Miklagarðr ), применявшийся с X века .

Топоним Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в . Также он нашёл отражение в сводах королевских саг, датируемых первой третью XIII века, впервые в «Саге о Хервёр » в рассказе о легендарных датских королях VII века . По мнению Ф. А. Брауна , форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII века). До этого времени (в X–XII веках) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garðar . Так Русь представлена в скальдических стихах IX–XII веках, а также в рунических надписях на камнях. [ ]

В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики называются Хольмгард (Holmgarðr ), Кэнугард (Kœnugarðr ) и Палтескья (Pallteskja ) , а также Альдейгьюборг (Aldeigjuborg), Смалескья (Smaleskja), Сурсдалар (Súrsdalar), Морамар (Móramar) и Радстофа (Ráðstofa).

Легендарные конунги Гардарики

См. также

Примечания

  1. Первоначальным обозначением Руси (или её северной части) в шведских, норвежских и исландских источниках, включая рунические надписи, поэзию скальдов и саги, являлся топоним Garðar. Впервые встречается в висе Халльфреда Трудного скальда (996 год). В основе топонима лежит корень garð- с широким спектром значений. - ДРСЗИ, 1999, С. 464-465.
  2. Поспелов Е. М. Названия городов и сёл . - М.: Наука , 1996. - С. 32.
  3. Sagas of the Icelanders [ ]
  4. «Вся жe Русь стала называться Gardariki - „страна гардов“ (= городов). На ранних этапах своeй истории Рюриково городищe (дрeвнeйший Новгород русских лeтописeй IX-X вв.) являлось рeзидeнциeй князeй - Рюрика, Олeга, откуда в 882 г.», Anders Hedman, Анатолий Николаевич Кирпичников. Викинги и Славяне. 1998.

Страна городов это условное название территории на Южном Урале, в пределах которой были найдены древние города синташтской культуры эпохи средней бронзы (2000 лет до нашей эры), одной культуры. Содержание 1 Описание 2 Уникальность … Википедия

- «Страна без глупостей» (полное самоназвание Открытый национальный проект российских блогеров «Страна без глупостей») общественный проект, основанный российским блоггером Дмитрием Терновским 22 сентября 2010 года, направленный на… … Википедия

Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Данная статья посвящена доисторической эпохе современной Страны Басков в широком географическом смысле. Доисторической эпохе более крупных регионов, в состав которых входила или входит Страна Басков, посвящены статьи франко кантабрийский регион,… … Википедия

Всероссийский конкурс Моя страна моя Россия … Википедия

Рейтинг городов с самым высоким качеством жизни рейтинг городов, ранжированный по уровню жизни. Примерами являются рейтинг международной консалтинговой компании в сфере человеческих ресурсов Mercer, а также рейтинг журнала The Economist.… … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Предоставляет сравнительную оценку зданий, превышающий определённый порог высоты, в отличие от списка городов с наибольшим числом высотных зданий (англ.)русск., в котором используется планка в 35 м. Содержание … Википедия

Показывает распределение городов миллионеров по странам. Первым городом, достигшим населения 1 миллион человек, был Рим примерно на рубеже нашей эры, однако к V VI векам население Рима значительно уменьшилось. Близкую к миллионной численность… … Википедия

Ниже приведён список городов Европы с населением более миллиона человек. Список составлен по алфавиту (стран). Столицы выделены полужирным шрифтом. Город Страна Население города Население страны Вена … Википедия

Книги

  • Италия: страна городов, страна ренессанса (CDpc) , . Самые первые и самые известные страницы истории Возрождения повествуют о землях Италии. Здесь были заложены основы общеевропейской культуры Ренессанса. Знаменитые города Италии - Флоренция,…
  • Памятники Отечества. Вся Россия. Страна городов , . Памятники Отечества. Вся Россия. Страна городов…
Статьи по теме: