Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов спряжения. Несколько важных правил

71. Правописание глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
  • 4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

1 лицо читаю, беру
2 лицо читаешь, берешь
З лицо читает, берет

1 лицо читаем, берем
2 лицо читаете, берете
3 лицо читают, берут

хочу
хочешь хочет

хотим
хотите
хотят

бегу
бежишь бежит

бежим
бежите
бегут

ем
ешь
ест

едим едите едят

создам
создашь
создаст

создадим создадим создадут

дай
дашь
даст

дадим дадите дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) а глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

  • в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
  • в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
  • в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
  • в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

  • в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);

если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).

2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).

Задачи и тесты по теме "Правописание глаголов."

  • Правописание глаголов - Глагол 5 класс
  • Правописание гласных в суффиксах глаголов - Глагол 6 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

Тема: Правописание глаголов прошедшего времени.

Цели: познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.

Формируемые УУД:

Предметные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам,синтез.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;оценивание качеств и уровня усвоения материала.

Личностные:

Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Сценарий урока.

    Организационный момент. Посадка детей.

-Обратите внимание на гостей.

    Мотивация. Развитие речи.

Март идет. Весна снега зажигает. Однако, зима не сдает своих позиций, злится седая старуха. Старики говорят: "Февраль воду подпустит, а март подберет". И все же март- весенний месяц. Март зиму ломает, торит дорогу новому сезону. Виден приход весны в марте у птиц - табунятся воробьи, синицы выводят свои веснянки.

На слайде Прочитаем пословицы о марте.

Сшибет март рог зиме. С марта пролетье (тепло) начинается. Февраль силен метелью, а март - капелью. В марте и куры из луж напьются.

Сегодня 22 марта. По народному календарю - Сороки - день второй встречи весны. На Сорок сороков закликали весну, пекли жаворонков(печенье), отдавали детям, чтобы те раскрошили его по сторонам. Водили хороводы на возвышенностях - красных горках. Ждали прилета птиц: жаворонков, чаек, трясогузок, скворцов.

На Сороки, по поверию, из-за моря прилетало 40 видов разных птиц.

Проверка Д/з

Какие вы придумали предложения о весне?

Откроем тетради, запишем число, классная работа

    Минутка чистописания

На слайде: записаны слова, прочитаем их.
Отступила зима, пригрело солнышко,табунятся воробьи, зажурчали ручьи, прилетел жаворонок

Прочитаем и определим части речи, род у глаголов

1.Какая буква встречается чаще всего? (о – 9).

2.Запишите строку о.

3. Подчеркните самую красивую.

4.Что вы можете сказать об этой букве?

5.Запишите существительные со слайда с буквой о.

6.Орфограммы с буквой о.

1.Вторая буква согласная.Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени.

2. Какая это буква? (л)

3.Запишите строку.

4.Подчеркните самую красивую.

5.Что вы можете сказать об этой букве?.(обозначает звуки –л-тв., ль – мягк.,непарн, согл, звонкая)

6. Запишите глаголы с буквой л. Какие глаголы вы записали? Что вы можете о них сказать?

4.Самоопределение к деятельности

Что такое глагол?(обозначает действие, отвечает на вопросы…,)

Найдите лишний глагол. Почему он лишний?

Выделите суффикс -л у глаголов.

Подчеркните букву, которая стоит перед ним.

Какая это часть слова? Докажите. Разбор слов по составу.

Как вы думаете, почему суффиксы разные?(Зависитот неопределённой формы глагола)

Ориентируясь на наше рассуждение, сформулируйте тему нашего урока.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Чему должны научиться на уроке?

5.Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Устная работа по заданиям учебника. Упр. 239 (с. 113)

Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом_-л- в глаголах прошедшего времени?

Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

Правильный вывод вы сделали?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6.Закрепление изученного материала

Работа в парах

ВыбросИл , подежурИли, выпросИл, поморозИли, поработАли, выменЯл.

1 . Прочитайте написанные слова.

2. Назовите несколько признаков, по которым данные слова можно разделить на две равные группы. (По суффиксу, по числу)

3. Какие слова вошли в первую группу?

Какие слова можно включить во вторую группу и почему?

4. Запишите слова в тетрадь.

Какое надо знать правило, чтобы правильно написать пропущенные буквы?

7. Словарная работа

Найдите словарное слово на странице учебника (свобода) стр. 113

1. Запишите

2. поставьте ударение

3.подчеркните орфограмму.

4. Значение в толковом словаре - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Свобода совести . Свобода слова. Свобода печати. Свобода личности.

5.Назовите однокоренные слова. свободный, высвободить, освободить, свободомыслие, свободные, несвободный,

6. Составьте предложение со словом свобода.

Воспитательная минутка (Советские солдаты освободили мир от фашизма).

Учитель освободил ученика от выполнения домашнего задания.

Свобода стоит того, чтобы за неё бороться.

Ни что не свободно так, как мысль человека. (Дэвид Юм)

7. Запишите своё предложение.

8 .Физкультминутка

Давайте отдохнем.

Я буду называть глаголы и другие части речи. Если услышите глагол- приседаете. Если назову другую часть речи- выполняете любое движение.

Соль, солить, солёный; закричали, крик, крикливый; красный, краснеть, краснота; синий синева, синеть.

9.Закрепление изученного материала.

Дифференцированная работа по карточкам

Карточка 1

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак иголубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка2

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились

Проверка Цветочные часы.

1. К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Вспыхнул яркий огонёк мака.

2. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии.

3. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма..

4. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Воспитательная минутка

Какие цветы растут у вас дома? В классе – хлорофитум, герань, сансевиерия(щучий хвост), эпипремнум – вечнозелёная лиана, толстянка). Колеус, папоротник, алоэ, фиалки, фикус, китайская роза, кактусы, каланхое, декабрист -зигокактус, зефирантес-выскочка.

Кто за ними ухаживает?

Для чего ещё выращивают цветы?

10. Рефлексия

Вставьте пропущенные суффиксы глаголов.

Видели, сварили, слышали, ужалили, обидели.

11 .Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Как определить какой суффикс нужно писать перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени?

слайд

    Вопросы глаголов прошедшего времени.

    Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?

    Родовые окончания глаголов прошедшего времени?

    Как определить род глаголов прошедшего времени?

Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку.

12. Домашнеее задание : упр. 240 с. 113

Карточка 1 Лиза

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

Карточка 2 Дима

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Тимофей

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Саша

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Марат

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Даня С.

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Света

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Гриша

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Даня З.

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Карточка 2 Лина

1. Разделить текст на 4 части.

2.В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

3.Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

4.Подчеркните известные орфограммы.

Цветочные часы.

К шести часам утра открыл синий глазок колокольчик. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтые и белые лилии. Спадает летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посадишь на клумбе цветочные часы, они покажут тебе точное время.

Карточка 1 Женя

Разделить текст на 4 части.

Вставь пропущенные буквы.

В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.

Подчеркните букву, которая стоит перед суффиксом прошедшего времени.

Цветочные часы.

К шести часам утра откр…л синий глазок колокольчик. Подн...ли золотые головки одуванчики. Вспыхн..л яркий огонёк мака. К восьми часам распуст..лись жёлтые и белые лилии. Спада…т летняя жара, оживают другие цветы. Распускаются душистый табак и голубая дрёма.. Если ты посад…шь на клумбе цветочные часы, они покаж…т тебе точное время.

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Вид..ли, свар..ли, слыш..ли, ужал..ли, обид..ли

Работа в парах

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

Выброс…л , подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л.

        1. В прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется та же гласная, что была перед суффиксом -ть в неопределённой форме: сеять - сеял, видеть - видел.
        2. Буква ь пишется:
а) в неопределённой форме: беречь, учиться;
б) в форме 2-го л. ед. ч.: пишешь, читаешь;
в) в форме повелительного наклонения после согласных: брось(те), отрежь(те); но: лечь - ляг, лягте.

3. Следует различать близкие по звучанию формы изъявительного и повелительного наклонения:

ете
I спр.: выйд
^ вЪ1йди\те\ II спр.: смотр ите\ ^ смотри\т"ё|

4. Если в 1-м л. ед. ч. настоящего (будущего простого) времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в прошедшем времени и в неопределённой форме глагола будут суффиксы -ова-, -ева-; если оканчивается на -иваю, -ываю, то будут суффиксы -ива- или -ыва-.
От глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- следует отличать глаголы, имеющие ударный суффикс -ва-, перед которым стоит корневая гласная: запевать - запеть, запивать - запить. Исключения: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевоать (хотя разинуть).

          1. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без не глагол не употребляется: не был; ненавидеть.
          2. Глаголы с частицей не следует отличать от глаголов с приставкой недо-, которая указывает на неполноту действия, т. е. действие, совершающееся ниже положенной нормы: Больной не доедал обеда. - Ленинградцы в блокаду недоедали.
          3. В глаголах с приставкой обез- (обес-) пишется суффикс -е-, если глагол непереходный, и суффикс -и-, если глагол переходный: обессилить (перех.) противника - противник обессилел (не- перех.).
I Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание I слов.
Гора обезлес..ла, гору обезлес..ли, крестьян обезземел..ли, крестьяне обезземел..ли, посёлок обезлюд..л, посёлок обезлюд..ли, спортсмены обессил..ли, переход обессил.. л туристов.


От данных глаголов образуйте форму прошедшего времени, а также неопределённую форму. Обозначьте суффиксы.
Образец: участвую - участвовал - участвовать.

Чувствую, расхаживаю, заливаю, узнаю, горюю, призываю, запеваю, признаю, рассматриваю, советуюсь, раздеваю, затмеваю, агитирую, докладываю, развиваю, согреваю, присутствую, чередую, сознаю.
Объясните значение фразеологизмов. Обратите внимание на разницу в лексическом значении при употреблении одних и тех же глаголов.

1) Брать голыми руками. - Брать грех на душу. - Брать быка за рога. 2) Висеть на волоске. - Висеть на телефоне. - Висеть на хвосте. 3) Встать в позу. - Встать на ноги. - Встать с левой ноги. 4) Выйти в свет. - Выйти из моды. - Выйти из себя. - Выйти сухим из воды. 5) Выбросить из головы. - Выбросить на ветер. 6) Положить под сукно. - Положить зубы на полку.
Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. От глаголов образуйте и запишите форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.
Образец: блокировать - блокирую.

Б..л(?)отировать, б..льзамировать, гравировать, дипломировать, дирижировать, дисквалифицировать, д..стил(?)ировать, меблировать, компрометировать, к..пировать, ратифицировать, р..зюмиро- вать, к..нст..тировать, д..скутировать.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда (не)боит(?)ся. 2) Умел ошибит(?)ся - умей и исправиться. 3) Чем сердит(?)ся, лучше помирит(?)ся. 4) Обожжёшься на молоке, дуеш(?) на воду. 5) Как поживёш(?), так и прослывёшь). 6) Хорошо трудит(?)ся - хлеб уродит(?)ся. 7) Снега надует - хлеба пр..буд..т, вода разольёт(?)ся - снега наберёт(?)ся. 8) Кто пахать (не)лен..т(?)ся, у того и хлеб родит(?)ся. 9) Много всего говорит(?)ся, да не всё в дело годит(?)ся. 10) (Не)стыдно (не) знать - стыдно (не)учит(?)ся.
(Пословицы)

I Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж.. - те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать.
I Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребёнок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.

229. Прочитайте.

      Тут Сол..вей являть своё искусство стал:
      (За)щ..лкал, (за)св..стал
      (На)тысячу ладов, т..нул, (пере)л..вался;
      То нежно он (о)сл..бевал
      И томной вд..л..ке свирел..ю (от)д..вался,
      То мелкой дроб..ю вдру.. (по)роще (рас)сыпался.
      (И. Крылов)

  • По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.
  • Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

230. Прочитайте.

      Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
      Трава (на)лугу ещё росы пила,
      А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
      Слыш..тся, как (за)звенела пила.
      (Я. Козловский)

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Вспомните! Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам .

Окончания глаголов в форме единственного
числа прошедшего времени

231. Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах.

  • Почему глаголы изменили свои окончания? Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
  • В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

232. Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от глаголов неопределённой формы?

  1. Лить - лил, лил[а], лил[о], лил[и].
    Плыть - ..., ..., ..., ... .
    Спать - ..., ..., ..., ... .
  2. Начать - начал, начал[а], ночал[о], начал[и].
    Понять - ..., ..., ..., ... .
  • Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
  • Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

    Обратите внимание! Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола и в основу слова не входит:

    233. Прочитайте.

        Всё загудело, всё блеснуло,
        Так стало шумно и светло!
        В лазури облако блеснуло,
        Как лебединое крыло.
        (В. Набоков)

    • Скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Укажите над ними часть речи.
    • Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?
    • Спишите. Выделите родовые окончания глаголов.

    234. Прочитайте скороговорки.

    1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
    2. Лариса у Бориса нарвал.. барбариса и компот из барбариса наварил.. для Бориса.

    235. Прочитайте.

        Летний вечер. За лесами
        Солнышко уж село;
        На краю далёком неба
        Зорька заалела...
        (И. Суриков)

    • Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите синонимы к каждому глаголу.

    236. Прочитайте.

    Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). См..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать). Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).

    • Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
    • Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите составленное предложение.

    237. Прочитайте выразительно.

        Ты меня заобижала,
        А скажи - зачем?
        Леденец в руке зажала,
        Я же весь не съем!
        Я просил совсем чуточек,
        Крошечку просил.
        Осторожно уголочек
        Я бы откусил...
        (И. Токмакова)

    • О чём эти строки? Какое чувство у вас возникло?
    • Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
    • Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    238. Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе - по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

    239. Прочитайте.

    • Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени. Сравните написание букв перед суффиксами -ть и в данных глагольных формах.

    Обратите внимание! Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний [-о], [-а] или окончания [-и] во множественном числе:

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы:

    240 Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени.

    Слышать, растаять, поздравить, ответить, увидеть, ужалить, чистить, наклеить.

  • Запишите формы глаголов прошедшего времени. Выделите глагольные суффиксы и окончания. Подчеркните буквы глагольных суффиксов перед суффиксами -ть, -л .
  • Тип урока: Усвоение новых знаний. Тема урока: Правописание глаголов прошедшего времени. Цели: Образовательная:формирование умения писать безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени перед Л. Развивающие:развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени Продолжать выработку каллиграфического письма.Формировать орфографическое зоркость. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, умение внимательно слушать,уважать мнение одноклассников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русский язык 4 класс «Правописание глаголов прошедшего времени» Учитель Берекенова М.Л.

    Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени.

    Цели:

    Формирование умения писать

    безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени

    перед Л.

    Развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени

    Продолжать выработку каллиграфического письма

    Формировать орфографическое чутьё.

    Оборудование:

    Квадраты цветов радуги и буквы к ним,

    словарное слово ХОЗЯИН,

    Словарь Ожегова,

    Опорная схема

    1.Организационный момент.

    Организационный момент

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    2.Актуализация знаний

    1.На доске написаны слова:

    ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ, ЛЕЖИТ, СЛУШАЛ, БЕЖИТ, ЗАПЛЫЛ, ХЛОПАЛ

    Прочитайте слова. Поставьте ударение.

    Что объединяет слова между собой?

    Назовите глаголы с безударной гласной в корне.

    Что надо сделать, чтобы их правильно написать?

    Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. Расскажите правила их написания.

    Назовите глаголы с безударными личными окончаниями.

    2.Минутка чистописания

    Сегодня мы напишем букву, которая находится в одном из корней глаголов прошедшего времени и обозначает в нем непарный глухой твердый согласный звук.

    Какая это буква?

    Составьте цепочку букв. В нее входит буква Х. После каждого ее повторения должны последовательно стоять буквы с которых начинаются составные части второго глагола прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

    Напишите эту цепочку, при каждом повторе увеличивая на одну количество согласных букв.

    3.Словарь

    На доске изображены квадраты разных цветов.

    Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

    Какое это слово?

    Слово ХОЗЯИН имеет несколько значений. Определите их, используя следующие примеры:

    1. хозяин дачи

    2. хороший расчетливый хозяин

    3. хозяин и работник

    4. хозяин встречал гостей

    Напишите слово ХОЗЯИН, проверив по орфографическому словарю. Поставьте ударение.

    Что можете отметить в его написании?

    3.Работа над предложением.

    Прочитайте написанное на доске предложение:

    Хозяин быстро подошёл к гостям и пригласил их в дом.

    Определите, в каком значении употребляется в этом предложении слово ХОЗЯИН?

    Назовите в предложении глаголы в прошедшем времени.

    Это глаголы, т.к. они обозначают действие и отвечают на вопросы:

    Что делаешь? Что делает?

    Что делал? Что сделал?

    Летит, бежит.

    Чтобы не ошибиться в их написании, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: лежит-лёжа

    Бежит-бег

    Глаголы с безударной гласной в приставке: ОТКРЫЛ

    ЗАПЛЫЛ

    Гласные в приставках пишутся одинаково

    ОТ-О

    ЗА-А

    Глаголы с безударными личными окончаниями: ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ

    Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени надо проверять по неопределенной форме на –ИТЬ II спряж. В их личных окончаниях пишется гласная И. Стальные глаголы I спр. В их личных окончаниях пишется гласная Е, кроме глаголов-исключений. В окончаниях глаголов ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ пишется гласная Е.

    ХОЗЯИН

    1.человек-владелец, владеет имуществом

    2.человек, который занимается хозяйственными делами

    3.человек, который использует труд других людей

    4.глава семьи, дома, хозяйства

    В слове ХОЗЯИН непроверяемая гласная буква О.

    3.Постановка

    проблемы

    Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время.

    Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени?

    В какой части слова они имеют безударную гласную?

    Знаете ли, что надо делать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

    О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    Глаголы СЛУШАЛ, ХЛОПАЛ прошедшего времени.

    Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ и имеют суффикс Л.

    Безударная гласная у них находится в суффиксе.

    Нет, не знаем.

    О правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

    4. Открытие нового знания.

    На доске:

    ЧИСТИЛ ПАЧКАЛ ВИДЕЛ

    Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.

    Определите время данных глаголов и докажите свою мысль.

    Разберите данные глаголы по составу.

    В какой части слова находится безударные гласные?

    Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.

    Разберите по составу неопределенную форму глагола.

    Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.

    Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.

    Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л?

    Определите, какой суффикс надо написать в глаголе ТА…Л?

    Опорную схему составим.

    Это глаголы.

    Это глаголы прошедшего времени, т.к. отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ? и имеют суффикс Л.

    ЧИСТИЛ ПАЧКАЛ

    ВИДЕЛ

    В суффиксе

    ЧИСТИЛ-ЧИСТИТЬ

    ПАЧКАЛ-ПАЧКАТЬ

    ВИДЕЛ-ВИДЕТЬ

    ЧИСТ И ТЬ

    ПАЧК А ТЬ

    ВИД Е ТЬ

    ЧИСТ И Л-ЧИСТ И ТЬ

    ПАЧК А Л-ПАЧК А ТЬ

    ВИД Е Л-ВИД Е ТЬ

    У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме.

    Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму

    ТА Я Л-ТА Я ТЬ

    В неопределенной форме суффикс Я перед -ТЬ, значит –Я и перед –Л.

    Прош. вр . Неопр. ф. глаг .

    гласная –Л гласная –ТЬ

    5. Физминутка.

    Я буду называть глагол в прошедшем времени и соответствующий ему глагол в неопределенной форме.

    Если услышите глагол в прошедшем времени-прогиб назад, если неопределенную форму-наклон вперед.

    Сеял-сеять

    Кончать-кончал

    Верил-верить

    Клеил-клеить

    Лаял-лаять

    Ждал-ждать

    Прислал-прислать

    6. Первичное закрепление.

    Упр. № 427 с. 229 устно

    Упр. № 428 с. 230 письменно

    Задание по уровню.

    Оценки-по ходу работы.

    7. Итог.

    Какая была тема нашего урока?

    Какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л?

    Соедините стрелками:

    АТЬ ИЛ

    УТЬ ОЛ

    ИТЬ АЛ

    ЕТЬ ЯЛ

    ОТЬ УЛ

    ЯТЬ ЕЛ

    В прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется та гласная, что и перед суффиксом –ТЬ в глаголах неопределенной формы.


    Статьи по теме: