Выплаты страховых компаний по осаго. Какая максимальная сумма выплаты по осаго. Что учитывается при расчёте

В последние года идет процесс реформации страхового законодательства. При этом изменения в первую очередь затрагивают аспект величины выплаты по страховому случаю.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На данный момент уже проведены реформы, которые регламентируют размер максимальной выплаты по страховке. И эта сумма увеличена в несколько раз.

На практике не всегда страховка может покрыть весь ущерб, даже при максимальной выплате. И страховщики неохотно проводят покрытия страховых случаев из-за корыстных целей и собственной выгоды.

Такие ситуации приводят в панику страхователей, которые по определенным обстоятельствам стали виновником или жертвой аварии. Зачастую они не знают алгоритм правильных действий и пренебрегают собственными правами на пользу страховщиков.

Многие автомобилисты лишь слышали о понятии максимальной выгодны, но при этом не знают его обозначения. В данной статьи мы детально расскажем о таких выплатах, о компетентном законодательстве, о факторах для начисления.

Также дадим практические советы о действиях, которые следует выполнять в случаях, если максимальная сумма выплаты меньше, чем ущерб после аварийной ситуации.

Что это такое

Выплата по подразумевает под собой возмещение убытков, которые возникли в результате случившегося ДТП.

Максимальная сумма выплаты уже в своем названии содержит суть, то есть это лимит, выплачиваемый страховой компанией после попадания их клиента в аварию. Размер такой выплаты зависит от ряда важных факторов.

Рассчитывается размер возмещения по специальной формуле. Но следует учитывать достаточно большое количество разнообразных деталей и нюансов.

Также следует учитывать возможные случаи, когда размер ущерба превышает денежный лимит страховки. Например, в некоторых автомобилей класса люкс стоимость лишь одного бампера может превышать 200 000 рублей .

В определенных случаях, когда величина требуемой компенсации превышает лимит, установленный действующим законодательством, то разницу между требуемой суммой и выплачиваемой компанией автомобилисту придется выплачивать из собственного кармана.

По данному вопросу регулярно в суд поступает огромное количество исков от водителей. Чтобы разрешать подобного рода ситуации и проводятся на данный момент реформы в законодательстве. Их результатом будет существенное повышение размера максимальной суммы по ОСАГО.

Такие изменения стали содействовать и увеличению страховых премий, которые в отдельных регионах Российской Федерации увеличились в разы.

Результатом реформы стало устранение необходимости проводить судебные разбирательство по поводу вопросов с размерами выплат.

Отметим, что возрос размер выплаты не только по возмещению ущерба в материальном плане, но и для здоровья и жизни участников происшествия.

При этом следует понимать, что перечисленные выше изменения касаются полисов, которые были оформлены после вступления в действие новых законов. Если же вы купили страховку до официальных изменений в законодательстве, то и максимальная выплата будет прежней.

От чего зависит

Сразу следует понимать тот факт, что страховщики всячески сражаются против чрезмерных выплат, потому что это влияет на уровень их дохода, то есть не является выгодным.

Поэтому существует большое количество факторов, влияющих на размер максимальной выплаты по ОСАГО. Нововведения в законодательстве выступают на защиту автовладельцев, которые стали участниками ДТП.

Теперь СК ожидают штрафования за снижение размер компенсации, но это следует доказать в судебном разбирательстве.

Денежное наказание может составлять 50% от рекомендованной суммы выплаты. Ее размер устанавливают по калькуляции, проведенной независимыми экспертами.

Максимальная выплата по ОСАГО зависит от:

  1. Реальной стоимость транспортного средства на момент его ущерба или абсолютно гибели.
  2. Дополнительных расходов, которые сулят потерпевшему.

Если размер покрытия страхового случая не превышает 50 000 рублей, то выплата получается прямым способом – сразу от страховой компании. Бывают ситуации, когда СК не может предоставить максимальную денежную компенсацию.

Такие случаи возникают по таким причинам:

  1. Страховщик ранее официально признан банкротом.
  2. Лицензия СК на ее законную деятельность – отозвана.
  3. Не определили и не признали виновника происшествия.
  4. У виновного не оформлена автогражданка.

Если вы попали в такие обстоятельства, то обязательно обратитесь в Российский союз страховщиков, чтобы получить свою законную выплату. При регистрации своей компании, все страховщики делают денежные взносы в данную организацию.

Она имеет стабильный фонд, благодаря которому может помогать потерпевшим во время перечисленных выше ситуаций.

Каким законом регулируется

Который реформировали в 2015 году, регулирует вопрос о максимальной выплате по автогражданке.

Он содержит в себе шесть глав:

  1. Общие положения.
  2. Условия и алгоритм осуществления обязательного автострахования.
  3. Выплаты по страховому случаю.
  4. Страховые компании.
  5. Положения о работе профессионального объединения СК.
  6. Взаимодействие сторон , международное страхование.

Если вы стали участником дорожного происшествия, то ранее обязательно ознакомьтесь с имеющимися нормативно-правовыми актами, чтобы избежать все возможные и непредвиденные сложности в дальнейшем.

В первую очередь это касается случаев, которые закончатся судебным разбирательством. В рассматривается вопрос о выплатах, а именно – о размерах компенсации страхового случая.

Она регламентирует то, что вред жизни и здоровья участников происшествия, повреждение имущества нескольких граждан может компенсироваться максимальной суммой в 160 тысяч рублей , а материальный ущерб одного потерпевшего компенсируют в размере до 120 тысяч рублей .

Как получить максимальную выплату по ОСАГО

Страхователей главным образом интересует вопрос о том, как добиться максимальной выплаты от страховой компании. Есть практические рекомендации, помогающие получить максимальную выплату.

Их суть состоит в соблюдении строгого алгоритма действий:

  1. Наступление страхового случая.
  2. Сбор требуемой документации, и ее подача страховщику (вместе с заявлением).
  3. Проведение оценивания масштабов происшествия и определение суммы компенсации.
  4. Выплата по ОСАГО.

В данном аспекте важным этапом является экспертная оценка. Таким процессом занимается независимая экспертиза.

Практика показывает, что в роли экспертов выступают скрытые партнеры страховой компании, которые получают денежное поощрение, если они выносят вердикт в пользу страховщика, а не автомобилиста.

Такие обстоятельства затрудняют возможность получения максимальной выплаты владельцу полиса автогражданки. Но с помощью профессиональных автоюристов можно сделать все должным образом.

Страхователи считают, что максимальную выплату в таких условиях получить просто невозможно.

Уже существует специальный перечень в виде каталога запасных частей, в котором имеется реальная стоимость определенных деталей на разнообразные модели транспортных средств.

Эти сведения и служат основой для формирования суммы компенсации. Таким образом, получить завышенную выплату будет нереально.

У страхователя есть право обращаться в суд, если возникают сомнения в правильности начисления суммы по страховке. Он может обратиться к автоюристу и независимому эксперту, собрать требуемые данные и отстаивать свои интересы и права в судебном порядке.

Если служители закона признают правоту истца, то он сможет рассчитывать на максимальную выплату по полису автограданки. А страховой компании за неправомерные и нечестные действия по отношению своих клиентов будет предусмотрен штраф.

При ДТП

После наступления страхового случая автомобилистам не следует впадать в панику, а первым делом – разобраться с регламентом действующего законодательства.

Оно регулирует разные ситуации и создано для защиты прав и интересов страхователей, которые зачастую по своей неопытности становятся обманутыми жертвами страховых компаний. Также регламентируются тяжелые случаи с наличием нескольких виновников.

При обоюдной вине

Случаи с равноценной виной всех участников ДТП требуют максимально слаженной работы между их страховщиками. Упрощает эту ситуацию наличие полисов автогражданки от одной СК.

Законодательство в данной сфере регламентирует следующие положения:

  • в случаях, когда дорожное происшествие имеет двоих виновников, а страховщик у них один, то выплата осуществляется в пропорциональных величинах;
  • если у виновников разные страховые компании, то общая сумма компенсаций разделяется между всеми страховщиками виновных автомобилистов;
  • СК, возмещающая ущерб по страховому случаю, может осуществить регресс, что детально описывается в следующей редакции ГК Российской Федерации;
  • если по каким-либо причинам не признали одного виновника происшествия причиной страхового случая, то максимальная выплата делится между страховщиками доказанных виновных в равных долях.

Рассматриваемые пункты Закона об ОСАГО следует обязательно учитывать. Случаи, когда виновников ДТП несколько – не новшество, потому затруднений с вопросом о максимальной выплате не должно возникнуть.

При двойном ДТП

Двойная авария на дороге – это тоже не новшество. Такое происходит достаточно часто. И в таких ситуациях важно найти виновника происшествия, чтобы возложить на его страховщика ответственность за возмещение ущерба.

При двойном ДТП должно быть три участника, поэтом рассмотрим основные «сценарии» решений для ситуации:

  1. Экспертиза доказала, что виновник происшествия один, поэтому выплатой максимальной суммы занимается его страховая компания.
  2. Двое виноватых нанесли ущерб третьему автомобилисту (потерпевшему). Сумма покрытия страхового случая возлагается на их страховщиков в тех размерах, которые назначит уполномоченные эксперт.
  3. Если все участники стали причиной аварии, то ситуация решается так же, как и в предыдущем пункте статьи.

Для правильного определения виновников нужно отвести должное внимание, потому что этот аспект поможет максимально быстро получить компенсацию ущерба от дорожного происшествия.

Что делать, если ущерб больше

В статье ранее говорилось о том, что не всегда максимальная сумма страховки полиса может полностью покрыть ущерб происшествия.

В таких случаях денежная разница возлагается на карман самого виновника. Но зачастую его финансовые возможности не могу справиться с решением независимой экспертизы.

Он имеет право на:

  • оспаривание выдвинутой потерпевшим суммы компенсации. В данных вопросах опытные автоюристы через суд помогают сократить размер выплаты к максимальному лимиту по полису страхователя-виновника, чтобы компенсирование легло лишь на СК;
  • предложение потерпевшему воспользоваться компенсацией по гарантий, чтобы заладить разрыв между максимальной выплатой и нужно суммой;
  • предложить мирно договориться с потерпевшим о том, что выплаты будут проводиться позже из-за финансовой нестабильности виновника.

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с покупкой полиса ОСАГО подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

Дорожно-транспортное происшествие – событие ужасно неприятное. С ним связаны не только повреждение автомобиля и причинение вреда здоровью людей, но и волокита, связанная с получением страховки. Многие автовладельцы, не особо вникающие в тонкости получения причитающихся выплат, испытывают серьезные трудности при осуществлении процедуры. Но если знать весь порядок и учитывать некоторые нюансы, то страховые выплаты будут получены максимально быстро и без лишних проблем.

○ Порядок получения выплат.

✔ Действия при ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие обязательно должно быть зафиксировано. Для этого необходимо вызвать, в первую очередь, сотрудников ДПС, которые составят соответствующий протокол. В случае серьезного ДТП, как правило, приезжают представители следственных органов и составляют собственный протокол осмотра места происшествия, а также делают фотографии.

Для обращения в страховую компанию можно попросить сделать копию протоколов и снимков, что будет лучшим доказательством происшествия. Если есть возможность, нужно обязательно сделать собственные фотографии с разных ракурсов. Отличным подспорьем будут и записи с авторегистраторов или камер наблюдения (копии последних можно запросить в органах ГИБДД).

✔ Документы для страховой.

Согласно п. 3.10 Положения, в общем порядке необходимо предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление. Его может составить как сам потерпевший, так и его представитель (в последнем случае также требуется копия доверенности). Образец можно взять у сотрудников страховой компании.
  2. Документ, удостоверяющий личность. По общему правилу – паспорт, для потерпевших, не достигших 14 лет, - свидетельство о рождении.
  3. Банковские реквизиты. Это требуется в случае, если выплата осуществляется в безналичном порядке.
  4. Справка о ДТП. Документ предоставляется подразделением органа ГИБДД, сотрудники которого фиксировали происшествие.
  5. Извещение о ДТП. Его необходимо составить владельцу полиса ОСАГО и отправить в страховую компанию даже в случае, когда составлен протокол о ДТП сотрудниками ГИБДД.
  6. Копия протокола об административном правонарушении. Документ выдается сотрудниками подразделения органа ГИБДД в случае, если было заведено соответствующее дело по статье КоАП.

В случае необходимости подтверждения дополнительных фактов, влияющих на размер выплачиваемой суммы, нужно также предоставить соответствующие документы (к примеру, для подтверждения смерти потерпевшего нужно предоставить свидетельство о смерти).

✔ Подача документов.

Перечисленные документы подаются в страховую компанию, которая указано в договоре ОСАГО. Самый надежный вариант подачи – непосредственно в офис страховщика. В зависимости от организации, можно либо записаться, либо оставить заявку, либо в порядке живой очереди предоставить сотруднику, отвечающему за выплаты по ОСАГО, все бумаги. Положение о правилах ОСАГО позволяет потерпевшим подавать документы по почте или в электронной форме. Данные способы могут быть намного удобнее, однако они не гарантируют стопроцентную передачу документов, поскольку письма имеют свойство теряться по самым разнообразным причинам. Кроме того, при почтовом или электронном предоставлении всех копий все равно потребуется обязательное обращение в страховую компанию с оригиналами.

✔ Ответ страховой.

Сроки, в которые страховая компания должна ответить на заявление потерпевшего о выплате страховых сумм, четко указаны в Положении о правилах ОСАГО. Согласно п. 4.22, по общему правилу, страховщик обязан рассмотреть заявление и отправить на него ответ в 20-дневный срок. В случае, когда страховая компания согласна на прямую оплату ремонтных работ, время ответа увеличивается до 30 дней. При этом учитываются календарные дни, то есть вместе с выходными, за исключением праздничных нерабочих. Ответ страховщика обычно содержит либо согласие на выплату, либо отказ. Однако страховая компания может также предложить внести изменения или замечания в предложенные условия. В таком случае к ответу прилагаются дополнительные документы (в частности, результаты экспертной оценки ущерба). Обычно такие ситуации регулируются в непосредственном общении страховщика и страхователя.

✔ Как получить выплату.

Выплачиваться сумма при наступлении страхового случая может несколькими способами:

  1. Единовременная выдача денежной суммы в полном размере. Является наиболее распространенным и простым вариантом.
  2. Частичная выплата денежной суммы с дополнительным заключением договоров об оказании услуг, которые покрываются оставшейся суммой (по согласованию сторон в случае необходимости). Как правило, это касается выполнения работ и оказания услуг по восстановлению транспортного средства.
  3. Выплата денежных средств напрямую медицинской организации, оказывающей помощь потерпевшему (полностью или частично).

Важно отметить, что выплата средств за вред здоровью или жизни по ОСАГО не влияет на получение причитающихся сумм по личному страхованию.

○ Суммы выплат.

Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Данное положение распространяется на случаи как полной гибели авто, так и частичного повреждения. В первой ситуации размер выплаты устанавливается в соответствии с абз. 2 п. 4.15 Положения и равен действительной стоимости транспортного средства на момент наступления страхового случая за вычетом стоимость годных остатков. В случае частичного повреждения автомобиля размер выплаты равен стоимости полного ремонта, при этом учитывается средняя цена восстановительных работ, сложившаяся в регионе. Исключением является наличие в договоре пункта о возмещении вреда в натуре. При необходимости замены изношенных деталей на них начисляется не более 50% от номинальной стоимости.

Что же касается возмещения вреда здоровью, согласно пп. «а» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплаты не может превышать 500 тысяч рублей. Конкретный размер суммы устанавливается в соответствии с тяжестью причиненного вреда, а также его последствий (различные степени утраты трудоспособности и дееспособности).

Если потерпевший не согласен с размером выплаты, согласно п. 5.1 Положения, он может предоставить страховой компании претензию. В ней должны содержаться расчеты, а также иные доказательства собственной позиции. Споры возникать могут в следующих ситуациях:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств страховой компанией.
  • Несогласие с размером выплаты.
  • Несоблюдение станцией техобслуживания, где проводится ремонт по указанию страховщика, сроков возврата автомобиля.
  • Нарушение иных обязательств страховщиком.

Внесудебное урегулирование разногласий не всегда приводит к плодотворным результатам, поэтому чаще всего заканчиваются споры именно в органах правоcудия.

○ Отказ в выплате, основания.

Страховая компания имеет полное право не выплачивать страховое возмещение только в определенных случаях. К основаниям, установленным п. 5.2 Положения, относятся следующие ситуации:

  1. Подача заявления лицом, которое не является потерпевшим, либо не имеет доверенность, позволяющую обратиться в интересах потерпевшего.
  2. Непредоставление оригиналов документов по требованию страховой компании.
  3. Отсутствие банковских реквизитов при заявлении о безналичном переводе.
  4. Непредоставление автомобиля для оценки повреждения по требованию страховой компании.

Кроме того, страховщик может отказать и в случаях наступления так называемого страхового риска. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО», он наступает в следующих ситуациях:

  1. Причинение вреда автомобилю, не указанному в договоре ОСАГО.
  2. Причинение морального вреда или упущенной выгоды.
  3. Причинение вреда в момент проведения спортивных соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этих целей.
  4. Повреждение антиквариата, драгоценных металлов, ценных бумаг.
  5. Повреждение груза, перевозимого в прицепе или специальном оборудовании, в том числе при его погрузке или разгрузке.
  6. Причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при их перевозке, осуществляемой в качестве профессиональной деятельности (если вред подлежит возмещению по иным договорам страхования).
  7. Возмещение работодателем убытков, причиненных работнику.
  8. Загрязнение окружающей среды.
  9. Причинение вреда работникам, если имеются иные договоры страхования.

Если наличие данных оснований оспаривается потерпевшим, нужно обязательно подать сначала претензию в страховую компанию. В случае ее неудовлетворения выход остается один – судебное разбирательство.

○ Когда страховая может воспользоваться правом регрессного требования.

Регресс – это требование страховщика к лицу, ставшему виновником ДТП. Причинивший вред гражданин не обязан возмещать вред страховой компании самостоятельно, поскольку для этого требуется обращение организации.

Часть 1 Статьи 1081 ГК РФ:

  • «Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом».

Основания, по которым страховая компания имеет право на регресс, указаны в ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО»:

  1. Отсутствие у лица, причинившего вред, права управления автомобилем.
  2. Лицо скрылось с места происшествия.
  3. Вред причинен лицом в состоянии опьянения.
  4. Вред здоровью и жизни причинен в результате умысла.
  5. Вред наступил в период, когда договор не действовал (при указании на то в договоре).
  6. ДТП прошло без участия сотрудников ГИБДД, при этом лицо, причинившее вред, также направило извещение в страховую компанию.
  7. Лицо, которому причинен вред, не включено в договор ОСАГО (при указании в договоре о действии на определенный круг лиц).
  8. Лицо, причинившее вред, приступило к ремонту до истечения 15 дней, необходимых для передачи авто страховщику.
  9. Срок действия диагностической карты истек на момент наступления страхового случая.

○ Получение выплат через суд.

Страховое возмещение не всегда легко и без вопросов выплачивается страхователю. Страховая компания может занижать выплаты, отказывать в их передаче потерпевшему, затягивать процесс перечисления или ремонта автомобиля. Во всех этих случаях сначала подается претензия, однако в случае ее неудовлетворения дело решается в районном суде по месту нахождения страховой компании.

Для обращения в орган правосудия необходимо подать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление, составленное в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В случае, если у истца юридических знаний нет, нужно доверить составление адвокату или иному юристу.
  2. Копия паспорта.
  3. Копия документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль. К ним относятся свидетельство о регистрации, а также технический паспорт транспортного средства. Данные документы подаются в случае причинения вреда автомобилю.
  4. Копия договора ОСАГО.
  5. Копии актов обследования и оценки автомобиля.
  6. Копии протоколов о ДТП.
  7. Копии экспертных заключений, а также медицинских заключений. Данные бумаги требуются для удостоверения расчетов причиненного вреда.
  8. Копия претензии, поданной в страховую компанию для внесудебного урегулирования конфликта.

Страховая компания всегда имеет квалифицированного адвоката, поэтому стоит и потерпевшему позаботиться об услугах профессионального юриста. Если суд принял решение в пользу истца, его копия направляется страховщику, который должен в установленный судьей срок выполнить то или иное действие.

С момента вступления в силу вступили поправки в закон, утверждающий правила обязательного страхования гражданской ответственности собственников автомобилей. В результате принятия новых правил, в приоритет вошло натуральное возмещение, то есть восстановительный ремонт. При этом можно отметить, что новые правила выплат по ОСАГО в 2019 году коснулись не только страховых организаций, но и всех владельцев авто.

Здесь стоит сразу подчеркнуть, что новые правила ОСАГО касаются легковых автомобилей, принадлежащих физлицам-гражданам РФ.
Поэтому рассмотрим подробно утвержденные 12 поправок:

Денежная компенсация, как альтернатива ремонту

В случае повреждения автомобиля страховая организация выполняет ремонт машины на ремонтной станции, не предлагая денег взамен. До внесения новых правил выплат по ОСАГО водитель мог выбрать один вариант из двух: или ремонт, или получение денег.

В 2019 году по ОСАГО выплачивать денежную компенсацию вместо ремонта могут, если:

  • автомобиль невозможно восстановить;
  • на восстановление автомобиля потребуется больше 400 тыс. рублей;
  • ущерб получил объект, не имеющий отношения к авто;
  • страховка заключена на международном уровне;
  • страховая организация не имеет возможности отремонтировать автомобиль;
  • оформление аварии происходило без участия представителей полиции (допускается в ситуациях с повреждениями на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей) и если позже выяснилось, что восстановление обойдется в большую сумму, однако виновник ДТП разницу доплачивать отказался.

Как изменились условия вождения без полиса?

Согласно поправкам, теперь всем автовладельцам, транспортные средства которых не могут развивать скорость выше 50 км/ч, получать полис ОСАГО не обязательно. Ранее позволялось ездить без полиса только тем владельцам ТС, у которых средство передвижения не могло развивать скорость выше 20 км/ч.

Если водитель, признанный потерпевшим, соглашается на восстановительный ремонт по договору ОСАГО, то страховщик обязан за 20 суток (не считаются выходные и праздничные дни) дать своему клиенту направление на станцию техобслуживания. Если автовладелец намерен ремонтировать авто на сторонней станции, то срок выдачи направления увеличивается до 30 суток.

Важно! В 2019 году каждый день, откладывающий восстановительные работы свыше допустимых сроков, облагается пеней, равной 0,5% от стоимости ущерба.

Эвакуация автомобиля к месту хранения (ремонту): изменения в порядке возмещения

Ранее компенсационная выплата за перемещение поврежденного авто к месту назначения производилась в полном объеме на основании чека по оплате данной услуги. В 2019 году действуют ограничения на расстояние транспортировки. Установлен максимальный путь доставки – 50 км. Если расстояние превышено, страховщик вправе оспорить сумму возмещения страховки.

В случаях, когда клиент требует транспортировать авто по своему усмотрению, то оплата данной услуги ложится на его плечи.

Изменения, касающиеся регрессивного иска

Требование страховой организации, предъявляемое к виновнику аварии с целью удержания с него средств, потраченные ею ранее на ремонт поврежденной машины, называется регрессивным иском.
По новым изменениям, причиной для подачи регрессивного иска могут стать такие обстоятельства:

  • если виновник аварии, умышленно спровоцировал ее;
  • если виновник аварии находился в состоянии наркотического (алкогольного) опьянения и этот факт доказан документально;
  • если виновник ДТП не имел водительских прав;
  • если виновник аварии не отмечен в страховом полисе владельца авто;
  • человек, спровоцировавший ДТП, чтобы не нести ответственности за совершенное нарушение, сбежал с места совершения аварии;
  • если происшествие произошло в период, когда страховой полис не действует;
  • если на протяжении 5 дней, предусмотренных законом, в страховую компанию не предъявили документацию о факте ДТП;
  • случаи, когда сторона, спровоцировавшая ДТП, уже взялась за выполнение восстановительных работ;
  • если талон ТО (диагностическая карта) на момент аварии стал недействительным;
  • случаи, когда договор страхования, заключенный в электронном виде, был составлен страхователем с неправдивой информацией, что стало поводом к занижению размера страховой выплаты.

Изменения на лимиты, внесенные в Европротокол

В новых поправках в 2019 году изменилась максимальная сумма страховой компенсации, которая рассматривается по факту нанесенного ущерба без участия представителей полиции. Теперь максимальный размер страхового платежа увеличился до 100 тыс. рублей. Ранее эта сумма составляла 50 тыс. рублей.
Кроме того, теперь Банк России получил право самостоятельно выбирать форму оповещения об автомобильном происшествии (по Европротоколу).

Как изменилась сумма максимального возмещения убытков с человека, спровоцировавшего ДТП?

Сегодня максимальные суммы по страховым выплатам ОСАГО такие:

  • для автомобилей и иного имущества – 400 тыс. рублей;
  • по страхованию жизни и здоровья – 500 тыс. рублей.

Расчет компенсирующей выплаты осуществляется как и ранее по общей методике Центробанка РФ. Кроме того, стоимость замены запчастей устанавливается с учетом их изношенности. В результате страховая компания может оплатить, например, 40%. Ранее оставшаяся сумма ложилась на владельца авто.
Теперь новый порядок обязывает недостающую сумму оплачивать виновнику ДТП.

Например: восстановительный ремонт ТС составил 60 тыс. рублей, а страховая компания оплатила 45 тыс. рублей. Оставшиеся 15 тыс. рублей следует изымать с виновника происшествия.

Однако, чтобы с виновника ДТП потребовать оплату недостающей суммы, пострадавшей стороне предстоит собрать доказательства, что по факту ремонт авто оказался выше страховой компенсации. Со своей стороны виновник автодорожного происшествия может затребовать новую экспертизу, которая поможет сократить выплаты пострадавшему.

Как изменилась методика работы электронных полисов?

С 2018 года нововведения по ОСАГО были направлены на борьбу с мошенническими схемами. Отныне владелец авто должен лично на интернет-ресурсе страховщика заключить договор и лично выполнить платеж за полис ОСАГО.

Изменения, касающиеся нового правила по выбору станции ТО

Ранее страховые организации своим клиентам в случае ДТП без права выбора предоставляли СТО для ремонта авто. В 2019 году пострадавшему автовладельцу на официальном сайте страховщика предоставляются на выбор разные ремонтные станции и предлагается такая информация о них, как:

  • название СТО и место его расположения;
  • марки автомобилей, ремонтируемые на данной станции;
  • предполагаемое время совершения ремонта по определенному виду работ.

Выше уже говорилось, что об обслуживающих автосервисах автовладелец может узнать с полисов ОСАГО. К автосервисам, согласно новым правилам, предъявляются такие требования:

  • ремонт должен быть выполнен не более, чем за 30 дней;
  • удаленность станции от аварии не должна превосходить 50 км (при наличии большего расстояния участник аварии оплачивает самостоятельно доставку своего транспорта);
  • авто с гарантией ремонтируются у официальных дилеров.

В случае невозможности выполнения требований со стороны СТО, страховщик может предложить денежную компенсацию. При этом ее размер будет меньше требуемой суммы, так как в расчете будет учитываться изношенность деталей.

Коэффициент КБМ применяется страховой организацией для вычисления страховой премии по договору и напрямую зависит от участия в ДТП, поэтому может рассматриваться как повышающий или понижающий фактор в послужном списке водителя. Ранее этот коэффициент рассчитывался только страхующей организацией, в 2019 году эта возможность предоставляется всем водителям на сайте РСА.

ДТП с участием нескольких машин: изменения в правила прямого урегулирования

Ситуация, когда пострадавшая в ДТП сторона обращается только к своему страховому агенту, называется прямым урегулированием убытков. Раньше о прямом урегулировании убытков могла идти речь, если в аварии участвовало 2 авто. В 2019 году рассматривается участие в аварии 3-х авто и более.

Поправки, скорректировавшие перечень лиц, которым не полагается компенсация за аварию

Согласно нововведениям, отныне юридические представители пострадавших автовладельцев, подающие иски на страховые организации о возмещении ущерба, не будут получать компенсационные выплаты. Право на такую выплату получают:

  • страховщик;
  • наследник страховщика (но обязательным будет являться нотариальное подтверждение вступления в наследство).

Если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, то наверняка вас заинтересует, какой установлен срок выплаты по ОСАГО и какой лимит предусмотрен для нее законодательством. Особенно это актуально сейчас, в связи с принятием поправок в действующее законодательство. Пробуем разобраться…

Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2017-2018 годах

Законодательство, касающееся обязательного страхования автогражданской ответственности, неоднократно подвергалось изменениям, в связи с этим многие автолюбители уже не понимают, каких выплат им можно ожидать по страховке, каков срок выплаты по ОСАГО и пр.

Начнем с того, что по ОСАГО выплаты при ДТП на сегодняшний день лимитированы:

  • 500 000 рублей — в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших (на каждого потерпевшего);
  • 400 000 рублей — при причинении ущерба имуществу (на каждого потерпевшего);

Предусмотрены выплаты и в случае гибели потерпевшего:

Не знаете свои права?

  • если за компенсацией обращаются иждивенцы пострадавшего, то в качестве возмещения страховая компания осуществит выплату 475 000 рублей;
  • если захоронением будет заниматься иные лица, то получить по страховке получится не более 25 000 рублей.

Максимальные выплаты по ОСАГО 2017-2018

Разумеется, указанные выше выплаты далеко не всегда покрывают реальный ущерб от дорожно-транспортного происшествия. С 01.10.2014 в силу вступили поправки к действующему закону об ОСАГО, в соответствии с которыми лимит возмещения ущерба составляет:

  • 400 000 рублей — при компенсации вреда, нанесенного имуществу;
  • 500 000 рублей — при компенсации ущерба, причиненного жизни и здоровью.

Важно отметить, что сумма компенсации для лиц, которым был причинен вред жизни и здоровью, не будет пропорционально делиться между всеми пострадавшими, поэтому каждый из пострадавших сможет претендовать на выплату в полном объеме.

Увеличение выплат по европротоколу

Со 2 августа 2014 года увеличился максимальный размер выплат по европротоколу. Положения о том, что если все участники дорожно-транспортного происшествия согласны с определением виновника и размера причиненного ущерба и в результате аварии пострадало только имущество участников, то они могут составить схему ДТП и зафиксировать факт аварии без вызова сотрудников ГИБДД и комиссаров.

Далее, согласно законодательству, виновник уведомляет о случившемся свою страховую компанию и пострадавшему перечисляются средства (уведомить нужно не позже чем через 5 дней). При этом размер максимальной выплаты вырос с 25 000 рублей до 50 000. Эта норма действует до октября 2019 года. Важно подчеркнуть, что данное положение распространяется исключительно на договоры ОСАГО, заключенные после 2 августа 2014 года.

С 1 октября 2014 года введена в действие система так называемого безлимитного европротокола. Это означает, что при представлении сторонами полного комплекта документов и надлежащего доказательства факта совершения ДТП (фотографий, видеоматериалов, данных системы ГЛОНАСС) размер выплаты можно будет увеличить до 400 000 рублей. Данное правило также правило распространяется только на договоры страхования, заключенные после 1 октября 2014 года.

Срок выплаты по ОСАГО

На сегодняшний день действует срок предоставления выплат по ОСАГО, равный 20 дням с момента подачи документов в страховую компанию. При этом, дабы снизить количество исков по невыплатам, законодатель установил жесткие санкции за затягивание сроков принятия решения.

Если страхователь не направил вам в установленный срок (20 календарных дней, куда не включаются нерабочие праздничные дни) письмо об отказе в выплате либо не перечислил полную сумму причитающейся компенсации, за каждый день просрочки с него будет взиматься пеня. При задержке выплат такая пеня составит 1% от суммы, подлежащей выплате, при задержке решения об отказе в выплате — 0,5% за каждый день задержки.

Полезная информация

В случае если страховая компания необоснованно занизит сумму ущерба и, следовательно, компенсации, на нее может быть наложен штраф. Санкции за такое нарушение составляют 50% от суммы, подлежащей выплате по страховке.

Статьи по теме: