Описание внешности достоевского. Соционика и другие типологии. Главный герой романа

Лицо Достоевского

В. С. Соловьев:

Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной духовной жизни. Замечалось в нем и много болезненного - кожа была тонкая, бледная, будто восковая. Лица, производящие подобное впечатление, мне приходилось видеть в тюрьмах - это были вынесшие долгое одиночное заключение фанатики-сектанты.

Можно в конце

Что мы знаем о человеке, который рассказал о себе - все? Кто он? Каким он был? "Этот человек, проживший так открыто, так напоказ, так на виду, оказался самым скрытым, самым невидимым и унес свою тайну в могилу".

Все жизнеописания, как, впрочем, и все исповеди, - лживы: это не портреты поэтов, а характеры пишущих, дерзающих созерцать себя в биографиях титанов; и в исповедях-самообличениях неискоренимо желание, даже уничижая себя, себя возвеличить, оправдать.

Глазами Фрейда

Вся действительность не исчерпывается насущным, ибо огромностью своей частию заключается в ней в виде еще подспудного, невысказанного будущего Слова. Ф. М. Достоевский

Фрейд считал, что в основе художественного творчества лежит механизм вытеснения, и само оно есть выплескивание скрытого, бессознательного. Произведение искусства отражает не столько внешнюю, сколько внутреннюю действительность, глубинный личный опыт художника. Сильное настоящее переживание пробуждает в художнике психический опыт прошлого, часто относящийся к детскому возрасту, вытесненные побуждения, страхи и страсти. Искусство - катарсис, очищение гения от внутреннего порока. Образы искусства - "отчужденные пороки", "трагические ритмы гордости и унижения". Они ведут нас к "слабому свету самопознания", к открытию негативных сторон собственного "Я".

Как бы ни относиться к фрейдистским истолкованиям личности и творчества Достоевского, я не сомневаюсь, что последнее (то есть творчество) представляло собой также и психотерапию. У Достоевского был огромный личный опыт психологических страданий, он вечно считал себя униженным и его действительно часто унижали.

Не потому ли у него столько униженных и оскорбленных? Достоевский часто не владел собой в обществе, боялся стать посмешищем, болезненно реагировал на уколы. Некрасов видел в нем героя подполья еще до написания Записок из подполья. Не исключено, что Достоевский много писал из мести - из мести своим унизителям. Не исключено, что унижение - одна из его точек зрения на мир. Униженный человек лучше видит мир. Ум и злость обостряются унижением. Друзья и враги, унижая Достоевского, лишь обостряли его перо...

Основополагающая идея Фрейда: изучите детство интересующего вас человека - и вы поймете все. Прекрасно, но где взять материал?

"Перед нами возникла картина маленького мальчика, немного пренебрегаемого матерью и строго муштруемого отцом. Одинокий в отцовском доме и в школе, полный сильных вытесняемых влечений, неисполнимых желаний и мыслей о богатстве, могуществе и силе, спасается он из действительности в мир фантазии, мечты, где могут быть исполнены все его неудовлетворенные желания. Из этих мечтаний возникли его произведения: их основание - эротическое влечение, их предмет - бессознательное инцестуозное желание. Жизнь и творчество Достоевского, его дела и чувства, его судьба, - все возникает из комплекса Эдипа..."

Перед нами фрейдовский Достоевский: не бунтарь, не провидец, не гений, а обыкновенный человек, всю жизнь терзаемый страстями греховной души, неудовлетворенным честолюбием, стремлением к самоутверждению, вожделениями и обостренным чувством раскаяния, - Достоевский, вся сила которого - в мощи подсознательных инстинктов художника, Достоевский, задолго до Фрейда вскрывший силы бесконтрольного "я".

Фрейд считал эпилепсию Достоевского результатом "комплекса отцеубийства", которым страдал Достоевский, а Смердякова - эманацией темных глубин личности его творца, одной из проекций его внутреннего мира. Смердяков - результат переживаний Достоевского, связанных с вынесенными им унижениями и тайным желанием смерти унизителя. Смердяковым он как бы освобождался от спрятанного в глубинах подсознания желания отомстить отцу.

Что глубоко прятали другие, то выставлял на общее обозрение Достоевский. О чем все молчали, о том он кричал.

Много сказано об амбивалентности Достоевского: любовь и ненависть. Но ведь двойничество, идеал Мадонны и идеал содомский, преступление и наказание - лишь крайности, экстремумы, полюса. А между ними - большая кантовская карта человеческой души, где освещены лишь немногие пункты, а все остальное - ночь, мрак. Этот-то мрак и хотел он развеять...

Его интересовали глубины подсознания, где зарождались, копошились, клокотали и властно требовали выхода не просто взаимоисключающие душевные порывы, но происходила вся наша душевная жизнь. Вся, а не диалектические да-нет, можно-нельзя, вперед-назад. Творчество Достоевского - прорыв в подсознательное, незнаемое, несказанное, невыразимое словом, но одновременно - непреодолимое, непредвиденное, алогичное, иррациональное.

Так же, как Фрейд несводим к либидо, обречены попытки втиснуть Достоевского (слишком велик) в комплекс Эдипа. Да, творчество поглощало значительную часть его низших желаний. Да, он истерик. Но сводить гениальность к гипертрофированной сексуальности, связывать эпилепсию с воздержанием или приписывать ему мазохизм страстотерпца - значит поступать, как Прокруст. Это же относится к интерпретации взаимоотношения братьев Карамазовых с отцом и самого Достоевского с царем (батюшкой!) с помощью комплекса Эдипа. Будучи почитателем Достоевского, отводя ему место в одном ряду с Шекспиром, называя Братьев Карамазовых "величайшим романом из всех, когда-либо написанных, а Легенду о Великом Инквизиторе - высочайшим достижением мировой культуры, Фрейд посвятил Федору Михайловичу большую работу Достоевский и отцеубийство, главные мотивы которой - "очищение художника" и "отчуждение порока".

В Братьях Карамазовых имеются ключевые моменты, раскрывающие истинный смысл произведения. Это, по Фрейду, речь защитника на суде и "разгадка" старцем "готовности Дмитрия к отцеубийству". Речь на суде - ирония над психологией: "она, мол, палка о двух концах". В ней надо было "все перевернуть", и тогда будет вскрыта сущность восприятия Достоевского, так как насмешки заслуживает не психология, но судебный процесс дознания. Ведь важно не то, кто физически совершил отцеубийство, но "кто его в своем сердце желал и кто его совершение приветствовал". В данном случае это не только все братья Карамазовы, включая Алешу, но... их творец.

Трагедия самого Достоевского, считает Фрейд, - это ранняя ненависть к отцу, бессознательное желание ему смерти. Реализация вытесненного желания (смерть отца) рождает комплекс вины. Ключевым в романе является разговор старца Зосимы с Дмитрием: старец постигает, что Дмитрий внутренне готов к отцеубийству, и бросается перед ним на колени. Тем самым святой преодолевает грех презрения к убийце или суда над ним. Святому приличествует смирение и прощение. Тем самым Достоевский выражает свою симпатию к грешнику, который для него "почти спаситель, взявший на себя вину". Преступник как бы освобождает другого от убийства, убивать больше не надо, надо благодарить того, кто взял твой грех на себя.

Такова человеческая психология, таков механизм нашего участия к другому человеку. И эта психология наиболее ярко выражена в "чрезвычайном случае обремененного сознания своей вины писателя". По мнению Фрейда, Достоевский принадлежал к интеллектуалам, тщательно скрывающим именно те негативные человеческие качества, которые его больше всего мучили и интересовали. Он не мог скрыть свой интерес к преступнику и преступлению, поэтому выставлял напоказ преступника вообще, политического и религиозного преступника в частности, но не "первопреступника" - отцеубийцу. Тем не менее в образе Карамазова-отцеубийцы он фактически "сделал свое поэтическое признание".

Вина требует наказания. И представители этого типа людей всегда "ищут наказания" или "самонаказания". Фрейд считает, что Ф. М. Достоевский легко смирился с каторгой, с годами бедствий и унижений, увидев в этом наказании батюшки-царя реальную возможность расплатиться за свой грех по отношению к реальному отцу. Угрызения совести - самое сильное переживание Ф. М. Достоевского, и попыткой избавиться от них, по Фрейду, выступает игра в карты, "доведение себя до крайне бедственного положения", самоунижения себя как "странного грешника" в глазах молодой жены, - все это формы "патологического удовлетворения", формы "разгрузки совести".

Речь идет не о соблазне причислить Ф. М. Достоевского к преступникам, даже не о его нездоровых страстях, в частности пристрастии к азартным играм, но о все том же вытеснении, об одержимости чувством греховности, о мотиве жестоко обиженной девочки, "одном из давних и устойчивых замыслов" писателя. Конечно, можно интерпретировать явное пристрастие Достоевского к ситуациям, в которых проявляется "предельная греховность", страстным желанием привести человека к Богу, покаяться перед ним, зародить "благодатную просветленность". Самый "великий грешник" не утрачивает способности, дойдя до последних пределов, предстать пред Богом с покаянием (мысль, очень типичная для русского сознания и в этом ключе интерпретируемая русской критикой: "Интерес Достоевского к этой сюжетной схеме вызывался и поддерживался не какими-либо автобиографическими реминисценциями, а стремлением художника найти в сюжете адекватную выразительность своему религиозному постижению мира").

Но, как мне представляется, страстность - куда более дьявольское, чем божественное начало: трудно создать гениальное произведение без сотрудничества с бесом, дуэнде. Фрейд имел все основания видеть в явных литературных пристрастиях Достоевского-художника мотивы личного "вытеснения", отнюдь не обязательно предполагающие "биографические реминисценции", если таковыми считать действия, а не "больную совесть".

Достоевский - глубокий, но не раскованный писатель. Если хотите, он пуританин, и в этом отношении весь в своем веке. Сонечка Мармеладова - не проститутка, а бестелесная святая, тогда как Настасья Филипповна инфернальная женщина. Погружаясь в глубь духа, Достоевский бежал тела. Тело для него - табу. В этом смысле он мало отличался от Прудона, то есть был ханжой. Вообще до Арцыбашева все русские писатели, кроме Пушкина, были ханжами. Это можно назвать гиперморализмом, но на самом деле эта "моральность" нанесла России непоправимый урон, приучив ее к лицемерному отказу от жизненных правд. Нация, у которой даже духовные отцы прячут тело, а народ юродствует в сквернословье, открыта для бесчеловечности. Будь у нас свои маркизы де Сады и Казановы, возможно, не было бы сифилитиков-вождей и сексуальных гангстеров-жандармов, хватающих женщин на улицах. Когда тщательно прячут низ, деградирует верх - Фрейд называл это вытеснением, ведущим к разрушению.

Конечно, творчество Достоевского можно назвать хрестоматией фрейдизма: В Подростке - вытеснение инцестуальных влечений; любовь Неточки Незвановой к отцу - женский вариант комплекса Эдипа; у самого Достоевского - отец был пьяницей, склонным к садизму, злобным, подозрительным, алчным. "А разрушительные импульсы сильны в подсознании людей, с которыми плохо обращались в детстве". Вполне даже возможно, что эпилепсия Достоевского или истерические припадки могли быть связаны с сексуальной травмой. Но сколько нас - с отягощенной пьянством наследственностью, темным мраком "светлого детства", свидетелей черт знает чего, о чем в веке XIX не могло быть и речи, - так и не ставших ни гениями, ни даже писателями средней руки, ни, на худой конец, распутниками?..

Вытеснение вытеснением, но у людей такого аналитического ума интеллект, самоосознание, совесть не менее сильны, чем инстинкт. Унижение человека, растление чистоты страшно волнуют его, заставляя раз за разом возвращаться к этому страшному мотиву, понуждая Ивана Карамазова коллекционировать факты жестокости в отношении ребенка. "Слезинке ребенка" предшествует целая вереница зверств. Разин режет детей из удовольствия, Ставрогин из звериного сладострастия растлевает девочку и тем самым доводит ее до самоубийства, Тоцкий - еще один растлитель. Тот же грех, судя по всему, лежит и на совести Свидригайлова, жертва которого является ему в ночь перед самоубийством. Раскольников тоже убивает еще не родившегося ребенка Лизаветы. Насилие над ребенком - idee fixe Достоевского, настолько им переживаемая, что он не останавливается перед этим дьявольским самооговором.

Почему в романах Достоевского так много снов? Не претендуя на единственность или универсальность ответа, я связываю сны Достоевского со снами Фрейда: сны - подсознание, сны - говорящая совесть человека. Человек бодрствует, совесть спит, человек засыпает, просыпается совесть.

Сны у Достоевского - подсознание у Фрейда, даже слова уже почти те же:

Али есть закон природы такой, которого не знаем мы и который кричит в нас? Сон.

1. Достоевский считал себя некрасивым, похожим на квазимодо, его такие черты характера, как вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, ревность мешали ему в налаживании хороших отношений с женщинами. Ему нужна была такая, которая никогда бы ни в чем ему не перечила, говорила “хорошо”, “да, милый”, “ты всегда прав, любимый”, “ты самый замечательный”, то есть должна боготворить его, несмотря на его странности, грубости.
Несмотря на все это Достоевский не был девственником. Он как-то писал: “Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные. Минушки, Кларушки, Марианны и т.п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег”.

2. Родившись в 1821 году, он первый раз женился только в 36 лет на Марии Дмитриевной Исаевой, которая была вдовой его знакомого чиновника из Семипалатинска. Мария – из семьи французского эмигранта, получила хорошее образование, была веселой, умной, доброй, хорошенькой. Достоевский встречался с ней еще тогда, когда она была замужем(её муж был хорошим человеком, но безпробудным пьяницей). Достоевский и Исаева обвенчались 6 февраля 1857 года в Одигитриевской церкви города Кузнецка. Многие исследователи биографии Достоевского утверждают, что жизнь у них не удалась. С одной стороны, Фёдор Михайлович изменял часто жене, а с другой - он же очень ревновал свою жену. А поводом для ревности был Вергунов, к которому и бегала жена Федора Михайловича. Достоевский писал о своём браке с Марией Исаевой: “Живем кое-как”. Позже Мария заболела чахоткой и в 1864 году скончалась. Достоевский до конца своих дней заботился о её сыне Паше Исаеве.

3. Еще до её смерти Достоевский завёл роман с 23- летней Аполлинарией Сусловой, которая сама ему написала письмо с объяснением в любви.
Достоевский в то время был очень популярным писателем, и она решила влюбить его в себя, ей было лестно, что в неё влюбилась знаменитость. Через некоторое время Апполинария уехала в Париж, а когда через три месяца к ней приехал Достоевский, то узнал, что она ему изменила со студентом. И опять ему изменила женщина. Несмотря на это Достоевский делает предложение Апполинарии, но она со смехом ему отказала.

4. В 1845 году Достоевский нанимает себе в помощники стенографисткой девятнадцатилетнюю Анну Григорьевну Сниткину. Она оказалась ему настоящим подарком, так как в отличии от неуравновешенного, вспыльчивого Достоевского, Анна Григорьевна была спокойной, милой, доброй. Достоевский делает предложение Сниткиной, и к его радости она дает согласие. Впервые в жизни Достоевский чувствует себя спокойно и счастливо.

Молоденькая Анна Григорьевна должна была пройти через многое: исступленные, безумные припадки ревности, рождение и смерть детей, страшные приступы эпилепсии, убийственную страсть к рулетке. Она сумела вылечить его. Жена горячо любила Достоевского как мужчину и человека смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери. А он любил ее и по-отцовски, и как девочку, молоденькую и невинную. Смешение всех элементов придавало его объятиям некий налет греховности. Может быть, именно поэтому Федор Михайлович никогда более не посмотрел ни на одну женщину и никогда не изменял Анне Григорьевне даже в мыслях.

5. Вторая жена Достоевского спасла его от пучины разврата, она была для него ангелом-спасителем. Под её влиянием писатель преобразился. Ему было 45 лет, а ей – 20, но семейная жизнь их удалась. Анна писала: ” Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях”. Они были идеальной парой. Он, реализовав наконец все свои сексуальные фантазии и желания, излечился не только от комплексов уродца и грешника, но и от эпилепсии, терзавшей его много лет. Из письма Достоевского своей жене:”Каждую ночь ты мне снишься… Целую тебя всю, ручки, ножки обнимаю… Себя береги, для меня береги, слышишь, Анька, для одного меня… Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: “И предметом сим прелестным – восхищен и упоен он”. Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь”. Более того, при ее поддержке и помощи смог написать лучшие свои произведения. Она рядом с ним смогла испытать яркое, насыщенное и подлинное счастье жены, любовницы, матери.

6. Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. Все свободное время она отдавала организации его литературного наследства.

7. Достоевский был невероятно ревнив. Приступы ревности охватывали его внезапно, возникая подчас на ровном месте. Он мог неожиданно вернуться в час домой - и начать обшаривать шкафы и заглядывать под все кровати! Или ни с того ни с сего приревнует к соседу - немощному старику.
Поводом для вспышки ревности мог послужить любой пустяк. Например: если жена слишком долго смотрела на такого-то, или - слишком широко улыбнулась такому-то!
Достоевский выработает для второй жены Анны Сниткиной ряд правил, которых она, по его просьбе, станет придерживаться впредь: не ходить в облегающих платьях, не улыбаться мужчинам, не смеяться в разговоре с ними, не красить губы, не подводить глаз... И вправду, с этих пор Анна Григорьевна будет вести себя с мужчинами предельно сдержанно и сухо.

8. Федор Михайлович, имея плохую наследственность и при наличии целого букета психических комплексов, имел все шансы закончить свои дни в сумасшедшем доме. Но это действительно редкий случай, когда, четыре года, проведенные на каторге, и «лечение трудом», как проповедовал Л.Толстой, оздоровили психику Достоевского, и в результате появились хорошие произведения. Отец Достоевского, из духовного сословия, был убит собственными крестьянами за садизм, но суд оправдал этих крестьян. Сам Федор Михайлович страдал от эпилепсии, и глаза у него были разного цвета. Первая дочь Достоевского, София, умерла через три месяца после рождения, выжила лишь вторая дочь, Любовь. Также, еще в младенческом возрасте умерли два его сына. Доктор Г.М.Давидсон в статье «Достоевский и вечная драма человека» упоминает о «тенденциях гомосексуального порядка в жизни Достоевского». Сюда же добавлен садомазохизм и болезненная фиксация на несовершеннолетних девочек.

9. Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Достоевский писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.

10. В жизни Ф.М. Достоевского были мистические случаи. С Достоевским интересная история случилась на каторге. Об этом написал Токаржевский, который был там вместе с ним. Достоевский прикормил пса, и пёс этот к нему очень привязался. И однажды, когда Достоевский заболел воспалением лёгких и оказался в больничке, ему прислали 3 рубля. По тем временам это были большие деньги (для сравнения: каторжников кормили на 30 копеек в месяц). Какой-то мужик-уголовник, сговорившись с фельдшером, решил отравить Достоевского, а эти деньги украсть. Они подсыпали яд Достоевскому в молоко. Но в тот момент, когда Ф.М. уже собрался молоко пить, вбежал пёс, полез к нему, перевернул чашку с молоком, а то, что осталось, вылакал. Ну и сдох, естественно. А один из каторжан потом сказал: "Видите, господа, как чудесное провидение свыше, посредством немой твари, избавило от смерти правдивого человека". Этот случай можно истолковать так, что высшие силы вмешались и не дали погибнуть Ф.М. Если бы не этот пёс, то никакого бы "Преступления и наказания", "Идиота" и других романов не было бы.

11. Рулетка В течение 10 лет при каждом выезде за границу продолжалась у Федора Михайловича эта в буквальном смысле слова роковая страсть. Влекла ли его возможность крупного выигрыша, который позволит разом расплатиться с многотысячными долгами покойного брата? И ведь выигрывал за один раз столько, что хватило бы на несколько месяцев жизни за границей – и тут же спускал. Или, подойдя к рулетке, он просто впадал в очередной «игровой запой»? Ответа нет, да это уже и неважно. Проигрывая, он либо писал Анне унизительные для них обоих письма с просьбой заложить что угодно (и она закладывала – сервизы, сережки и пальто) и выслать денег. Либо, если она находилась в том же городе, валился перед женой на колени, рыдал и опять же просил денег. Но и в том и в другом случае снова проигрывал.
И вдруг – как отрезало. По семейному преданию, это произошло, когда Федор Михайлович вдруг понял, что в холодное время года он оставил свою беременную жену без теплой одежды. И из-за его пагубной страсти может погибнуть ребенок.

Http://auto-cad.at.ua/publ/interesnye_fakty/f_m_dostoevskij/1-1-0-43
http://www.kabanik.ru/page/15-facts-about-dostoevsky

Портрет-описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрируете стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. В литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей. Портрет играет большую роль в раскрытии характера персонажа, его психологии. В данной работе анализируется, какую роль в романе Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе

«Идиот».

I. Введение. Портрет в литературном произведении.

  1. Портрет и характеристика Парфена Рогожина.
  2. Портрет и характеристика Настасьи Филипповны.
  3. Портрет и характеристика Аглаи Епанчиной.
  4. Портрет и характеристика Гани (Иволгина).
  5. Портрет и характеристика Ипполита.

III.Заключение.

VI.Список использованной литературы.

I.Портрет в литературном произведении.

Портрет-описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрируете стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.

С развитием мировой литературы портрет всё более приобретает смысл психологической характеристики персонажа. В античной литературе портрет отражает качества, особенно ценимые древними: подвижность, грацию, красоту тела. Портрет эпохи Возрождения стремился подчеркнуть внутренне содержание человека, его духовную жизнь. Писатели-сентименталисты подчёркивают в портрете безыскусственность и живость чувств героя, его доброту (в повести Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня уверена, что встретившийся ей молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо»). У романтиков портрет- яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением (например, Эсмеральда в «Соборе Парижской богоматери» Гюго) или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя (в том же романе уродство Квазимодо контрастирует с красотой просыпающегося в нём чувства).

Психологический портрет получает широкое распространение в реализме XIX века. У реалистов портрет более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения; таким образом, характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определённой среде, сословная принадлежность.

Таким образом, в литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей.

Портрет играет большую роль в раскрытии характера персонажа, его психологии. С этой точки зрения проанализируем, какую роль в романе Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев.

II.Портрет как средство характеристики героев в романе Достоевского «Идиот».

  1. Портрет и характеристика князя Мышкина.

В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Достоевского «изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь»,-писал он.

Этот «положительно прекрасный» человек-князь Мышкин. Первый раз мы с ним встречаемся в поезде, где он знакомится с Парфеном Рогожиным и Лебедевым, которые в дальнейшем сыграют большую роль в его судьбе. Кого же мы видим? Достоевский описывает его так: «…молодой человек лет26 или 27, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают уже с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее»

При создании образа князя Мышкина Достоевский воспользовался рядом деталей внешнего облика, биографии, быта и характера известного мецената и благотворителя графа Григория Александровича Кушелёва-Безбородко. Сохранился словесный портрет Кушелёва-Безбородко: «Граф был высокий, стройный, холёный человек средних лет, с небольшой русой бородкой и добрыми голубыми глазами».

«Белокурые волосы», «совершенно белая бородка», «большие голубые глаза», «тихий взгляд», «приятное лицо» -всё это даёт нам представление о светлой, чистой, доброй натуре князя. Достоевский вложил в образ князя Мышкина сокровенное представление об идеале. Своими чертами князь Мышкин восходит к образу Христа. В подготовительных материалах к роману писатель прямо называет героя «Князем Христом».

Князь воспитывался в Швейцарии, на лоне природы. Постоянное общение с природой развило в нём чувство красоты и гармонии мира, научило сопереживать всему живому, тонко и остро ощущать состояние другого живого существа. Мышкин создан как Человек с большой буквы, как естественный человек Руссо, на что указывает его «швейцарское» происхождение. Швейцарскому происхождению соответствует и нравственно-психологическое ядро его характера. Он нравственно чист и невинен, т.е.непричастен миру греха и порока. Непосредственность, искренность, простота- вот отличительные свойства Мышкина. Во всём поведении Мышкина в России ощущается стремление видеть в каждом человеке человека и обращаться к нему, непосредственно ведя диалог на естественно человеческом уровне. Для этого надо быть самим собой, быть человеком. Он со всеми быстро находит контакт. И Рогожин полюбил его, предложил свою дружбу и поддержку, и в Епанчиных он приобретает вечных друзей, полюбили его Настасья Филипповна и Аглая. За что его любят? А любят его потому, что он искренен, честен, никогда не лжёт, не порочен, не корыстен, всем готов помочь. Обаяние нравственно чистого Мышкина в его полном доверии и уважении к людям, в умении увидеть лучшие их качества. Однако трагедия этого человека- в несоответствии идеала, его представлений и реальной жизни. Мышкин не в состоянии создать счастье даже для близких людей, верящих в него людей. Не умеет любить по-земному, любить обыкновенно, поэтому и погубил Аглаю. Аглая увидела чистую душу Мышкина. Она сравнивает его с «рыцарем бедным». Она хотела узнать, кого князь Мышкин любит больше: её или Настасью Филипповну. Она устроила свидание, которое кончилось катастрофически. Любовь- жалость победила в Мышкине. Аглая оказалась преданной, но гибнет и Настасья Филипповна.

Глубокий смысл вложил Достоевский в то, что князь Мышкин является «идиотом», человеком, страдающим эпилепсией. Нужно быть ненормальным, чтобы сохранить веру в добро и доверять людям в обществе, пронизанном корыстью, эгоизмом, тщеславием, продажностью.

Образ князя Мышкина содержит ряд характерных деталей из жизни самого Достоевского. Например, болезнь-эпилепсия. Достоевский неоднократно испытывал перед припадками состояние так называемой ауры с её галлюцинациями, деформацией естественного ощущения времени и особым мучительным наслаждением. Достоевский считал, что аура наделяет человека исключительными способностями прозрения, интуитивного понимания людей и мира.

Герой-эпилептик в физическом смысле беззащитен перед миром. Но в «священной болезни»(древнее название эпилепсии) заключается и его сила. Князь наделён особой мудростью, истоки которой скрыты для окружающих.

В Петербург Мышкин приезжает «идиотом» в высоком смысле: «невинным человеком»,непричастным стихии зла и порока. Именно нравственное здоровье (а оно в романе неотделимо от физического), привезённое героем из Швейцарии, воспринимается остальными, «больными» героями как ненормальность. Но к концу романа общение с «больным» миром разрушает нравственно психологическую гармонию личности «положительного прекрасного человека», и Мышкин превращается в больного «идиота».

2.Портрет и характеристика Парфена Рогожина.

В романе Достоевского «Идиот» можно выделить ряд оппозиций, которые могут быть сведены к библейскому сюжету. Одним из составляющих оппозицию будет образ Льва Мышкина, а другая, последовательно, образы Рогожина, Настасьи Филипповны, Аглаи Епанчиной, Лебедева, Ипполита Терентьева.

Достоевский противопоставляет Мышкина и Рогожина уже с первой встречи. Описания внешности их контрастны. Мышкин, как мы уже помним, «белокурый, густоволосый», глаза «большие, голубые и пристальные, лицо приятное».Парфен Рогожин -«курчавый, почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами », «лицо жилистое, тонкие губы беспрестанно складывались в озлобленную улыбку», «мёртвенная бледность в лице» .Но с другой стороны, они почти ровесники (им летпо27), оба героя- лишние в этом городе (их приезда никто не ждёт), все их поступки естественны и подчинены одной страсти (вселенская любовь Мышкина и безудержная любовь к Настасье Филипповне Рогожина). И не случайно роман открывается встречей двух «естественных» людей. Рогожин говорит в поезде только с князем, не обращая внимания на льнущего к нему Лебедева. Подружившись, Мышкин и Рогожин заключают свой союз братанием, обмениваясь нательными крестами. Ради князя Рогожин жертвует своей любовью и уступает Настасью Филипповну. Однако не в силах справиться с собой, он сначала едва не убивает князя Мышкина, а затем становится главной причиной его сумасшествия. Этой оппозиции соответствует из библейского сюжета мотив предательства «названного брата»,т.е.евангельский сюжет «Христос- Иуда».

С образом Рогожина в этот мир вторгается необузданная стихия человеческих чувств в их безудержной мощи. Рогожин любит Настасью Филипповну со всем неистовством своей натуры, но любовь в нём, говорит Мышкин. «от злости не отличишь,а пройдёт она, так, может, ещё пуще беда будет «Ты и впрямь, пожалуй, зарежешь»,-пророчит князь Рогожину. В порывах страстей Рогожин перестаёт различать добро и зло, в нём подымается весь тёмный хаос души и выплёскивается наружу, когда он покушается на князя, когда убивает Настасью Филипповну. В Рогожине, как и в его сумрачном доме, потемнело и омрачено духовное начало. Образ его в романе окружён и пронизан мотивами тьмы, отсутствия света- физического и идеального. Рогожин утратил просветлённый взгляд на жизнь, он пошатнулся в тех верованиях, которыми живёт народ, и мучительно ищет себе нравственных опор.

Мышкин и Рогожин обретают братскую близость у ног распятой и погубленной красоты, убитой Настасьи Филипповны. Но их близость уже за порогом жизни: в Рогожине человек сокрушён безверием и неистовством плотских страстей, в Мышкине прекрасный духовный лик, обращённый к ужасу действительности, искажается гримасой боли и безумия. Но суровая и сосредоточенная задумчивость Рогожина на суде, возможно, является симптомом того, что он когда-нибудь отыщет в своей душе то человечески-прекрасное, к чему взывал в нём князь Мышкин.

3.Портрет и характеристика Настасьи Филипповны.

Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны соответствуют известному евангельскому сюжету «святой и блудница». «Соотнесённость образов Мышкина и Настасьи Филипповны с персонажами Нового завета Иисусом Христом и Марией из Магдалы не подлежит сомнению».

В самом начале романа читателю предлагаются две интерпретации портрета Настасьи Филипповны, данные с точки зрения повествователя и князя Мышкина. Таково впечатление повествователя: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

Если повествователь даёт лишь некоторую противоречивость и загадочность характера Настасьи Филипповны, то Мышкину доступно воссоздание её жизненного пути по портрету, на котором как бы запечатлены прошлое, настоящее и будущее героини. Таковы впечатления князя Мышкина: «Удивительное лицо! И я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах кабы добра? Всё было бы спасено?» Князь Мышкин предчувствует трагический исход жизненного пути героини намечает возможный путь спасения: всё может быть ещё спасено, если бы она оказалась добра.

Настасья Филипповна, действительно, была очень красивая женщина. Князя потрясло её лицо. «Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в тоже самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть впалых щёк и горевших глаз; странная красота!»

Настасью Филипповну, оставшуюся сиротой, приютил Тоцкий. Но Настасья Филипповна из хорошенькой девочки превратилась в прекрасную девушку. Тоцкий её извратил. В ней происходит перелом после того, как она узнала о предполагаемой женитьбе Тоцкого. Она теперь готова была на всё, лишь бы надругаться над человеком, к которому она питала такое бесчеловечное отвращение. Тоцкий решил её выдать замуж, чтобы не мешала ему. Но и с Ганей Настасья Филипповна ведёт жестокую игру. Эту игру разгадывает князь Мышкин, и его горячий возглас, что она «не такая», заставляет героиню смешаться и задуматься. В одно мгновение Настасья Филипповна преображается: гневная мстительница превращается в спокойную и гордую женщину, полную чувства собственного достоинства. У героини возникает желание простить обидчикам. Настасья Филипповна несчастна, но она осознаёт своё превосходство над многими окружающими. Она хочет переродиться, в глубине души смотрит на себя как навсегда погибшую. Но в тоже время мечтает о том, чтобы кто-то пришёл и сказал ей: «Ты невинна». Это и делает князь Мышкин. Настасья Филипповна полюбила его, но не может выйти за него замуж. Она метается между Мышкиным и Рогожиным. А союз с Рогожиным кажется ей крайним выражением уродства. Князь считает её сумасшедшей, т.к. не понимает трагедии поруганной духовной и физической красоты, которая не была спасена. Князю не удалось спасти эту красоту. Он, Христос, не только не воскресил её, но даже погубил. Он не умел любить по-человечески: его любовь к Настасье Филипповне –это любовь-жалость.

Героиня романа- бывшая содержанка Тоцкого, самолюбивая и несчастная женщина с трагической судьбой; и одновременно образ Настасьи Филипповны обретает черты символа страдающей красоты. Отсюда разного рода библейские и литературные реминисценции- Магдалина, падший ангел, дама «бедного рыцаря»,восприятие героини как «роковой»женщины.

4.Портрет и характеристика Аглаи Епанчиной.

Достоевский не даёт описания портрета, но он часто повторяет, что из всех трёх дочерей Епанчиных Аглая была самая красивая. Но навеки погублена её жизнь. Она поверила князю Мышкину, считала его самым честным и добрым., самым справедливым, но оказалась как бы «преданной» им.

Чистый и пылкий ребёнок, Аглая не желает быть только генеральской дочкой, а как лучшие молодые люди её поколения мечтает учиться, приносить пользу. Князь поражает её своей сверхискренностью и сверхдобротой. Она восхищается им, и это восхищение рождает в Аглае любовь к князю. «Нигилистка, чудачка, бездушная, злая, злая. Злая. О господи, как она будет несчастна»,-пророчествует мать младшей дочери её будущее.У Аглаи удивительный характер. Никто не мог предсказать, что она будет делать в следующую минуту. Она сначала смеётся над князем Мышкиным, когда читает стихотворение Пушкина «Рыцарь бедный». Аглая читала стихотворение так, что всем становится ясно, кого она имеет в виду. И вдруг все узнают, что она влюблена в князя. Мышкин тоже любит её, готовится уже к свадьбе. Но Аглая опускается до уровня обыкновенной ревности. Она хочет знать, кого же Мышкин любит сильнее: её, будущую свою жену, или ту женщину, Настасью Филипповну. Встреча, устроенная Аглаей, заканчивается трагически. Любовь-жалость побеждает в князе, и он бросается к Настасье Филипповне, Разве можно, любя девушку, так унизить её перед соперницей. Как унизил князь Мышкин Аглаю, бросившись на помощь к оскорблённой Настасье Филипповне.

5.Портрет и характеристика Гани (Иволгина).

Гаврила Ардалионович (Ганя) Иволгин … «Это был очень красивый молодой человек, тоже лет двадцати восьми, стройный блондин средне-высокого роста, с маленькою наполеоновскою бородкой, с умным и очень красивым лицом. Только улыбка его , при всей её любезности, была что-то уж слишком тонка; зубы выставлялись при этом что-то уж слишком жемчужно-ровно ; взгляд, несмотря на всю весёлость и видимое простодушие его, был что-то уж слишком пристален и испытующ». Достоевский описал этого человека так, что читатели сразу же чувствуют к нему антипатию.

Ганя любит Аглаю, ей любовные записки, но соглашается жениться на Настасье Филипповне. Так как Тоцкий хочет сбыть её с рук, то даёт Гане 70 тысяч за это. А Ганя и брезгует этой «падшей женщиной», но в то же время прельщается предлагаемыми ему деньгами. Но он не конченный человек. Он мне даже понравился на именинах Настасьи Филипповны. Ганя, мечтавший стать богатым, он, о котором говорят, что он за три целковых доползёт на брюхе до Васильевского острова, не ползёт, не лезет в огонь даже за ста тысячами, находит в себе силы отказаться от них и в качестве дара.

6.Портрет и характеристика Ипполита.

Ипполит Тереньтев смотрит на жизнь как на «злую насмешку природы»-выражение мирового закона безразличного к судьбе человека. Смертельно больной, он наслаждается своей обидой, ненавидит благополучие других людей. Однако его поступки (хлопоты за доктора, защита Бурдовского) свидетельствуют о наличии в его характере добрых начал. Мы первый раз встречаемся с ним у князя Мышкина, когда группа молодых людей пришла к князю по делу Бурдовского. А о них читатель узнает ещё раньше от Коли Иволгина, который называет его своим товарищем.

Вот портрет Ипполита: «Ипполит был очень молодой человек, лет семнадцати, может быть, и восемнадцати , с умным, но постоянно раздражённым выражением лица , на котором болезнь положила ужасные следы. Он был худ как скелет, бледно-жёлт, глаза его сверкали, и два красных пятна горели на щеках. Видна была чахотка в весьма сильной степени».

Страстным и болезненным сочувствием проникнут в романе его образ. Ипполит- юный нигилист, отрицающий всё. Что дорого Мышкину, «злой мальчишка», эгоистически сосредоточенный только на собственной драме, семнадцатилетний философ, приговорённый болезнью к смерти и сосредоточивший в своей исповеди мучительные вопросы человеческого бытия. Ипполит умрёт через две недели после смерти Настасьи Филипповны. Но она только подозревает о своей возможной смерти, Ипполит о ней точно знает. И поэтому его мука безмерна. Он не хочет ждать смерти , и поэтому хотел застрелиться. Умирает оскорбленный нелепостью жизни, столь несправедливой к нему, Ипполиту. Достоевский рассказал историю больного мальчика, попыткой самоубийства вопрошавшего о смысле жизни смешной нелепостью этой попытки доказавшего, сто смысл этот есть.

III.Заключение.

Достоевский в своих произведениях создаёт исключительные характеры. Роман кончается трагически: исчезает из людского сообщества князь Мышкин, не выдержав груза человеческих страданий и растворившись в сострадании к людям, отдав им целиком себя; умирает Ипполит, погибает Настасья Филипповна. Общая участь не обошла этих героев.

Неужели опытом своего романа и судьбой своего героя Достоевский хотел доказать о бесполезности в этом мире любви и добра?

Нет, он этого никогда не хотел сказать, не сказал и здесь.

Разрезая перед человечеством трагические пропасти его бытия, Достоевский, однако. сказал финалом своего романа то, что говорит один из персонажей. Обращаясь к Мышкину: «Рай на земле нелегко достаётся, а вы всё-таки несколько на рай рассчитываете. Рай- вещь трудная, князь, гораздо труднее, чем кажется вашему прекрасному сердцу»,

Описание по функциям:

1. R - этика отношений:

Хорошо различает отношения, которые складываются между людьми. Знает, кто с кем уживается или не уживается. Отношение к себе улавливает хуже, поэтому страдает излишней доверчивостью. Для него много значат честность и порядочность в человеческих отношениях. Измены и предательства не прощает. С людьми, которые его сильно подвели, рвет всякие отношения. Отличается предупредительностью и мягкостью в общении на далекой дистанции. Гуманизм проявляет в делах, избегает деклараций и красивых слов. Наделен даром великодушия. Умеет прощать даже своим врагам, если они искренне покаялись. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения.

2. I - интуиция возможностей:

Обладает талантом воспитателя, поскольку понимает, как надо раскрывать способности людей. С детьми обращается как со взрослыми, поощряя самостоятельность и другие качества, необходимые для взрослой жизни. Очень ценит дружеский обмен мнениями, который создает атмосферу доверия и уважения к позиции другого человека. Поддерживает взаимопонимание в коллективе, в котором находится. Ориентируется в самых сложных жизненных ситуациях. Люди обращаются к нему за советом для подтверждения возможности того, к чему они стремятся или чего опасаются. Тянется к новому, необычному. Любит самообразование. Пытается отыскать взаимосвязь между различными учениями и теориями, как правило, духовно-гуманитарного характера. Как никто другой понимает воздействие религии на жизнь людей.

3. L - структурная логика:

Умеет заставить себя быть дисциплинированным и исполнительным. Добросовестен, хотя и медлителен в исполнении конкретной работы. Проявляет тщательность в деталях. Строго придерживается взятых обязательств. Работает скромно, без шума и похвал. Стремится объективно, без эмоций разобраться в ситуации, анализируя факты. Однако ему трудно выразить свое понимание проблемы аналитическим языком. В официальной обстановке выглядит сдержанным и суховатым. Очень не любит проявлять свое отношение на людях. Трудные задачи решает благодаря большому запасу терпения, которым его наградила природа.

4. F - силовая сенсорика:

Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, заставлять их что-либо делать помимо своей воли. Хотя и очень нервничает в экстремальных ситуациях, но берет себя в руки и действует решительно, если задеты близкие ему люди. Волна переживаний накатывается уже тогда, когда опасность позади. Выбирает в партнеры тех, кто его подталкивает к активной деятельности, мобилизует, а не тех, кто ограждает от волнений и снимает с него ответственность. Резко отвечает на попытки воздействовать на него принуждением или грубой силой. В такой ситуации способен вспылить, открыто высказать свое негативное отношение. Раздражителен в общении с недоброжелателями.

5. Р - деловая логика:

Не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Его не нужно агитировать на дело. Лучший способ подключить его к работе - личный пример. От комфортного, хорошо организованного труда получает истинное удовольствие. Ему нравится, когда помогают освободиться от бесполезной траты сил, рационально обустроить рабочее место. Нет необходимости выдавать ему подробные инструкции, долго вводить в курс дела. Нужную информацию разыщет сам. Главное, чтобы то, что требуется для работы, находилось под рукой. Имеет склонность перетруждаться, засиживаться за работой. Благодарен тем людям, которые позаботятся о его отдыхе и сохранении здоровья.

6. S - сенсорика ощущений:

Его настроение сильно зависит от физического состояния. Когда вокруг неудобства или когда болеет, его охватывает пессимизм и плохое настроение. Испытывает внутреннюю потребность ухаживать за слабыми и больными. Однако надо, чтобы это понимали, иначе обижается, хотя ничего и не скажет. Чувствует себя комфортно в небольших, но теплых компаниях. Заботится о настроении людей своего круга. Если надо, то приободрит или утешит. К своей внешности относится критически. Не любит, когда ему навязывают, что надеть или как выглядеть, хотя и нуждается в одобрении и советах относительно внешнего вида и использования тех или иных предметов обихода. Избегает броской, выделяющейся одежды.

7. Е - этика эмоций:

Лучше других предчувствует назревание конфликтов. Обращает внимание на отрицательные эмоции людей, осуждает их, однако сам предотвратить не может. Умеет выслушать человека, посочувствовать, снять с него эмоциональное напряжение. Свои же переживания может открыть только очень близким людям. Глубоко переживает отрицательные, драматические события в жизни окружающих, даже если они его непосредственно и не касаются. Внутренне очень эмоционально напряженный и нервный человек. Хотя и умеет контролировать собственные эмоции, но периодически нуждается в эмоциональных разрядках. Срывается в общении с близкими, если уличает их во лжи, эгоизме, безразличии.

8. Т - интуиция времени:

Живет и работает спокойно, размеренно. Не любит отставаний или же забеганий вперед. Тяжело перестраивается на новый рабочий ритм. Не терпит бесполезной траты времени. Не станет долго ждать необязательного человека. Сам же пунктуален, заканчивает порученную работу точно к назначенному сроку. Не жалеет времени для работы. Труд оценивает по количеству затраченного времени. Трудовую деятельность всегда отделяет от развлечений. Умеет рассчитать, сколько на кого следует потратить времени. Не любит болтливых людей, которые много сил отдают обсуждению не относящихся к делу проблем. Не станет отрывать людей от работы пустыми вопросами.

Внешние признаки:

Самый надежный ориентир, позволяющий идентифицировать этот социотип по внешности, - бесстрастное лицо. Классические черты его внешности напоминают лики святых или мучеников с икон: прямой удлиненный нос, не отступающий далеко от плоскости лица. Само лицо обычно правильной овальной формы. На лице как бы лежит печать страдания. Никогда не проявляет бурных положительных эмоций. Может только улыбаться. На расстоянии на лице у ЭИИ написан как бы немой укор всему грешному, что происходит вокруг. То же слышится и в интонации его речи. ЭИИ с усиленной этикой имеет, как правило, худую, аскетическую фигуру. В движениях резок, довольно подвижен. Если же усилена интуиция, то фигура бывает полная, расплывшаяся, движения неуклюжие. Черты лица в этом случае тоже отклоняются от канонического образца. Походка ЭИИ имеет следующую особенность: ступни ног высоко не отрываются от земли, Перемещаются параллельно полу. Из-за мелкого шага походка получается семенящей. В одежде ЭИИ наблюдаются крайности. С одной стороны, выделяться не стремится, предпочитает скромную, но со вкусом одежду /этический тип/. С другой стороны, может нарядиться очень ярко, как попугай, согласно моде. Последнее характерно для мужчин интуитивного подтипа.

Манера общения:

ЭИИ любят вначале наблюдать за людьми, оценивая складывающиеся отношения, и только потом вступать в общение. Первыми инициативу не проявляют. Резкость, обидчивость, свойственные ЭИИ, особенно если усилена этика, делают его в общении не удобным. Его морализаторский тон, монотонный "церковный" голос гасят игривость и веселый настрой, настраивают людей на минорный лад, как бы заставляя задумываться обо всем плохом, что происходит в этом мире. Самое характерное для определения этого типа личности по манере общения - это его "исповедальность". Люди часто обращаются к нему за советом и утешением в трудную минуту своей жизни, изливают душу. ЭИИ людей никогда не отталкивает, готов выслушать их столько, сколько надо, пока человек не успокоится. Со своим личным временем при этом не считается. Во всем старается разобраться объективно, беспристрастно, отбросив эмоции. После этого логически подводит человека к необходимому выводу. Из-за своей негибкой позиции иногда окружающими воспринимается как наивный, не умеющий жить как все, человек. Он действительно совершенно не способен схитрить, подстроиться, сыграть нужную по ситуации роль.

Особенности поведения:

Главная особенность его поведения, помогающая надежно идентифицировать данный соционический тип, это готовность прийти на помощь близким людям. Особенно это касается тех, кто попал в трудные жизненные ситуации. Причем его забота проявляется не словом, а делом. У ЭИИ хорошо получается примирение людей. Он как бы становится между враждующими сторонами, поддерживая хорошие отношения с обеими, чем часто вызывает на себя огонь с двух сторон. Не может давить на людей, кричать, проявлять агрессивность. Самое сильное из его наказаний полное игнорирование человека. Таких людей упорно не замечает до тех пор, пока они не признают свою вину и не попросят прощения. Другая характерная черта поведения ЭИИ добросовестность в исполнении конкретной работы. Делает все тщательно, с высоким качеством. Усидчив. Требователен к чистоте и порядку. Дома часто делает уборку, тщательно складывает вещи (женщины). Любит спокойный, размеренный ход жизни. Ко всему старается подготовиться заблаговременно. На него всегда можно положиться. Не любит выделяться. Когда другие работают, он тоже работает вместе со всеми. Если же все сидят, он тоже сидит. Обычно не выносит сцен насилия, вида ран и крови. Не может долго находиться в закрытом пространстве.

Вашей сильной стороной является глубокое понимание людей и человеческих взаимоотношений. Вы интересуетесь мотивами поступков, душевными качествами, отношениями между людьми, за которыми наблюдаете длительное время. И чем дольше длится это изучение, тем безошибочнее Вы определяете характер человека: каков он есть на самом деле, а не каким хочет казаться.

Вы стремитесь к теплым, дружеским отношениям между людьми, не переносите грубости и насилия. В этом проявляется гуманистическая направленность Вашей личности, за это Вас ценят и уважают окружающие. Ваше знание людей и жизненный опыт всегда помогут Вам найти свое место в коллективе. Другое Ваше преимущество, благодаря которому Вы заслуживаете признательность людей, - неизменная чуткость, доброта и внимательность к людям. Свое сострадание к ним Вы стараетесь проявить на деле, а не только на словах. Вы, не жалея собственных сил и времени, помогаете каждому, кто действительно нуждается в Вашей помощи.

Конечная цель Вашей деятельности - создание спокойной, гармоничной, бесконфликтной обстановки, в которой каждый мог бы раскрыть свои способности. Вы - лучший утешитель и примиритель. Прощая людям их отрицательные поступки и прегрешения. Вы воздействуете на их совесть, заставляете задуматься над нравственными основами нашей жизни. Проблемой, тревожащей Вас, является недостаток решительности и инициативности, неумение требовать в волевой форме. Этому способствует и некоторая застенчивость или даже робость, присущая Вашему характеру в той или иной степени. Вы очень щепетильны, боитесь показаться навязчивым, неуместно вызывающим внимание к себе.

Вы - человек скромный, неагрессивный. Приняв вызов. Вы не решаетесь активно отреагировать, предпочитаете свои обиды таить в себе. Вам даже неудобно принять защиту от других. Вы считаете, что человек, обидевший Вас, сам должен все осознать и раскаяться. Если же он этого не делает, Вы стараетесь избегать общения с ним, наказывая его молчанием. Вам рекомендуется развивать в себе самозащиту: прямо высказывать свое осуждение непорядочности и бесчестности, не проявлять жалости к людям, не способным исправиться или раскаяться, не давать использовать себя в чьих-то корыстных целях. Учитесь вовремя сказать "нет". Поменьше сочувствуйте посторонним людям и побольше уделяйте внимания близким.

Другой Вашей проблемой является очень тщательная проработка деталей любого дела, порождающая медлительность и безэмоциональность. Увязая в мелочах, Вы едва ли находите время для полноценного отдыха на природе или в компании друзей, что может плохо сказаться на Вашем самочувствии. Вы тщательно и глубоко анализируете все, что касается Вас и Ваших знакомых. Результаты подобного объективного анализа часто бывают неутешительными, из-за чего Вы испытываете порой чувство глубокой печали и пессимизма. Вас излишне удручает все, что выходит за рамки порядочности, нравственности и духовности.

Не идите на поводу у своей жалости, чтобы потом не бичевать себя за отступление от честности и справедливости. Помните, что истинная справедливость не допускает компромиссов с совестью.

Ускорьте темп работы, концентрируйтесь, чтобы Ваше внимание скользило мимо мелочей, останавливаясь только на главном, существенном. Попробуйте скорочтение - это поможет Вам научиться видеть общую картину явления или события. Анализируя факты, стремитесь не к уточнению, а к обобщению. Знание общих закономерностей избавит Вас от затрат сил и нервов на неоправданные, мало кого интересующие аспекты дела.

ОБРАЗ ДОСТОЕВСКОГО ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ И ПОТОМКОВ

Образ гениальной творческой личности всегда обладает огромной притягательной силой как для современников, так и для потомков. Каким был этот человек в жизни? Как отразилась необыкновенная природная одаренность во внешнем облике гениального человека? Чем отличаются от обычных людей, среди которых они живут, эти избранники? Как связаны характер великого человека и его жизнь с его произведениями? Эти вопросы занимали и будут занимать самых разных людей: от простых неискушенных читателей до ученых, специалистов по психологии творчества, а также художников последующих поколений, испытавших на себе воздействие творчества великого предшественника.

Творчество Достоевского давно и прочно завоевало огромную аудиторию читателей во всем мире. И чем больше проникаем мы в его грандиозный художественный космос, тем чаще задумываемся о самом создателе гениальных произведений.

Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних лет жизни. Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают своей противоречивостью. Так, А.Е.Ризенкампф вспоминал, что Федор Михайлович "… был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округленным и слегка вздернутым носом". Но А.Я.Панаева, встречавшая Достоевского в те же годы, писала, что он "был худенький, маленький, белокурый". А доктор С.Д.Яновский запомнил его таким: "роста он был ниже среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах и в груди…". Трудно объяснить такое расхождение в восприятии одного и того же человека разными людьми. Возможно, на общее впечатление от физического облика Достоевского оказывала влияние его "несветскость", некоторая нервозность, застенчивость, особенно в молодые годы.

По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное - эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.

Такое сложное и не очень отрадное впечатление Достоевский произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда она впервые, 4 октября 1866 г., пришла к нему для стенографической работы. Двадцатилетней девушке Достоевский показался старым, больным человеком. Он тут же подтвердил последнее впечатление, сообщив о том, что страдает эпилепсией и что недавно перенес припадок. К тому же он был рассеян, несколько раз переспрашивал свою будущую помощницу, как ее зовут. "Я вышла от Достоевского в очень печальном настроении. Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление," - вспоминала Анна Григорьевна много лет спустя о первом знакомстве со своим мужем.

Однако как в молодости, так и в зрелые годы Достоевского эти первые впечатления от внешнего облика писателя вытеснялись у его собеседников, когда они от чисто внешнего знакомства переходили к более глубокому общению. Тогда открывалась внутренняя значительность, уникальность личности Достоевского и в новом свете воспринимался и внешний облик писателя. Так, С.Д.Яновский, один из самых преданных друзей юности Достоевского писал: "Его обширный, сравнительно с величиною всей головы, лоб, резко выделявшиеся лобные пазухи и далеко выдавшиеся окраины глазниц, при совершенном отсутствии возвышений в нижней части затылочной кости, делали голову Федора Михайловича похожей на Сократову.

"Противоречие между внешней "обыкновенностью" и глубокой одухотворенностью облика Достоевского подчеркнуто в воспоминаниях Вс.Соловьева: "Передо мною был человек небольшого роста, худощавый, но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом, у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы, с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивыми и на первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное впечатление - это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни". Это описание согласуется и с портретными зарисовками, оставленными другими мемуаристами (А.Е.Врангелем, Н.Н.Фон-Фохтом, В.В.Тимофеевой-Починковской и др.).

Современники Достоевского, которым довелось лично знать писателя, напряженно вглядывались в черты его лица, стараясь прочитать тайну личности великого человека. Потомки вглядываются в сохранившиеся фотопортреты, вчитываются в строки воспоминаний, изучают по ним его облик, привычки, манеру говорить, читать стихи, вглядываются в его рукописи, стараясь по черновым наброскам, по особенностям почерка понять тайну творческого процесса.

При жизни Достоевского были сделаны портреты писателя художниками-современниками: К.Трутовским, В.Перовым, Дмитриевым-Кавказским. Наряду с фотографическими изображениями они дают нам представление о внешнем облике писателя, но в то же время в большей степени приоткрывают его сложный и напряженный внутренний мир.

Эти прижизненные изображения (фотографии и художественные портреты) наряду с мемуарной литературой всегда служили основой для создания портретов писателя художниками и скульпторами многих поколений вплоть до сегодняшнего дня. Однако эти работы, хотя и называются нередко портретами Достоевского, все-таки по большей части портретами в строгом смысле слова (как например, классический портрет работы В.Перова) не являются. В творчестве многих художников ХХ века образ Достоевского нередко приобретает обобщающее символическое значение.

Так, в портрете работы В.Фалилеева (1921) подчеркнуто внутреннее напряжение мысли художника, создателя "Братьев Карамазовых", пророка и мыслителя: при внешней узнаваемости, в портрете доминируют те черты, которые не может передать фотография. Такую символизацию образа писателя можно найти и в работах Э.Неизвестного, Г.Гликмана, Ю.Селиверстова, Г.Неменовой и др. Многие портреты Достоевского, выполненные художниками и скульпторами ХХ века, существуют в неразрывной связи с творческим миром писателя, иногда он предстает в окружении своих героев, иногда его образ представлен несколькими персонажами (автолитография В.Мишина). Индивидуальным прочтением судьбы писателя отмечены графический лист Ю.Брусовани, рельеф из дерева И.Князева, бронзовая модель памятника Достоевскому П.Шевченко. В ироническом, "антипафосном" контексте определенного пласта современного искусства прочитываются работа В.Голубева "Достоевский и Гоголь любят русский народ" и серия рисунков Ю.Никитина из книжки "Хармсиада". Сохраняется у художников и желание осмыслить личность писателя сквозь призму традиционных, но не исчерпавших себя формул ("певец униженных и оскорбленных", "самый петербургский писатель"). В этом семантическом поле создано немало самых разных работ, которые выполнены в духе и стиле разных художественных направлений (портреты И.Иванова, Сотникова, Семенова).

Нередко можно слышать, что тот или иной портрет Достоевского больше говорит нам о художнике, нежели о предмете его изображения. Сам по себе этот факт достаточно значим: ведь только то, что оставляет сильный и глубокий след в творческом сознании, может побудить художника к самовыражению.

Живописные, графические, скульптурные портреты Достоевского, собранные вместе, дают возможность по-новому взглянуть на то, как многообразно восприятие Достоевского в художественном сознании на протяжении более ста лет.

Статьи по теме: