Дидактические системы. Современная дидактика как основа деятельности социалистической школы Особенности современной дидактики

7.3. Становление современной дидактической системы

Современная дидактика стремится к разработке такой модели процесса обучения, которая позволила бы соединить в единое целое чувственное познание с мышлением, практику - как источник познания, так и критерий его истинности - теории, индивидуальные задания и запросы на образование - с политикой государства в этой области. Таким образом, речь идет о создании универсальной и, вместе с тем, гибкой модели системы образования.

Современная модель процесса обучения не объединяет в жестком и статическом виде отдельные звенья процесса познания с определенными фазами психофизиологического развития учащихся. Считается неправомерным учить детей сначала на уровне конкретного материала, а затем - на уровне абстрактного, потому что каждому уровню конкретного, наглядно-действенного и образного знания о предмете соответствует определенный уровень абстрактного мышления. Нельзя считать верной и рекомендации приобщать учащихся к практической деятельности уже после того, как они пройдут этапы познания с помощью чувств и мышления. С первых дней пребывания ребенка в школе необходимо заботиться как о первом, так и о втором, и третье. Необходимо, чтобы элементы деятельности ученика были связаны как с конкретным, так и с абстрактным мышлением.

Выдвигая требование параллельного развития и одновременного взаимодействия ощущений, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к устранению типичной для традиционной и педоцентричнои концепции противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между объемами знаний, которые получают ученики от учителя и самостоятельно.

Современные дидактические системы руководствуются принципом, согласно которому ученики должны овладеть основами систематизированных знаний, а также определенными умениями и навыками как благодаря самостоятельных поисков, которые, однако, организуются учителем и содержательно определяются программой обучения, так и путем восприятия определенной части информации в готовом виде. Этот последний путь рекомендуется тогда, когда процесс самостоятельного получения знаний требует слишком большой затраты времени или не способствует развитию способностей и познавательных интересов учащихся. Именно поэтому современная дидактика критически осмысливает и творчески использует концепции формальных ступеней обучения гербартианцив и "педагогики действия" Д.Дьюи. Функции этих концепций сейчас взяла на себя более гибкая и всесторонняя концепция элементов процесса обучения, которая учитывает не только многогранность и разнообразие задач, решаемых в учебных заведениях разных типов и уровней, но И в соответствии с широко трактуемой предметом исследования общей дидактики, разнообразие видов деятельности участников педагогического процесса - учителей и учеников.

В современных дидактических системах подчеркивается необходимость учета при отборе содержания обучения потребностей как общественного, так и индивидуального характера. Ученики должны усвоить основы систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, которые позволяют им понять окружающую действительность, а также принимать участие в ее преобразовании. При этом овладению знаний не может помешать отсутствие у учащихся соответствующих интересов, поскольку такие интересы успешно можно формировать, развивать и направлять. Кроме того, программы обучения должны быть построены так, чтобы ученики могли осуществлять виды теоретической и практической деятельности, сочетать теорию с практикой, что является важным условием всестороннего развития, под которым понимают их интеллектуальный, моральный, физический и эстетическое развитие, а также овладение ими определенным запасом технических знаний, необходимых в жизни человека в XXI в.

Выражаясь за целостность обучения на пропедевтики уровне и предметное - на уровне более высоком, - сторонники современной дидактической системы сочтут необходимым ограничение целостности обучения I и II или I, II и III классам школы, а также согласование содержания отдельных учебных предметов, начиная с третьего класса.

Современная дидактика пытается избавиться крайностей в выборе форм процесса обучения, подчеркивая необходимость использования разнообразия (индивидуальная, групповая, коллективная) и рекомендуя руководствоваться определенными задачами обучения и воспитания.

Современная дидактика руководствуется положением о том, что результаты обучения не оговорены ни факторами наследственности, ни характеристиками среды. Эти факторы оказывают влияние на ход и результаты процесса обучения, однако, его окончательные итоги определяются осознанной и целенаправленной деятельностью учителя. Поэтому представители современной дидактики отрицают и представление прогрессивистов об учителе как о "наблюдателя и советчика" учеников и концепцию гербартианцив, которая наделяет учителя Гетерономная функцией в процессе передачи знаний. Чтобы избежать названных крайностей, современная дидактика утверждает ведущую и руководящую роль учителя в процессе обучения, признавая одновременно важное значение самостоятельной работы учащихся.

Вопросы и задания

1. Что означает слово дидактика? Когда и где оно впервые появилось? Что вкладывал в понятие дидактика Я.А.Коменского? Й.Ф.Гербарт?

2. Охарактеризуйте предмет и задачи дидактики как науки.

3. Проанализируйте соотношение между общей и частных - дидактика.

5. В чем заключается сущность традиционной и педоцентричнои дидактических концепций? Определите их позитивный потенциал и недостатки.

6. В чем сущность современных дидактических систем?


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

Профессор Е.Г. Елина

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА

Направление подготовки

44.04.01. «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

«Педагогика одаренности»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

Заочная


Саратов,

2014
1. Цели освоения дисциплины «Современная дидактика».

Целями освоения дисциплины являются – конструирование студентом собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Задачи:


- образование студентов, способных к созиданию не только личностно , но и общественно значимых продуктов деятельности, умеющих находить продуктивные решения многоуровневых проблем, возникающих в непрерывно меняющемся мире;

Обучение методам стимулирования креативного мышления;

Конструирование персональных путей и моделей образования, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;

Формирование самомотивации к креативной деятельности по созданию дидактических и методических разработок по развитию одаренности школьников средствами общеобразовательных курсов.

2.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Современная дидактика» относится к дисциплинам базовой части (Б1.Б3.). Освоение дисциплины «Современная дидактика» осуществляется параллельно с изучением дисциплин «Методология и методы научного исследования», «Общая одаренность», «Современные концепции одаренности» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современная дидактика».

общекультурными компетенциями (ОК ):

Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

Способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК) :

Готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

Способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) :

проектная деятельность:

Готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

Историю эволюции дидактики и ее современное состояние;

Теорию эвристических решений;

Признаки творчества, значение творчества и места эвристической деятельности в структуре творчества;

Закономерности и принципы эвристического обучения.

Уметь:

Определять систему целей, закономерностей, принципов, содержания, технологий обучения, обеспечивающих самореализацию и образовательное развитие учеников, учителей, родителей учеников в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности;

Раскрывать индивидуальные возможности одаренных учащихся и их родителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов;

Выстраивать индивидуальные образовательные траектории, конструировать свое образование через создание продуктов, входящих в содержание этого образования с опорой на личностные качества;

Находить продуктивные решения многоуровневых проблем, возникающих в непрерывно изменяющемся мире;

Осуществлять рефлексивный анализ студентами своей деятельности.

Владеть:

Навыками выстраивания творческой индивидуальной образовательной траектории; личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам;

Навыками в определении целей обучения, в выборе его технологических элементов, в создании личностного потенциала;

Способами творческой самореализации, организации студентами вместе с преподавателями собственной образовательной деятельности, подчиняющейся эвристическим технологиям;

Способами прогнозирования образа предвосхищаемого результата эвристической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины «Современная дидактика».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Лекции 2 часа, практические 18 часов, самостоятельная работа 115 часов. Экзамен (1 семестр).



П№ п\п


Разделы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Практические занятия

Семинары

КСР

11

Генезис дидактики. Основные дидактические понятия.

Дидактическая эвристика как опора системы развития одаренности школьников.



1

2

4

20

Контроль

ные вопросы,


22

Методологические основы эвристического обучения.

1

4

10

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


33

Технологии обучения.

1

2

20

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


44

Формы и методы обучения: инструментальные, групповые, личностные.

1

2

10

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


55

Дистанционное обучение.

1

2

15

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


66

Эвристическая образовательная деятельность в структуре творчества.

1

2

20

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


77

Герменевтические методы диагностики креативных способностей учащихся.

1

2

20

Контроль

ные вопросы,

участие в практич. занятиях, контроль самостоят. подготовки


ИТОГО

2

18

115

Экзамен (1 семестр, зимняя сессия)

9 часов


Содержание дисциплины

Раздел 1. Генезис дидактики. Основные дидактические понятия. Дидактическая эвристика как опора системы развития одаренности школьников (2 часа).

Повивальное искусство Сократа. Эвристика в науках и изобретательстве. Предпосылки эвристического образования. Сравнительная характеристика эвристического, проблемного и развивающего обучения.

Практические занятия проводятся по следующим разделам и темам:

Раздел 1. Генезис дидактики. Основные дидактические понятия. Дидактическая эвристика как опора системы развития одаренности школьников. Дидактическая эвристика как педагогическая система. Определение дидактической эвристики и принципы его обоснованности (4 часа).

1. Сократ основоположник эвристического обучения. Повивальное искусство Сократа.

2. Предпосылки эвристического образования.

3. Инновационная практика обучения.

1. Определение дидактической эвристики.

2. Принципы дидактической эвристики.

3. Методологические основы современной дидактики.

5. Микалко М. Тренинг интуиции [Текст] = Thinkertoys: a Handbook of Business Creativity for the 90 s: учебное пособие / М. Микалко; . - Санкт-Петербург; Москва; Харьков; Минск: Питер, 2001.

6. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Соколов. - Москва: Аспект-Пресс, 1995.

Раздел 2. Методологические основы эвристического обучения. (4 часа).

Практическое занятие 1 (2 часа).

1. Методология эвристического познания.

2. Эвристическая образовательная деятельность.

3. Образовательное пространство как эвристическая среда.

Практическое занятие 2 (2 часа).

1. Природа творческих способностей.

2. Креативные, когнитивные и методологические способности.

3. Закономерности и принципы эвристического обучения.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Микалко М. Тренинг интуиции [Текст] = Thinkertoys: a Handbook of Business Creativity for the 90 s: учебное пособие / М. Микалко; . - Санкт-Петербург; Москва; Харьков; Минск: Питер, 2001.

Раздел 3. Технологии обучения (2часа).

1. Понятие «технология». Виды эвристических технологий и техник.

2. Технология конструирования системы занятий эвристического типа.

3. Рефлексия в эвристическом обучении.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

Раздел 4. Формы и методы эвристического обучения: инструментальные, групповые, личностные (2 часа).

Практическое занятие (2 часа).

1. Формы эвристического обучения. Классификация форм эвристического обучения.

2. Индивидуальные и коллективные занятия.

3. Метод проектов и другие виды творческих работ.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Соколов В.Н. Педагогическая эвристика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Соколов. - Москва: Аспект-Пресс, 1995.

Раздел 5. Дистанционное обучение (2 часа).

Практическое занятие (2 часа).

1. Понятие и принципы дистанционного творчества.

2. Эвристический потенциал дистанционного обучения.

3. Креативная технология дистанционного обучения.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Раздел 6. Эвристическая образовательная деятельность в структуре творчества (2 часа).

Практическое занятие (2 часа).

1. Деятельность. Эвристическая деятельность и ее назначение.

2. Элементы эвристической деятельности и их характеристики.

3. Связь элементов эвристической деятельности, принципы ее организации и особенности .

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Раздел 7. Герменевтические методы диагностики креативных способностей учащихся (2 часа).

Практическое занятие (2 часа).

1. Диагностика и оценка эвристического обучения.

2. Диагностика личностных качеств.

3. Параметры диагностики образовательных результатов.

4. Контроль образовательных результатов.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2010.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст]: монография / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

5. Образовательные технологии.

В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Современная дидактика» используются интенсивные образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы магистранта, повышения уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы. Используемые технологии позволяют обучаемым формировать требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции, перейти магистрантам от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания.

В трансформации содержания профессионального образования важная роль принадлежит образовательным технологиям, интерактивным формам учебно-воспитательного процесса, в качестве которых выступают устойчивые формы организации педагогического процесса. Используемые современные инновационные технологии обучения позволяют формировать общекультурные и профессиональные компетенции.

В педагогической подготовке магистрантов используются технологии активного, рефлексивного, интерактивного, конструктивистского, дистанционного, проблемного, контекстного, проблемно-поискового обучения и технология коучинга. Представленные технологии трактуют обучение как сотрудничество преподавателя и магистрантов, рассматривая преподавателя как фасилитатора, анализирующего свои действия, а процесс обучения понимается не как пассивная передача знаний, а как их активная переработка и создание. Применение данных технологий уже является обучением, т.к понравившиеся из них могут быть использованы магистрантами в своей последующей профессиональной работе.

Данные технологии имеют особую ценность, в том числе и в инклюзивном образовании. Дают возможность полноценно учиться и развиваться особенным категориям людей, создают для этого соответствующие условия, позволяют преподавателю подавать учебный материал с учетом особенностей и потребностей обучающихся, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

В рамках указанных технологий целесообразно применение логических и эвристических методов обучения , решения творческих задач и анализа конкретных ситуаций («мозговой штурм», т.е. диалог с деструктивной отнесенной оценкой, метод эвристически вопросов, метод инверсии, эмпатии (личная аналогия), синектики, т.е. объединения разнородных элементов, метод организованных стратегий решения творческих задач).

Интерактивная учебная лекция: Используется при освоении следующих разделов дисциплины: Раздел 1. Генезис дидактики. Основные дидактические понятия. Дидактическая эвристика как опора системы развития одаренности школьников.

В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Интерактивная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.

Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа осуществляется путем подготовки студентами рефератов, эссе, докладов и др. после каждого раздела. Контроль осуществляется путем проведения коллоквиумов и собеседования.

Для осуществления текущего контроля успеваемости используются контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях, написание рефератов.

Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется по балльно-рейтинговой технологии, где учитывается активное выполнение студентом текущих заданий и написание итогового теста.

6.1. Темы рефератов:

2. Инновационная практика обучения.

3. Эвристические ориентиры русского космизма.

4. Методология эвристического познания.

5. Индивидуальная образовательная траектория.

6. Технологические основы эвристического обучения.

7. Эвристический компонент образовательных стандартов.

8. Методы активизации творческого мышления.

9. Эвристические методы и их место в учебном процессе.

10. Прогнозирование как вид познавательной деятельности.

11. Эвристическая деятельность, принципы ее организации и особенности.

12. Характеристика структурных элементов эвристической деятельности.

14. Методы решения творческих задач.

15. Эвристические функции Индукции как метода исследования.

16. Эвристические функции сравнения.

17. К.Д. Ушинский о роли сравнения в познании.

18. Эвристические качества афоризма.

19. Принципы обучения эвристической деятельности.

20. Проблема развития творческого потенциала одаренных детей.

21. Основные факторы успешной эвристической учебно-познавательной деятельности.

22. Роль задач в эвристической учебно-познавательной деятельности.

23. Дидактическая эвристика как педагогическая система.

24. Эвристическая деятельность и ее составляющие.

25. История эволюции эвристики.

26. Технология творческого мышления.

27. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха.

6.2. Задания для самостоятельной творческой работы

1. Научная проблема. Предложите свою версию возникновения эвристики.

2. Исследование объекта. Исследуйте понятие «эвристическая образовательная деятельность», используя технику «концептуальный веер».

3. Разнонаучное познание. Ваше представление о творческой личности.

4. Посмотрите на проблему с другой стороны:

«У меня очень маленький рост»

«Этот товар слишком дорогой»

«У меня слишком много работы»

«Начальник чрезмерно придирчивый и требовательный»

Этот метод дает уверенность в себе и учит держать удар в любых жизненных коллизиях.

Анекдот, иллюстрирующий эффективность этого метода:
На пеньке (сидит) стоит ежик и кричит: «Я сильный! Я сильный!» Рядом проходит медведь, послушал – да как дунет на ежика. Того унесло в кусты.

Ежик встает и говорит: «Я сильный, но легкий!»

5. «Нарисуй свою радость».

6. «Посмейтесь над своим врагом».

7. «Уничтожьте проблему».

8. «Нарисуйте свое желание».

9. Составьте интеллект-карту «креативное мышление».

10. Сочините сказку, задачу, составьте рассказ, свое задание для одногруппников.

11. Разработайте цели своих занятий по «Современной дидактике».

12. Составьте и проведите самопрезентацию как креативного учителя.

13. Напишите рецензию на креативный доклад своего одногруппника.

14. Подготовьте самооценку (взаимооценку) своей работы по теме «Как мыслить эффективно».

Освоение способов нормотворчества;

Освоение способов рефлексии;

- все ответы верны.

4. Что такое образовательная ситуация?

Ситуация образовательного напряжения, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников;

Метод самореализации творческого потенциала учителя и учащихся;

Сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение;

- все ответы верны.

5. Сопровождающее обучение - это:

- возможность выбора учащимися собственного пути решения образовательных задач и продвижение по этому пути в соответствии со своими особенностями;

Ий продукт учителя, создаваемый им эвристическим путем;

Действия учителя, вызывающие или стимулирующие креативную деятельность учеников: похвала, восхищение, восторг, побуждение.

6. Рефлексия в обучении – это

Источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления;

- мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.

7. Формы эвристического обучения:

- индивидуальные, групповые, фронтальные;

- коллективные, парные;

Урок, лекция, семинар, практикум, экзамен.

8. Методы эвристического обучения:

Когнитивные;

Креативные;

Оргдеятельностные;

- все ответы верны.

9. Когнитивные методы – это:

Метод эмпатии (вживания);

Метод смыслового видения;

Метод образного видения;

Метод эвристических вопросов;

- все ответы верны.

10. Креативные методы:

Гиперболизации;

Образной картины;

Мозговой штурм;

Синектика;

Инверсия;

- все ответы верны.

11. Оргдеятельные методы:

Ученического целеполагания;

Ученического планирования;

Самоорганизации обучения;

Взаимообучения;

Рефлексии;

- все ответы верны.

12. Назовите принципы эвристического обучения:

Личностного целеполагания ученика;

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

Принцип продуктивности обучения;

Ситуативности обучения;

- все ответы верны.

13. Дидактическая эвристика – это:

Теория обучения;

Наука о творчестве;

- наука о целях, закономерностях, принципах, содержании, технологии, обеспечивающих самореализацию и образовательное развитие учеников и учителей.

14. Закономерности вэристического обучения – это:

а) объектные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения;

б) проявления основных законов педагогики, находящие свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах;

в) все ответы верны.

15. Эвристический образ ученика проявляется в комплексе личностных качеств . Каких?

а) когнитивных;

б) креативных;

в) методологических;

г) все ответы верны.

16. Что такое одаренность?

а) система качественных оценок творческой реализации личности любого ученика;

б) склонность человека делать все в творческой манере;

в) степень творческой самореализации личности ученика в образовательной деятельности.

17. Что такое креативность?

а) потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию, действованию ;

б) интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей – элементов;

в) основная способность, обеспечивающая эвристическую образовательную деятельность.

18. Индивидуальная образовательная траектория – это:

а) осознание учащимся необходимости самодвижения, самостоятельной постановки общеобразовательных и частнопредметных задач и проблем, конструирование собственной системы знаний и способов деятельности;

б) персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

в) все ответы верны.

19. Характерные признаки эвристической образовательной деятельности:

а) осуществляются на основе личностного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов, целей;

б) создание учеником собственного образовательного продукта;

в) вызывает субъективные трудности и проблемы;

г) все ответы верны.

20. Типы дистанционного обучения творчеству:

а) дистанционное обучение решает задачи очного обучения;

б) дистанционное обучение дополняет очное обучение;

в) дистанционное обучение частично заменяет очное обучение;

г) дистанционное обучение выполняет функции образования;

д) все ответы верны.

21. Назовите признаки виртуального образовательного процесса:

а) предварительная неопределенность для субъектов взаимодействия;

б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;

в) существование виртуального образовательного процесса только на протяжении самого взаимодействия;

г) все ответы верны.

22. Образовательная рефлексия – это:

а) мыследеятельный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности;

б) осознание субъектом своей уникальности, индивидуальности и предназначения;

в) осмысление субъектом собственной творческой деятельности, ее «знаниевых» продуктов, структуры самой деятельности;

г) все ответы верны.

23. Сопровождающее обучение – это:

а) обучение, определяющее сопровождающую позицию учителя по отношению к ученикам; помощь в постановке и достижении образовательных целей;

б) обучение, предполагающее возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных задач и продвижения по этому пути в соответствии со своими особенностями.

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС.

Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа


Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

1

20

0

20

20

20

0

20

100

Программа оценивания учебной деятельности

Виды текущего контроля и критерии оценивания учебной деятельности.

Лекции – оценивается посещаемость, активность, умение выделить главную мысль. Диапазон оценивания от 0 до 20 баллов.

Практические занятия – оценивается самостоятельность при выполнении работы, активность работы в аудитории, правильность выполнения заданий, уровень подготовки к занятиям. Диапазон оценивания от 0 до 20 баллов.

Самостоятельная работа – оценивается качество и количество выполненных домашних работ, грамотность в оформлении, правильность выполнения и т.д. Диапазон оценивания от 0 до 20 баллов.

Автоматизированное тестирование – оценивается исходя из количества правильно выполненных заданий. Диапазон оценивания от 0 до 20 баллов.

Промежуточная аттестация – проходит в виде экзамена. Оценивается глубина и полнота знаний программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений при ответе на экзамене; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные дополнительные (наводящие) вопросы. Диапазон оценивания от 0 до 20 баллов,

при проведении промежуточной аттестации

ответ на «отлично» оценивается от 18 до 20 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 15 до 17 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 12 до 14 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 11 баллов

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности магистранта по дисциплине «Современная дидактика» составляет 100 баллов.

Таблица 2. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Современная дидактика» в оценку (экзамен):


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Современная дидактика».

а) Основная литература:

1. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Н. В. Бордовская, С.И. Розум. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. - 620, с.

2. Педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 502, с.

3. Сластенин, Виталий Александрович. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М. : Изд. центр "Академия", 2010. - 477, с.

б) Дополнительная литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

3. Микалко М. Тренинг интуиции [Текст] = Thinkertoys: a Handbook of Business Creativity for the 90 s: учебное пособие / М. Микалко; . - Санкт-Петербург; Москва; Харьков; Минск: Питер, 2001.

5. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Соколов. - Москва: Аспект-Пресс, 1995.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.​ Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

2.​ Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

3.​ Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

4.​ Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

6. http://www.osoboedetstvo.ru – сайт «Особое детство»;

7. http://www.portal-school.ru – единый государственный школьный портал, разработанный в рамках реализации национального проекта «Образование», задуман как единый справочно-обучающий комплекс Интернет-страниц для школьников, как коммуникационная среда для преподавателей, родителей и экспертов;

8. http://www.prosv.ru/ – сайт ИД «Просвещение»;

9. http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;

10. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования;

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Современная дидактика».

Лекционные занятия проводятся в аудиториях на 50 и 20 посадочных мест. В ходе лекционных и семинарских занятий используются учебно- демонстрационные мультимедийные презентации, которые обеспечиваются следующим техническим оснащением:

1. Компьютеры (в комплекте с колонками).

2. Мультимедийный проектор

3. Экран.
Доступ магистров к электронным формам учебно-методических материалов по дисциплине «Современная дидактика» и к Интернет-ресурсам обеспечивается компьютерным классом факультета психологии и залом открытого доступа к Интернет-ресурсам в научной библиотеке СГУ (всего более 35 компьютеров). Учебные аудитории оснащены мультимедийным оборудованием и доступом к WI-FI, интерактивными компьютерными досками с проекторами. Использование мультимедийного оборудования предполагает усвоение учебного материала как в визуальном, так и в аудиальном восприятии.

В учебных корпусах университета созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями – корпуса оборудованы пандусами, знаками доступности, информационными и предупреждающими знаками, системами вызова помощника, противоскользящими покрытиями. Информационные стенды отображают информацию, с помощью которой люди с ограниченными возможностями здоровья получают информацию о доступности объектов, схемах перемещения, путях эвакуации и пр.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Педагогика одаренности».


профессор кафедры педагогики Г. И.Железовская

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики факультета психологии от _________________г., протокол № ____.


programs -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
programs -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
programs -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Социология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование

В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества. Образование имеет огромное значение в процессе становления личности человека современного общества. Это целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли реконструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуально-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенствование, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Именно благодаря образованию и целенаправленному обучению происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций.

Научной педагогической сферой, которая бы логично и последовательно изучала особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяя его специфику и закономерности, является исторически сложившаяся в процессе эволюции человеческой цивилизации наука – дидактика .

Дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания. В наши дни становится все труднее определить возможный эффект тех или иных форм, методов и средств обучения. Дидактика же, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки.

В современном мире существует огромное количество различных в своем направлении дидактических концепций. С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения. Ставятся задачи определить такие формы, применить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни единого более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, выработанные предшествующими поколениями учителей.


СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Последовавшие затем исследования были направлены на то, чтобы, сохраняя все лучшее из древней, традиционной (Гербарта) и прогрессивистской (Дьюи) систем, найти новые решения злободневных вопросов. Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой.

Среди ее направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий», разработанная известным американским психологом и педагогом Д. Бруннером. В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. При этом учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения. Такое творческое обучение отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей, хотя и то и другое выступают в качестве его предпосылок и необходимых условий. Характерной чертой творческого обучения по Бруннеру является не только накопление и оценка данных по определенной теме, формулировка на этой основе соответствующих обобщений, но и выявление закономерностей, выходящих за рамки изучаемого материала.

Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:

1. Методологическую основу ее составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения, присущий философским системам прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Нынешняя концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая верификация приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе, учебной деятельности. Выдвигая требование развития и одновременного взаимодействия чувств, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к ликвидации типичного для гербартианства и прогрессивизма противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых целиком от учителя и приобретаемых учащимися самостоятельно.

Системно-структурный подход стал превалирующим в исследовании всех дидактических проблем. С каждым годом крепнет и понимание комплексного подхода к решению учебно-воспитательных задач. Только та дидактическая система будет пригодной для их решения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности, которая исследует целостные, неразъединимые образования, а не вырванные из общего процесса отдельные элементы.

2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель - выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств.

3. Иным стал подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Гербартисты, разрабатывая программы, вообще не учитывали запросы, потребности и интересы учащихся, переоценивали значение «книжного знания» для интеллектуального развития, а прогрессивисты, формируя стратегию обучения, больше полагались на спонтанные интересы и ситуативную активность учащихся. В результате программы определяли лишь общие контуры образования, а отдельные учебные предметы появлялись лишь в старших классах. Такой подход имел как положительные, так и отрицательные стороны. Позитивным в нем было то, что учащиеся, работая самостоятельно и без спешки, получали основательную подготовку в избранной области, однако их образование, ограниченное узким кругом проблем, было неполным и несистематичным. Положительные качества прежних программ новая дидактика стремится сохранять и приумножать. Сегодня дифференцированные учебные планы, программы, курсы распространились во всем мире. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к разнообразным потребностям и интересам учащихся.

4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучения и образования. Из накопившегося опыта и знаний извлечен поучительный вывод: нельзя создать универсальную систему обучения, одинаково пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач во всех случаях. Должна быть гибкая система отдельных технологий, специально созданных для разрешения конкретных проблем. Наиболее целесообразные технологические решения могут существенно ускорить и облегчить процесс приобретения знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

ДИДАКТИКА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 -1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение - процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma - внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.

В условиях традиционной классно-урочной системы в реальной практике нередко возникает принудительное обучение, педагогическое насилие. Если такая модель обучения реализуется при авторитарном стиле педагогического общения и управления с применением сообщающее-иллюстративной методической системы, то последствия для личностного развития ребенка являются крайне негативными и социально опасными. Представленная характеристика реальной образовательной практики противоречит всем положениям дидактической концепции, построенной с позиции понимания обучения как развивающего и воспитывающего процесса. Современная теория обучения основана на реализации подходов: личностного, деятельностного, целостного, оптимизационного, технологического и творческого.

Личностный подход органично связан с принципом персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит другому гуманистическому метапринципу - полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Ценностный подход предлагает субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, т. е. превращение их в личностные смыслы. Сущность личностно-ориентированного воспитания, с позиции ценностного подхода, состоит в преодолении противоречия между ценностями и личными смыслами путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора и «проживания», так как только таким путем ценности могут стать личностными смыслами. В процессе приобщения детей к ценностям особая роль принадлежит смысловым универсалиям. Смысловыми универсалиями, по В. Франклу, являются творчество, отношение, переживание. Эти ценности не нуждаются ни в каких дополнительных механизмах перевода их в личностный план, они сами являются «смысловыми единицами жизни» (А.Н. Леонтьев). Таким образом, с позиций ценностного подхода личностно-ориентированное воспитание можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к ценностям, в результате которого у него происходит «становление связной системы личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев).

Деятельностный подход реализуется при помощи воздействия, формирования и организация деятельности детей как развивающей.

Целостный подход отражает подход к личности как к набору каких-либо черт и качеств. (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.

Технологический подход – обучение с учетом современных технологий.

Творческий подход обозначает то, что каждая личность индивидуальна, она стремиться к самовыражению, школа должна в этом помогать.

При этом обучение выполняет функции: социальную, личностно-развивающую, здоровьесбережения, социальной защиты, трансляции культуры

Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная образовательная функция . Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использование на практике.

Воспитательная функция . Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Личностно- развивающая функция . Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Здоровьесбережения – в процессе обучения необходимо следить за здоровьем детей, недопустимо нарушения правил безопасности.

Социальная защита выражается в том, что в современной школе постоянно есть действующий психолог, социальный педагог, которые следят за выполнением прав ребенка.

Трансляция культуры – не только обучать детей, но и ориентировать их в мире современной культуры, давать знания о современных культурных ценностях.

Статьи по теме: