Изложения с сохранением причинно-следственных связей. Н. И. Сладков Сказки лесной опушки (сборник) Как медведь сам себя испугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Топик и Катя

Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего - Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.

Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.

Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт - тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет - Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.

Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться - трепыхаться и подскакивать, - к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит и поэтому просто начинает салат грызть.

Катя же научила Топика воровать с грядок и землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.

Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.

Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.

Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.

Непослушные малыши

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились.

Как так?! - рявкнул Медведь.

Да уж так! - отвечает Заяц. - Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

А может, они того… выросли?

Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

А может, пусть их бегут?

Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было - ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали - вот вас лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»

Н-да, - проворчал Медведь. - Ну что ж, Заяц, пойдём поглядим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой - слышат:

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от мамы ушёл, я от папы ушёл!

Это что ещё за колобок объявился? - рявкнул Медведь.

И совсем я не колобок! Я солидный взрослый Бельчонок.

А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай: сколько тебе годов?

Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт - ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?

Что правда, то правда! - проворчал Медведь. - Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчелы тогда - посейчас бока чешутся!

Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

Это ещё что за поросёнок в лесу? - взревел Медведь. - Подать мне сюда этого киногероя!

Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый самостоятельный Бурундук. Не грубите - я укусить могу!

Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!

Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, - пробурчал Медведь. - Идём, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:

Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.

Слышишь, как похваляется? - зашептал Заяц. - Из дома удрал да ещё и песни поёт!

Рыкнул Медведь:

Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

Как так - нельзя? - не унимается Медведь. - Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!

Трясутся, да не все! - отвечает Крысёнок. - Мама моя, старая Водяная крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот как, Медведушко!

Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:

Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!

Ермилова Снежана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н. Сладкову) в старшей логопедической группе
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

(по Н. Сладкову)
в старшей логопедической группе Подготовила и провела воспитатель: Ермилова Снежана Александровна МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели. Программные задачи: 1. Совершенствовать умение детей пересказывать текст с опорой на графические модели. 2. Развивать умение анализировать содержание произведения. 3. Формировать у детей слуховой и зрительный контроль за правильностью составления пересказа. 4. Обучать детей приемам планирования собственного пересказа. 5. Закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание. 6. Продолжать развивать координация движений и мелкую моторику; 7. Воспитывать культуру речевого общения. 8. Активизировать и обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийная презентация «Как медведь сам себя напугал», предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор графических моделей; Су-Джок и танграммы (по количеству детей); аудиозапись.
Словарь:
хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
Предварительная работа:
 Изучение лексической темы «Дикие животные».  Просмотр презентации «Как медведь сам себя напугал».  Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».  Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.  Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Ход занятия

1.Оргмомент.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Сегодня много интересного вас ждет Занятия каждый для себя найдет О лесных зверях хотите узнать? Я помогу вам все понять.
И с гостем лесным мы будем играть Рассказывать и рассуждать. Воспитатель: А с каким гостем, вы сейчас узнаете, отгадав загадку: Косолапый и большой Спит в берлоге он зимой Любит шишки, любит мед Ну-ка, кто же назовет? Дети: Медведь. Воспитатель: Сейчас мы включим ноутбук и узнаем, правильно ли вы отгадали загадку (включает ноутбук). Чей голос мы слышим? Дети: Это рев медведя. Воспитатель берет игрушку медведя и говорит: Здравствуйте ребята, меня зовут Потапыч. У меня в лесу много друзей. я очень люблю играть и веселиться. Если поиграете со мной в игру, то узнаете с кем я дружу.
2.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю» (с шишкой).
Косолапый, бурый, неуклюжий (медведь), Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц), Болтливая, длиннохвостая (сорока), Ловкая, маленькая(белка), Сильные, длинноногие (лоси). Воспитатель: Молодцы ребята, всех друзей Потапыча узнали. Любит Миша с веселым шариком поиграть и нам предлагает руки размять.
3.Массаж Су – Джок шарами
. (под музыкальное сопровождение) Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

4.Игра «Сложи животное» («Танграм»)
Дети выкладывают из геометрических фигур диких животных) Воспитатель: Медведь рассказал мне интересную историю, которая произошла в лесу. Сядьте прямо, свободно и послушайте, как это было.
5.Чтение адаптированного рассказа
Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал. По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
6. Игра: «Скажи по-другому».
Как можно заменить слова: - Хрустнула (треснула, громко сломалась) - Угодила (попала) - Насторожил (прислушался) - Рявкнул (заревел) - дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги) - Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломалис 7.
Беседа по содержанию
. (Дети дают полные ответы). - Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) - Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.) - Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.) - На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.) - Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.) - Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.) - Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) - Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.) - Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

8. Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.) И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)
9. Повторное чтение рассказа.
- Я прочитаю рассказ еще раз. Запомните его. Модели вам в этом помогут. Выставляются модели в определенной последовательности
.

10. Пересказ текста детьми по графическому плану
(По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)
11. Анализ рассказов детей.

12. Итог
. Нашему гостю Потапычу очень понравилось у нас. Вспомним, ребята, чем сегодня занимались? Нам сегодня помогало пересказывать…? Наш гость приготовил для вас угощения. Скажем ему спасибо! Оставайся Миша, мы с тобой поиграем.

(по Н. Сладкову)

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пере­сказа.

4. Закреплять навыки грамматически правильного оформле­ния высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой "теме.

Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), лов­кая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.



Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что соро­ка охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми вы­страивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыжки на месте, руки перед грудью,

ладошки вниз, как лапки.

Сели зайки на лужок,

Присесть на корточки.

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Изобразить соответствующие движения.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, па­мяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка речевой деятельности детей.

Что мы сегодня делали на занятии?

Чему научились?

Что запомнили?

Занятие 4.

(по Г. Скребицкому)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.

Основные задачи:

1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.

2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на на­глядность).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графи­ческих схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидакти­ческие игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

Оборудование:

Набор схем для графического плана; предметные картинки: ку­кушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медаль­оны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиоза­пись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Птицы».

Наблюдения в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вы­вешенные на доске.

2. Подготовка к восприятию текста.

Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

- Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстра­цией сюжетной картины к рассказу.

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как зак­ричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястре­бенка похожа.

Что я прочитала? (Рассказ.)

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слухо­вой памяти.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

- На кого похожа кукушка?

5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предмет­ного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, яст­реба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

У утки - утенок, а у кукушки - ... {кукушонок), у совы - ...,., у ястреба - ..., у воробья - ..., у гуся - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

Давайте поговорим на языке птиц.

Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, пе­туха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изобра­жают птиц: «летают, поют» разными голосами.

Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)

8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рас­сказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделя­ются смысловые отрывки, выстраивается графический план расска­за из схем.

Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась тол­стенькой, головастой, вроде совы.)

Опишите птицу, которую он увидел.(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

- На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой графических схем. Развитие связной речи.

Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

10. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?

Алёна Рыбакова
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

Тема урока : Обучающее изложение (Текст : «Как медведь сам себя напугал » ).

Тип урока : Контрольно-обобщающий урок.

Уровень подготовленности класса : средний.

Цели :

Предметные

Познавательные :

Актуализировать знания о глаголе как части речи;

Актуализировать знания о теме и основной мысли текста;

Актуализировать знания о типах текста

Актуализировать знания о частях текста.

Практические :

Совершенствовать умение составлять план готового текста,

Совершенствовать умение определять тему, основную мысль, тип текста;

Совершенствовать умение находить орфограммы в словах и объяснять их;

Формировать умение анализировать содержание текста;

Совершенствовать умение пересказывать текст по памяти с опорой на план.

Метапредметные :

Формировать способность принимать, понимать и удерживать учебную задачу.

Учить осуществлять совместную деятельность с учителем и одноклассниками (беседа)

Личностные :

Формировать учебно – познавательный интерес к русскому языку.

Формировать интерес к загадкам и рассказам.

Принципы обучения :

Дидактические :

1. Наглядности (использование презентации и текста изложения )

2. Научности (изучение темы с точки зрения развития речевой деятельности)

3. Связи теории с практикой (актуализация знаний орфографии и пунктуации и применение их на практике)

4. Последовательности (преподавание ведется в определенном порядке)

5. Доступности (опора на знания о тексте и т. д.)

6. Преемственности (связь с предыдущими уроками)

Общеметодические :

1. Текстоцентричности (обучение строится на текстовой основе)

2. Экстралингвистический (использование презентации)

3. Функциональный (показ функций языковых единиц в тексе)

Частнометодические :

1. Внимания к материи языка (развитие чувство языка (организация речевой среды с максимально развивающим потенциалом) .

2. Координации устной и письменной речи (в процессе совершенствование речевой деятельности развивается как устная, так и письменная речь)

Методы :

Методы формирования умений, связанных с восприятием текста (метод аналитических наблюдений над готовым текстом, метод составления плана готового текста)

Методы обучения пересказу образцового текста (изложение )

Методы формирования орфографический умений :

Методы формирования орфографической зоркости (нахождение орфограмм в словах)

Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке :

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

Средства обучения :

1. Презентация.

2. Карточки с текстом.

План урока :

1. Оргмомент - 0,5 мин.

2. Подготовка к восприятию- 3 мин.

3. Знакомство школьников с исходным текстом- 2 мин.

5. Анализ структуры текста- 6 мин.

6. Физкультминутка-0,5 мин.

7. Языковой анализ исходного текста-1 мин.

8. Орфографическая подготовка- 4 мин.

9. Пунктуационная подготовка- 2 мин.

10. Повторное чтение текста- 2 мин.

11. Устный пересказ текста-2 мин.

12. Написание изложения- 13 мин .

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Ребята, что вы знаете о тексте?

Какие типы текстов вы знаете? (повествование, рассуждение, описание) .

Что можете сказать о тексте- повествование? Тексте- рассуждение (это текст, который объясняет причину какого-то явления или события? Тексте- описание?

Из каких частей состоит текст? (Введение, основная часть, заключение) .

Что такое тема текста? (О чём текст)

Что такое основная мысль текста? (Что хотел сказать автор)

Сегодня мы будем писать изложение . Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь .)

3. Знакомство школьников с исходным текстом (на экране и распечатанные экземпляры у каждого учащегося) .

Сейчас я вам прочитаю текст, а вы внимательно следите. Постарайтесь понять тему и основную мысль. (Учитель выразительно читает текст)

Как медведь сам себя напугал .

Вошёл медведь в лес . Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на веточке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился , насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача . Так он сам себя напугал .

По Н. Сладкову

Понравился вам текст? Что показалось особенно интересным?

Из скольких частей состоит текст? (3)

Почему вы так решили? (Состоит из 3 абзацев) .

Как вы считаете, какова тема этого текста?

А какая основная мысль?

Как вы понимаете значение выражения дал стрекача? (Стремительно убегать)

А как понимаете выражение рявкнул медведь ? (Подал голос, закричал)

А выражение насторожил уши? (Прислушался)

А слова помчался? Угодила? Наскочил? Выпугнул? Лопочет? (Попала, побежал, натолкнулся, выгнал (напугал , болтает (лепечет) .

Кто герои этого текста? (Медведь , белка, заяц, сорока, лоси) .

Почему медведь это сделал ? (Потому что все звери шумели) .

С чего начался переполох в лесу? (С того, как медведь вошел в лес и затрещали ветки) .

Что сделал в итоге медведь ? (Рявкнул и дал стрекача) .

5. Анализ структуры текста.

Прочитайте текст про себя и подумайте , какие ключевые слова-глаголы можно выделить в этом тексте. Вспомним, что такое глагол? На какие вопросы отвечает?

Давайте назовем ключевые слова. Какие слова вы выбрали? Дети называют по слову (Вошёл, затрещали, испугалась, уронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла, услышали, пошли, остановился, насторожил, лопочет, кричит, ломают, рявкнул, дал стрекача, напугал ).

Ребята, эти слова помогут вам в написании изложения (На доске выводятся ключевые слова)

Давайте подумаем, к какому типу относится этот текст? (это повествование)

Почему? (потому что есть завязка, развитие действий и развязка, рассказывается о событиях, происходящих на протяжении некоторого времени, можно представить несколько картин).

Совершенно верно, это повествование. А сколько картин мы можем выделить в данном тексте? (3)

Давайте составим план текста. Из скольких частей он будет состоять? (3)

Прочитаем первую часть (ученик читает вслух) .

(Как медведь вошел в лес и под тяжестью лап затрещали веточки).

(Медведь вошёл в лес ) . .

Прочитаем вторую часть (ученик читает вслух) .

О чем идет речь в этой части? (Как все переполошились в лесу) .

Как можно озаглавить эту часть? (Переполох в лесу) . (Учитель записывает сам на доске) .

Прочитаем третью часть (ученик читает вслух) .

О чем идет речь в этой части? (как медведь испугался и дал стрекача) .

Как можно озаглавить эту часть? (Медведь дал стрекача ) . (Учитель записывает сам на доске) .

Примерный план

1. Медведь вошёл в лес .

2. Переполох в лесу.

3. Медведь дал стрекача .

6. Физкультминутка

Отдохнём с тобой дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

7. Языковой анализ исходного текста.

8. Орфографическая работа.

(Учащиеся называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Вошёл (шел, медведь (медведи , затрещали (-ча-ща пиши с буквой а, тяжёлой (тяжесть, веточки (-чк,- чн пишется без ь, веточке (-чк,- чн пишется без ь, уронила (уронит, шишку (-жи- ши пиши с буквой и, угодила (угодье, лоб (лобик, вскочил (вскочит, помчался (по – приставка, гущу (-чу, - щу пиши с буквой у, наскочил (наскок, насторожил (настороженно, сторож, уши (-жи, -ши пиши с буквой и, лопочет (словарное слово, сорока (словарное слово, ломают (поломка, рявкнул (словарное слово, стрекача (словарное слово) .

На доске слова с трудностями в написание : Выпугнул, насторожил уши, лопочет, рявкнул, дал стрекача.

9. Пунктуационная подготовка.

Ребята, обратите внимание, что в тексте используются такие знаки препинания, как «-» и «!» . Найдите эти предложения.

Почему в данном предложение поставили «-» ? (Потому что оно бессоюзное)

А для чего в конце предложения ставят «!» ? (Чтобы выделить его интонацией)

Запомните и не делайте ошибки при написании изложения .

10. Повторное чтение текста учащимися.

11. Устный пересказ текста.

Пересказ тремя учащимися по частям с опорой на план и ключевые слова.

12. Написание изложения .


Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.


План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.




Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

Статьи по теме: