Особенности проявления биологических закономерностей у людей. биосоциальная природа человека. Человек как биосоциальное существо Биологическая природа человека влияет на процессы деторождения

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

План

Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия………………….3

Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии……………………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………………………….14

Вопрос 1. Охарактеризуйте биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объясните характер их взаимодействия

Хорошо известно, что биологические системы обладают свойствами саморегуляции, то есть способностью перестраиваться в зависимости от внешних воздействий так, чтобы сохранился оптимальный уровень их функционирования.

Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.

С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он - творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе.

Как же связаны эти два начала - природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.

В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек - биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности.

Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов, но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма. В связи с этим человека нельзя представить как "сгусток социума", нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.

Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук. Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей.

Существуют различные способы регуляции жизнедеятельности клетки, которые можно условно отнести к генетическому, биохимическому и физиологическому уровням регуляции. В пределах каждого из них действуют механизмы, в основе которых лежит последовательность конкретных метаболических процессов. Понять динамические свойства этих регуляторных механизмов можно лишь на основе общесистемного подхода, рассматривающего поведение каждого из элементов сложной системы как результат его взаимодействия с остальными элементами. Одним из наиболее развитых подходов для решения этой проблемы в современной биофизике является математическое моделирование. В соответствующих кинетических моделях отражена динамика изменения концентраций различных составных элементов биологической системы, которая определяется скоростями отдельных элементарных реакций.

На самом деле переменные в биологических системах изменяются не только во времени, но и в пространстве. В отличие от точечных такие модели называются распределенными (в пространстве). В распределенных системах могут протекать в отдельных точках пространства химические превращения веществ и одновременно происходить диффузия отдельных веществ из объемов с высокой концентрацией в объемы с меньшей концентрацией. Таким образом, связь между соседними элементарными объемами осуществляется за счет процессов переноса. Кроме того, в биологических системах (активные мембраны, ткани, сообщества организмов) существуют и распределенные источники энергии. Такие системы относятся к активным распределенным системам.

Примером биологического процесса, протекающего в распределенной системе, служит образование структур в морфогенезе из продуктов биосинтеза. Оно происходит не за счет внешних толчков, а самопроизвольно на основе информации, заключенной в оплодотворенной яйцеклетке, в исходно пространственно-однородной среде. Речь идет в данном случае о возникновении в активной распределенной системе стационарных пространственно-неоднородных структур. Другой пример - распространение волн возбуждения в нервном или мышечном волокне.

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации. Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны. Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Исследование простейших моделей показало, что различные типы поведения активных распределенных систем могут быть описаны нелинейными дифференциальными уравнениями в частных производных, где учитываются химические реакции и диффузия реагентов.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой).

С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков - речи, мышления, хождения в вертикальном положении - необходимо человеческое общество, социальное окружение.

Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде - ближайшему окружению ребенка. Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допускает сколько-нибудь существенных изменений в строении тела или поведении. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны значительно его ускорить.

Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость - все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических по­требностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться ком­понентами научения. Средовые влияния могут задерживать или стимулиро­вать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формиро­ванию сложных навыков.

Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Яркими примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции членов семьи, в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается ни в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей и т. д.), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.

Вопрос 2. Почему объективность необходима для создания точной науки о человеческом развитии

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук - к данным психологии. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность - в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития - Человек разумный - наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология.

Поэтому, по крайней мере, в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляется, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возможно, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним - комплементарным - концентром синтетического человекознания, новой и более объективной науки о человеке и его развитии.

Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем он неповторим, как и любая человеческая личность.

Жизнь человека коротка и непредсказуема и всю свою историю человек пытается противопоставить этой непредсказуемости нечто определённое, предсказуемое. Долгое время за опору бралась религия, являвшейся идеальной моделью бытия. Соблюдая эту модель, человек мог рассчитывать на определённую степень предсказуемости в жизни (воздаяния и наказания по делам) и после смерти.

Однако, с приходом эпохи Просвещения, Бог постепенно замещался Человеком. Точнее, всемогущество Бога – всемогуществом человеческого Разума. Как это обычно бывает в истории, человек сначала разрушил «старое», и только потом приступил к освоению «нового». В итоге, к началу XIX века (условная дата завершения эпохи Просвещения) оказавшись в «тёмном мире», с «пустым» небом и незрелой наукой.

Опору теперь стали искать в науке как в чем-то высшем и независимом от человека, хранящем знания и истины, выходящие за пределы ограниченного человеческого бытия. Сложность состояла в том, что наука сама была созданием человека. Для того чтобы служить человеку опорой, чтобы рассматриваться как абсолют, наука должна была быть отделена от человека. Она должна была предстать в идеале, как нечто, не зависимое от человека, безличное, объективное и внечеловеческое. И хотя сама задача независимости науки от человека никогда не ставилась, наука вырабатывает свой собственный безличный язык со своей собственной системой обоснований и доказательств, представляя себя как некое безличное, внечеловеческое и истинное в данный момент времени знание, - эти особенности знания и составляли то, что определялось как объективность науки.

Одновременно в науке, как создании человека, не может не присутствовать след человека, делающего эту науку, но наука делается не только человеком, но и для человека, она должна ему соответствовать. Эти характеристические особенности науки - след в ней человека и ее соответствие человеческим масштабам - можно определить, как свойство науки иметь человеческую размерность. Смысл созданной человеком науки (или человеческого познания) в открывании и изучении законов природы и окружающего мира, но кто сказал, что наш мир живёт по законам? Л.Шестов писал об этой особенности науки: «Наука не констатирует, а судит. Она не изображает, а творит истину по своим собственным, ею же созданным законам. Наука, иначе говоря, есть жизнь перед судом разума. Разум решает, чему быть и чему не быть. Решает он по собственным - этого нельзя забывать ни на минуту - законам, совершенно не считаясь с тем, что он именует "человеческим, слишком человеческим". Всю историю науки человекоразмерность проникала в научное знание. Математизация физики, введение абстрактных математических структур есть ни что иное, как субъективное желание получить стройную, калькулируемую научную теорию. Идея генезиса - наследования - остаётся основополагающей в физике до сих пор, а понятие нового получает свою интерпретацию через фактор человеческого действия, через свойство использования. Целеполагание - основной человеческий фактор в обосновании теории и выборе правильной, при наличии нескольких неабсурдных вариантов. На сегодняшний день, при любых попытках дать обоснование общим положениям современной науки, обращение к её человеческой природе неизбежно. Ведь именно человек создаёт науку исходя из критерия познаваемости её человеком. Внутри научной деятельности и её результатов всегда можно отыскать некие включения, имеющие своей основой и источником человеческую субъективность. Они не являются искажениями научного знания, просто сама объективность и развитие этого знания обосновываются диалогичностью человеческого мышления. Сама наука, как объективная деятельность, обосновывается в своей объективности через человека, через его способности к диалогичности и целеполаганию. Последовательное объективное обоснование науки происходит именно через её, науки, человекоразмерность.

Список использованной литературы

    Библер В.С. От наукоучения - к логике науки. - М., 1991.

    Иванова Р.И. Предмет и метод права социального развития. – М.: Изд-во МГУ, 1993

    Платонов Д.И. Право социального обеспечения. – М., 2001

    Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук // Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67.

    Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки // Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.

1. Человек и природа. Понятие природы. Географическая среда, ее влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке

Большое место в осознании места человека мира имеет осознание его отношения с природой и географической средой. Что есть человек? Часть природы? Ее царь? Или ее раб? Кто все же выше человек или природа? Эти вопросы неизбежно возникают у каждого, особенно они важны для осознания общего хода развития человеческого сообщества. Именно от этого зависит взаимодействие человека с окружающим природным миром?

Понятие природа неоднозначно. Чаще всего мы используем слово природа как противопоставление городу, современной индустриальной цивилизации. «Поехали на природу» - значит поехали там, где нет машин, заводов, где зеленая травка и свежий воздух. А воздух за окном городской квартиры не природа? А живность, которая обитает у нас под окнами? И наконец сам человек - это не природа?

Природа в широком смысле - это все материальное, объективно существующее, включая общество. Общество выделилось из природы в процессе антропогенеза - происхождения и становления человека и социогенеза - возникновения общественных отношений людей. Выделившись из природы человек все равно неразрывно связан с географической средой. Географическая среда - это совокупность естественных, природных факторов, с которыми люди непосредственно взаимодействуют, осуществляя свою жизнедеятельность. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера -. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Географическая среда задает определенные условия существования человека. Так как географическая среда у человечества неоднородна, то проявления ее влияния многогранны. Географическая среда может влиять на физические данные человека. Самый простой пример: расы. Почему на африканском континенте живут люди с черной кожей и курчавыми волосами? Под палящими лучами солнца человек со светлой кожей просто не выжил бы. Также природная среда предопределяет род занятий. Так кочевники монголы-татары могли заниматься только кочевым скотоводством, а славяне могли себе позволить оседлый образ жизни.

Степи, в которых обитали монголы-татары не пригодны для скотоводства, а у славян были вполне плодородные почвы. Постоянная нехватка пропитания в Китае. Бедность природных ресурсов предопределила всеядность китайской кухни. Славянам, у которых в лесу водилось много дичи, не было необходимости есть змей, червей, крыс. Зачем? Это все мало калорийно, когда можно забить одного большого кабана и все будут сыты. Именно нехватка не только продуктов питания, но древесины предопределило, что в китайской кухне все мелко режется, чтобы быстрее зажарилось или сварилось. Жаркий климат сделал индийскую кухню острой. Также географическая среда влияла и на общественный и государственной строй людей. В Древнем Египте были прекрасные условия для земледелия за исключением одного - нехватка воды. Нужно было строить иррагационные сооружения. Это было тяжелым делом, требовало усилий всех людей. Чтобы сконцентрировать человеческие ресурсы, нужна была сильная государственная власть, поэтому государство в Египте образует по типу восточной деспотии. В Древней Греции много солнца, но и воды хватало. Земледелием мог заниматься каждый единолично, поэтому там стало возможно создание городов- полисов с гораздо более демократичными традициями. Древнее славяне тоже не могли жить в одиночку, подсечно-огневая система требовала общих усилий. Поэтому для Киевской Руси характерно объединение свободных людей в общину.

Значит ли это, что географическая среда является решающим фактором в развитии человека и общества? Ответ на этот вопрос в философии неоднозначен. Сторонники географического детерминизма считают, что географическая среда является решающим фактором. Например, сторонником такой позиции был Лев Мечников, брат известного ученого- физиолога - Ильи Мечникова. Монтескье впервые начинает осмысление различия государственности в цивилизациях Запада и Востока, которые он определяет как Север и Юг. Он считает, что холодный климат Севера воспитывает в людях привычку к постоянному движению и физическому напряжению, а это формирует такие черты характера, как мужество, уверенность в себе, чувство превосходства над природой и соседями. Северный климат воспитывает в людях индивидуализм, что делает их способными жить в условиях демократии.

Жаркий климат Юга, напротив, воспитывает коллективизм. Он рождает в людях привычку к физической расслабленности и такие черты характера, как робость, неуверенность в себе, стремление не к труду, а к наслаждениям, чрезмерную страстность. У жителей южных стран снижается уровень активности и любопытства к окружающему миру, вслед за которым следует снижение уровня морали, зато растет уровень коварства, лицемерия и жестокости.

Они получают удовольствие не от деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира, а от созерцательной пассивности и лени, даже если это приводит к нищете и рабству. Вместо индивидуализма на Юге господствует коллективизм как предпосылка подчинения людей деспотической власти.

Если говорить о человеке и природе, то важно определить о сочетании природного и социального в нем. Человек с одной стороны часть природы, с другой стороны - существо социальное. Можно говорить, что он существо биосоциальное. В нем сочетается два начала - биологическое и социальное.

Под биологическим (от природы данным) в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы и функции в нем. Это также центральная нервная система с мозгом как главным "зеркалом" окружающего мира. Сюда относится и генофонд, являющийся носителем наследственной информации. От природы даны половые характеристики людей - мужское и женское начала. Взятое в своей совокупности, биологическое образует природные силы человека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни. Биологическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей - наблюдательность, реакции на внешний мир, силе воли. Природные силы, в основе своей, передаются детям от родителей посредством рождения, однако они дают человеку лишь возможность существования в мире в качестве человека. Биологическое - это форма, строение организма и психосоматические реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление человека к внешней среде.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. К нему относится и духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать. Социальное - это также самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос "Кто я есть в этом мире?" и давать на него ответ. Важной составляющей социальных качеств человека является и его отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни. Все это, вместе взятое, и составляет социальные силы человека. Они формируются в общественной среде через механизмы социализации, т.е. приобщения человека к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Социальное - сложившиеся на основе трудовой деятельности система связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей человека.

Как же соотносятся социальное и биологическое? В решении этого вопроса в научной литературе наиболее распространены три позиции. Первый подход - это биологизаторские (натуралистические) трактовки человека (З.Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают определяющее влияние на его поведение. Полагается, что человек изначально является слугой нескольких господ - своего бессознательного и норм культуры, которые являются "врагами" и "угнетателями" человека. Они как бы подавляют естественное начало в человеке, например - устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения. Биологизаторской трактовки человека придерживался и основатель евгеники английский ученый Ф.Гальтон. Он считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными. Большой резонанс в науке получило учение известного итальянского ученого Ч. Ломброзо о якобы наличии у человека "гена преступности", который, дескать, передается по наследству и определяет поведенческую программу.

Второй подход представляют собой преимущественно социологизаторские (социоцентристские) трактовки человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Г. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового человека" в грядущем коммунистическом обществе и уповал на "всесилие" воспитания. В некоторой степени социологизаторство содержится и в классическом марксизме, который тяготеет к переоценке роли социального начала в человеке. Известно, например, что русские большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования коммунистического типа личности, которая освободилась бы от наследия и пережитков буржуазного общества.

Третий подхода решении биосоциальной проблемы основан на желании избежать названных выше крайностей. Эта позиция представлена, в частности, в работах современных отечественных ученых (Н.П.Дубинин. И. Т.Фролов и др.) и характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Такой подход открывает простор для исследования человека средствами и естественных, и общественных наук - как единое живое целое.

Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества его природы (способность мыслить и творчески действовать) имеют все же социальное происхождение. Эти качества ведь не даны человеку при рождении, что совершенно очевидно. Их еще предстоит сформировать, ведь иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь "куском мяса". Способность мыслить и прак­тически действовать даны человеку при рождении лишь в форме задат­ков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека. Биологи­ческое и социальное в человеке наслоились друг на друга и выполняют свои специфические функции. Под влиянием социализации природное становится культурным, "благородным". Известно, например, что прием пищи современным человеком происходит "по-человечески", т.е. по определенным правилам. При вынашивании и рождении ребенка широко применяются социальные технологии. Все это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и дает ему дополнительные шансы на выживание в окружающем его мире.

Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социального. Биологическое проявляется раньше в человеке. С какого возраста человек себя помнит? Обычно с трех-пяти лет. А с какого возраста человек себя осознает? Обычно с двух лет. Когда ребенок начинает говорить про себя «я» - это важнейший момент, который чаще всего родители не осознают. «Ты, ты, собирайся скорее». Биологические способности. Т.е. природные нередко предопределяют возможность человека заниматься чем-либо. Например, не сможет стать музыкант, тот у какого медведь на ухо наступил. Или у кого нет способностей к рисованию не сможет стать художником. Даже если есть такие способности их надо развивать как можно раньше. Во взрослом возрасте научиться рисовать гораздо труднее. Однако, стать членом общества человек может только в процессе социализации. Овладеть речью, письмом, даже научиться ходить на двух ногах он может только в обществе себе подобным. Приведем классический пример - Маугли. Только в сказке он смог стать членом общества. В реальной жизни, если дети оказывались в обществе животных, попав в человеческое общество возрасте 5-7 лет так уже не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. К сожалению такие случаи бывают и в нашей стране. Однажды пришлось видеть репортаж о девочке 10-12 лет. Которая жила в конуре с собакой. Родителям она не была нужна. Девочка бегала на четвереньках, ела из миски. Попав в детский дом она с большим трудом перешла на прямо хождение. Больших усилий стоило ее приучить пользоваться ложкой. Еще одного ребенка воспитывала кошка. Пора родители пили водку. Ребенок тоже вместо человеческой речи стал мяукать. Процесс социализации очень сложный включает много составляющего: от освоения половых ролей до социализации политической. Большую роль в социализации играет игра, например игра в дочки-матери. Игра в куклы не является баловством, пустым провождением времени. Она учить ребенка социальным роля: мама, папа. При этом ребенок повторят то, что есть в семье. 2. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством. В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Ге­родота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы -производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе - аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома *Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство - особой социальной группой. Отдельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды - рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество - это сложная система отношений и институтов, возникшая марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом - всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия - это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как со­циология. Если социальная философия являет собой теорию высшей сте­пени обобщения знаний об обществе, то социология - это теория "сред­него" уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функциони­рование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (на­пример, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а соци­альную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности. Философское исследование общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в XIX - XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.

Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает формировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социальной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева - это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле социально-философского исследования.

Ставя вопрос о сущности общества ("Что это такое?"), социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что общество - это саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется в первую очередь производственно-трудовыми и духовными отношениями людей.

Что же характерно для общества как уникального явления Космоса?

В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материи среди всех изве­стных современной науке. Началом и решающим фактором его станов­ления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать прин­ципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: /Один, который нас творил, /Другой, который мы от века /Творим по мере наших сил". Труд сыграл и играет особую роль в общественной жизни. Он есть начало и субстанция (основа) общества. Да и вся всемирная история - это ведь не что иное, как, говоря словами К.Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве творческого деятеля.

Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир - театр, все женщины, мужчины в нем - актеры", - так образно выразился об этом В.Шекспир. Общество являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.

Во-первых, это экономическая сфера, или "мир материального про­изводства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.

Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно- историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями. Экономическая сфера - это экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а так же международное экономическое сотрудничество Материальное производство, т.е. создание необходимых для потребления людьми предметов, которые в готовом виде в природе, как правило, не встречаются (пища, одежда, жилье и т.д.), является важнейшим признаком общественной жизни. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате труда в различных формах его проявления. Животные, в самом лучшем случае, собирают, тогда как люди умеют производить, они - труженики и созидатели. Основными критериями экономической сферы являются: развитость орудий производства, механизация и автоматизация производства, наличие новых технологий, максимальная реализация профессиональной подготовки специалистов, материальный уровень жизни людей. В каждом обществе материальное производство обладает своей спецификой, которая обусловлена географическим положением, климат, сырьевыми и энергетическими ресурсами, народонаселением, историческими традициями и другими факторами.

Материальное производство осуществляется в ходе труда, который представляет собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Роль труда в жизни человека и общества настолько велика и многогранна, что необходимо характеризовать его как социокультурное явление и процесс. Труд - это необходимое условие человеческой жизни, "отец" всех создаваемых в обществе богатств. Кроме того, преобразуя внешнюю природу, человек совершенствует и самого себя - строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. По мере становления и усложнения общества усложнялся и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, появилось разделение труда, т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышленный, управленческая и исполнительская, военная деятельность.

Для каждого уровня развития экономики характерен свой способ производства. Способ производства - это то, чем и как обрабатывается природа, и каким образом взаимодействуют люди в ходе материального производства. Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, со­ставляют средства производства. Их можно называть также и вещным компонентом способа материального производства. Особое место среди них занимают орудия труда - специальные инструменты для обработки природного материала человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально- классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это - обобщающие показатели достигнутого уровня бла­госостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти. Других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. _

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, а также; знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило! свой отпечаток в душе народа, его национальном характере* Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспита­ние, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный! мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания - от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное - театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Дальше или Показать всю главу

Проблема человека, его сущности и происхождения, его настоящего и будущего относится к числу вечных. Человек - самое сложное в мире, уникальное существо, воплотившее в себе единство природы и истории. Процесс его развития подчинен общественным законам и законам природы, обладающим своей внутренней логикой и вместе с тем опосредованным влиянием общества. В человеке воплощены результаты как биологической эволюции, так и развития общества, поэтому он не просто часть природы, а ее высший продукт особого рода. Выдвинутое Марксом принципиально важное положение о том, что человек - деятельное природное существо, позволяет понять, что в отличие от животных он не только продукт окружающей среды, но и ее творец.

Исследование синтеза социального и природного в человеке - самостоятельная проблема науки, имеющая философский аспект. Сущность человека, представляющего собой совокупность всех общественных отношений, социальна; с другой стороны, его природа как биологического существа прошла сложный путь эволюционного развития. Изучение взаимодействия биологического и социального - исходный пункт всякого научного исследования человека, что имеет принципиальное значение для медицины, представляя важнейшую предпосылку разработки медицинской теории, а также врачебной деятельности.

Проблема человека слишком сложна, чтобы можно было удовлетвориться ее изучением в пределах анатомии. Успешное решение этой проблемы возможно лишь путем комплексного исследования при взаимодействии общественных и биологических наук. Уже с начала возникновения религии это одна из острых проблем идеологической борьбы, сохранившая свою актуальность на современном этапе научно-технической революции. Уяснение роли социального в процессе как становления человека и общества, так и его онтогенетического развития- важная предпосылка обеспечения условий для оптимального развития человека не только в ходе его индивидуальной жизни, но и в жизни целых поколений.

Основы научного понимания соотношения биологического и социального в человеке разработаны марксизмом. Марксистско-ленинской философией установлено, что социальная жизнь представляет собой высшую форму движения материи, т. е. биологические законы подчиняются социальным закономерностям. Вот почему современный человек как биологическое существо не подвержен законам естественного отбора. Соотношение биологического и социального, таким образом, подчинено общедиалектическим принципам связи низшего и высшего уровней организации материи.

Взаимодействие биологического и социального может быть рассмотрено применительно к обществу как самоорганизующей системе в его взаимоотношениях с живой природой, к разным структурным уровням человеческого организма и личности, к разным этапам его онтогенетического и филогенетического развития. В данном контексте можно выделить три аспекта социально-биологической проблемы: социально-филогенетический, социально-онтогенетический и социально-экологический. Исторически исходным среди них является социально-филогенетический аспект, в рамках которого выявляется соотношение биологических и социальных закономерностей в период антропосоциогенеза и в условиях сформированного общества. Происхождение человека от высших антропоидных предков, что было раскрыто Дарвиным, и формирование общества из стада животных (Энгельс) в действительности- двуединый процесс, создавший человека.

В происхождении человека решающим условием был труд. Маркс утверждал, что труд -«... вечное естественное условие человеческой жизни» Направление изменений, приведших к формированию специфически человеческой биологии, связано с включением человека в систему общества в качестве составной части производительных сил. Именно принадлежность его к новому уровню организации - социальному - приводит к социальным преобразованиям его биологии, к существенным морфологическим преобразованиям и формированию новых способов поведения. Энгельс писал: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу - производство».

Вопрос о начале человеческой истории, определении рубежей и причин бурного расхождения двух видов антропоидов на дистанцию двух различных форм движения материи можно решить, исходя из положения Энгельса о формирующей роли труда. Труд, по его мнению «... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Груд - тот качественно новый признак, который присущ человеку и является универсальным условием становления его развития. Человек в отличие от животных не может адаптировать организм к природе, а своим трудом приспосабливает природу. Это обстоятельство накладывает отпечаток на биологическую эволюцию, которая у человека прекратилась. Человек связан с природой не непосредственно, как все другие живые существа, а опосредованно-через трудовую деятельность.

Начальный процесс гоминизации относится к периоду, отстоящему от нас более чем на миллион лет, когда антропоидные предки приобрели способность трудиться. Труд явился силой, породившей к жизни совершенно новые социальные законы и социальность человека, имея принципиальное значение для изменения характера взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к среде благодаря труду существенно преобразуется, изготовление орудий труда позволило человеку воздействовать на неадекватную среду в направлении приспособления ее к своим потребностям.

Трудовая деятельность с первых этапов антропогенеза имела коллективный характер, т. е. изготовление и использование орудий вели к усилению взаимопомощи и сплоченности. По выражению Маркса, труд, являясь в своем исходном значении средством обеспечения жизни, становится образом жизни человека, существенной формой его жизнедеятельности, его отношений к среде и важной основой отношений между людьми. В.И.Ленин отмечал, что труд становится потребностью здорового человека.

Возрастающий масштаб трудовой деятельности требовал совершенствования процесса познания, что стимулировало развитие мозга человека; коллективный характер труда сформировал такое средство социального общения, как речь. Превращение первобытного стада людей в человеческое общество сопровождалось становлением и возникновением человека «разумного».

Установить различие, существующее между человеком и ближайшими его предками, можно только на основании комплексного критерия. Многочисленные открытия последних десятилетий в области антропологии, археологии, палеонтологии, палеопсихологии и др. позволили сделать вывод, что с трудовым критерием может быть связано несколько больше признаков, чем предполагалось ранее. Трудовой критерий должен быть дополнен морфологическим, а также требует учета перемен, происходящих в поведении формирующихся людей, и, наконец, изменения экологических отношений со средой в результате более быстрого, чем преобразование окружающей среды, развития производительных сил. В свою очередь морфологические отличия, позволяющие провести грань между животными и человеком, также представляют собой уникальный комплекс, именуемый в антропологии «гоминоидной (или гоминидной) триадой». Этот системный морфологический критерий включает такие существенные признаки, как прямохождение (бипедность или ортоградность), своеобразная верхняя конечность, приспособленная к точному манипулированию, и развитая ассоциативная деятельность центральной нервной системы. В ходе антропогенеза раньше всего совершенствуется прямохождение, позднее происходит развитие кисти в направлении тонкого манипулирования и высокоразвитого относительно крупного мозга.

Диалектический характер становления социальных закономерностей, вытесняющих биологические, раскрыт широко распространенной в современной науке теорией двух скачков, двух качественных рубежей в антропогенезе. Первый рубеж, отстоящий приблизительно на 2 млн. лет (есть данные, что первобытный человек возник 3 млн. лет назад), связан с началом изготовления первых орудий. Он знаменует переход от животных-предшественников к стадии формирующихся людей и означает появление социальных закономерностей. Второй рубеж преодолен около 100 тыс. лет назад, когда на смену неандертальцу пришел человек современного физического типа - Homo sapiens. С этого момента устанавливается господство социальных закономерностей, биологические закономерности практически исчезают. Формирующее действие механизма естественного отбора на человека прекращается, коренных преобразований физического типа человека не происходит, хотя высказываются предположения о возможности некоторых изменений в рамках «исторического филогенеза». Существование человека определяется материальным производством, а не приспособляемостью его к природе. Такие взаимоотношения со средой означают, что существенных преобразований структуры человека не происходит, но подразумевается, что в онтогенетическом развитии человека социальные детерминанты все же играют решающую роль, определяя как его общие контуры, так и основные его детали. Подчинение биологического социальному в индивидуальном развитии также представляет исходную существенную детерминанту материальной системы.

Онтогенез человека детерминируется пересекающимся действием трех родов программ (систем детерминирующих факторов), имеющих у человека некоторые особенности: генетических, индивидуальных и социально-экологических. Генетические программы человека включают видовые признаки Homo sapiens, в том числе признаки рода, отряда и т. п., расовые, половые и индивидуально-типовые.

Кроме генетических программ, онтогенез детерминирован также социально-экологической программой, или условиями социальной и природной среды. При этом среда влияет на онтогенез двояко: во-первых, она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза; во-вторых, различные совокупности факторов среды создают такие структурно-функциональные (морфофизиологические) изменения, которые в течение длительных периодов или даже на протяжении всей жизни индивидуума определенным образом детерминируют его последующее развитие. Вследствие этого можно также говорить об индивидуальных онтогенетически складывающихся программах, понимая под ними системную совокупность внешних факторов, являющихся не просто условием реализации генетических программ, а индивидуальными детерминантами онтогенеза, действующими, конечно, через посредство внутренних индивидуальных программ.

Взаимодействие всех трех родов программ онтогенеза у человека имеет неповторимые особенности. Существенной частью среды жизни человека является общество со своими внутренними законами развития, определенным образом влияющее на природу. Поэтому социальные законы имеют центральное, ведущее значение по отношению к среде жизни человека. Социальные условия жизни существенно влияют на жизнедеятельность, структуру, онтогенез человека, что определяет работоспособность, здоровье и функциональные возможности человека. Это еще раз подчеркивает, что человек - не только биологическое, но и социально-общественное существо.

Статьи по теме: