Последние изменения в фз об аудиторской деятельности. Вносятся изменения в закон об аудиторской деятельности Актуальная полезная информация - бесплатно

Обязательный аудит 2019 и полезные дополнения к нему

Критерии обязательного аудита

Обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год обязаны провести компании, соответствующие следующим критериям:

  • юридические лица, в том числе ООО, выручка которых в 2017 году превысила 400 млн руб. в год или активы их баланса на конец года превышают 60 млн руб.;
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества;
  • компании, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, попадающих под действие законов № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности».

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компания обязательно должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Несмотря на то, что аудиторское заключение за 2018 год можно будет сдать в статистику до конца следующего года, рекомендуем разбить работу с аудиторами на этапы и начинать сотрудничество уже сейчас, чтобы в рамках аудита получить больше пользы и свободного времени при подготовке годовой отчетности.

Обязательный аудит — независимая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Т.е., при проведении обязательного аудита, налоговая отчетность компании проходит аудиторскую проверку только с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и др.).

Поэтому, заказывая аудит по итогам года, компания получает только аудиторское заключение. Заказывая системный комплексный обязательный аудит, компания весь год получает надежное, мощное плечо — поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов.

Главная ценность системного комплексного обязательного аудита не в аудиторском заключении, а в возможности не допускать или своевременно исправлять ошибки и выявлять финансовые резервы компании.

Системно-комплексный подход увеличивает отдачу от проведения аудита:

  • повышает эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) на крупных или малых предприятиях, качество бухучета, налогообложения и юридического оформления операций
  • помогает корректно вести промежуточную отчетность по активам и др. показателям
  • снижает ошибки в формировании налоговой базы
  • выявляет риски и помогает своевременно внести исправления до сдачи финансовой и налоговой отчетности
  • защищает бизнес от потерь выручки и налоговых претензий
  • подтверждает достоверность учета и отчетности
  • дает возможность привлечь внешних разнопрофильных экспертов на выгодных условиях
  • помогает не выходить в зону повышенных рисков
  • дает страховку от налоговых претензий.

В итоге, благодаря системному комплексному обязательному аудиту, компании не приходится уплачивать недоимки, пени или штрафы, в т.ч. за грубые нарушения в бухгалтерском учете или неуплату налогов.

Обязательный аудит - Комплексный подход

Правильное формирование налоговой базы - отсутствие штрафов и претензий

Одним из критериев налоговой безопасности компании является правильное формирование налоговой базы. Аудиторы компании «Правовест Аудит» в ходе аудиторской проверки ежеквартально проверяют этот параметр. Ваша организация, независимо от того, крупное у вас предприятие или малое, сможет своевременно разобраться со всеми нововведениями и поправками в Налоговом кодексе, правильно исчислить налоговую базу и отразить операции в налоговых декларациях в течение года без представления «уточнёнок».

Если же ошибки выявляются только в конце или начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на уплату пеней.

Кроме того, системный комплексный обязательный аудит поможет компании избежать санкций ИФНС, если будут выявлены нарушения в ходе камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, например по НДС.

Если нарушения допущены в течение более одного налогового периода , штраф составит 30 тысяч рублей. Если же нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) — 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тысяч рублей.

Напомним, что согласно статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения , если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тысяч рублей.

К грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения НК РФ относит:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, на компанию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). За те же деяния, совершенные умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету подлежит штрафу не только компания, но и должностное лицо, согласно ст. 15.11 КоАП РФ. Он составляет от 5 до 10 тысяч рублей за однократное нарушение, и от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация от одного до двух лет — при повторном нарушении в течение календарного года.

Напомним, что попадает под определение грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету согласно КоАП РФ:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Всех этих санкций и пени компании и должностные лица могут избежать, проводя обязательный аудит системно и сразу корректируя найденные в ходе аудиторского контроля ошибки.

Защита руководителей и собственников

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям крупных и малых предприятий следует помнить, что недостоверные данные в бухгалтерском и налоговом учете могут привести к их материальной ответственности.

В рамках дела о банкротстве, ИФНС вправе заявить требование привлечь руководителя, учредителя юридического лица — должника к обязательной субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. Основание — положения ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

О привлечении генерального директора к субсидиарной ответственности по долгам компании в размере более 30 миллионов рублей см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2015 № Ф01-2604/2015 по делу № А39-1278/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 301-ЭС15-11906 отказано в передаче дела N А39-1278/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления). Кроме того, налоговые органы смогут через суд взыскивать налоговые доначисления организаций с зависимых физических лиц.

Если организация вовремя не уплатит крупную сумму налогов, налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Эффективная работа бухгалтерии

По опыту специалистов нашей аудиторской компании, руководство большинства организаций хочет получить заключение по обязательному аудиту до проведения годового собрания и до сдачи отчетности (баланса и др.) в налоговые органы и органы статистики.

Комплексно-системная работа аудиторов в течение года позволит досконально изучить особенности компании, оперативно разрешить спорные вопросы бухгалтерского и налогового учета в течение всего отчетного 2018 года, своевременно найти и исправить ошибки, провести обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до годового собрания.

Чтобы проверить последний квартал, годовой отчет, и подготовить аудиторское заключение понадобится всего несколько дней.

Бухгалтерия при этом может, не отвлекаться на аудиторов, спокойно закрывать год.

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте года, следующего за отчетным периодом, у бухгалтерии остается слишком мало времени, чтобы внести изменения в учет и отчетность. Как правило, одновременно с аудиторской проверкой в этот период бухгалтеры обязательно заняты подготовкой годовой налоговой отчетности и испытывают двойную нагрузку.

Корректная промежуточная отчетность в течение года

При проведении обязательного аудита в конце года, у бухгалтерии нет возможности исправить ошибки сразу. Типовые ошибки накапливаются из квартала в квартал и искажают промежуточную отчетность, в т.ч. данные по активам.

Достоверная промежуточная отчетность важна, например, компаниям, выплачивающим в течение года дивиденды, поскольку неверно рассчитанная (с учетом выручки) чистая прибыль повлияет на величину дивидендов.

При проведении системного комплексного обязательного аудита аудиторы проверяют промежуточную отчетность, находят несоответствия и ошибки в учете сразу, дают подробные рекомендации.

Бухгалтеры компании исправляют выявленные несоответствия вовремя, и не тратят на это так много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

В рамках обязательного аудита получайте больше

Когда клиенты аудиторской компании «Правовест Аудит» выбирают системный комплексный аудит, они получают дополнительные преимущества:

  • Часы консультаций с налоговыми экспертами и юристами в течение отчетного года
  • Анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и размер рисков
  • Аудит базы 1С
  • Юридическую экспертизу договоров и других документов
  • Повышение квалификации 40 часов ИПБ
  • Конспекты семинаров и статьи наших экспертов
  • Дополнительную гарантию - помощь налоговых юристов
  • Страховку от налоговых рисков.

Консультации с налоговыми экспертами и юристами

Вы сможете консультироваться с налоговыми консультантами и юристами с момента заключения договора и до сдачи годовой отчетности, то есть до 31 марта 2019 года.

Бухгалтер или руководитель сможет задать вопрос практикующему эксперту, в т.ч. по обязательному аудиту, и быстро получить ответ, ссылки на законодательство и пояснения к ним.

Информация о проведенных в течение года консультациях сохраняется. Аудитор, который проводит проверку, понимает, какие вопросы и спорные ситуации возникали в течение года, и как они разрешались.

Аудиторская компания «Правовест Аудит» несет полную ответственность за рекомендации, которые предоставляются Клиентам. И, если налоговые органы все-таки привлекли Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент обязательно получает возмещение суммы уплаченных штрафов и пеней за счет нашей страховки в «Ингосстрах» (до 10 млн руб. по одному договору).

Обязательный аудит - Комплексный подход

Помимо стандартных процедур обязательного аудита, направленных на подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверяем налоги, правильность расчета налогооблагаемой базы и корректное заполнение деклараций.

Аудиторский анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и рисков

По итогам обязательного аудита мы готовим дополнительный отчет — «Обзор финансового состояния и рисков». В отчете вы сможете увидеть:

  • основные проблемы и их возможные последствия;
  • анализ налоговой нагрузки;
  • вероятность налоговой проверки, рассчитанная по критериям ФНС;
  • размер возможных налоговых рисков;
  • размер резервов;
  • пути сокращения затрат.

Аудит базы 1С

Мы специально тестируем бухгалтерскую базу 1С, чтобы обнаружить ошибки. Вы получите рекомендации по автоматизации и устранению ошибок в учете.

Юридическая экспертиза договоров и других документов

В ходе системного комплексного обязательного аудита наши юристы:

  • проведут юридическую экспертизу типовых договоров, учредительных документов и других документов по вашему выбору;
  • дадут оценку перспектив судебных споров;
  • помогут исключить хозяйственные риски в деятельности вашей компании.

Повышение квалификации

В течение года мы регулярно проводим семинары и круглые столы по последним изменениям в законодательстве и практике его применения.

За каждый семинар профессиональные бухгалтеры получают сертификат Института профессиональных бухгалтеров о повышении квалификации в объеме 10 часов. Нашим договором предусмотрено посещение четырех круглых столов и сертификат ИПБ на повышение квалификации в объеме 40 часов.

Актуальная полезная информация - бесплатно

Даже при высокой занятости вы будете в курсе нововведений — получить актуальную информацию вы сможете из статей наших экспертов и конспектов наших семинаров.

Помощь налоговых юристов при комплексном обязательном аудите

В течение трех лет после проведения налогового или комплексного обязательного аудита мы гарантируем Клиентам помощь налоговых юристов при прохождении налоговой проверки, досудебном и судебном урегулировании споров.

Страховка от налоговых претензий

Мы даем страховку от претензий ФНС на 3 года. Наша ответственность застрахована СПАО «Ингосстрах» на 55 млн руб. Т.е., если налоговые органы все-таки привлекут Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент получает возмещение суммы уплаченных им штрафов и пеней за счет страховки (до 10 млн руб. по одному договору).

Сравнение вложений в системный комплексный и единовременный аудит

Попробуйте рассмотреть цену комплексного обязательного аудита как стоимость вложений (инвестиций) и оцените отдачу от них.

Конечно, стоимость системного комплексного аудита на первый взгляд выше, чем единовременный аудит. Но, если провести полное сравнение, получается что такой аудиторский контроль выгоднее и удобнее для организации. Почему?

Стоимость системного комплексного аудита (далее-СКА) распределяется и оплачивается равномерно. При заказе обязательного аудита по итогам года Вы оплатите услуги аудиторов единовременно:

  • Цена СКА фиксируется в начале года с учетом всех максимально возможных скидок, а единовременный аудит будет оплачиваться по ценам 2019 года.
  • Стоимость комплексного аудита сформирована с учетом максимальных скидок на услуги, которые «дополняют» единовременный аудит (т.е., если приобретать услуги единовременного аудита и дополнительные услуги (консалтинг, налоговое планирование и др.), включенные в стоимость комплексного аудита, общая стоимость услуг окажется значительно дороже).
  • Системный комплексный обязательный аудит позволяет сэкономить на услугах налоговых консультантов и юристов, в т.ч. может «заменить» отдел внутреннего аудита.
  • Разделим ответственность за принятие бухгалтерских и налоговых решений (сбережем здоровье главного бухгалтера и руководителя).

«Правовест Аудит» позволяет зафиксировать текущую стоимость аудита с действующими скидками и выполнять работы до 31.03.2019 года.

При заказе обязательного аудита по итогам года, вы оплатите услуги аудиторов по ценам 2019 года и будете вынуждены внести всю сумму единовременно.

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты - от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности - от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.
  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).
  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

    1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты - более 800 млн (сейчас этот показатель - 400 млн);

    2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее - более 400 млн (сейчас критерий по активам - 60 млн).

    Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов - АО, кредитные и страховые организации - этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов - ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков - ст. 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).
  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
  • Вводятся правила подписания АЗ - если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

Вносится еще и огромное количество других поправок.

С начала этого года действует новая редакция закона "Об аудиторской деятельности".

Закон вспутает в силу с 1 января 2009 года за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16. Части 1-8 статьи 11 закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 значительно расширяет полномочия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере аудита, детально прописываются права и обязанности таких СРО, требования к их деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности продлено до 1 января 2010 года. Лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских компаний в СРО.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения.

Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Сохранен порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций - участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций - это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.

В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

В Федеральном законе впервые дается определение кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведенных ими услуг.

Одним из существенных требований к СРО аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности СРО аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.

Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми СРО аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.

Устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним СРО аудиторов и уполномоченным федеральным органом

03 сентября 2019

  • 11:05

    PricewaterhouseCoopers (PwC), аудиторская компания из «Большой четверки», запустила свое аудиторское решение для клиентов, которые работают с криптовалютами. Об этом компания сообщила в своем пресс-релизе. Решение для аудита под названием Halo... 819

Сейчас под аудитом понимают любую независимую проверку какого-либо объекта или проекта. Наша тема - финансовый аудит, или аудит в том смысле, как он определен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Согласно закону, аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. То есть финансовый аудит неразрывно связан с проверкой бухгалтерской отчетности, контролем над корректностью ее составления. Основной целью мероприятия является установление факта достоверности финансовой отчетности организаций, в отношении которых проводится аудит.

В связи с этим, аудиторские новости могут заинтересовать широкий круг лиц и специалистов, в числе которых не только инвесторы и предприниматели, но и специалисты различных экономических и финансовых специальностей. Несмотря на то, что в России аудит считается достаточно молодым видом деятельности, возник с переходом к рыночной экономике, новости в аудите появляются регулярно, как положительные, так и не очень радостные, их отслеживание является неотъемлемой частью работы профессионала.

Новейшие изменения в правилах и стандартах аудита, степени ответственности специалистов в данной отрасли, события в аудиторском бизнесе - все новости аудита вы можете узнать на нашем сайте!

Минфин России проинформировал всех заинтересованных лиц об изменениях в сфере проведения аудита, вступающих в силу в мае 2018 года. Такая информация будет полезна для бухгалтеров и руководителей организаций.

Минфин России опубликовал информационное сообщение от 12 мая 2018 г. N ИС-аудит-17 , в котром рассказал всем заинтересованным лицам о предстоящих и уже утвержденных новшествах в нормативном регулировании аудиторской деятельности. Так, приказом Минфина от 9 марта 2018 г. 33н , который должен вступить в силу 22 мая 2018 года, были определены виды аудиторских услуг, а также перечень сопутствующих им услуг. Кроме того, Федеральным законом от 1 мая 2018 г. N 96-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", предусматривающие введение в действие на территории РФ международных стандартов аудита (МСА).

Чиновники напомнили, что по нормам ФЗ об аудиторской деятельности аудиторские услуги представляют собой проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг. При этом аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для составления и выражения компетентного мнения о достоверности такой отчетности. Минфин пояснил, что с 1 мая 2018 года МСА подлежат применению аудиторами, но только в сроки, установленные в соответствующих документах. Обычно они начинают с действовать года, следующего за тем, в котором они признаны для применения на территории РФ. Значит, в 2018 году многие МСА станут обязательными.

Также, с 1 мая 2018 года уточнен порядок проведения Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций. Законом установлены:

  • периодичность плановых проверок;
  • основания назначения внеплановой проверки;
  • сроки проведения проверок;
  • основания продления сроков проверок;
  • сроки информирования саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, о результатах проверки и принятом решении;
  • способы направления предписания о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов или исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Для улучшения учета этим же законом введена процедура регистрации аудиторских организаций, которые обслуживают общественно значимых клиентов. Аудиторы теперь обязаны уведомлять Федеральное казначейство о начале оказания таких услуг организациям, которые признаны общественно значимыми. Такое уведомление должно быть представлено однократно в письменном или электронном виде для включения в реестр. Срок для этого определен в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора с такой организацией. Форму документа должен разработать Минфин.

Статьи по теме: