Поурочный план проблемы развивающихся стран. Конспект урока по географии на тему "Глобальные проблемы человечества" (11 класс). Выявить характерные черты и проблемы развивающихся стран

Урок 19. Глобальные проблемы современности

28.10.2013 11657 0

Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Расул Гамзатов

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.

ВАРИАНТ 1

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)

5 Поурочные разработки по обществознанию

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Классификация глобальных проблем.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.

II. Изучение нового материала

1. Классификация глобальных проблем

С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:

Порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

Угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

Решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе - объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.

Назовите известные вам глобальные проблемы.

Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

Социально-политические;

Социально-экономические;

Социально-экологические;

Проблемы человека.

2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения

(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)

Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.

Возможные пути решения:

Предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;

Исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;

Борьба с международным терроризмом;

Принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;

Установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;

Прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;

Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.

Возможные пути решения:

Проведение аграрных и рыночных реформ;

Индустриализация экономики;

Обеспечение накопления капитала;

Эффективное управление.

Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.

Возможные пути решения:

Ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;

Стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.

Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.

Возможные пути решения:

Расширение добычи морепродуктов;

Помощь мирового сообщества;

Обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.

Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

Возможные пути решения:

Изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;

Снижение энерго- и материалоемкости производства;

Развитие нетрадиционной энергетики;

Стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.

Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.

Возможные пути решения:

Разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;

Эффективное природоохранное законодательство;

Решение проблемы утилизации отходов;

Формирование экологического мировоззрения в обществе.

Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.

Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.

Дополнительный материал

Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще

Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.

Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:

Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.

Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).

Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.

Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.

Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.

От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.

В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.

О том, что жара может быть не просто изнуряющей - смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия.

Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.

«В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», - привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.

Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя - это малыши младше 4 лет и старики старше 70.

С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!

Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.

Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8^1 градуса.

Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления - всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.

Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.

В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.

Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате - удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, - объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института - Так что для России в целом потепление - большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз - такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»

III. Закрепление изученного материала

Назовите основные признаки глобальной проблемы.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?

Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

(Учитель подводит итог урока.)

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:

Энергетическая проблема и пути ее решения;

Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;

Проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;

Основные пути решения природоохранных проблем;

Урбанизация как всемирный процесс;

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

Слайд 1

Проблема преодаления отсталости развивающихся стран.

Работу выполнили: Варбанский Илья, Мамедов О. Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа№104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:

1. Частые войны 2. Нищета 3. Голод

5. Низкий уровень образования

4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:

1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии

2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми

3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов

5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек

6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

  • Типология стран современного мира Урок географии в 10 классе Разработала: учитель географии Пономарева Елена Владимировна

  • Тип урока: урок общеметологической направленности.
  • Цели урока:познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией;совершенствовать навыки работы с контурными картами и тематическими картами.
  • Оборудование: учебник, атлас,рабочая тетрадь,контурные карты, тематические карты, статистические материалы, интернет-ресурсы, интерактивная доска.

  • 1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

  • -Какая страна
  • имеет самую большую площадь территории?(покажите на карте)
  • -С какими странами граничит Россия?(покажите на карте)
  • -На какой карте показаны страны мира?(на политической)
  • -Как называется главный город страны?(столица)
  • -Докажите, что страны мира разнообразны.
  • -Какие страны входили в СССР?(покажите на карте)

  • Задание. Установите соответствие между странами и материками, на которых они расположены.
  • Страна Материк
  • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
  • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
  • Страна Материк
  • 1)Китай А)Евразия
  • 2)Канада Б)Африка
  • 3)Бразилия В)Северная Америка
  • 4)ЮАР Г)Южная Америка
  • 5)Франция
  • 6)Индия
  • 7)Ливия
  • Ответ:1А,2В,3Г,4Б,5А,6А,7Б,8А.

3.Работа по теме урока.

План урока

1.Количество и группировка стран.

2.Типология стран.

3.Экономически развитые страны.

4.Развивающиеся страны.

5 Страны с переходной экономикой.

В чем состоит многообразие современного мира? (Работа в тетрадях со схемой)


Типология стран мира

По численности населения

По площади территории

По географическому положению

По социально-экономическому статусу

  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой
  • Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте.
  • (работа в микрогруппах(4))
  • Вопросы:1) Почему количество стран постоянно меняется?(распадаются, обЪединяются, добиваются независимости.) Большая часть стран современного мира- суверенные,т.е.независимые. Задание:Найдите в учебнике определение суверенное государство и запишите в тетради. Остальные страны-это несамоуправляющиеся территории(преимущественно бывшие колонии Великобритании,Франции,Нидерландов)

ВВП (валовый внутренний продукт) - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год (долларах США).

ИЧР (ИРЧП) – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).

Включает: Уровень душевых доходов, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.


Страны мира

Развитые

Развивающиеся

С переходной экономикой


  • Что такое ИЧР?(индекс человеческого развития).
  • Найдите в учебнике примеры стран по этим критериям, покажите на карте.
  • Изучите источники дополнительной информации и ответьте на вопросы:
  • Назовите страны с ИЧР больше 0,9.(Норвегия,Австралия,Швеция,Швейцария,Нидерланды,Германия, Дания,Сингапур,Канада,США, Япония и др.)
  • Назовите страны с ИЧР меньше 0,3.(Чад,Нигер,ЦАР).
  • Какое место по ИЧР занимает Россия?(49)
  • Работа с картой

Развитые страны

Внеевропейские страны

Большая семёрка


Развитые страны

Внеевропейские страны

Большая семёрка

США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.


Развитые страны

Внеевропейские страны

Менее крупные страны Западной Европы

Большая семёрка

Австрия, Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия, Испания, Нидерланды, Бельгия и др.


Развитые страны

Внеевропейские страны

Менее крупные страны Западной Сибири

Большая семёрка

Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, Израиль.


Развивающиеся страны

Ключевые страны

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии


Развивающиеся страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Ключевые страны

Индия, Китай, Мексика, Бразилия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Респ. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

ОАЭ, Кувейт, Катар, Бруней, Саудовская Аравия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Большинство стран Африки, есть в Азии и Латинской Америки



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити.



Страны с переходной экономикой

Страны Балтии

Страны Центрально-Восточной Европы Страны

Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан.

Эстония, Латвия, Литва



  • Задание: Найдите в тексте учебника социалистические страны и нанесите их а контурную карту.
  • (КНДР,КУБА,КИТАЙ.)

Богатые страны способны не только обеспечивать полноценное развитие собственной экономики, но и стимулировать развивающиеся страны и своих соседей. Чем богаче страна, тем больше она пытается расширить сферу влияния.

Самые богатые страны мира , отобранные по размеру ВВП на душу населения.


  • 4.Закрепление(работа с картой)
  • -Покажите самые большие по площади страны.
  • -назовите и покажите страны,имеющие больше пяти соседей(Россия,Китай,ФРГ.)
  • -Назовите и покажите пять развивающихся стран.(Например:Индия,Китай,Аргентина,Малайзия, Бангладеш.)
  • -Назовите и покажите страны «Большой семерки».(США,Япония,ФРГ,Франция,Великобритания,Италия,Канада).
  • -Почему Китай относят к развивающимся
  • странам?(ВВП-9 тыс.дол.)
  • 5.рефлексия
  • -Я понял(не понял) тему урока.
  • -Я оцениваю свою работу на уроке(отлично,хорошо,удовлетворительно).
  • -У меня были проблемы на уроке.
  • Домашнее задание 1.Параграф 1.(стр.6-11) 2.Ответить на вопросы в учебнике стр.12. 3.Выполнить задание 2 стр. 13 учебника. 4.Подготовить сообщение или презентацию(по выбору) на тему: «Военно-политический блок НАТО»

Волык Наталья Анатольевна

учитель географии

Гвардейской общеобразовательной I-III ступеней школы №1

Симферопольский район АР Крым

10 класс

Урок №12

Тема. Глобальные проблемы человечества.

Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

ления. Изображение богини правосудия - Артемиды.

Тип урока: нетрадиционный, урок-игра "Народный суд".

Структура урока:

I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

IV. Изучение нового материала……………………………………………...37 мин.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

VI. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

VII. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Беседа по вопросам.

1)Как человек влияет на окружающий его мир?

2)Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

3)Как вы понимаете выражение "глобальные проблемы человечества"?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Запись в тетради:

Глобальные проблемы - наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли (по А. А.Ене., А. В. Супрычеву).

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

Ход игры.

1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую "глобальную проблему" отдельно. Результаты записываются на доске.

2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

(Например: дополнительный материал

ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. "Ядерные" державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, "отмывание" больших денег.

ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ - основные источники тепла и энергии на Земле; все

УРОК 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Учебная цель: охарактеризовать понятие «глобальные проблемы человечества»; определить причины возникновения, особенности каждой из проблем, возможные пути решения; развивать умение оценивать последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития человечества, умение самостоятельно прорабатывать различные источники географических знаний.

Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта мира, атласы, схемы, таблицы, графики, диаграммы (по возможности - в мультимедийном исполнении).

Основные понятия: глобальные проблемы человечества, военный конфликт, терроризм, демографическая ситуация, демографический взрыв, альтернативные источники энергии, продовольственный кризис, экологический кризис.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков (форма проведения - деловая игра).

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Процесс взаимодействия общества и природы дошел количественной и качественной грани, когда возник феномен взаимодействия всего человеческого общества со всей природой планеты. Научно-техническая революция привела, с одной стороны, к формированию у человечества всеобъемлющей системы знаний и технологий, с другой - к увеличению антропогенного воздействия на природу. Сформировались сложные хозяйственные системы, влияние которых распространяется на весь мир. Как результат - начал расти взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственной и политической жизни стран и народов мира. Сущность этих процессов и явлений порождает глобальные проблемы, то есть проблемы, касающиеся всего человечества. Они охватывают все аспекты отношений между государствами мирового сообщества, между обществом и природой, формирование условий жизнедеятельности человечества.

Ученые насчитывают несколько десятков проблем, которые по своей всеохватностью можно считать глобальными. Все глобальные проблемы можно разделить на политические, экономические, демографические, социальные и экологические.

Сегодня на расширенном заседании ООН с целью обсуждения и решения глобальных проблем человечества собрались не только официальные представители комитетов и комиссий, но и представители масс-медиа, которые будут задавать вопросы и смогут донести широким слоям населения результаты работы заседания.

III. Этап применения знаний в нестандартных условиях

Выступления групп, полемика

1. Проблема сохранения мира

Является важнейшей, поскольку в случае возникновения глобального военного конфликта в мире, нашпигованому ядерным оружием и ядерными технологиями (АЭС и др), все остальные проблемы теряют смысл.

Две страны - США и Россия тратят почти половину средств на военные нужды. На удовлетворение спроса на военные товары и услуги, по оценке ЮНЕСКО, работает 50 млн. человек, в разработках военного характера принимают участие полмиллиона ученых и конструкторов, или 1/5 ученых мира.

Официальные государства «ядерного клуба»: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Неофициальные члены «ядерного клуба»: Индия, Пакистан, Израиль, Южная Корея. Пороговые государства, которые обладают технологиями производства этого оружия: Иран, Ирак, Южная Африка, Бразилия, Аргентина, Япония.

От окончания Второй мировой войны до начала XXI в. произошло более 38 международных и около 100 внутригосударственных конфликтов.

Международный терроризм. «Горячие точки».

2. Демографическая проблема и проблема преодоления

отсталости развивающихся стран

Эта глобальная проблема человечества обусловлена, с одной стороны, «демографическим взрывом» в развивающихся странах, с другой - депопуляцией, т.е. нарушением воспроизводства населения и сокращение его количества в развитых странах.

Подавляющее большинство населения мира живет в странах, что развиваются (4,7 млрд. человек). По прогнозам демографов, к 2025 г. население этих стран увеличится еще на 3 млрд. человек, что составит 95 % прироста населения мира.

Потенциальная угроза развития современной демографической ситуации заключается в том, что население мира начало XXI в. с 1 млрд. безработных, 1 млрд. голодающих, 1 млрд. неграмотных, 2 млрд., живущих в условиях относительного или абсолютного перенаселения, 1,5 млрд. обездоленных, находящихся за «чертой бедности».

С демографической проблемой перенаселения непосредственно связана проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

3. Экономические проблемы

К этой группе проблем относятся преимущественно энергетическую, сырьевую и продовольственную.

Основным путем решения ресурсно-энергетического кризиса является переход к материало - и энергосберегающих технологий, комплексного использования сырья, создания маловідходного и безотходного производств.

4. Экологическая проблема

В начале XXI века экологические проблемы можно рассматривать в нескольких аспектах: загрязнение атмосферы («парниковый эффект», «озоновые дыры», кислотные дожди, пылевое загрязнение и т.п.), загрязнение гидросферы, деградация земель (горные разработки, усиление водной и ветровой эрозии в результате человеческой деятельности, химическое загрязнение почв минудобрениями и ядохимикатами и т.д.), сокращение площадей лесов, опустынивание.

5. Социальные проблемы

Это проблемы здравоохранения (СПИД), образования, культуры, преступности и др. Возможности решения этих проблем зависят от уровня социально-экономического развития стран, поэтому особой остроты они набирают в слаборазвитых регионах мира.

IV . Итог урока

Учитель и ученики анализируют наиболее удачные доклады и вопросы, трудности, возникшие в ходе деловой игры, проводят оценивание и самооценивание.

V . Д омашнє задачи

· Проработать § .

· «Корреспондентам» подготовить статьи о глобальных проблемах (каждый о 1-2 проблемы).

· Подготовиться к итоговому уроку по темам: «Взаимодействие общества и природы», «Мировое хозяйство», «Глобальные проблемы человечества».


Статьи по теме: